России рано говорить о возрождении собственного судостроения


Наша страна еще не так давно была одной из ведущих морских держав, но сегодня в значительной степени утратила этот статус. Дело не только в слабости надводной компоненты ВМФ РФ, но и в том, что российский гражданский флот также представляет собой довольно печальное зрелище.


Гражданский флот стареет и уменьшается в тоннаже, новые суда их владельцы предпочитают закупать за рубежом и ходить под иностранными флагами. Средний возраст судов под российским флагом составляет порядка 20 лет, что делает его одним из самых старых в мире. Резко сократился отечественный промысловый флот, а с ним - и вылов рыбы. До недавнего времени многие ледоколы, гордость нашего арктического флота, производились за рубежом.

Следует признать, что определенные выводы властями были сделаны. В последние годы из-за страха перед западными санкциями в отечественное судостроение пошли большие государственные средства. В 2018 году на воду были спущены 82 новых судна, в 2019 году – 76, до конца этого года данный показатель составит 60. Краткосрочно доля России в мировых заказах судостроительной отрасли составляла 27%, при 26% у Китая и 45% у Южной Кореи. Наиболее активно у нас теперь строятся сухогрузы проекта RSD 59, которых заказано сразу 16 судов. Заложены и строятся более 40 рыболовных траулеров, несколько дней назад поднят флаг над дизель-электрическим ледоколом «Виктор Черномырдин», принят в строй атомный ледокол «Арктика». На подходе сдача танкера ледового класса типа «Афрамакс» проекта 114К, построенного на верфи «Звезда». Впервые за несколько десятилетий в России построен четырехпалубный круизный лайнер «Мустай Карим».

Это довольно позитивная динамика, что определенно можно считать «хорошими новостями». Однако в каждой бочке меда есть свое ведро дегтя. Необходимо указать на ряд серьезных проблем, которые не позволяют говорить об однозначном прорыве в возрождении отечественного судостроения.

Во-первых, по-прежнему сохраняется критическая зависимость от использования импортного судового оборудования, в частности, двигателей. Глобальная сфера судостроительных услуг давно поделена между серьезными игроками, которые имеют на ней свою специализацию. Включение в нее России просто убило многие предприятия, которые оказались неконкурентоспособными, и теперь в значительном сегменте судового оборудования отечественная промышленность просто не представлена. Импортозамещать его своими силами весьма проблематично, а российский рынок пока недостаточно емкий, чтобы иностранным производителям было выгодно локализовывать производство в нашей стране. Да и желания, видимо, особого нет.

Во-вторых, большой проблемой является чрезвычайно низкая скорость исполнения заказов верфями. В Южной Корее, Китае или Японии суда строят в среднем в 3-4 раза быстрее, чем у нас. Весьма нагляден пример ледокола «Виктор Черномырдин», который был спроектирован с ошибками, горел, подорожал с 8 до 10 миллиардов рублей, а сроки его сдачи увеличились на 5 лет от изначально запланированных.

В-третьих, необходимо поговорить про меры господдержки, оказываемые судостроительной отрасли в разных странах. Существуют нормы, обеспечивающие равные конкурентные условия, принятые в рамках соглашения Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которые определяют для всех единые условия кредитования. В соответствии с ними, размер кредита должен составлять 80% стоимости судна под 8% годовых, а его срок - 10 лет. Также разрешено частичное субсидирование стоимости постройки судна государством в размере 9%. Однако США выдают кредиты своим судостроителям на 25 лет, и не на 80% от стоимости, а на 87,5%. Япония дает целевые кредиты под 5%, а размер госсубсидирования у Токио, как и у Берлина, может достигать 30%. В целях поддержки отрасли многие страны снижают пошлины на импорт судового оборудования, а Китай и Польша вообще их отменили. Американский закон Джонса заставляет совершать внутренние и каботажные перевозки только на судах, построенных в США, и только под звездно-полосатым флагом.

У нас с этим посложнее. Как правило, коммерческие банки выдают судостроителям целевые кредиты под 15-20% на срок до 2 лет. Если обратиться за помощью в зарубежные банки, то условия кредита могут подразумевать необходимость закупки импортного оборудования. Увеличивают себестоимость производства в России высокие налоги и таможенные сборы на иностранное оборудование, которое теперь стало еще дороже из-за девальвации рубля. Может показаться дикостью, но заказчикам выгоднее построить в нашей стране голый корпус, а после перегнать его за границу, где судно будет достроено и оборудовано.

Таким образом, некоторые позитивные сдвиги в отечественной судостроительной отрасли действительно наблюдаются, но до полноценного возрождения еще очень далеко. Для этого сперва придется решить целый комплекс проблем.
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. gorenina91 Офлайн gorenina91
    gorenina91 (Ирина) 10 ноября 2020 13:23
    -1
    России рано говорить о возрождении собственного судостроения

    - Да конечно же... - О чём вообще может идти речь... - это просто анекдот...
    - В этой области (судостроении) у России ещё хуже положение , чем в отечественной авиации...
    - Слабая отсталая промышленность России застряла где-то на уровне конца 80-х годов прошлого века... - Россия просто полностью утратила свой промышленный потенциал ; утратила свой Космос ; утратила собственное судостроение ; собственное прекрасное авиастроение и проектирование ; утратила промышленный военный потенциал... ; утратила здравоохранение (десятки тысяч городов в России стоят с полуразрушенными больницами , построенными ещё при СССР и с таким ветхим устаревшим медицинским оборудованием , что его и оборудованием-то назвать нельзя) ... -можно и не продолжать... - Какое уж тут ... отечественное судостроение ... - даже судна для неходячих больных ... - и то китайские...
  2. Буланов Офлайн Буланов
    Буланов (Владимир) 10 ноября 2020 14:42
    +3
    В первую очередь нужно удешивить кредиты для промышленности. Невозможно под 15-20% налаживать производство. Потому в России и неурядицы. Нужно укреплять рубль и снижать кредиты, тогда и закрутится промышленность.
  3. Сергей Латышев (Серж) 10 ноября 2020 15:03
    +1
    Ничего, сейчас банки массого снижают выплаты по вкладам, т.е. выкачают денег от накоплений, и ка-а-ак запустят судостроение.
    Только держитесь))))
  4. 123 Офлайн 123
    123 (123) 10 ноября 2020 16:58
    +2
    Импортозамещать его своими силами весьма проблематично, а российский рынок пока недостаточно емкий, чтобы иностранным производителям было выгодно локализовывать производство в нашей стране.

    Доля России в мировых заказах судостроительной отрасли составила 27%

    Как то эти два утверждения не очень сочетаются no С одной стороны "каждое четвертое" судно строится у нас, с другой недостаточно емкий рынок. А какова по вашему должна быть доля на рынке что бы было выгодно локализовать производство? 90%?

    Весьма нагляден пример ледокола «Виктор Черномырдин», который был спроектирован с ошибками, горел, подорожал с 8 до 10 миллиардов рублей, а сроки его сдачи увеличились на 5 лет от изначально запланированных.

    А чем это он нагляден? Ледокол и сухогруз немного разные и построить его сложнее. Кто построил головное судно проекта схожее по сложности быстрее? Есть с чем сравнить?

    необходимо поговорить про меры господдержки, оказываемые судостроительной отрасли в разных странах.

    При этом скромно умолчать что подобные меры действуют и в России. feel

    С кредитами конечно посложнее, но субсидирование идет.

    Государственная программа «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013–2030 годы»
    http://government.ru/rugovclassifier/845/events/

    Постановление от 4 декабря 2019 года №1584 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение части затрат, связанных со строительством крупнотоннажных судов».
    http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_340114/

    Американский закон Джонса заставляет совершать внутренние и каботажные перевозки только на судах, построенных в США, и только под звездно-полосатым флагом.

    А разве у нас подобные меры не принимаются? Это касается и Севморпути и квот на вылов рыбы выдаваемым судам построенным в России.

    В общем немцы с американцами и всякие поляки такие из себя все молодцы good судостроение всячески поддерживают и все у них процветает да проблемы отсутствуют, а у нас усе со скрипом да сплошные проблемы и плетемся мы "сиволапые" на втором месте по объемам в судостроения.

    А где можно почитать про успехи судостроения в Польше, Германии или США? sad

    Доля России в мировых заказах судостроительной отрасли составила 27% при 26% у Китая и 45% у Южной Кореи.

    Итого вместе получается 98% То есть на Японию, Европу и так далее приходится 2%, я правильно понимаю? Два года назад на Европу приходилось 10% заказанных судов, на Японию 22%



    Я это к тому что о полной остановке судостроения в данных странах что то не слышно, а весь объем обычно принимают за 100% и не более, если это конечно не касается явки на выборах в США laughing
    В общем очередную "позитивную" новость донести до общественности у вас не вышло, как говорится не украсть не покараулить winked
    1. Маржецкий Офлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 11 ноября 2020 08:28
      0
      Цитата: 123
      Доля России в мировых заказах судостроительной отрасли составила 27% при 26% у Китая и 45% у Южной Кореи.

      Итого вместе получается 98% То есть на Японию, Европу и так далее приходится 2%, я правильно понимаю? Два года назад на Европу приходилось 10% заказанных судов, на Японию 22%

      Вы путаете заказы и объемы реального производства. А также не учитываете периоды. Обычная ваша фирменная демагогия.
      1. 123 Офлайн 123
        123 (123) 11 ноября 2020 13:17
        +2
        Вы путаете заказы и объемы реального производства. А также не учитываете периоды.

        Полагаю в данном случае вы правы hi , в статье указаны данные за 3 квартал 2020 года.

        Первое место Корея с 1,42 млн. CGT, или 45%, на втором месте Россия с 860 тыс. CGT (27%), на третьем Китай с 830 тыс CGT (26%).
        За 10 месяцев Китай 5,22 млн CGT, Корея 3,77 млн. ​​CGT, Япония 1,05 млн CGT при общем снижении заказов в мире на 48% по сравнению с аналитичным периодом 2019 года.