Five factors of the "Chinese economic miracle" that Russia ignores


A few days ago, another five-year development plan for the country until 2025 was presented in China. Experts note that Beijing is now forced to take into account the factor of confrontation with the United States, therefore it delicately avoids specific numbers, but still intends to build a superpower.


"Chinese economic miracle ", which everyone so admires, is based on a combination of several factors:

At first, the use of "five-year plans" with specific goals and objectives that they spied on from the USSR.

Secondly, at the initial stage, the great competitive advantage of the PRC was a huge labor army of yesterday's peasants, ready to work hard from dawn to dawn for symbolic money. At present, much has changed in this regard: Beijing is investing heavily in education and science, many Chinese students study in the best foreign universities and, after returning home, expect a decent wage for their work.

Thirdly, China opened its market to transnational corporations in exchange for providing them with access to advanced technology... TNCs created in China not only production facilities, but also research centers, where local specialists underwent training and practice. Today, the PRC is no longer associated with cheap knitwear, but with fashionable electronic gadgets, an actively developing auto industry, aviation industry and its own space program.

FourthlyBeijing is consistently manipulating the exchange rate of its national currency, which gives an advantage to Chinese exporters, and in order to promote its own interests, China has entered the WTO. The authorities systematically support enterprises and industries aimed at foreign markets by providing them with credit, customs, tax and other preferences.

Fifthly, a significant role was played by the "return to home harbor" of Hong Kong. Through it, China receives about 70% of foreign direct investment and makes almost 60% of its own investments abroad.

All this made the Celestial Empire not only a "world workshop", but also turned it into a real competitor to the United States of America. The trade war unleashed by President Donald Trump aims to slow down the rapid development of the PRC. The Chinese economy still has an Achilles' heel inherent in its very nature: export-oriented and huge population with very modest average income. Note that the new five-year plan is aimed at trying to eradicate these problems.

Beijing has set itself the goal of building a "socialist society of average income." By 2035, GDP per capita should reach “the average level of developed economies,” which means countries such as Spain or the Republic of Korea. China intends to ensure the sustainability of its own economic model by increasing domestic demand. Also, the Communist Party of the PRC is going to protect the country from negative external factors through the development of agriculture, and the industry should be transformed taking into account "green technologies".

Technological development is at the forefront in China. If in the last five-year period science and technology were named a priority 4 times, then in the program from 2020 to 2025 - already 11 times. Moreover, it is emphasized that this should be done with self-reliance. It is obvious that Beijing intends to compete with Washington for the right to be considered an advanced technological power in the future.

For my part, I would like to express regret that some reasonable recipes for the "Chinese economic miracle" under the liberal tales about the "invisible hand of the market" in Russia were stubbornly ignored, and now China is not considered the real threat to the United States.
12 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.
I have an account? Sign in
  1. Cyril Offline Cyril
    Cyril (Kirill) 31 October 2020 11: 50
    -7
    that some reasonable recipes of the "Chinese economic miracle" under the liberal tales about the "invisible hand of the market" in Russia were stubbornly ignored

    It was the "Chinese economic" miracle that made possible the partial introduction of this "free hand of the market". What China would be without these innovations can be seen firsthand on the example of its neighbor, the DPRK.
    1. Alexander Ra Offline Alexander Ra
      Alexander Ra (Alexander) 31 October 2020 13: 09
      +3
      Then where is the Russian economic miracle from "this very" free hand of the market "? The "free hand" for China is an activator, for Russia it is sabotage.
      1. Cyril Offline Cyril
        Cyril (Kirill) 31 October 2020 13: 53
        -5
        Because one "free hand of the market" is not enough.
    2. Marzhecki Offline Marzhecki
      Marzhecki (Sergei) 31 October 2020 16: 06
      +4
      A counter question: we have had a hand for a long time, but why is there no miracle?
      And the DPRK is in isolation and under sanctions, if anything, because its success with the PRC is incorrect to compare.
      1. Cyril Offline Cyril
        Cyril (Kirill) 31 October 2020 17: 26
        -5
        A counter question: we have had a hand for a long time, but why is there no miracle?

        Well, whether we have a "miracle" or not is a moot point. In general, the average Russian lives better than the average Chinese.

        China has a somewhat paradoxical situation. It has really strong economic indicators, but from the point of view of people's well-being, this is not particularly noticeable. I can assume that the lion's share of China's "economic miracle" is provided by the presence of a very large and at the same time rather low-paid labor force.

        The second point is that apart from the “free hand of the market”, a “miracle” requires a transparent political system and a relatively low level of corruption. The market will be of little use if all of its advantages are offset by a high level of corruption, kickbacks, non-transparent mechanisms of economic regulation, etc.

        And the DPRK is in isolation and under sanctions, if anything, because its success with the PRC is incorrect to compare.

        From the beginning of its existence, the DPRK has taken a course towards authorship - this is spelled out in its state ideology. And this very author, by the way, is just one of the aspects of the lack of economic freedom.
        1. Cyril Offline Cyril
          Cyril (Kirill) 31 October 2020 18: 21
          -3
          typo - correct author *
      2. Cyril Offline Cyril
        Cyril (Kirill) 31 October 2020 17: 28
        -4
        Yes, and there is no "free hand of the market" in modern Russia - we have state capitalism predominantly, not normal capitalism. Almost all large enterprises are controlled by the state.
        1. Vladimir Tuzakov (Vladimir Tuzakov) 3 November 2020 17: 07
          +3
          In the Russian Federation, it is not state capitalism, but feudal capitalism (the specifics of the Russian Federation), when property is considered state-owned, and a handful of usurpers are in power, holding everyone else down with the levers of the state ... It is very similar to the nomenklatura socialism of the USSR in recent years, although the nomenklatura stratum was orders of magnitude wider, and deductions are much more "for the people" ...
  2. Toha from KZ Offline Toha from KZ
    Toha from KZ (Anton) 1 November 2020 09: 40
    0
    And the author himself is ready to work hard from dawn to dawn to make a Russian miracle? The main Chinese miracle happened at Tiananmen Square. They did not babysit the freaks who were dragging the country into the abyss.
    1. bear040 Offline bear040
      bear040 1 November 2020 10: 46
      +5
      So the Russian Federation has great scientific potential, most Russians have either good or excellent education, these are not illiterate Chinese peasants who cannot read. Russia for the Russian economic miracle lacks only the Russian patriots in power. A CNC machine for a Russian is quite a normal workplace, not a spaceship, and this is already an opportunity to produce many high-quality goods. Mistral workers need to be driven from the Kremlin, who plow abroad to the detriment of the Russian Federation, and everything in the Russian Federation will go well.
  3. Jacques sekavar Offline Jacques sekavar
    Jacques sekavar (Jacques Sekavar) 1 November 2020 10: 24
    0
    The state of affairs in the People's Republic of China after the end of the Second World War and the Great Leaps forward was similar to the state of the USSR after the Great October Socialist Revolution and the Civil War, about which V.I. Lenin wrote:

    Defeat on the economic front is more serious and dangerous than anything else.

    Lenin saw the main reason for the critical state of the economy in the centralization of economic policy beyond any measure, which led to its isolation from the people - “everything is collective farm, everything is mine”.
    Any new social formation is born in the depths of the old and inherits its features. Socialism is no exception, and as an intermediate stage all the features of capitalism are inherent in it - the exploitation of man by man, the desire of the owner to increase profits and the appropriation of surplus value, etc.
    Proceeding from this basic postulate of Marxism, Lenin proposed a solution to the problem through the New Economic Policy, which would combine the interests of the private owner-capitalist and his slaves.
    The fundamental difference from capitalism is that the state did not let the economy “run its course”, but assumed the function of regulating all the main elements of traditional capitalism - entrepreneurship, trade, money circulation, the social sphere, etc.
    Based on the works of V.I. Lenin, Deng Xiaoping began his economic reforms in relation to the specific conditions of China.
    Land reform, entrepreneurship and private property, oversupply of labor and public administration, i.e. guarantees of the state, led to a rapid economic growth, but not anarchic, but controlled and directed by the state, that is, by the Communist Party of China, which today directs capitalists to solve state (!!!) tasks - to increase production and its modernization, increase employment and number the proletariat, controls and forces the capitalists to serve the interests of the state, i.e. to the proletariat. In the PRC, this is clear and obvious to everyone - the world's largest economy, the average wages and living standards are two times higher than in the Russian Federation and is steadily striving to the level of developed capitalist states, and the decline in the number of the poor is measured annually by tens of millions and reaches the level of average income.
    All this Chinese miracle is built on the bones of the USSR, the collapse of which was not predetermined by socialism, but by the theoretical ignorance of the leadership of the CPSU and the state (as Vladimir Putin said, they did not know what to do), their isolation from the people (the formation of a class of the so-called untouchables ) and formal socialization of production.
    1. Ser sash Offline Ser sash
      Ser sash (Ser Sash) 7 November 2020 09: 25
      0
      Even the USSR did not provide for the function of self-defense against a change in the system and control of power from stupidity. As, for example, in the USA.

Пять факторов «китайского экономического чуда», которые игнорирует Россия


Несколько дней назад в Китае был представлен очередной пятилетний план развития страны до 2025 года. Эксперты отмечают, что Пекин теперь вынужден учитывать фактор противостояния с США, потому деликатно избегает конкретных цифр, но по-прежнему намерен строить сверхдержаву.


«Китайское экономическое чудо», которым все так восхищаются, основано на сочетании нескольких факторов:

Во-первых, использование «пятилеток» с конкретными целями и задачами, которые они подсмотрели у СССР.

Во-вторых, на начальном этапе большим конкурентным преимуществом КНР была огромная трудовая армия из вчерашних крестьян, готовых вкалывать от зари до зари за символические деньги. В настоящее время в этом отношении многое изменилось: Пекин вкладывает большие средства в образование и науку, многие китайские студенты учатся в лучших зарубежных вузах и, вернувшись домой, рассчитывают на достойную оплату своего труда.

В-третьих, Поднебесная открыла свой рынок транснациональным корпорациям в обмен на предоставление ими доступа к передовым технологиям. ТНК создавали в Китае не только производства, но и научно-исследовательские центры, где проходили обучение и практику местные специалисты. Сегодня КНР ассоциируется уже не с дешевым трикотажем, а с модными электронными гаджетами, активно развивающимся автопромом, авиапромом и собственной космической программой.

В-четвертых, Пекин последовательно манипулирует курсом своей национальной валюты, что дает преимущество китайским экспортерам, а для продвижения собственных интересов КНР вступила в ВТО. Власти систематически поддерживают предприятия и производства, нацеленные на внешние рынки, предоставляя им кредитные, таможенные, налоговые и прочие преференции.

В-пятых, значительную роль сыграло «возвращение в родную гавань» Гонконга. Через него Китай получает порядка 70% внешних прямых инвестиций и осуществляет почти 60% своих собственных инвестиций за рубежом.

Все это сделало Поднебесную не только «мировой мастерской», но и превратило ее в реального конкурента Соединенным Штатам Америки. Развязанная президентом Дональдом Трампом торговая война имеет целью притормозить стремительное развитие КНР. Китайская экономика по-прежнему имеет свою ахиллесову пяту, заложенную в саму ее природу: ориентированность на экспорт и огромное население с очень скромным средним доходом. Отметим, что новая пятилетка направлена на то, чтобы попытаться искоренить эти проблемы.

Пекин поставил целью построение «социалистического общества среднего достатка». К 2035 году ВВП на душу населения должен достигать «среднего уровня развитых экономик», под которыми имеются в виду такие страны, как Испания или Республика Корея. Китай намерен обеспечить устойчивость собственной экономической модели за счет роста внутреннего спроса. Также обезопасить страну от негативных внешних факторов Компартия КНР собирается за счет развития сельского хозяйства, а промышленность должна трансформироваться с учетом «зеленых технологий».

Технологическое развитие поставлено в Китае во главу угла. Если в прошлой пятилетке наука и технологии были названы приоритетом 4 раза, то в программе с 2020 по 2025 годы – уже 11 раз. Причем подчеркивается, что это должно происходить с опорой на собственные силы. Очевидно, что Пекин намерен конкурировать с Вашингтоном за право считаться передовой технологической державой и дальше.

Со своей стороны, хотелось бы выразить сожаление, что некоторые разумные рецепты «китайского экономического чуда» под либеральные сказки про «невидимую руку рынка» в России упорно игнорировались, и теперь реальной угрозой США считается не она, а Китай.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Cyril Офлайн Cyril
    Cyril (Кирилл) 31 октября 2020 11:50
    -7
    что некоторые разумные рецепты «китайского экономического чуда» под либеральные сказки про «невидимую руку рынка» в России упорно игнорировались

    Как раз "китайское экономическое" чудо стало возможным частичному введению этой самой "свободной руки рынка". То, чем Китай был бы без этих нововведений, можно воочию увидеть на примере его соседа - КНДР.
    1. Александр Ра (Александр) 31 октября 2020 13:09
      +3
      Тогда где же российское экономическое чудо от «этой самой "свободной руки рынка"»? «Свободная рука» для Китая – активатор, для России – диверсия.
      1. Cyril Офлайн Cyril
        Cyril (Кирилл) 31 октября 2020 13:53
        -5
        Потому что одной "свободной руки рынка" недостаточно.
    2. Маржецкий Офлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 31 октября 2020 16:06
      +4
      Встречный вопрос: у нас рука давно есть, но почему нет чуда?
      А КНДР находится в изоляции и под санкциями, если что, потому ее успехи с КНР сравнивать некорректно.
      1. Cyril Офлайн Cyril
        Cyril (Кирилл) 31 октября 2020 17:26
        -5
        Встречный вопрос: у нас рука давно есть, но почему нет чуда?

        Ну, есть ли у нас "чудо" или нет - вопрос спорный. В целом среднестатистический россиянин живет получше среднестатистического китайца.

        У Китая немного парадоксальная ситуация. У него действительно сильные экономические показатели, но вот с точки зрения благосостояния людей это не особо заметно. Могу предположить, что львиную долю "экономического чуда" Китая обеспечивает наличие очень большого и при этом довольно низкооплачиваемого трудового ресурса.

        Второй момент - помимо "свободной руки рынка" для "чуда" нужна прозрачная политическая система, относительно низкий уровень коррупции. От рынка будет мало толку, если все его преимущества нивелируются высоким уровнем коррупции, откатами, непрозрачными механизмами экономического регулирования и т. д.

        А КНДР находится в изоляции и под санкциями, если что, потому ее успехи с КНР сравнивать некорректно.

        Курс на авторкию КНДР взяла сама с начала своего существования - это прописано в ее государственной идеологии. И эта самая авторкия, кстати - как раз один из аспектов отсутствия экономической свободы.
        1. Cyril Офлайн Cyril
          Cyril (Кирилл) 31 октября 2020 18:21
          -3
          описка - правильно авторкия*
      2. Cyril Офлайн Cyril
        Cyril (Кирилл) 31 октября 2020 17:28
        -4
        Да и нет в современной России "свободной руки рынка" - у нас госкапитализм преимущественно, а не нормальный капитализм. Практически все крупные предприятия контролируются государством.
        1. Владимир Тузаков (Владимир Тузаков) 3 ноября 2020 17:07
          +3
          В РФ не госкапитализм, а феодальный капитализм (специфика РФ), когда имущество считается государственным, а пользуются кучка узурпаторов при власти, всех остальных зажимая рычагами государства..Очень схожа с номенклатурным социализмом СССР последних лет, правда номенклатурщиков слой был на порядки шире, и отчисления гораздо больше "на народ"...
  2. Тоха из КЗ Офлайн Тоха из КЗ
    Тоха из КЗ (Антон) 1 ноября 2020 09:40
    0
    А автор сам готов вкалывать от зари до зари, чтобы сделать русское чудо? Главное китайское чудо произошло на площади Тяньаньмэн. Там не няньяались с уродами, которые тянули страну в пропасть.
    1. медведь040 Офлайн медведь040
      медведь040 1 ноября 2020 10:46
      +5
      Так у РФ большой научный потенциал,большинство русских имеют либо хорошее,либо отличное образование,это не безграмотные китайские крестьяне,не умеющие читать. России для русского экономического чуда не хватает только патриотов РФ у власти. Станок с ЧПУ для русского вполне нормальное рабочее место,а не космический корабль,а это уже возможность выпускать много качественных товаров. Мистральщиков нужно гнать из кремля,которые пашут на заграницу в ущерб РФ и все в РФ пойдет на лад.
  3. Jacques Sekavar Офлайн Jacques Sekavar
    Jacques Sekavar (Jacques Sekavar) 1 ноября 2020 10:24
    0
    Положение дел в Китайской Народной Республике после окончания Второй мировой войны и Великих Скачков было аналогично положению СССР после Великой Октябрьской Социалистической Революции и гражданской войны о котором В.И.Ленин писал :

    Поражение на экономическом фронте – более серьезно и опасно чем какое бы то ни было.

    Главную причину критического положения экономики В.И.Ленин видел в централизованности хозяйственной политики сверх всякой меры, что привело к её оторванности от народа – “всё кругом колхозное, всё кругом моё”.
    Всякая новая общественная формация зарождается в недрах старой и наследует её черты. Социализм не исключение и как промежуточному этапу ему присущи все черты капитализма – эксплуатация человека человеком, стремление хозяина к увеличению прибыли и присвоение прибавочной стоимости и т.д.
    Исходя из этого базового постулата марксизма, В.И.Ленин предложил решение проблемы через Новую Экономическую Политику, которая бы сочетала интересы частного собственника- капиталиста и его холопов.
    Принципиальное отличие от капитализма состоит в том, что государство не пустило экономику “на самотёк”, а взяло на себя функцию регулирования всех основных элементов традиционного капитализма – предпринимательство, торговлю, денежное обращение, социальную сферу и т.д.
    На основе работ В.И.Ленина, Дэн Сяопин начал свои экономические реформы применительно к конкретным условиям Китая.
    Земельная реформа, предпринимательство и частная собственность, переизбыток рабочей силы и государственное управление, т.е. гарантии государства, привели к бурному росту экономики, но не анархичному, а подконтрольному и направляемому государством, т.е Коммунистической Партией Китая которая и сегодня направляет капиталистов на решение государственных(!!!) задач – увеличение производства и его модернизацию, увеличение занятости и численности пролетариата, контролирует и принуждает капиталистов служить интересам государства, т.е. пролетариату. В КНР это наглядно и очевидно всем – крупнейшая экономика мира, средняя оплата труда и уровень жизни раза в два выше чем в РФ и неуклонно стремится к уровню развитых капиталистических государств, а сокращение численности бедноты ежегодно измеряется десятками миллионов и выходит на уровень среднего достатка.
    Всё это китайское чудо построено на костях СССР, крах которого предопределил не социализм, а теоретическая безграмотность руководства КПСС и государства (как сказал В.В.Путин, они не знали что делать), их обособление от народа (образование класса т.н. неприкасаемых) и формальное обобществление производства.
    1. Ser Sash Офлайн Ser Sash
      Ser Sash (Ser Sash) 7 ноября 2020 09:25
      0
      Еще СССР не предусмотрел функции самозащиты от смены строя и контроля власти от глупости. Как, например в США.