Фактор F-16: Турецкий след в армяно-азербайджанском конфликте

12

Вечер 9 ноября принес безрадостные новости. Как говорится в заявлении Минобороны РФ:

9 ноября около 17:30 по мск над территорией Армении рядом с границей с Азербайджаном из неустановленного ПЗРК с земли был сбит российский вертолет огневой поддержки Ми-24, выполнявший задачу по сопровождению автоколонны 102-й российской военной базы. Инцидент произошел в воздушном пространстве Армении рядом с армянским населённым пунктом Ерасх недалеко от азербайджанской границы. В результате попадания ракеты класса «земля-воздух» вертолёт потерял управление и упал в горной местности. Два члена экипажа погибли, один эвакуирован с травмами средней тяжести на аэродром базирования. В настоящее время командование 102-й российской военной базы устанавливает принадлежность стрелявших.

Честно говоря, рано или поздно мы ждали этого или нечто подобного. Есть внешние силы, которые были крайне заинтересованы во втягивании РФ в конфликт в Нагорном Карабахе. Как ни странно, но меньше всего в этом был заинтересован Азербайджан. Но и провокации со стороны Армении тоже сложно было ожидать, потому что, если бы это вскрылось, то этим они бы себе подписали смертный приговор. А больше, как от РФ, Армении помощи ждать неоткуда. РФ и так снабжала ее оружием и боеприпасами, официально в конфликте не участвуя. Чьи уши торчат за инцидентом, ЦРУ или МИ-6, сказать пока сложно, даже учитывая внутреннюю обстановку в США, отягощенную прошедшими выборами. Спецслужбы живут своей самостоятельной жизнью по принципу: «Война войной, а обед по расписанию», и даже смена президентов на них не влияет - скорее, это они влияют на их смену. Поэтому давайте оставим этот вопрос до выяснения обстоятельств по делу, а сегодня поговорим о турецком следе в текущем конфликте. Тем более, что и сбитый наш вертолет, скорее всего, может оказаться на счету турецкого султана.



Что делают турецкие F-16 на авиабазе в Гяндже?


Не так давно Ильхам Алиев в интервью итальянскому телеканалу Ria 1 был вынужден отвечать на непростой вопрос о том, что делают в Азербайджане в разгар войны с Арменией турецкие истребители F-16. Ведь в отличие от Турции, Азербайджан не является членом НАТО. И такого рода партнерская военная поддержка была бы возможна лишь в том случае, если бы обе страны состояли в Североатлантическом альянсе.

Ответ азербайджанского президента поразил своей асимметричностью, совсем в духе Владимира Путина:

Мы же не говорим, сколько российских МиГ-29, Су-30 находятся на территории Армении. Мы же не говорим о том, что 5 тысяч российских войск расположены на базе в Армении в Гюмри — и, по нашим данным, оттуда периодически идут поставки армянским вооруженным силам, и это факты, в отличие от того, что говорится про нас.

Подобный ответ президента Азербайджана поставил в тупик, поскольку логики в нем не просматривалось никакой. Ибо Армения и РФ входят в единый военно-политический блок ОДКБ и, согласно Договору от 16 марта 1995 года, в Армении официально находится российская военная база. Та самая 102-ая в Гюмри. И наши военные там находятся на законных основаниях в соответствии с Договором о правовом статусе Вооружённых сил Российской Федерации, находящихся на территории Армении, подписанным еще 21 августа 1992 года, и поставки вооружения и техники тоже предусмотрены между союзниками, согласно уже Договора о коллективной безопасности.

При этом следует принимать во внимание, что Москва, в отличие от Анкары, масла в огонь армяно-азербайджанского конфликта не подливала. Нет ни одного сообщения, даже из предвзятых источников, что в Нагорном Карабахе засветились ЗРПК «Панцирь-С1», которые там бы очень пригодились. Как, собственно, и комплекс РЭБ «Красуха-4», который стоит на вооружении 102-й базы, но в зоне конфликта замечен не был. А он уж точно решил бы все вопросы с турецкими и израильскими БПЛА, стоящими на вооружении ВС Азербайджана и нанесшими сокрушительный урон Армии обороны НКР.

Но Россия вела себя корректно и в горячую фазу конфликта не вмешивалась. Пока не вмешивалась. В этом предложении самым важным является слово «пока». 102-ая база подчиняется командованию Южного военного округа и выполняет задачи по несению боевого дежурства в рамках Объединенной системы ПВО СНГ. С мая 1996 года в ее состав входит 3624-я авиационная база с местом дислокации в городе Ереван (аэродром Эребуни). Кстати, информация Ильхама Алиева о наших истребителях Су-30 не соответствует действительности, ибо на вооружении 102-й базы стоят ЗРК С-300, имеются истребители МиГ-29 и вертолеты Ми-24П и Ми-8МТ, но никаких Су-30 нет. Однако это не снимает вопрос, что делают турецкие F-16 на авиабазе в Гянджи? Он так и остался без ответа.

Итальянского журналиста тоже не удовлетворил полученный ответ, после чего Алиеву уже пришлось давать разъяснения:

Меня часто спрашивают: что делают у нас турецкие F-16? Я устал отвечать. Если у вас есть спутники, то посмотрите, убедитесь, что они находятся на земле, а не в небе. Они прибыли сюда для участия в учениях и остались здесь, когда началась война. Наши турецкие братья оставили их для моральной поддержки нам. Но если против нас будет агрессия извне, то они увидят эти F-16.

Ну, что же, версия имеет право на существование. Если бы не одно но. Две недели Азербайджан категорически отрицал присутствие шести турецких F-16 на военной базе в Гяндже, заявляя, что это всего лишь армянская пропаганда, основанная не на фактах, а на домыслах. Но когда компания Maxar Technologies, осуществляющая мониторинг земной поверхности, опубликовала снимки этой шестерки на авиабазе в Гяндже, то отрицать наличие иностранных военных самолетов стало бессмысленно. После чего появилась версия, что истребители просто не успели вылететь в Турцию, поскольку началась война. И поднять их в этот момент в воздух означало бы породить пустые разговоры о том, что азербайджанской армии помогают турки.

Давайте разберемся и с этим. Да, действительно, совместные учения были. И значительная часть полетов боевых самолетов демонстративно проводилась не только поблизости от непризнанной республики, но и рядом с армянской границей. Но продолжалось все это великолепие 10 дней и закончилось 10 августа. А военная кампания в Нагорном Карабахе, если мне не изменяет память, началась 27 сентября. Что же получается, что шестерка боевых самолетов за полтора месяца так и не смогли найти в себе силы покинуть гостеприимных хозяев. Ага! Уже верю.

Резюме: Турецкие уши торчат повсюду


И какие выводы из всего этого можно сделать? А из этого следует, что война была запланирована задолго до ее начала при самом активном участии Анкары. И армянскому Министерству обороны это должно было стать понятным уже летом, когда в Баку зачастили турецкие военные делегации. Такой активности военно-технического сотрудничества между Турцией и Азербайджаном в этом веке еще не было. Главную делегацию, августовскую, возглавлял министр обороны Турции Хулуси Акар, имевший продолжительную встречу с Алиевым. Куда смотрели армянские спецслужбы, вопрос?

Был подписан контракт на срочные поставки большой партии разведывательно-ударных беспилотников «Байрактар». И армянам это было известно. Стало им известно и то, что в Баку засветился высокопоставленный офицер турецкой армии генерал-майор Гексель Кахья – крупный специалист по операциям с применением БПЛА. Именно он организовывал в Ливии центр управления турецкими беспилотниками и в значительной степени именно благодаря ему и было остановлено наступление маршала Хафтара на Триполи.

Только слепой не мог сопоставить эти два факта. Однако армяне пребывали в состоянии эйфории после того, как во время летнего пятидневного вооруженного конфликта на границе Тавушской области Армении они сбили 10 беспилотников и перехватили три. Правда, все они были израильского производства. Жестокое отрезвление произошло уже спустя 2,5 месяца.

P.S. Пока писался текст, МИД Азербайджана уже признал свою вину в неумышленном уничтожении российского ударного вертолета в небе над Арменией. Баку заявил о готовности выплатить необходимые компенсации и выражает соболезнования семьям и родственникам погибших.

Посмотрим, чем закончится…

P.P.S. Чем все закончилось, вы уже знаете. Россия вмешалась.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    12 ноября 2020 09:18
    1. Турция не нарушала никаких международных законов и даже норм.
    Формально Турция помогала союзному (братскому, части своего) народу освободить СВОИ территории.
    2. История с F-16 высосана из пальца. В боевых действиях они не участвовали, а находиться могут где хотят с согласия принимающей стороны.
    Алиев был логичен и последователен - в Армении база РФ у Азербайджана Договор о стратегическом партнерстве и взаимопомощи с Турцией включающий вопросы военного сотрудничества. У автора странный подход - российско-армянский договор правильный, а азербайджано-турецкий нет потому что Азербайджан не в НАТО... Вне НАТО договоров не бывает? Или они по определению не правильные? Члены нато не имеют двустороннних договоров?
    3. Азербайджанцы сбили российский вертолет, признали вину, но, конечно надо за уши притянуть ЦРУ и МИ6 чтобы их уши торчали. Как-то можно понять желание притянуть к ситуации с вертолетом турок, но американцы и тем более англичане?
    4. Турция де-факто становится мировой державой и Россия, пока не противодействует, а только подыгрывает. Надежды на то, что Россия надаёт по рукам султану не оправдались. Антитурецкая коалиция озабочена.
    5. Если Турция перестанет быть сильным противовесом Ирана и они создадут какую-либо ось, не дай бог, регион от Кавказа до Марокко ждут тяжелые времена.
    1. -1
      12 ноября 2020 09:40
      Согласен с большей частью Ваших соображений, хочу лишь заметить: шансы на то что турки и персы создадут союз стремятся к нулю, там неприязнь давняя...
      1. 0
        12 ноября 2020 10:47
        Турция и Иран такие же ситуативные союзники, как Россия и Турция.
        У России и Ирана совместные транспортные и экономические проекты. И они могут проходить только при участии Азербайджана.
        У Турции и Ирана совместная головная боль из-за Курдистана. У Турции побольше, у Ирана поменьше. И совместное неприятие доминирования Запада на Ближнем Востоке. По разным причинам, но доминирования Израиля и Штатов они здесь не хотят. Россия тоже не хочет присутствия Запада на Южном Кавказе и на Ближнем Востоке.
        Здесь клубок противоречий и временных союзов. И каждый случай рассматривается отдельно. Цельной и связной политики здесь нет ни у кого.
        Конкретно по Южному Кавказу - сейчас все зависит от ситуации в Ереване. России сейчас (именно сейчас) выгодно каким-то образом сохранить Пашиняна у власти. Это выглядит абсурдом, но на данный момент это то, что нужно в этом регионе.
    2. Комментарий был удален.
  2. -2
    12 ноября 2020 11:32
    Цитата: Биндюжник
    Согласен с большей частью Ваших соображений, хочу лишь заметить: шансы на то что турки и персы создадут союз стремятся к нулю, там неприязнь давняя...

    Не все так просто. Турция пародоксальным образом может поддержать Иран в ядерной сфере. Трудно сказать какой Иран выгодней Турции - с или без ЯО. Ядерный Иран открывает путь Турции к ЯО, соответственно с выходом на уровень мировой державы окончательно. Лидерство в мусульманском мире с возможностью модерировать проблемы арабов с персами и евреями. И это совсем не конспирология.
    1. -3
      12 ноября 2020 17:28
      Цитата: AlexZN
      Ядерный Иран открывает путь Турции к ЯО,

      Неужели Вы всерьёз считаете что персы будут готовы поделиться с турками ядерными технологиями? Да и не видать Ирану своего ЯО - это как пить дать, кто ж им позволит? request
      1. -2
        13 ноября 2020 17:11
        Цитата: Биндюжник
        Цитата: AlexZN
        Ядерный Иран открывает путь Турции к ЯО,

        Неужели Вы всерьёз считаете что персы будут готовы поделиться с турками ядерными технологиями? Да и не видать Ирану своего ЯО - это как пить дать, кто ж им позволит? request

        Россия поделится. Это вопрос времени. Даже Батька радостно сообщил, что Беларусь - ядерная держава.
        А Иран создаст своё ЯО в ближайшее десятилетие. И никто не сможет помешать.
        1. -1
          13 ноября 2020 19:06
          Цитата: Peter Rybak
          Россия поделится.

          С чего вдруг? what

          Цитата: Peter Rybak
          А Иран создаст своё ЯО в ближайшее десятилетие. И никто не сможет помешать

          США и Израиль не допустят этого -100%.
  3. -1
    12 ноября 2020 21:26
    Цитата: Биндюжник
    Да и не видать Ирану

    ЯО Ирана - вопрос времени.
    Турки в состоянии решить вопрос ядерных технологий самостоятельно (как и еще десяток стран уровня Египта, Бразилии, Аргентины) это вопрос политической воли и целесообразности.
    Речь идет о том, что в случае получения Ираном ЯО никто не сможет удержать Турцию, а затем и Египет от его создания.
    1. -1
      13 ноября 2020 19:09
      Цитата: AlexZN
      ЯО Ирана - вопрос времени.

      Нет у персов ни малейшего шанса.(см. выше) Соответственно у турок, египтян, саудитов и т.д. не будет надобности в собственном ЯО
  4. -1
    13 ноября 2020 17:08
    ЗРПК "Панцирь-С1" всё-таки засветился. Есть выложенное видео о его уничтожении.
    А F-16 так и не полетел в зону боевых действий. По сути в нём не было необходимости.
  5. -1
    13 ноября 2020 19:58
    Вот благодаря кому Путин стал нашим президентом!!!

  6. +1
    14 ноября 2020 14:57
    Что делают турецкие F-16 на авиабазе в Гяндже?

    То же самое, что и в своё время советские самолёты - базируются. lol
    Во времена СССР на этом аэродроме, тогда он назывался Кировобад дислоцировались различные части ВВС СССР, последней перед распадом страны был 34-й бомбардировочный полк.