Путин наконец заметил проблемы в «Роскосмосе»
Российской космической отрасли предстоят большие перемены. Из государственной она все активнее начнет дрейфовать в сторону частной. Столь далеко идущие выводы можно сделать из публичной дискуссии между президентом Владимиром Путиным и главой «Роскосмоса» Дмитрием Рогозиным по проблемам, образовавшимся вокруг ключевых программ.
О том, что в госкорпорации не все ладно, известно давно. У нас и дырки зачем-то сверлят в обшивке, залепляя их «жвачкой», и датчики вверх ногами ставят, из-за чего падают ракеты, и т.д. Все это в совокупности со стороны производит впечатление настоящего бардака. При этом конкуренты не дремлют. Под давлением американских корпораций Россия шаг за шагом сдает свои традиционные позиции в космосе. И вот свое высочайшее внимание на ряд ключевых проектов «Роскосмоса» обратил внимание президент Путин:
Роскосмосу было поручено подготовить ряд новых программ, в том числе направленных на разработку ракетного комплекса сверхтяжелого класса, на создание космической группировки в рамках проекта «Сфера», а также на дальнейшее развитие системы ГЛОНАСС.
Что же не так с этими проектами, попробуем разобраться.
«Енисей»
Перспективная отечественная ракета сверхтяжелого класса получила название «Енисей». Это ключевой элемент российской лунной программы, первая сверхтяжелая РН, разрабатываемая после распада СССР. С космодрома «Восточный» в 2028 году она должна доставить на низкую околоземную орбиту 100 тонн груза, а к земному спутнику – 27 тонн. На ее базе путем добавления дополнительной ступени можно создать еще более мощную ракету-носитель «Дон», чья грузоподъемность составит 140 и 33 тонны соответственно.
Все это звучит очень круто и амбициозно. Но есть две большие проблемы. Во-первых, стоимость проекта оценивается в сумму порядка 1,5 триллиона рублей. Это практически весь бюджет федеральной космической программы на много лет, которая и без того урезается из-за сокращения доходов федерального бюджета. Во-вторых, скажем прямо, в обозримом будущем для сверхтяжелой ракеты работы нет. Представить, что всего через 8 лет российский космонавт ступит на лунную поверхность, это чересчур оптимистично. Это не означает, что сверхтяжелая РН России не нужна, напротив. Просто надо реально соотносить космические амбиции с финансовыми возможностями страны, которая непрерывно теряет свои позиции на рынке углеводородов, и ставить реалистичные цели и задачи.
«Сфера»
Это перспективная федеральная программа создания собственной спутниковой группировки из 638 аппаратов. По другим данным, общее количество российских спутников немногим превысит 500 единиц. «Сфера» пришла на смену спутниковой системы «Эфир». В прошлом году в Подмосковье началось строительство завода, который с 2022 года должен производить для нее космические аппараты. Согласно сайту госзакупок, стоимость одних ракет для вывода спутников на орбиту составит 324,27 миллиарда рублей. Суммы получаются очень внушительные, при этом некоторые эксперты указывают, что российская система не сможет считаться полноценным конкурентом западным проектам, а также не сумеет найти иностранных заказчиков для своих услуг, чтобы сделать ее коммерчески окупаемой.
Упомянутые проекты получаются очень дорогими, но нужными. Обращает на себя внимание, что президент Путин и глава «Роскосмоса» решили поговорить «про деньги» не кулуарно, а публично. Возможно, в связи с этим стоит обратить внимание на слова главы государства о необходимости привлечения в отрасль частных средств:
Хочу добавить, что для достижения целей, стоящих перед российской ракетно-космической отраслью, перед комплексом, необходимо более активно использовать инструменты государственно-частного партнерства, привлекать там, где это возможно, внебюджетные и заемные средства. Аккуратно, конечно.
Не исключено, что речь идет о некой «аккуратной» форме приватизации госкорпорации, точнее, некоторых ее коммерчески привлекательных проектов. Напомним, что в нашей стране много лет разрабатывался проект пилотируемого корабля «Федерация», который позже был переименован в «Орел». Он до сих пор еще «не вылупился», но год назад в Подмосковье была зарегистрирована компания «Многоразовые транспортные космические системы» с уставным капиталом в 400 тысяч рублей. По совпадению ее гендиректор Дмитрий Кахно является топ-менеджером одной из дочерних структур «Роскосмоса». Молодая и ничем себя не зарекомендовавшая компания бойко начала сотрудничество с госкорпорацией в области разработки частного многоразового пилотируемого корабля «Арго». Понятно, что в основу корабля пойдут наработки по проекту «Орла», а «МТКС» намерена заработать на эксплуатации своего грузовика 500 миллионов долларов.
Возможно, что о подобной «аккуратной» приватизации технологий «Роскосмоса» и пойдет в дальнейшем речь. А так через СМИ была подготовлена почва.
Информация