Почему Россия начала перенос производства ледоколов из-за рубежа


В российском ледокольном флоте прибыло пополнение. Президент Владимир Путин принял участие в торжественной церемонии поднятия флага на ледоколе под названием «Виктор Черномырдин». Это была важная веха в отечественном судостроении.


Наша страна обладает самым большим ледокольным флотом в мире. В общественном сознании он прочно ассоциируется с мощными атомными ледоколами, способными проламывать многометровый слой льда для расчистки Северного морского пути. Действительно, в данном компоненте Россия объективно впереди планеты всей. Перспективный атомоход «Лидер» вообще не будет иметь конкуренции в обозримой перспективе. Однако основу флота представляют дизель-электрические ледоколы, его настоящие «рабочие лошадки».

Так сложилось, многие корабли данного класса были построены за рубежом. Так, по сей день у нас эксплуатируются четыре дизель-электрических ледокола типа «Капитан Сорокин», которые были произведены в Финляндии. Головной корабль данной серии с одноименным названием в девяностые годы проходил модернизацию за границей, в Германии. Там же, в Хельсинки, на верфи Wärtsilä Oyj Abp (Вяртсиля) были построены для СССР три ледокола класса «Ермак». По своим характеристикам эти дизель-электрические корабли лишь немногим уступают первому атомному ледоколу «Ленин». Все бы хорошо, но подобная зависимость от иностранных партнеров делает Россию уязвимой, что и показали дальнейшие события.

Заказ на строительство дизель-электрического ледокола проекта 22600 («ЛК-25») «Объединенная судостроительная корпорация» получила в 2011 году и предполагалось, что флот его получит в 2015 году. Но не сложилось. Проблемой стало размещение части заказа на верфи «Nordic Yards» в Германии, которой владел российский предприниматель Виталий Юсуфов, выходец из «Газпрома». Немцы получили подряд на строительство надстройки стоимостью в 1,5 миллиарда рублей, 223 миллиона были выплачены в качестве аванса. Компетенцию германских судостроителей никто не отрицает, однако злую шутку с проектом сыграла девальвация нашей национальной валюты, которая сделала заказанную надстройку «золотой». Более того, исполнение работ было затянуто из-за выявленных при проектировании ошибок. В результате сотрудничество с «Nordic Yards» было разорвано, а 185 миллионов рублей из предоплаты так и остались в ФРГ. Этот пример наглядно показывает, насколько невыгодно может быть зависимым от иностранного подрядчика при расчете в валюте. Президент Путин по этому поводу в 2013 году заявил следующее:

Считаю недопустимым, когда заказы на морскую технику, суда гражданского флота без должного основания размещаются на зарубежных верфях. Приоритет должен отдаваться отечественным производителям.

Импортозамещение в судостроении, как и в других стратегически важных отраслях, совершенно необходимо. К сожалению, на «Викторе Степановиче» проявились все слабости современного отечественного производства. В 2013 году выяснилось, что ЦКБ «Айсберг», специализирующееся на строительстве ледоколов, допустило по данному проекту серьезные ошибки, из-за чего заказчик был вынужден разорвать с ним контракт и передать другому исполнителю. В 2018 году на недостроенном корабле произошел большой пожар, причинивший убыток на сумму в 150 миллионов рублей. В результате спуск ледокола на воду был задержан на целые пять лет, а его стоимость выросла с 8 миллиардов рублей до 10.

Несмотря на это, ледокол все же введен в строй и является одним из самых больших и мощных в своем классе, построенным полностью в России. Он сможет служить и на Финском заливе, и на Северном морском пути.
  • Использованы фотографии: ОСК
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. дилетант Офлайн дилетант
    дилетант (Виктор) 5 ноября 2020 18:21
    +4
    Наконец то до Росморпорта (заказчика ледоколов) дошло, что зарплату за их строительство надо платить своим рабочим и инженерам, а не финнам с немцами. Интересно своим умом дошли или прокуратура подсказала?
    1. Joker62 Офлайн Joker62
      Joker62 (Иван) 5 ноября 2020 18:49
      0
      Скорее всего гнев от самого гаранта....
    2. Олег Братков (Олег Братков) 6 ноября 2020 08:42
      +2
      Обычно торговля между странами идёт не по схеме товар-деньги, а товар-товар. Покупая один товар, надо продать второй, и вряд ли с ледоколами было что-то другое. Торговый дисбаланс называется. И прекращение обмена одним товаром, из-за санкций, например, неизбежно повлияет на другие "разрешённые" товары. Например, перестанут заказывать строительство ледоколов за рубежом. При этом нам неизвестно, что ещё делается за границей, пока не будет позволено узнать об этом из газет.
  2. Сергей Латышев (Серж) 5 ноября 2020 21:24
    -2
    Как там у разваливавшего страну олигарха Черномырдина?

    Хотели похвастаться как лучше, а сперли как всегда
  3. oracul Офлайн oracul
    oracul (леонид) 6 ноября 2020 07:20
    +3
    Приобретение опыта рыночных отношений лишает Россию флера наивности, что рынок всё отрегулирует. Эта идея яростно пропагандировалась Чубайсом, Гайдаром и др. Пора понять, что рыночные отношения это, прежде всего, люди у которых есть свои интересы. Строительство ледоколов лишь подтверждает это.
    1. Олег Братков (Олег Братков) 6 ноября 2020 08:45
      +3
      Гайдар и Чу

      Цитата: oracul
      Приобретение опыта рыночных отношений лишает Россию флера наивности, что рынок всё отрегулирует. Эта идея яростно пропагандировалась Чубайсом, Гайдаром и др...

      Чубайс своего добился, он теперь олигарх. И вообще, приватизация прошла очень справедливо, как и задумывалось. Сотня человек получили 90 процентов народного имущества СССР, остальные 10 процентов имущества достались 270 миллионам человек. Ну, вроде всё по честному.
  4. Jacques Sekavar Офлайн Jacques Sekavar
    Jacques Sekavar (Jacques Sekavar) 6 ноября 2020 12:33
    +1
    1. Мощности судостроительной отрасли одних только США многократно превосходят РФ
    2. Имея атомный флот, ничто не мешает модернизировать и поставить атомный реактор на ледокол, к примеру.
    3. США имеют несравно больше сухих доков и верфей со всей инфраструктурой пригодных для строительства не только авианосцев но и ледоков.
    4. В этом плане существующие ограниченные возможности РФ, занятые строительством и модернизацией военного флота предопределяют кооперацию РФ с иностранными государствами - Индией, Финляндией, Китаем, без передачи им важнейших технологий.
  5. Тоха из КЗ Офлайн Тоха из КЗ
    Тоха из КЗ (Антон) 6 ноября 2020 16:39
    0
    Хотели как лучше, а получилось как всегда. Как назовешь корабль, так и поплывет.
  6. gorenina91 Офлайн gorenina91
    gorenina91 (Ирина) 6 ноября 2020 18:18
    -3
    Почему Россия начала перенос производства ледоколов из-за рубежа

    -Да потому что на этих зарубежных верфях (где строятся русские ледоколы) Китай не может хозяйничать так как в России... -А вот уже с переносом всего этого производства в Россию ... - тут Китай уже может запросто творить и распоряжаться всем этим производством как ему заблагорассудится ... -сразу появятся китайцы-рабочие ; китайские инженеры ; китайские технологи ... -и китайские материалы , компоненты , оборудование и тд и тд...
    -Так что не надо тут...тут...тут огород городить и тень на плетень наводить...
    1. Владимир Тузаков (Владимир Тузаков) 11 ноября 2020 15:42
      -1
      Заказ топить против Китая перевыполняете с усердием. Кому выгодны действа против Китая , только США и их подручных. Россия в союзных отношениях с Китаем... Причины и следствия очевидны...
  7. Rus Офлайн Rus
    Rus 7 ноября 2020 15:59
    -4
    Очередной прорыв... За такие деньги и халтность