Снабжение российских войск в Карабахе становится непростой задачей
Неделю назад было подписано соглашение о прекращении огня в Нагорном Карабахе, которое зафиксировало поражение Армении и триумф Азербайджана. Баку при помощи Анкары сумел вернуть контроль над ключевыми регионами непризнанной республики. На долю Еревана остался находящийся под прицелом азербайджанских военных Степанакерт и скромные «огрызки» прежней территории, которые взяли под защиту российские военные. Каково же придется нашим солдатам стоять между двумя непримиримыми противниками, один из которых торжествует, а другой скрипит зубами от гнева, обиды и разочарования?
В соответствии с трехсторонними соглашениями между Россией, Азербайджаном и Арменией, в Нагорный Карабах отправлено без малого две тысячи миротворцев из нашей страны. В своей основе это контрактники из 15-й отдельной мотострелковой бригады. На их вооружении будут 90 бронетранспортеров БТР-82А, бронеавтомобили «Тигр» и «Тайфун». Для переброски данного воинского контингента пришлось задействовать тяжелые самолеты военно-транспортной авиации Ил-76 и Ан-124. Судя по всему, наши солдаты там надолго, поскольку наличие перманентного конфликта в Закавказье крайне выгодно Турции для легализации своего военного присутствия в Азербайджане.
Возникает закономерный вопрос, а насколько эффективно сможет функционировать и снабжаться российская бригада, зажатая между Арменией и Азербайджаном? Две тысячи здоровых мужиков необходимо кормить, поить, поставлять им топливо и ГСМ, запчасти для ремонта, боеприпасы, медикаменты. Это огромное количество грузов, которые придется регулярно доставлять через не самые дружественные к России страны. И это очень большая проблема даже для мирного времени, которая еще может аукнуться при обострении.
Российские военно-транспортные самолеты приземляются на аэродроме Эребуни в Армении. Дальше колоннам с грузами для миротворцев приходится двигаться по маршруту от Еревана через Горис и Лачин до собственно Степанакерта. Это 327 километров трассы по горам, где может случиться всякое. Потребуется создание трех логистических центров в Эребуни, Горисе и столице непризнанной республики. Схема работает, но только пока все хорошо, потому что до Армении нашим Ил-76 и Ан-124 еще надо долететь.
Через Азербайджан наши миротворцы смогут снабжаться лишь до тех пор, пока их присутствие устраивает Баку. Чтобы было понятно, приведем цитату Арифа Мамедова, директора администрации государственной гражданской авиации Азербайджана, который в 2011 году по поводу открытия прямого авиасообщения между Ереваном и Степанакертом заявил следующее:
Азербайджан может уничтожать самолеты, которые собираются совершать посадку в аэропорту, строящемся армянской стороной в оккупированном азербайджанском городе Ханкенди (Степанакерт) в Нагорном Карабахе. Согласно закону «Об авиации», даже возможно физическое уничтожение направляющихся туда самолетов.
Когда в Армении это сочли плохой шуткой, Министерство обороны Азербайджана подтвердило серьезность намерений Баку:
Азербайджан не шутит — в случае незаконных полетов в Ханкенди (Степанакерт) будут предприняты адекватные меры.
В общем, к своему воздушному пространству Баку относится столь же трепетно, как и союзная ему Анкара. Напомним, турки несколько лет назад не побоялись сбить российский бомбардировщик Су-24, который случайно залетел к ним по время выполнения операции из Идлиба. Азербайджанские военные под занавес Второй Карабахской уничтожили над Арменией вертолет Ми-24. Не стоит питать излишних иллюзий относительно неприкасаемости нашей авиации, если в Баку решат прекратить снабжение российских миротворцев через свою территорию.
Можно, конечно, попытаться полететь через Турцию, но Анкара является заинтересованной стороной в конфликте, потому рассчитывать на ее снисходительность не приходится, если наших военных захотят из Карабаха выдворить. Есть вариант с Грузией, но Тбилиси крайне сложно назвать другом Москвы после войны 2008 года. Напротив, США на правах нового союзника рассчитывают на расширение своего военного присутствия в этой стране. Закрытие для России грузинского воздушного пространства будет закономерным следствием углубления этого сотрудничества.
Наконец, остается Иран. Тегеран вроде как воюет в Сирии на одной стороне с Кремлем, но назвать его союзником язык не поворачивается. С одной стороны, иранцы заинтересованы в присутствии российских миротворцев как живом щите между армянами и азербайджанцами, потому могут дать воздушный коридор, попросив что-то взамен. С другой стороны, снабжение наших военных в Карабахе будет зависеть только от доброй воли третьей стороны, а это, мягко говоря, не очень хорошо.
Информация