В вопросе раздела Арктики у России есть явное преимущество
Прямое противостояние России и США в Арктике, о котором в последнее время так много говорят, действительно может начаться на горизонте ближайших нескольких лет. Уже создан информационный повод, а далее вопрос будет заключаться в физической возможности каждой из сторон отстоять свои права.
Не секрет, что США и их союзники по НАТО в последние годы проявляют повышенный интерес к арктическому региону, богатому природными ресурсами и предоставляющему кратчайший морской путь из Европы в Азию. Ко всему прочему, через Крайний Север весьма удобно обстреливать друг друга баллистическими ракетами. В силу своего географического положения, Россия имеет доминирующее положение в Арктике. Также нам очень повезло сохранить с советских времен свой ледокольный флот, крупнейший в мире.
Однако в Арктике мы не одиноки. К сожалению, свои права на кусок этого ледяного пирога имеют также американцы, канадцы, датчане, финны, норвежцы, шведы и исландцы. Президент Дональд Трамп даже планировал увеличить долю США, купив у Дании Гренландию, но получил отказ. И вот теперь появился повод дружно пересмотреть права России на Арктику. Москва и Копенгаген давно оспаривают между собой принадлежность территории, относящейся к подводному Хребту Ломоносова в Северном Ледовитом океане. В 2001 году российскую заявку в ООН отклонили из-за «недостатка геологической информации». В 2014 году соответствующую заявку на расширение территории арктического дня за пределами Гренландии подали датчане. А год назад претензии на Хребет Ломоносова подала Канада, считая его естественным продолжением континентального шельфа Северной Америки.
В общем, некий конфликт за территорию и скрываемые в ней недра налицо. Решать, чей Хребет, будет специальная Комиссия ООН, и рассмотрение может занять несколько лет. Если за основу будет взят принцип «равноудаленности», то преимущество будет на стороне Дании с ее Гренландией. США явно поддержат Канаду, а Россия упорно считает данный морской шельф своим. А дальше все будет зависеть от способности отстоять свои интересы. Международное право – это, конечно, хорошо, но еще лучше иметь военно-морской флот, который может взять спорный регион под свой контроль«до выяснения особых обстоятельств». И тут все весьма неоднозначно.
С одной стороны, ВМС США несопоставимо сильнее, чем ВМФ РФ. С другой стороны, американские корабли не в состоянии эффективно действовать в условиях Крайнего Севера. Чего стоит авианосец или ракетный крейсер, если он будет банально затерт льдами? О проблемах США с ледокольным флотом хорошо известно: на ходу всего один, очень ветхий. У России же имеется около четырех десятков ледоколов разного класса, включая несколько атомных, и даже боевые ледоколы с вооружением. Плюс строятся супермощные ледоколы класса «Лидер», которые способны будут осуществлять проводку военных конвоев в Северном Ледовитом океане даже зимой. Президент Трамп дал распоряжение построить собственные ледоколы. Изначально речь шла про три больших и три средних. Но позже у него появились амбиции построить самый большой ледокол в мире:
Сейчас у нас на стадии разработки самый большой ледокол в мире. Мы собираемся и попытаемся создать, если сможем, еще 10 ледоколов. У нас сейчас только один, а у России — 40. У нас будет два, но хотели бы еще 10.
При это необходимо учитывать, что подобного судостроительного опыта в США нет. По оценкам экспертов, простые дизель-электрические ледоколы американцы смогут построить за полтора-два года, но до судов-великанов им еще расти и расти. Также многое будет зависеть от того, кто все-таки одержит верх в Белом доме, республиканцы или демократы, чьи подходы к внешней политике очень сильно отличаются. Между тем, в России спущены на воду атомный ледокол «Арктика» и крупнейший в мире дизель-электрический «Виктор Черномырдин». Будем надеяться, что ошибки при строительстве последнего будут учтены и не повторятся в дальнейшем, а Россия сумеет сохранить свое доминирование в регионе.
Информация