Разворот на Восток обходится России слишком дорого

В 2014 году на фоне резко охладившихся отношений с Западом президент Владимир Путин объявил так называемый «разворот на Восток». Символом его стало подписание соглашения с КНР о строительстве газопровода «Сила Сибири». Однако на самом деле «Газпром» развернулся к восходящему солнцу еще 10 лет назад, в 2008 году.



В рамках освоения российского Дальнего Востока были построены газовые трубопроводы в Хабаровск и на Камчатку, освоены месторождения на Сахалине. Но главная цель приближения инфраструктуры газового монополиста к границе – это рынок Китая, а в перспективе, возможно, Северной и Южной Кореи и даже Индии. За один только прошлый год в Поднебесной на 15% выросло потребление «голубого топлива», составив 240 миллиардов кубов. В конце 2017 года даже образовался некоторый дефицит электроэнергии, вызванный программой Пекина по переходу от угольной генерации к более экологичному природному газу.



Также большой интерес для российского экспорта представляет рынок Южной Кореи, доступ к которому стал более реалистичным из-за потепления отношений между Сеулом и Пхеньяном. Газопровод смог бы пройти через КНДР в Республику Корея, чей газовый рынок является весьма лакомым куском. Интерес Южной Кореи к строительству газопровода из России подтверждают представители «Газпрома»:

Южнокорейская сторона обращалась к "Газпрому" относительно возобновления данного проекта


Очень перспективным для России является рынок СПГ Индии, которая находится на четвертом месте в мире по импорту данного вида энергоресурсов. Уже сейчас законтрактованы поставки танкерами-газовозами на уровне в 2,5 миллиона кубометров в год. Корпорация рассчитывает на долгосрочный контракт на следующие 20 лет.

1 сентября 2014 года было подписано соглашение о начале строительства «Силы Сибири» в Китай. В ближайшие тридцать лет Россия будет экспортировать в КНР 38 миллиардов кубометров газа в год. На повестке дня газопровод «Алтай» или «Сила Сибири-2». Однако не все так гладко, как хотелось бы. По заверениям руководства газового монополиста, стоимость проекта составит «всего» 55 миллиардов долларов, а заработает компания 400 миллиардов долларов. Но цену за кубометр топлива не раскрыл:

Главное сейчас — понять и прочувствовать значение самого контракта, а не обсуждать уровень цены


На фоне американских санкций и конкуренции с их СПГ проект вдруг подорожал, действительно заставив прочувствовать его значимость. Например, в 2011 году он оценивался в 800 миллиардов рублей, а теперь 1,1 триллиона. Плюс на строительство Амурского газоперерабатывающего завода 950 миллиардов, и еще 450 миллиардов на инфраструктуру законтрактованного Чаяндинского месторождения. При этом «злые языки» сомневаются в выгодности этих проектов для всех, кроме ряда подрядчиков, и отмечают, что Дальний Восток и Сибирь самые неразвитые регионы страны в плане газификации.

Сам Китай предельно прагматично не кидается с головой в объятия «Газпрома», а параллельно договаривается с поставщиками из Соединенных Штатов. Из Аляски в Поднебесную будет поступать СПГ в объемах 28 миллиардов кубометров. Однако руководство российского монополиста сохраняет оптимизм: компания надеется к 2035 году поставлять в КНР порядка 100 миллиардов кубов «голубого топлива».
Автор: Сергей Маржецкий
Использованы фотографии: http://www.ooosgm.ru/

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора публикации

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl Enter
Читайте также
Комментарии 3
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Владимир Буланов 20 июня 2018 15:49
    +2
    Альтернативы развороту на Восток нет. Запад показал себя ненадежным партнером. Необходимо развивать свою Сибирь и Дальний Восток. Тогда и с партнерами с востока будет легче говорить.
    1. УралРеп Офлайн
      УралРеп (Сергей) 21 июня 2018 07:28
      0
      Сперва надо начать с себя, потом партнеры сами потянутся.
  2. AICO Офлайн
    AICO (Вячеслав) 22 июня 2018 21:04
    0
    Крутится с шилом в заднице всегда и дорого и болезненно!