Правда о дефиците: Почему опустели полки советских магазинов

119

Тема «тотального дефицита», «повсеместных очередей», «абсолютно пустых прилавков» и прочих проблем, якобы присущих жизни в СССР, обсуждается на просторах Интернета в нашем Отечестве и так называемых «постсоветских странах» с жаром, зачастую превышающим страсти, которые разгораются в разговорах о современных политических событиях. Каждая из сторон приводит массу аргументов – от статистических данных различной степени достоверности до примеров из личного опыта. В ход идут даже фотографии из семейных альбомов...

Казалось бы, доискаться истины и однозначно определить, кто прав в длящейся вот уж скоро три десятилетия дискуссии, невозможно. Однако мы попробуем это сделать. А заодно – «копнуть поглубже» и разобраться с тем, кому и зачем понадобилось разрушение в СССР системы снабжения граждан всем необходимым, а также для чего это было сделано.



Для начала – разберемся со временем


Как я уже говорил выше, помимо аргументов в виде многочисленных ссылок на то, в каком именно магазине и за каким именно товаром их автору «приходилось выстоять километр, записавшись в очередь с ночи», или, напротив, длинных перечней вкусностей, которые «совершенно свободно продавались в самом обычном Гастрономе, причем за сущие копейки», спорщики все чаще используют, так сказать, наглядную агитацию. И вот что интересно... Как правило, когда в качестве доказательств предъявляются кадры, на которых и вправду запечатлены блещущие девственной пустотой прилавки и полки продуктовых и промтоварных торговых точек, вскрывается крайне характерная деталь. Абсолютное большинство таковых, если не они все, имеют совершенно четкую временную привязку. То есть, сделаны во второй половине 80-х или начале 90-х годов. И тут мы имеем дело с серьезнейшей, прямо-таки фундаментальной подтасовкой. Ведь это время, по сути дела, советским назвать уже никак нельзя, даже если говорить о периоде до 1991 года.

Начиная с прихода к власти Михаила Горбачева, был дан старт процессу целенаправленного развала СССР и уничтожения на его территории социализма, как общественного строя. Отсюда – и все действия власти. Сломать громаднейший экономический потенциал Советского Союза, накопленный за 70 с лишним лет великих строек и ударного труда всего его населения, было далеко не простой задачей. Однако захватившие в государстве руководящие посты предатели с помощью своих западных «друзей» справились с ней более чем успешно. Каким именно образом, мы подробно рассмотрим чуть ниже. Пока же определимся с главным – с целями, которые при этом преследовались.

Да, у определенного количества государственных чиновников, партийных функционеров и просто оборотистых граждан присутствовала банальная жажда обогащения, и она была удовлетворена сполна. Однако все это «работало» исключительно на низовом уровне – мелких шакалов, с довольным урчанием урывавших свои куски, где только можно. «Наверху» и планы, и задачи были куда масштабнее. Советский народ – весь, поголовно и до последнего человека необходимо было ввергнуть не просто в бедность, а в нищету. Люди, озабоченные поиском куска хлеба и ничем иным, не будут сопротивляться тому, что их страну уничтожают у них же на глазах... Увы, именно так оно впоследствии и случилось. Более того – для убийц СССР крайне важно было, чтобы эта самая нищета, пустые прилавки, невозможность купить товары даже самой первой необходимости, ассоциировались у людей именно с советским строем, правлением коммунистической партии. Параллельно созданию не то что тотального дефицита, а полного отсутствия товаров народного потребления в государственных торговых сетях, вовсю раскручивалась информационная компания насчет «закрытых партийных распределителей», «социального неравенства» и тому подобных вещей.

К сожалению, и эта задача также была выполнена – озверевшие от «колбасно-водочных» битв и общения со спекулянтами, бывшие еще советскими гражданами миллионы не поддержали осенью 1991 года последнюю попытку (пусть и крайне убогую) повернуть процесс разрушения их Родины вспять. Союз пустого холодильника и изливающего потоки лжи телевизора одержал крайне убедительную победу над здравым смыслом, который должен был подсказать, что во всем происходящем виновата не «советская власть» а исключительно конкретные ее нынешние руководители.

«Чего не хватишься – ничего нет...»


Те, кто сегодня на полном серьезе пытается говорить о «жутком дефиците продуктов» в Советском Союзе либо просто не жил в те времена (и, возможно, заблуждается добросовестно), либо пытается с помощью таких разговоров уйти от ответа на весьма каверзный вопрос: «Куда подевались колоссальные продовольственные запасы страны в тот момент, когда полки советских Гастрономов и вправду опустели?» Да, нынешнего разнообразия ассортимента в них и близко не было даже в 70-е годы. Однако определенный набор необходимых и весьма качественных продуктов имелся всегда и в избытке. Конечно же, сталинское изобилие разносолов (во время которого государству приходилось печатать плакаты, агитировавшие граждан кушать крабов) уничтожил своими вредительскими «реформами» и, прежде всего, абсолютно безумной политикой в области сельского хозяйства Хрущев. Он же на корню извел приусадебные хозяйства, тем самым взвинтив цены на колхозных рынках. Тем не менее при Брежневе основные последствия «кукурузной» катастрофы удалось преодолеть. Изобилия не было, но и не голодал никто. При Брежневе же, но уже с подачи Горбачева, в 1982 году пришлось принимать знаменитую «Продовольственную программу». Приняли – и, через пяток лет, простите за грубость, жрать стало вообще нечего. Это при том, что согласно данным официальной статистики, ее показатели были выполнены, если не перевыполнены. Как же так? А очень просто.

В моем архиве хранится диктофонная запись с одним отставным генералом из правоохранительных органов. По некоторым личным причинам имя его я называть здесь не буду, оговорюсь лишь, что в свое время должности он занимал весьма немалые – к примеру, руководил службой БХСС Чечено-Ингушетии. Впоследствии же оказался в одной из получивших независимость республик – и тоже далеко не на низком посту. И вот как этот человек описывал мне ситуацию, с которой он столкнулся в самом начале 90-х годов:

Столица республики в те дни буквально задыхалась от дефицита, в первую очередь – от дефицита продовольственного. И в то же самое время, склады расположенных в городе более чем многочисленных торговых баз прямо-таки ломились от изобилия продуктов! Я начал сам ездить по всем этим базам. Причем приезжал в район без всякого предупреждения, взяв с собой из городского управления милиции кого-то, кто хорошо ориентировался на местности, мог показать, где все эти объекты расположены. На первый же склад зашли – и я диву дался! Не то, что фурами стоят продукты, а составами железнодорожными! Чего только нет – не только тушенка, сгущенка, а и печень трески, колбаса, какая хочешь, даже икра была! Что самое интересное, руководители этих самых «клондайков» нашли себе весьма оригинальное оправдание – мол, и базы, и склады, им принадлежащие, находились «в союзном подчинении». Вот они, сирые да убогие, при полном отсутствии руководящих указаний «сверху», ума не могут приложить – что же с этим всем делать. И рады бы пустить в продажу – а ну, как к ответу призовут!


Такая вот история с географией. Это – не выдумки, а свидетельства вполне конкретного человека, находившегося в здравом уме и твердой памяти, и к фантазиям, поверьте, абсолютно не склонного. Имеются и иные подтверждения – тот же Николай Рыжков, во времена «перестройки» бывший председателем Совета министров СССР, впоследствии признавал, что существовало четкое и однозначное указание «сверху» – даже не разгружать приходившие из регионов составы с продовольствием. В конце концов, если бы в стране были реальные проблемы с продуктами, ее руководство могло (и обязано было) принять решение о товарных интервенциях из громадных запасов Госрезерва СССР. Однако никто этого не сделал. Убийцам СССР нужен был голодный и «безмолвствующий» народ – и они его получили.

СССР на вывоз


С товарами непродовольственной группы дело обстоит еще интереснее. Господа демократы и либералы из кожи вон лезут, пытаясь убеждать всех нас в том, что в Советском Союзе попросту не производилось ни нормальной одежды и обуви, ни бытовой техники, ни мебели. Короче говоря – ничего из пользующихся спросом товаров народного потребления. Приличные (то есть исключительно импортные) вещи можно было «достать по блату» либо приобрести у фарцовщиков и прочих спекулянтов втридорога. Доля правды в этом есть, но только доля. Да, был и «блат», и записи на гарнитуры и сервизы, и бойкие парни, торговавшие из-под полы малопоношенными американскими штанами. Но вот как тогда объяснить те цифры, о которых защитники «рыночных реформ» и прочей «перестроченной» чертовщины если и вспоминают, то очень нехотя, буквально со скрежетом зубовным. Среди этих самых реформ имелось, в частности, принятое в начале 1987 года решение об отмене практически всех ограничений, действовавших до этого во внешней торговле. Это-то и стало главным шагом на пути к превращению полок советских магазинов в абсолютную пустыню.

Не буду в данной статье касаться вопросов вывоза за рубеж запасов стратегического сырья – это тема для отдельного рассказа, да и разговор у нас сейчас о другом. С момента снятия барьеров на пути желающих обогатиться на переправке за кордон «негодных» советских товаров эти самые товары потекли туда даже не рекой – Ниагарским водопадом! Только в 1988 году за границу из СССР отправились полмиллиона (!) цветных телевизоров, 200 тысяч стиральных машин... Одно это напрочь опровергает убогий тезис о том, что в Советском Союзе подобные товары «не производились в достаточных количествах» либо были «совершенно некачественными». За границей, в первую очередь в Восточной Европе, наши товары, что называется, отрывали с руками! И тому была вполне конкретная причина.

Советские ТНП имели «смешную», копеечную стоимость. В сравнении со своими заграничными аналогами (далеко не всегда, кстати, более качественными и надежными) они были вообще едва ли не бесплатными! Разметали их «на ура», причем с двойной, тройной «накруткой», а то и по цене впятеро больше от той, за которую их приобретали в советской торговле оборотистые «челноки». И потянулись из СССР караваны. В Югославию, Румынию, Польшу... Последняя вообще превратилась в один громадный базар, на котором наши соотечественники продавали все и вся. На вывоз шло буквально все, что можно было вывезти – один только государственный экспорт тканей из Советского Союза моментально взлетел в 3, 5, 7 раз! А уж сколько и чего уволокли за кордон частные лица, мы уже не узнаем никогда и ни за что – таможенная статистика не велась в стране, как таковая. Впрочем, некоторые таможни все-таки пытались вести хоть какой-то учет. Цифры при этом получались жуткие, прямо-таки катастрофические. По данным только одного из постов через него на протяжении 1989 года утекло за кордон более 2 миллионов тонн (!!!) товаров народного потребления, относившихся на тот момент к категории остродефицитных. На штуки считать никто даже уже и не пытался...

Думаете, в Москве, в Кремле, в ЦК КПСС не имели об этом представления? Не могли сообразить, к каким ужасающим последствиям неминуемо приведет подобная тотальная распродажа страны? Уверен – все там прекрасно понимали и осознавали. Вот только происходящее более чем отвечало планам Горбачева и его подельников. Ничего другого предположить невозможно, если рассмотреть реакцию властей СССР на то, что в нем творилось. В 1989 году были приняты новые Таможенные правила, в которых, помимо прочего, снимались любые ограничения на вывоз из страны золота и драгоценностей. Сколько их в результате было вывезено за рубеж, насколько сказочно обогатились при этом как отдельные граждане, так и определенные структуры – этого, опять-таки, не скажет уже никто.

Разрушение советской промышленности, торговли, снабжения велось продуманно и целенаправленно. При этом, позволю себе повториться, преследовались мотивы как политические, так и сугубо меркантильные. Приведу еще один конкретный пример – после «внезапной» остановки 26 из имевшихся в Советском Союзе 28 табачных фабрик, разразился настоящий сигаретный коллапс. В некоторых республиках и регионах доходило до «табачных бунтов», а на рынках банками продавались... окурки! После этого с прилавков начисто исчезли дешевые отечественные сигареты, но на их месте немедля появились импортные. Вот только стоили они впятеро, а то и вдесятеро дороже...

Дефицит и необеспеченность населения СССР как продуктами питания, так и товарами народного потребления, были созданы в период «перестройки» совершенно искусственно и с преступными намерениями теми, кто ставил своей целью уничтожение всей страны. Это – правда, подтверждаемая цифрами, фактами и воспоминаниями тех, кто жил в это страшное время. Все остальное – бесстыдная ложь и подтасовка.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

119 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    21 ноября 2020 10:17
    Полностью поддерживаю автора о саботаже сверху. После демобилизации отца из погранвойск в 1960 году мы сначала в Запорожье из Тахта-Базара переехали, а потом, через месяц в Вильнюс, слава Богу что из Украины уехали. Мне 13 лет исполнилось, когда хруща снимали. На полках магазинов кукурузные хлопья, кукурузные батоны и кукурузный мёд. А на следующий день после пленума изобилие. За одну ночь вырастили свиней, зарезали и беконов понаделали. А некоторые говорят, что чудес не бывает.
    Кстати про те сосиски, докторскую колбасу с тоской вспоминаю. Такие как сейчас, тогда бы и дворняги не жрали.
    hi
    1. +1
      8 января 2021 21:11
      Здесь речь идёт о саботаже в Горбачёвскую перестройку, так это было всегда при социализме, а не только при Горбачёве. Вспоминаю 1979-й год, город Новокузнецк. Превели нас на работе, звено из двух человек, на продовольственный склад, бывший столовой для строителей, поменять батарею отопления. В помещение, куда нас завели было, заштабелировано бутылками с минеральной водой "Боржоми", а я уж подумал, что такую воду в Россию уже не завозят. Ни до, ни после, в продаже ни в столовой, ни в буфете я минералку Боржоми не видел, как я думаю всё шло по блатным и начальству, Иногда была в продаже минералка местного разлива, "Терсинка".
    2. Комментарий был удален.
  2. +10
    21 ноября 2020 10:19
    Да. И те кто создал эти пустые полки - сейчас у власти. С потомками.
    Собчаки, Чубайсы, Гайдары, Черномырдины и Усмановы. И их кореша.
    1. +1
      1 декабря 2020 14:34
      Кстати,не помните кто у Собчака в то чудесное время отвечал за продовольствие?
      1. -1
        1 декабря 2020 17:48
        Це патриотичный сайт.
        Виноваты только бояре!
        1. Комментарий был удален.
      2. +1
        5 декабря 2020 20:49
        А какие тогда были проблемы с продовольствием? Тогда проблемы были с деньгами! а в магазинах в 1992 году в Питере было все! Причем все было и пост советское и зарубежное!
        1. 0
          30 января 2021 23:11
          Таки и в Казани было все. Нефть и красные штаны....
          А вот в других местах - нет....
  3. +5
    21 ноября 2020 12:14
    Абсолютно согласен с автором, к сожалению, всю нашу страну предали, и часть народа, просто бездумно на это повелась. Я был еще ребенком (12 лет) в 1991 году, но всю жизнь не мог понять, про какой дефицит продуктов (кстати, в нашем городе я его что-то и не припомню, в магазинах все было вплоть до появления импортного товара с челноками уже в середине 90-х) если вся промышленность работала с загрузкой на 100%.
    1. Комментарий был удален.
    2. 0
      9 февраля 2021 10:43
      А я, сколько себя помню, начиная с 70-х годов, всегда ездил с папой за 300 верст, за продуктами в Москву (колбасные электрички) . Тогда был Брежнев.
  4. +7
    21 ноября 2020 12:16
    Цитата: Уух
    Кстати про те сосиски, докторскую колбасу с тоской вспоминаю. Такие как сейчас, тогда бы и дворняги не жрали.
    hi

    На 100% с вами согласен, "вкус детства", тоже до сих пор помню, но встретить его в наше время уже не реально.... даже с их новыми "гост"-ми
    1. Комментарий был удален.
  5. 0
    21 ноября 2020 12:52
    Примерно 1979 год, столица южной союзной республики: свободно продаются овощи-фрукты, в магазинах навалом плодоовощных консервов; молочки (молоко, кефир, сметана, творог) хватало на 1-1,5 часа после "привоза"; мясо, куры, колбасы - надо было пробежать 5-8-10 магазинов, и тогда (после стояния в очередях) удача тебе обязательно улыбнётся.

    .. потенциал Советского Союза, накопленный за 70 с лишним лет великих строек и ударного труда всего его населения ..

    Пора повторить даты:
    1918 - 1922 - гражданская война в России;
    30.12.1922 - образование СССР;
    1928-1932 - первая пятилетка;
    08.12.1991 - распад СССР.
    Таким образом, СССР существовал без малого 69 лет. И при этом, как утверждается -

    ...о второй половине 80-х или начале 90-х годов. ... Ведь это время ... советским назвать уже никак нельзя, даже если говорить о периоде до 1991 года.
    1. Комментарий был удален.
    2. 0
      12 декабря 2020 12:39
      После ухода Л.И.Брежнева - кончилась Советская власть.
      1. Комментарий был удален.
      2. 0
        17 февраля 2021 05:10
        Небыло в СССР Советской власти, всё держалось на всесилии партнаменклатуры. Горбачёв захотел дать больше власти Советам, провёл свободные выборы (Наверное единственные в истории России) и с этого всё поехало.Верховные Советы союзных республик поочереди начали объявлять "Cуверинитеты". И в довершении Ельцин, Кравчук, Шушкевич, распустили СССР.
  6. -7
    21 ноября 2020 14:00
    Каноническая пропагандистская “чернуха” – глупость едет на глупости и глупостью погоняет.
    1. 0
      6 декабря 2020 09:41
      Правда,сам видел.

      https://vk.com/video297630749_456239948

      https://vk.com/video-48397795_456241266
    2. 0
      22 января 2021 21:22
      Каноническая за стеной кирпичной сидит
  7. -8
    21 ноября 2020 14:06
    Не читал, но осуждаю. У автора слишком много букв. Думаю старая песня о главном, Хрущев и Горбачев предатели специально устроившие дефицит.
    В 1920 году Людвигом фон Мизесом в своей книге «Экономические вычисления в социалистическом содружестве» выдвинул так называемый калькуляционный аргумент. Суть в том, что в плановой экономике невозможно оценить ценность ресурсов и соответственно невозможно осуществить эффективное распределение этих ресурсов. Как следствие низкая эффективность такой экономики и дефицит. Время подтвердило правоту фон Мизесом. Короче дефицит неотъемлемая часть социалистической плановой экономики. Ещё указывалось на не равное положение потребителей и производителей в плановой системе, отсюда низкое качество и отстойный дизайн.
    1. +1
      22 ноября 2020 13:35
      Мой товарищ в первый день ГКЧП попал в группу, которая по плану мероприятий контролировала одну из ведущих за город магистралей, они размещались в небольшом пгт, много зелени, частного сектора буквально в шаговой доступности от городской черты, ну из промышленности размещались какие-то СМУ и тд. Так вот, буквально в первый день, к ним пришел местный участковый и сказал, что готов назвать несколько адресов в частном секторе с которых срочно осуществляется отправка в город большого количества товаров и продовольствия, его начальство всю информацию про подпольные склады игнорировало.
      1. -7
        22 ноября 2020 17:23
        Прежде чем верить каким либо фактам, а тем более подобным слухам, я задаюсь вопросом "зачем?". В данном случае зачем Горбачеву что то подобное делать? Он был правителем громадной страны, которая диктовала свою волю пол миру, а стал пенсионером. Я не могу представить мотивов Горбачева, что бы он хотел краха СССР.
        А дефицит при советской власти был всегда, от голода при Сталине, до отсутствия туалетной бумаги при Горбачеве.
    2. +4
      23 ноября 2020 09:22
      Короче дефицит неотъемлемая часть социалистической плановой экономики.

      То-то в социалистическом Китае дефицит во всем наблюдается... . А может всё наоборот? Как Запад воровал друг у друга медицинские маски прямо на взлетных полосах китайских аэродромов? Как лечат от ковида в Китае и в ЕС?
      1. -3
        23 ноября 2020 11:32
        Цитата: Буланов
        То-то в социалистическом Китае дефицит во всем наблюдается... . А может всё наоборот?

        В современном Китае от социализма только название и компартия. Там давно не плановая экономика (когда была плановая был и дефицит), а вполне себе рыночная. Только 30% ВВП формируется госпредприятиями (для сравнения в современной РФ 70%).

        Цитата: Буланов
        Как Запад воровал друг у друга медицинские маски прямо на взлетных полосах китайских аэродромов? Как лечат от ковида в Китае и в ЕС?

        Автократии имеют преимущество в период кризисов (могут быстрее реагировать наплевав на права людей), но в целом менее эффективны по сравнению с демократиями.
        1. 0
          7 декабря 2020 21:01
          Озвучьте список государственных предприятий в России, а то в моей трудовой книжке ООО, ОАО, ООТ, ЧП и т.д. и т.п.
          1. -1
            7 декабря 2020 23:12
            Это мнение ФАС.

            https://www.rbc.ru/economics/29/09/2016/57ecd5429a794730e1479fac
    3. +1
      1 декабря 2020 15:17
      Приведу только один пример без Мизесов почему плановая экономика работает лучше. При рыночной экономике есть поток информации о ценности товара через его стоимость, но полностью исчезает информация о логистике, отсюда перепроизводсво, ... При плановой экономике можно переорганизовать предприятие на выпуск новой продукции не строив заново всей инфраструктуры, при рыночной же друг о друге никто ничего не знает, как в темном лесу, и пока одно предприятие банкротиться, строиться новое в чистом поле.
      1. -2
        1 декабря 2020 21:13
        Цитата: Vlad Weird
        При рыночной экономике есть поток информации о ценности товара через его стоимость, но полностью исчезает информация о логистике, отсюда перепроизводсво,

        Чего это исчезает информация о логистики? Некий Кейнс предложил систему макроэкономического регулирования. Эта система более или менее была реализована и более или менее купировала подобные кризисы.

        Цитата: Vlad Weird
        При плановой экономике можно переорганизовать предприятие на выпуск новой продукции не строив заново всей инфраструктуры, при рыночной же друг о друге никто ничего не знает, как в темном лесу, и пока одно предприятие банкротиться, строиться новое в чистом поле.

        Вы много видите успешных плановых экономик? Да хотя бы одну назовите.
        1. +2
          9 декабря 2020 13:13
          Соглашусь, что дефицит был, но при этом все основные жизненно необходимые продукты были и с голоду никто не помирал. Только вы опять таки, умышленно или нет но учитываете только одну сторону. Хочу напомнить, что не в одной стране тогда жилье не давали(это при том, что после ВОВ большая часть жилого фонда была разрушена), бесплатного образования не было(американцы были в шоке от нашего образования в конце 50х начала 60х). А теперь сравните начальные условия в 20е годы. СССР - разрушенная промышленность, разрушено управление, огромные потери людских ресурсов. Америка - заработала на 1ой МВ, промышленность на полную катушку работает. далее СССР понес беспрецедентный урон в ВОВ. США только заработали на 2й МВ. Далее хочу напомнить, что страна при этом все 70 лет находилась не только под санкциями, но и под угрозой уничтожения(интервенция, планы ядерной бомбардировки. Вы что-то подобное о планах СССР знаете?). К тому же против страны велась мощнейшая пропаганда(и диверсии). А по поводу ВСЕРЕГУЛИРУЮЩЕЙРЫНОЧНОЙ экономики на западе не смешите меня. Давление на Европу при постройке газопроводов "Дружба" Уренгой-Помары-Ужгород, Северный Поток, Северный-Поток2, запрет продажи целого ряда продукции(причем не только своей стране но и другим странам тоже) - это все рыночная экономика? Из Великой депрессии США выходили далеко не рыночными методами. Кстати Европа со своей рыночной экономикой ничего не смогла противопоставить Германии.
          Я 1968г.р. и достаточно неплохо помню даже 70е. Да многое нужно было менять, но не ломать. А касательно дефицита в конце 80х задам один вопрос. Как только отпустили цены магазины сразуже наполнились товарами, откуда они взялись? Кто жил в те времена, тот помнит программу "600 секунд", как регулярно находили свалки продуктов при том, что на полках ничего не было. И это носило массовый характер по всей стране(При центральном руководстве ясно откуда такие распоряжения). Так что зачем это было нужно Горбачеву точно не скажу, но мое мнение, что он был очень тщеславным, все его действия были популистскими, что и привело от первичного восхищения им, до полной ненависти всего через несколько лет. А вот на западе им восхищались всегда, потому, что все его действия были на руку им(На дурака не нужен нож ему немного подпоешь и делай с ним что хош).
          Так что прежде чем заявлять посчитайте с математической точки зрения и Вы будете удивлены результатам.
          1. -3
            11 декабря 2020 11:41
            Цитата: Владимир68
            СССР - разрушенная промышленность, разрушено управление, огромные потери людских ресурсов.

            И кто в этом виноват? Кто устроил гражданскую войну?

            Цитата: Владимир68
            Далее хочу напомнить, что страна при этом все 70 лет находилась не только под санкциями, но и под угрозой уничтожения(интервенция, планы ядерной бомбардировки. Вы что-то подобное о планах СССР знаете?)

            Вы "длинную телеграмму Кенона" читали? США не собирались воевать с СССР. Со времён Хрущева, когда СССР стал в состоянии нанести удар по территории США, война стала в принципе невозможна.

            Цитата: Владимир68
            это все рыночная экономика?

            В этом мире нет ничего абсолютного, в том числе и абсолютно рыночной экономики. Вы можете назвать успешную не рыночную экономику?

            Цитата: Владимир68
            И это носило массовый характер по всей стране(При центральном руководстве ясно откуда такие распоряжения).

            Если СССР с верх до низу управляли предатели, наймиты ЦРУ, которые мечтали его развалить и устроили дефицит, значит СССР был не жизнеспособен.

            Цитата: Владимир68
            Горбачеву точно не скажу,

            То есть мотив Вы даже придумать не можете? И я о том же.

            Цитата: Владимир68
            Так что прежде чем заявлять посчитайте с математической точки зрения и Вы будете удивлены результатам.

            Посчитать что? В любом случае сильные государства не разваливаются
        2. 0
          21 декабря 2020 12:30
          Примеров нет. Не потому, что они хуже, плановая лучше кратно. Нет их, либо невыгодно властьимущим при их целях, либо у идиотов, строящих плановую, мозгов не хватает. Строят плановую, сводят к дебилизму, который к плановой не имеет никакого отношения. Потом и они и все остальные безмозглые орут какая плановая какашка.
          1. -2
            21 декабря 2020 13:07
            Как говорят в Америке, если Вы такой умный, почему вы такой бедный. В смысле, если плановая экономика такая замечательная, почему ее не смогли нигде не реализовать? А то что ее неправильно строил разговоры в пользу бедных.
    4. +3
      3 декабря 2020 20:24
      В то время не жил, но рассуждаю? Почитайте книгу откровений бывшего члена Политбюро ЦК КПСС А. Яковлева, правой руки Горбачёва о том, как РАЗРУШАЛИ СССР. Боролись, так сказать, с коммунизмом. Было признание и самого Мишки "Меченого" перед студентами американского ВУЗа, расположенного в Турции, в 1995г : бывший Генеральный секретарь ЦК КПСС заявил, что целью всей его жизни была борьба с коммунизмом. Это выступление напечатали в западных СМИ, а затем уже в СНГ. Или напомнить вам выступления тогда ещё не президента Б.Ельцина( бывшего руководителя Москвы, 1-го секретаря МГК КПСС, кандидата в члены Политбюро ЦК) в ходе поездок по США : бдучи ещё членом КПСС, депутатом, он вещал американцам о том, что коммунизм - это химера и обещал приложить руку к борьбе с этими идеями. Так что подонки сидели на самом верху и конечно же они имели многочисленных подельников по всей стране. Советский Союз не распался, не развалился, а его РАЗРУШАЛИ изменники изнутри и враги на Западе.
      1. -1
        3 декабря 2020 23:36
        Цитата: Nik Kulinich
        В то время не жил, но рассуждаю?

        В 1991 мне было 17. Вы, я надеюсь, не смеете рассуждать про времена Сталина или тем более царской России, Вы ведь тогда не жили.

        Цитата: Nik Kulinich
        Советский Союз не распался, не развалился, а его РАЗРУШАЛИ изменники изнутри и враги на Западе.

        Ваша теория заговора не отменяет, что плановая экономика всегда дефицитна.
        Вот можете мне ответить на простой вопрос, зачем Горбачеву и Хрущеву разрушать страну? Ради чего? Из природной вредности? Горбачев был всесильным руководителем второй по мощи страны мира, а стал пенсионером. По какими мотивам он мог действовать?

        А если предположить, что Вы правы и был всемирный ж-масонский заговор с целью разрушить СССР, в котором участвовали в массовом порядке руководители СССР всех уровней, то Вам не кажется, что это говорит о слабости СССР, в котором "изменники" что хотят, то и творят и занимают высшие должности? А слабость прямой путь к развалу.
        1. -1
          12 декабря 2020 12:57
          Про Хрущёва только недоумки могут так рассуждать, которые не жили в то время ! Никита Сергеевич дал всем пенсию по старости, которую сейчас отняли , притом в первые во всём мире и дома строились с опережением пятилетки. До этого жили все в бараках и в подвальных помещениях.
  8. +8
    21 ноября 2020 19:55
    Всё это достаточно известно. А когда отпустили цены, всё, вдруг, внезапно появилось на прилавках. Откуда? Всех цен не упомню, но вот хлеб 31.12.1991г. стоил 20 копеек за буханку, а 01.01.1992г. - уже 20 рублей. При том, что зарплаты никак не поменялись. Назвалось это "шоковая терапия".
    Но это и не изобретение ЦК КПСС или 5-го управления КГБ. В начале 1917г. направляющиеся в СПб эшелоны с продовольствием загонялись в тупики. И продовольствие портилось или разворовывалось. А в Питере возник хорошо организованный дефицит продовольствия. Что послужило почвой для одной из первых "цветных" революций, которые, как известно, происходят не в самых нищих странах.
    СССР долго и старательно разваливали. Вносили искажения в развитие, вплоть до идеологического уровня. И, таким образом, возбуждали в людях сомнения (точнее, неверие) в избранный путь. И это уже вбито у народа в подсознание. Уже на Западе всё сильнее обретают популярность идеи социализма (лево консервативные), а у нас до сих пор как в том анекдоте: ложечки то нашлись, но осадок остался ...
    1. -3
      21 ноября 2020 20:27
      А когда отпустили цены, всё, вдруг, внезапно появилось на прилавках. Откуда?

      "Всё внезапно появилось на прилавках" примерно оттуда же, откуда оно и появилось после 1921 года, когда вместо продразверстки, доведшей страну до полного разорения и бывшей причиной нескольких мощных восстаний, ввели продналог. Примерно тогда же от кормивших страну крестьян оторвали матросов с маузерами и деревянными головами и вспомнили простейшие экономические законы, сразу же наполнившие склады, прилавки и витрины.
      1. +6
        21 ноября 2020 20:36
        За одну новогоднюю ночь?
        Вот только не рассказывайте нам про рынок, который невидимой рукой ... бла бла бла ...
        Уже лет 20 как никто не поверит.
        1. -4
          21 ноября 2020 20:53
          Я там ночей не считал.
          "Вам" я ничего не рассказываю про рынок, тк это бесполезно.
          Из той всей истории я знаю одно: твердолобые профукали свою страну и до сих пор ищут в этом виноватых. И этими виноватыми, по их твердолобому суждению, являются кто угодно, но только не они сами.
      2. +3
        22 ноября 2020 13:41
        Продразверстка изобретени временного правительства, не смотрите с утра киношек , которые наклепали в современной России, этих творцов когда-то во Франции, называли богема, их даже на кладбищах не хоронили.
        1. -2
          22 ноября 2020 14:54
          Продразверстка изобретени временного правительства, не смотрите с утра киношек

          Чего только не узнаешь... Введенная в 1919 году продразвестка - изобретение временного правительства, которое скинули в 1917...
          1. +4
            22 ноября 2020 21:55
            В 1916-м из-за кризиса с продовольствием в городах Николай II вводит государственную скупку хлеба. В марте 1917 Временное правительство ужесточает политику царя. Добровольный принцип сдачи хлеба отменяется, вводится обязательный. Утверждается норма личного потребления крестьянских семей (питание, засеивание, частная продажа).
            Вводится хлебная монополия и запрет частной торговли хлебом. Закупочная цена снижается, деньги обесцениваются, крестьяне отказываются продавать хлеб. Большевики усугубили эту практику.
          2. 0
            12 декабря 2020 13:01
            Сейчас всё повторяется. в копии через 100 лет.
  9. +2
    21 ноября 2020 22:37
    Нельзя просто объявить капитализм без предприимчивых людей, не знающих вкус денег. При том, что всё это должно произойти без гражданской войны.

    Где в социалистической стране взять частного собственника, если вы вдруг решили строить капитализм? Как его вырастить?

    Пустить демократов в СМИ проповедовать предприимчивость и капитализм. Внести поправки, разрешающие отпускать товар со складов. Ходовые товары сделать дефицитом, т.е. убрать из магазинов. ... . Процесс пошёл.
  10. -4
    22 ноября 2020 09:25
    Занятно читать подобный анализ истории. Старая советская\российская привычка - такую страну потеряли! Часть населения плачет о царе батюшке и Российской империи, часть о хозяине Сталине и могучем СССР, о Хрущеве не плачут, плачут о застойно-застольном Брежневе и относительной вольнице... Последних я, кстати, могу понять.
    Мало кто задумывается а почему все это рухнуло и ищет злонамеренную закулису, вредителей и т.д. О базовых проблемах самой системы предпочитают умолчать. Игнорируется очевидное - такая система эффективна исключительно в экстремальных условиях - война, катаклизмы, решение глобальных вызовов, а затем она не работает. Везде! География и история тому подтверждение. Если тебе удается на определенном этапе провести конвергенцию (Китай, Вьетнам) ты становишься б\м успешной системой, если нет, топчешьсся на месте как Россия и ждешь шанса в виде цен на нефть.
    P.S. Россия конвергировала систему не самым плохим образом, могло быть хуже.
    Россия осталась мировой державой с приемлемым уровнем жизни и худо-бедно развивается.
    Насколько удачная новая система могут рассуждать люди при ней выросшие и вписавшиеся, а представители совка могут тошнить о том как было хорошо и синии птицы по рубшисят - это сбывшаяся мечта.
  11. +1
    22 ноября 2020 14:17
    Иудеи! А выдумали кто?
  12. -2
    22 ноября 2020 22:14
    Цитата: nov_tech.vrn
    В 1916-м из-за кризиса с продовольствием в городах Николай II вводит государственную скупку хлеба. В марте 1917 Временное правительство ужесточает политику царя. Добровольный принцип сдачи хлеба отменяется, вводится обязательный. Утверждается норма личного потребления крестьянских семей (питание, засеивание, частная продажа).
    Вводится хлебная монополия и запрет частной торговли хлебом. Закупочная цена снижается, деньги обесцениваются, крестьяне отказываются продавать хлеб. Большевики усугубили эту практику.

    Извините, но принудительная продажа сельхозпродукции государству по фиксированным ценам - общемировая практика во время первой мировой войны (да и во второй для большинства воюющих стран). В Советской России пошли гораздо дальше, вплоть до полной конфискации сельхоз продуктов включая семенной фонд.
    1. 0
      28 ноября 2020 18:08
      Что ж у вас за яблоня такая гнилая, вместо генеалогического древа в родове была!? Вроде и поливали и ухаживали бесплатно, а яблоко всёравно червивое созрело!
  13. +1
    23 ноября 2020 16:11
    Ну ладно,разобрались вроде.Никто особо не спорит с автором,потому что сами были свидетелями всего этого.А что дальше то?Что,совсем никого не напрягают эти люди которые нам это все устроили?А мы их все знаем и они до сих пор при власти,а не гниют в канаве со вспоротым брюхом со всей своей челядью.На следующих выборах все опять проголосуют за тех же мразей,ведь они осознали и сейчас как рванут тельник и поведут нас к светлому капитализму.А,еще у этих гуппи есть отмазка своей трусости-они уже наворовались,а вот новые придут...
  14. -1
    23 ноября 2020 21:34
    Я бы с удовольствием почитал авторскую версию объяснений «повсеместных очередей», но я них стоял! А автор, похоже, того времени не застал, да и в этом толком не устроился
  15. -1
    30 ноября 2020 15:47
    Неприкрытая ложь.
    Расчёт на несведущих граждан.
    Дважды в истории СССР КГБ прибегал к созданию искусственного дефицита.
    Первый раз чтобы морально подготовить граждан к отстранению от должности Хрущёва.
    Второй раз чтобы прервать проводимую Горбачёвым Перестройку и подготовить настроение граждан к развалу СССР.
    И в первом и во втором случае КГБ не стоило большого труда выявить и наказать саботажников, но это сделано не было.
    Себя то не накажешь...
  16. +2
    30 ноября 2020 18:51
    Из уважения к автору статьи зарегистрировался на сайте. Очень хорошая статья, но не полная. Есть ещё две важнейшие причины дефицитов. Первая, это антиалкогольный указ, который был сродни сухому закону в США в начале 30-х и едва не приведшему к краху США. Вторая, ещё более важная причина была упразднение горбачёвым фонда заработной платы на предприятиях, породившее выпуск массы необеспеченных товарами денег. И, как совершенно верно пишет автор, реставрация капитализма, а точнее именной указ горбачёва в апреле 89-го о введении частной собственности на средства производства, которая де факто уже была легализована практически сразу после его прихода к власти. А массовые дефициты, это всего лишь оборотная сторона кап. медали. Стабилизируйте цены сегодня и товары быстро исчезнут с прилавков. Отпустите цены и начнётся инфляция. Вот и весь фокус.
    1. 0
      1 декабря 2020 11:47
      В "развитых" странах нет дефицита, низкая инфляция и относительно высокие зарплаты. Всё это одновременно. Дело в том, что мало перейти на рыночную экономику. Необходимо в разы повысить производительность труда. А с этим у нас всегда была проблема.
    2. 0
      2 декабря 2020 14:23
      статья очень не точная и предвзятая все таки власти как могли старались ,а не специально добивались развала страны.Вот то ,что антиалкогольная компания была не удачной и даже вредной соглашусь с вами.Антитабачная компания тоже была кем-то запущена и резкая пропажа сигарет следствие этих планов руководства страны или партии.Я работал в магазине в конце 80х нам руководство из торга сообщило,чтобы сигареты выкладывать где-нибудь вдалеке и незаметно.Потом они просто стали пропадать.Похоже это было запланировано.
  17. +1
    1 декабря 2020 10:26
    Не могу подтвердить были ли склады забитые товарами, но точно знаю что товары СССР вывозились в Польшу. Я сам возил. До сих пор где то в гараже валяются остатки от врезных замков, защёлок и прочего барахла. Всё же думаю что складов не было. Потому что в небольших городах такую инфу хранить не возможно. Всегда есть сторожа, уборщицы, грузчики и другой персонал, не говоря уж про кладовщиков, руководителей и ментов. В городе с населением 50 000 слухи разносятся за 2-3 дня, доходят до каждого. А дефицит был всегда, не всё подряд конечно но был. Сколько помню, майонез, куры, апельсины-мандарины, свежее мясо, горошек, да могло пропасть из продажи всё что угодно, но как правило не на долго. В конце 80х к нам зачастили поляки. Торговали джинсами и дешёвыми магнитофонами, а скупали золото, замки, молотки, топоры, другой инструмент, сервизы, посуду. У нас внизу золотой магазин, мать бегала по ночам занимала очередь, утром продавала. В общем думаю не всё так однозначно, правды что случилось мы всё равно не узнаем. Наш советский образ жизни хорошо показан в фильме "Бриллиантовая рука", думаю что все согласятся.
  18. 0
    1 декабря 2020 12:24
    По поводу отсутствия дефицита при Брежневе - неправда. Я жил в областном центре с 64-го по 74-й годы. Это было время очередей. Если в магазине нет очереди, значит ничего не "выкинули", т.е. не продают дефицит. Постоянно не было мяса, колбасы, фруктов, хороших конфет. Периодически пропадали яйца, масло, некоторые крупы, то черный, то белый хлеб. Кильки в томате, сгущенное молоко и майонез, правда, были всегда. По промтоварам дефицитом были автомобили, мебель, ковры, хрусталь, телевизоры, магнитофоны, книги. На всё надо было "записываться", а на запись стояли свои очереди. Родители со вздохами вспоминали 50-е годы, когда "всё было", но оговаривались, что в городах. В деревенских магазинах и тогда было шаром покати.
  19. 0
    1 декабря 2020 13:46
    Строй допустивший такой повальный дефицит - дерьмо, а не строй. Поэтому правильно что скинули.
  20. +2
    1 декабря 2020 14:28
    Кстати под Питером во время продовольственной блокады стояли составы полные продуктов,об этом был репортаж Невзорова" 300 секунд",интересно а кто в Ленинграде в то время отвечал за продовольствие?Вопрос конечно интересный.
  21. +2
    1 декабря 2020 14:56
    Фашисты проводили аналогичную политику "вербовки" солдат на войну. Показали конфетку(в нашем случае качественные импортные шмотки) и отобрали самое необходимое(дефицит товаров, продуктов) в качестве кнута. Так что техника уже отработанная использовалась.
  22. 0
    1 декабря 2020 23:39
    Ну и насмешил товарисч Неукропный А. своей сказкой про "счастливую" жизнь в "союзе", про "качественные" товары, особенно не продуктовые. Телевизоры на экспорт отправляли, конечно отправляли и стиральные машинки отправляли, - вопрос куда? А отправляли "братьям" в Монголию, Северную Корею, на Кубу, чтоб поддерживали нищий социализм! При палаче Джугашвили у Неукропного было изобилие, изобилие чего, - черных воронков, да лагерей! Изобилие было в фильме-сказке "Кубанские казаки", а в стране были разруха и голод, а на "великих" стройках работали зэки, да солдаты! И вот у меня один вопрос к товарисчам, которые льют слезы по утрате социализма, - сколько вы будете скулить, что же вы не вернете свой "великий" СССР? Вы его профукали (мягко говоря) в 91-м, что же вы его не отстояли "герои"?! Вас же и тогда было , и сейчас большинство! Но вам легче винить одного человека Горбачева или Ельцина, а то и обоих, чем признаться в своей никчемности!
  23. -3
    2 декабря 2020 00:13
    Враньё полное! По крайней мере для города в котором я живу - Йошкар-Олы. Полки стали пустыми не в 90-е и даже не в 80-е (это в Йошкар-Оле). А примерно в 1975 г. Появились талоны на мясо, масло, а чуть позже и на всё остальное. Самое что ни на есть Брежневское время, даже про Горбачёва ещё тогда никто не знал, а уж про Ельцина и других точно ещё ничего не известно было.
    1. +1
      5 декабря 2020 20:44
      В 75г случилась засуха и это природное явление совпало по времени с началом заката экономики СССР , названного потом застоем, но до пустых полок было еще 10-12 лет. А у вас скорее были просто плохие снабженцы.
  24. +3
    2 декабря 2020 07:39
    Целиком согласен с автором! Негодяи из государственного правительства делали всё для своего обогащения и выполнения заданий Госдепа США по развалу СССР! Но вот до сих пор никого из них не осудили и не посадили, хотя по телевизору иногда показывали, как на свалку принудительно под стволами пистолетов и автоматов сваливали продукты питания под предлогом, что это не качественная продукция. Люди, жившие по близости от этих свалок, потом мешками и машинами везли это изобилие к себе домой и на рынки.
  25. 0
    2 декабря 2020 08:14
    В 1960 г., возникает продовольственный кризис. Народ начал выражать открытое недовольство. Дошло до того, что, в 1962г., в г. Новочеркасске, произошло восстание, которое с многочисленными жертвами было жестоко подавлено властями. Н.С. Хрущёв, возглавлявший партию в тот период, вынужден был проводить реформы.
    После их провала, Н. Хрущёв был бесславно устранён с политической сцены и Председателю совета министров СССР А. Косыгину выпала возможность провести реформу всей экономики страны. Этой реформой, с восьмой пятилетки плана развития страны, водился хозрасчётный принцип деятельности предприятий, который вводил элементы рыночных отношений. Основным показателями деятельности предприятия стали: товарная продукция, реализованная предприятием, её себестоимость и рентабельность .
    Результаты 8-й пятилетки оказались выдающимися: национальный доход вырос на 42%, объём валовой продукции промышленности – на 51%, сельского хозяйства – на 21%. Дефицит ТНП был ликвидирован.
    Но радость была не долгой, т.к., по стечению обстоятельств, в начале 70-х годов, впервые, за счёт продажи нефти, появилась возможность зарабатывать валюту в больших объёмах, и закупать товары народного потребления (ТНП). Благодаря этому Союз безбедно прожил ещё почти 15 лет. С появлением значительной экспортной выручки, ортодоксальные, руководящее крыло КПСС приободрилось, и уже в 9-й пятилетке, на основании того, что рыночные отношения - это язва капитализма, добилось закрытия проекта «Хозрасчёт», а взамен ничего не предложило, что, после падения цен на нефть, в конечном итоге, опять привело Союз к тотальной пустоте магазинных полок и к талонам по всей номенклатуре ТНП.
    После «Пятилетки похорон» 3 -х престарелых генсеков и ядра консервативно настроенных членов политбюро, оставшаяся когорта старых партийцев решила передала власть молодому генсеку.
    М.С. Горбачёву, пришёл к пустым полкам, которые его ближайшее окружение не знало как наполнить. Поэтому и сам Горбачёв и его соратники не особенно сопротивлялось, когда Ельцин, Кравчук и Шушкевич, вопреки, проведённым общенародным референдумам в поддержку сохранения СССР, своими единоличными подписями, упразднили СССР. По «старой доброй традиции» их решения были, почти единогласно утверждены законодательными органами республик.
    С тех пор и ищем "предателей и шпионов", которые привели Союз к развалу.
  26. 0
    2 декабря 2020 13:50
    Дефицит и нехватка некоторых и даже многих товаров были при советской власти почти всегда,а совсем пустые полки в 90- 91 это был немыслимый ажиотажный спрос,вызванный не умением или даже не желанием руководства страны регулировать это безумие повышением цен ведь это была такая фишка в ссср мол это достижение социализма и как его можно отменить.Я сам видел что в магазин привозили хлеб,соль в три раза больше ,чем до этого и скупали все подчистую.
  27. -1
    2 декабря 2020 15:42
    Автор - вы демагог. Вы предлагаете разобраться по времени. Цитата:

    ... Конечно же, сталинское изобилие разносолов (во время которого государству приходилось печатать плакаты, агитировавшие граждан кушать крабов) уничтожил своими вредительскими «реформами» и, прежде всего, абсолютно безумной политикой в области сельского хозяйства Хрущев... При Брежневе же, но уже с подачи Горбачева, в 1982 году пришлось принимать знаменитую «Продовольственную программу».

    По вашему выходит, что после смерти Сталина Советской власти не было, так как появились проблемы с продовольствием, которые создавались предателями-руководителями. И уж про крабов, которых граждане ну никак есть не хотели -это высший пилотаж пропаганды. Раков мелких если, аж за ушами трещало, а вот крабы не по вкусу.
    Уважаемый автор, если посмотреть сталинские фильмы, такие как "Кубанские казаки", то еще в тридцатых крестьяне объедались насмерть, а не умирали от голода.
    А про импорт вообще песня:

    ...полмиллиона цветных телевизоров и 200 тыс. стиральных машин утекли за границу...

    Эта цифра в условиях международной торговли сравнима с математической погрешностью. Страна с населением 293 миллиона человек продала за границу 200 тыс. стиральных машин. Автор, вы о чем?
    1. 0
      3 декабря 2020 20:43
      изучи экспорт СССР, тогда рассуждай: продавали ежегодно сотни военных и гражданских самолётов( гражданские самолеты советского производства тысячами летали почти во всех странах) ,десятки тысяч тракторов, авто, комбайнов, морских и речных судов, сотни тысяч телевизоров, холодильников , часов, элетротоваров самых разных, миллионы метров тканей отличногокачества. Иди купи сейчас сатин, а раньше солдатские трусы миллионами штук выпускали. Ни черте не знаешь, а рассуждаешь. Строили атомные станции по миру0- высочайшая технология.
    2. +1
      5 декабря 2020 20:35
      Автор прав говоря о разносолах. При Сталине действительно было намного лучше со снабжением, чем при его последователях. Хрущев же уничтожил кооперацию, которая давала 6% ВВП. И это был первый удар по социалистической экономике. А в 62г поднял цены на мясо и молоко. А были еще и Совнархозы, промышленные и сельскохозяйственные обкомы, райкомы, МТС переделал в РТС и Сельхозтехнику( милицию в полицию))))) и многое многое другое и стал четырежды героем
  28. +2
    2 декабря 2020 15:43
    Если сейчас собрать 100 кг колбасы с прилавков то это будет примерно равно количеству мясу в одной палке советской!! Так же и в молочке,, изобилие продуктов на данный момент это не от количества мяса и молока произведенной в России а от количества завезенной сои и сухова молока!!!!
  29. +1
    2 декабря 2020 19:20
    все секретари комуняк жили при "коммунизме" - домработники,шофера... все на халяву.ВСЁ!!! поэтому проблемы страны их не волновали.после смерти Сталина СССР был обречен.
  30. +1
    2 декабря 2020 22:09
    Автор говорит об отставном генерале, который уверяет, что во времена дефицита склады ломились от изобилия продуктов, но пустить в продажу их не могли, поскольку не было указаний из Москвы. Не знаю, что там говорил генерал, но наша семья знала одну даму, которая во время перестройки работала в системе торговли; она была завмаг (т.е. директор магазина). Она потом не скрывала, что на складе у нее товаров было много. На вопрос "Почему же прилавки были пусты?" она, ничтоже сумняшеся, отвечала, мол, зачем же продавать по государственным ценам, если из-под прилавка можно продать гораздо дороже; что она - дура? И никакого разрешения сверху, тем более из Москвы, ей было не нужно. К тому же, руководители в Москве вряд ли знали ситуацию на местах, а если и знали, то понятия не имели, что делать. Ведь Горбачев вечно искал консенсус со своими коллегами, прежде чем принять решение, а если и принимал что-то самостоятельно, то это, скорее всего, за него делала Раиса Максимовна. Удивительно, что при таком руководстве страна несколько лет все же просуществовала. А у автора получается, что руководство целенаправлено разрушала страну; прямо-таки какая-то теория заговора. Сторонникам конспирологии могу лишь одно сказать, что ни одна группа заговорщиков для реализации своих корыстных планов никогда бы не связывалась с такими никчемными людьми, как Горбачев, которые любое дело непременно завалят. На самом деле все значительно проще: люди, которые вряд ли имели бы право руководить колхозной бригадой, стали руководить большой страной.
    1. +2
      3 декабря 2020 18:06
      Страну умышленно лишили продовольствия и делалось это по указанию с самого верха. В 1989 году приехал в Москву в командировку и зашёл в магазин купить чего-нибудь перекусить... мне предложили показать паспорт и увидев камчатскую прописку даже хлеба не продали. Через короткое время полки в московских магазинах опустели. Не секрет, что всё лучшее шло на прилавки Москвы... После указания московских властей не обслуживать иногородних последние взбунтовались и поставки в Москву прекратились.
      Горбачёв не знал? Знал!!! и делал всё умышленно с единственной целью - развалить СССР.
  31. +2
    3 декабря 2020 18:00
    Дефицит в СССР был разнообразным, как по сути так и по времени.
    Но пустые полки при Горбачёве были созданы по указанию сверху и это несомненно. Хочу с Вами поделиться своими воспоминаниями на начало 1986 года.
    В то время я работал капитаном на Камчатке. В первые дни 1986 года мы выходили на промысел трески у восточного побережья Камчатки, Северных Курил и Охотского моря.
    В службе мореплавания мне предложили расписаться в документе от которого нельзя было отказаться. В данном документе было сказано, что за сдачу рыбы "на сторону" капитан снимается с должности. Иными словами мне запрещалось сдавать рыбу на любые плавбазы, которые не приписаны к Камчатке.
    Самое странное заключалось в том, что 80% плавбаз были приписаны к Приморью...
    Естественно, что я нарушал это предписание и иногда мне приходилось делать суточные переходы, чтобы сдать рыбу, так как Камчатских плавбаз катастрофически не хватало.
    К примеру, прихожу во второй Курильский пролив. Стоят четыре огромных плавбазы. На каждой плавбазе порядка 500 человек экипажа. И ни на одной из плавбаз нет ни одного рыбьего хвоста...
    В это время в Москве идёт партконыеренция на коготорой говорят много "умных" слов...
    Мне приходилось в диспетчерских указывать, что мы ремонтируем орудия лова и рыбы нет. А сами ходили и сдавали рыбу на "сторонние" базы...
    Стоят промысловые суда, простаивают плавбазы... И всё это было с ведома и по указанию верховных чинуш...
    Страна катилась в бездну и главный аргумент был на пустых прилавках...
  32. +1
    3 декабря 2020 19:50
    Я предлагаю изучение теории управления. Те кто понимает глобальную политику всегда помнит, что они нам всегда и во всём оставляют только два выбора, плохой и очень плохой. Они оставили нам только три второстепенные виды власти, это судебная, исполнительная и законодательная власть. Законодательная власть они нам сказали главная власть. На самом деле есть ещё главнее власти-это идея т. е. идеологическая власть (У Сталина идеология "Человек человеку. друг товарищ и брат") и самая главная власть концептуальная т. е. как будем жить. У Сталина концепция: "Кто не работает, тот не ест". Идею и концепцию они в России запретили см. конституцию России. Если кто- то сегодня будет освобождать Россию от мрази, то 99,9 % патриотов будут стрелять ему в спину. 99.9 % руководителей и населения России не знают полной функции управления (ПФУ) государства российского и знать не хотят. Это как на примере управления атомным реактором или подводной лодкой. Если п. лодкой управлять не по полной функции управления, то эта подводная лодка погибнет в море обязательно. Море ошибок не прощает. Россия жива только потому,что по ПФУ Россией управляют из-израииляя. При советском союзе был лозунг "Партия наш рулевой",но рулевой это матрос на корабле который выполняет указания капитана. Но капитан плывёт по курсу проложенный штурманом который живёт за границей. Они даже благодатный огонь везут пока не из Еревана, а из израаииляя. Они ПФУ изучают с детства, а нам внедрили ЕГЭ и сказали: вы и так все самые умные. См. ПФУ (полная функция управления) в яндекс пока они не удалили или см. приоритеты обобщённых средств управления (ПОСУ).
  33. +3
    4 декабря 2020 12:33
    Да чего там об Ингушетии говорить,когда все ж\д пути вокруг Москвы в радиусе 50 км были забиты составами с продуктами,которые стояли месяцами,их никто не разгружал и банально протухали,а Москва давилась в очередях."Демократический" мэр Гаврюша Попов сделал свое дело,по-инструкции Бжезинского- надо сделать так,чтоб за них заговорили их холодильники.Там на путях был просто продуктовый Апокалипсис,вонь стояла на всю округу,местные пацаны бегали из-под вагонов опарышей таскали ведрами на птичку,крысы бегали стадами размером с кошку.Мы тогда будучи студентами ходили подрабатывать туда-чистить вагоны,насмотрелся я тогда на всю жизнь и пусть кто-то скажет,что в СССР жрать было нечего.
  34. +1
    4 декабря 2020 23:07
    я бы хотел добавить 2 момента.
    1. думаю, все, кто жил перед перестройкой, часто слышали о долгостроях, но не очень понимали чем это грозило.
    А в реальности в долгострои закопали фактически 7 лет инвестиций страны. Вроде не много, но это сравнимо с материальными потерями СССР от второй мировой войны и это еще не считая ожидаемой отдачи от инвестиций.
    Теперь вы понимаете, что вкладывалось в слово застой?
    2. Второй момент - это снабжение периферии. Я жил в закрытом городе со спецснабжением. И хочу сказать, что СССР снабжался очень неравномерно. Парадокс заключался в том, что чем больше развивался аппарат, управлявший снабжением, тем хуже это в реальности происходило. Думаю, люди помнят и популярную профессию снабженца, который ездил по всей стране и менял цемент на колеса, колеса на топливо, топливо на сапоги и т.д.
    Почему это происходило? Я думаю, что тут сыграл роль фактор того, что Хрущев изменил кадровый отбор и создал партийную элиту, которую снабжала отдельная каста снабженцев и эти 2 системы изнутри разрушали систему снабжения сильнее, чем прогресс способствовал улучшению процесса. Кроме того, постоянно сокращался аудит и контроль.
    И да, я полностью поддерживаю автора, что СССР при Брежневе имел полные возможности обеспечить на бытовом уровне население и не произошло это только из-за саботажа и слома системы.
    Люди ругают социализм и СССР, но по факту их жизнь портило их постепенное уничтожение.
    А насчет полных складов - очень много было публичных скандалов в Ленинграде, когда показывали не просто лежащий товар, а его уничтожение бульдозерами в промышленных масштабах.
    А у меня в городе, например, почему-то тупо не было обуви. Очень многое было, а обуви ноль. Причем, как только местные предприятия получили право торговать за границей, сразу за счет бартера из стран СЭВ привезли всё, чего не хватало. Т.е. проблемы в плане дефицита торгового баланса по большому счету не было.
  35. Комментарий был удален.
  36. 0
    5 декабря 2020 18:23
    написано верно так оно и было
  37. +2
    5 декабря 2020 20:16
    Газета "Социалистическая индустрия" писала о фактах оплаты грузчиков за...НЕРАЗГРУЗКУ вагонов. Я сам наблюдал огромные нагромождения вагонов в районе Перово со станцией назначения Карачарово. Эта станция принимала эшелоны обеспечивающие столицу всеми необходимыми товарами, но их никто не разгружал. Так что автор прав. Хочу добавить, что дефицит товаров был вызван еще одним обтоятельством.Горбачев вернул к жизни кооперативы, которые смели с полок многие фондовые товары, что тоже негативно повлияло на экономику СССР, которая не была готова к появлению такого большого количества потребителей в лице кооператоров. А еще была реформа экономики по переходу на хозрасчет и у многих трудящихся появились бешеные деньги, а производительность не сдвинулась ни на шаг. Создание дефицита первый раз применили в1964г для устранения Хрущева.А потом все появилось как по мановению волшебной палочки, да и после начала гайдаровских реформ появилось изобилие. Не странно ли?
  38. +1
    6 декабря 2020 10:37
    Вообще все не так.

    Союз пустого холодильника и изливающего потоки лжи телевизора

    - писавший это человек понятия не имеет о чем пишет. Холодильники, как раз были полными, а магазины пустыми. Дефицит - это превышение денежной массы над товарным объемом. Денег у народа было много, а государственные цены низкими. Сметали все, что появлялась в магазинах. Но начиналось все постепенно и потихоньку. Когда при Сталине основная масса народа жила в деревне и зарабатывала трудодни получая за них натуральные продукты. Денег у населения было мало и полки магазинов ломились от товара. Этот товар просто не раскупался - денег мало. Когда стали поднимать благосостояние народа и увеличивать зарплаты товар из магазинов начал постепенно убывать. Но как поднимались зарплаты, может производительность труда росла как на западе, может новые технологии внедрялись? Это конечно было, но совсем не в тех объемах каких требовала жизнь. Зарплаты увеличивали административным путем и за счет приписок. Приписки были везде, кто жил в то время, тот знает. Это было время уравниловки, очковтирательства и приписок. Денег получали больше, чем реально зарабатывали. Дефицит начал ощущаться в начале 70-х. Есть монолог Райкина записанный в 1972 году "Дефицит" где он говорит о значимости товароведа и директора магазина. Дефицит родил БЛАТ. В середине 70-х в Москву поехали колбасные электрички. Это расцвет Брежневского правления, никакого Горбачева и близко не было. Дефицит родил ТЕНЕВУЮ ЭКОНОМИКУ. Появились богатые люди организовывающие подпольные цеха по производству ширпотреба. Дефицит родил СПЕКУЛЯЦИЮ. Продавать "из-под прилавка" оказалось выгоднее, чем продавать честно. Дефицит родил ФАРЦОВКУ, почти тоже, что спекуляция, но продавали товары привезенные моряками и туристами из-за рубежа. Произошел полный перекос экономики. Труд из-за дефицита, блата, приписок и уравниловки перестал цениться. Зачем вкалывать, если все равно заплатят столько же сколько лодырю рядом с тобой, зачем вкалывать если без блата все равно ничего не купишь. Дефицит родил ОЧЕРЕДИ из тех кто не имел блата. Очереди за всем! Дефицит родил СИСТЕМУ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ. Регионы страны и национальные окраины снабжались по разному. В Союзных республиках и столице о дефиците узнали последними, должны же они были осозновать как им хорошо в союзном государстве. Система распределения так же коснулась различных слоев населения в одном городе. Те кто был "поравнее" равных снабжался из спецраспределителей. Был выход, чтобы исправить кривую экономику? Да был. Нужно было "отпустить" розничные цены или избавиться от приписок. Но первое означало отказ от социалистической экономики, а второе - полицейское государство. Частично попытались решить вопрос с ценами - открыли кооперативные магазины. Андропов попытался сделать полицейское государство, но прожил недолго. Приписки, блат, уравниловка и отсутствие безработицы привели к тотальному ПЬЯНСТВУ народа. Горбачев антиалкогольную компанию не на пустом месте придумал. Страна реально спивалась. Дефицит попытались сократить закупкой товаров за границей. Но тут помогли зарубежные "друзья СССР" обвалили цены на нефть и для закупок за границей в стране просто стало не хватать валюты, к тому же другие "друзья СССР" (страны соцлагеря и сочувствующие им) требовали внимания к себе в виде валютного дождя. Короче, для исправления перекосившейся экономики требовалось сменить плановую экономику на рыночную. Что и произошло. Произошло везде, во всем мире, кроме двух государств Кубы и Северной Кореи, да и они держатся только на лидерах. Помрут у них лидеры и они тоже "задрав штаны" побегут от соцэкономики. Но при переходе от соцэкономики к рыночной мы совершили огромную ошибку. Мы в отличие от Китая свой класс предпринимателей, своих миллиардеров вырастили на приватизации, а Китай своих вырастил на производстве, хотя начинали мы одинаково - разрешили открытие кооперативов и начали "отпускать" цены. Закругляюсь. В заключение только скажу любителям точных терминов чисто плановой и чисто рыночной экономики на современном этапе конечно нет, но базовые различия остались прежними. Соцэкономика СССР должна была рухнуть и она рухнула по объективным причинам, а не в результате заговоров. И народ в 91 году защищать ее не пошел, поскольку достала...
  39. 0
    6 декабря 2020 18:48
    Если система регулярно отставала и регулярно не справлялась с насыщением товаром потребления, может виновата система, а не винтики в ней?)
  40. 0
    7 декабря 2020 22:35
    С автором согласен на все 100%. Меня нереально раздражает, когда я вижу фразы "застой" или "болото" в отношении брежневского периода правления. И когда требую доказательств, мне предъявляют фото или другую инфу конца 80-х, начала 90-х годов. Когда начинают рассказывать про "карточки", очереди, пустые прилавки, и всё такое, но опять-таки, применительно к брежневскому времени, хотя это ложь. Всё самое гадкое и плохое в СССР началось с Горбачёва, продолжилось Ельциным и... на этом СССР закончился.
  41. 0
    7 декабря 2020 23:09
    Горбатый! Корона-вирус тебя разбери,будь ты проклят чёрт меченый! Лично приеду на твою могилу плюнуть!
  42. 0
    8 декабря 2020 06:26
    И Путин про калоши поёт, одна банда.
  43. +1
    8 декабря 2020 11:15
    Я работал в тульской оборонке и застал ещё до военной закалки рабочих. Они говорили, что при Сталине было всё доступно. А как только Хрущёв заступил началось. Моя матушка ездила в Москву и за продуктами, и за вещами - всё было высшего качества, а автобус для сотрудников выделяли специально с предприятия.
  44. 0
    8 декабря 2020 17:51
    Предлагаю, когда "сдохнет" Горбачев, похоронить его подальше от кладбищенской ограды. Написать на памятнике: "Тут похоронен Горбачев М. С. Этот предатель Родины заставил Россию голодать". И я вас уверяю - не зарастет к нему народная тропа.
  45. +1
    10 декабря 2020 10:01
    Ну наконец то нашёлся человек, который изложил всю правду о том времени. Сколько раз я говорил что конец 80-х и начало 90-х это уже не Советский Союз. Спасибо автору. Поддержал.
  46. 0
    10 декабря 2020 11:19
    Чушь притянутая за уши. Манипуляции с датами и фактами, в попытке обелить преступления совковой партноменклатуры. Мне довелось покататься по СССР проводником, с 1981, по 1983-й. Ни перестройкой, ни Горбачёвым с либерастами и демократами , тогда и не пахло. Самые махровые годы "совка". Жил тогда в Новосибирске. В магазинах, кроме "завтрака туриста" и "рыбных тефтелей", ничего не найдёшь. Одеваться все ездили на "Балку" (барахолку в Дзержинском р-не Новосиба). А продукты люди привозили из других регионов. К примеру в Ташкенте было изобилие продуктов и одежды. Будто попадал за границу. Если в Новосибе из сигарет были только кубинские и вьетнамские, разбавленные папиросами "Прибой" и югославским "Пэлл-Мэл". Спиртное было вообще в жутком дефиците. Очереди занимали заранее и ограничивали количество проданных бутылок. В Ташкенте же, прилавки пестрили Мальбором, Кентом, Кэмэлом и Честерфилдом. Алкоголь поражал ассортиментом. Из Ташкента привозил в Новосибирск редкий даже сегодня божественный чешский напиток "Берхеровку". Импортные вина и коньяки. В Ташкенте же ушлые проводницы покупали индийские "мохеровые" пледы, и нарезали из них модные тогда шарфы. Увеличивая доход с пледа в 10 раз. В Ташкенте же затаривался для друзей дублёнками и джинсами "Монтана". Даже в Москве прилавки были менее насыщены. А в тупиках ж.д., стояли бесхозные "утерянные" вагоны. Однажды присутствовал при вскрытии такой "заброшки". Один вагон был загружен ящиками с "цифровыми" замками для почтовых ящиков, а во втором были грязные засаленные бочки. Когда вскрыли бочки, начался праздник. В деревянных, неказистых бочках была упакована сырокопчёная колбаса. Аккуратно расфасованная и залитая жиром. Не знаю, кто контролировал вскрытие бочек, но нам, присутствующим при вскрытии, разрешили набрать колбасы, сколько сможем унести. Мне тогда досталось 35 палок. Все друзья и родные были надолго обеспечены бутербродами с дефицитным продуктом. И напоследок. В 1976-м довелось побывать в тюрьме Новосибирска. Зэков по утрам кормили солёной ГОРБУШЕЙ !!!! По половине огромной рыбины на человека. Откуда ? А всё оказалось просто. В магазинах эту рыбу не видел никто и никогда. Она тупо хранилась на складах, пока верхний слой не начинал протухать. Тогда горбушу отправляли зэкам (сняв верхний, испорченный слой рыбы в бочке) или радовали дорогой рыбкой ближайшие свинофермы.
  47. +1
    10 декабря 2020 17:40
    Опять бред. Рубль был обеспечен товарами только на 13 копеек. Т е это уже были не деньги. А раз так, соответственно товары, которых не хватало, стремились припрятать и реализовать на лево. И так ребята, было с годов 60 х. А к концу 80 дисбаланс зашкалил, и уже весь дефицит в открытую пошел в кооперативы и на рынки, по ценам в 5-10 раз дороже. Вот вам и обнищание.
  48. 0
    11 декабря 2020 03:47
    Весьма и весьма однобокое суждение. Типа, все беды - чей то заговор. Ну кому было нужно разваливать СССР? Уж точно не Горбачёву с Рыжковым
  49. +1
    11 декабря 2020 10:27
    Вся суть в том,что программа СССР отрицала сам факт суверенитета страны.Законы о суверенитете страны есть,но нет структур.Отрицает и нынешнее РФ,тот же СССР, только синоним.Федерация,это и есть союз государств,у нас все опирается во владычество конфедераций Запада,Римской империи.Когда иностранцы увидели,что в результаты санкций на их товары,наши народы не растерялись,как многие и другие со стран третьего мира,и быстро организовались,создав свое производство,то придумали для нас понятия "черного" и вели санкции.Не просто так ведь раскулачивали и уничтожали НЭП,создавали унитарность мирового правительства,иначе говоря "совет союзных государств"-конечно тут ничего по факту уже государственного нет,это на самом деле административный союз провинций.Хотя проблем такой программы было много,в частности разные ментальности наций.Взять к примеру американцев,которые истребили канибалов-индейдев.Не просто так все там взялись за пушки.И конечно стрессы на почве ментальностей при отсутствии национализма в качестве предлога фашизма и их принудительное объединение,создавали не мало тайных войн,в результате которых страдали очень сильно местные и в результате ужасной,кризисной экономики,возникла коррупция,а там и ее влияние ,и победа в холодной войне.
    Обратите внимание,как легко приобрести наше гражданство,скажу даже более открыто,его возможно приобрести без фактов рождения в стране,или прохождения службы,так с непонятной присягой и также мировому правительству а не конкретно России,в большей степени федерации.Если ты под покровительством правительства,гражданство РФ тебе выдадут беспроблемно и без всяких санкций.
    В какой то момент я благодарен этим иностранным людям и увидел в них показатель порядочности,поэтому согласно этикетам нравственности,плохо отзываться об этих людях я не могу.Они на самом деле сделали доброе дело,показав свое мирное отношение ко многим народам.Но к сожалению не все такие .К стати очень нравится дизайн автомобилей Chevrolet,сразу видна по работам демократичность их мировой компании,что не скажешь к примеру о компании "Apple",или "Windows",а сейчас и вовсе простой из-за той же римской бюрократии,и конечно же видим последствия.
  50. +1
    11 декабря 2020 12:28
    вторая половина 80х, время создававшихся дефицитов. На заводах и в институтах создавались внештатные бригады инспекторов торговли. Во внерабочее время по разнарядке проверяли базы,магазины, кафе, рестораны, общественные столовые,аптеки. Выволакивали на прилавки всё, что находили спрятанного в подсобках. Составлялись акты, а куда они дальше и к кому попадали, я только теперь понимаю.
    Нас предупреждали, идя на проверку денег в карманах не иметь и быть очень внимательными, потому, что если мы не поддадимся на взятку и не возьмём, то бывали случаи, что засовывали и при выходе из магазина нас уже ждали ОБХССэсники. Это говорит о коррупции среди ментов уже тогда.
    На одном хочу заострить ваше внимание. Кто были все эти директора магазинов, аптек, складов,ресторанов, овощных баз и иных вкусных заведений, по национальному признаку. Правильно думаете, те кто больше всех ратовал за развал и "свободу" и кто сумел скупить нашу экономику, наиболее её доходную часть вскорости.
    Но как только они захватили власть, при нашем попустительстве, российские продукты тут же вывалились на прилавки, рынки и рыночки. При том, что сельское хозяйство наполовину замерло.Чудес не бывает.Процесс создания дефицитов был управляем.
  51. Я родилась в 1960 году и сейчас мне 60 лет. Я полностью согласна с автором статьи.Я помню полки наших сельских магазинов- они были завалены продуктами и промтоварами.А леспромхозовские магазины в нашем районе в 70 годах- это вообще отдельный разговор. Там было много таких дефицитных товаров, которые в нашем Красноярске можно было купить только на "барахолке" у спекулянтов. В 1975 году поступила в педагогическое училище.Магазины города Красноярска были полны и промышленных товаров, и продовольственных. Был и дефицит. Мебель купить было купить проблемно, красивую посуду и другое.Существовали очереди, записи.В 1979 году я вышла замуж .Мы с мужем летом ездили в отпуск в деревню к моим родителям. В деревенских магазинах мы купили себе посуду: чайные и столовый сервизы,хрусталь, стиральную машину"Сибирь"( с центрифугой), платяной полированный шкаф с антресолью.А сколько вещей покупали себе и детям, а еще книги, парфюмерию и галантерейные товары.Везли из деревни и импортные вина, сгущенку. Но потом вдруг все стало исчезать.Мы прекрасно понимали,что это делается специально, намеренно.Вот только не могли знать и понять: для чего это делается, кому это выгодно? Понимали , что кто-то в верхах, в правительстве, целенаправленно разрушает колхозы и совхозы, закрывает, распродает и разворовывает заводы и фабрики и все это преподносит, как перестройку, расцвет гласности и демократии, а процесс приватизации обернулся в "прихватизацию" . Вылезли на свет Собчак,затем Абрамович, Березовский и прочие олигархи и высокопосталенные чиновники, разбогатевшие за счет народных богатств, прибранных к рукам месторождений полезных ископаемых.Народу уже не принадлежало ровным счетом ничего! Народ стал бедствовать и нищенствовать. Эта ситуация продолжается и сейчас.В деревнях и городках по программе оптимизации закрылось множество больниц, фельдшерских пунктов, школ, детских садов, почтовых отделений. Сейчас строят новые Фапы, но они либо пустуют из-за нехватки врачей, либо просто не пригодны для нормальной работы( каркасно-щитовые,холодные, непригодные для Сибири и северных территорий. Обогреваются электричеством, которое часто отключается).Деревни и малые города просто умирают, у людей нет возможности заработать денег , ведь оплачиваемой работы попросту нет.
  52. +1
    13 декабря 2020 13:10
    Когда уже сдохнет эта меченная сволочь?Жаль больше нет таких как Сталин!
  53. +1
    13 декабря 2020 15:19
    Я полностью поддерживаю версию автора.
    Есть такой Великий казах Нурсултан Абишевич Назарбаев.
    В те времена он был секретарем ЦК Компартии Казахстана. И он до последнего стоял за сохранение Союза, когда уже СССР предали все.
    Вот он рассказывал, про "дефицит".
    Дословно не помню.
    Приезжает он на птицефабрику, она вся завалена продукцией, трупы куриц гниют на конвейере на складах, на улице. Он "это что такое, тонны гниют, люди голодают?
    А ему "нет машин", "продукцию не вывозят", "хранить негде", "фабрика переработки уничтожена гниющей антисанитарией"
    Он в управление "почему нет машин"? Ему в ответ "указ не вывозить из Москвы".
    И это было не в далеком Казахстане, а чуть ли не в столице нашей Родины.
    И вроде такая же ситуация была с молокоперерабатывающим предприятием, тоже все масло сгнивало в хранении.
    Я в деталях могу ошибаться, но общий смысл слов Нурсултана Абишевича был такой

    Я сделал просто вывод: "Чтобы народ заставить снести СССР и КПСС, его внутренние враги довели искусственно до массового голода". И это сработало.
  54. 0
    13 декабря 2020 15:37
    Дефицит был обусловлен тем, что власть заигрывала перед народом и повышала зарплату, а роста производства товаров добиться не удалось.
  55. +1
    13 декабря 2020 16:22
    Саботаж был явный. Украина, 1989 год, нам пришло предписание из Главка: в первую очередь отгружать продукцию в свою республику. Разнарядки не рассматривать. Созвонившись с коллегами по городу в других отраслях, у них были аналогичные указания. Всё погнали на черный рынок или за границу. Через пару месяцев полки опустели.
  56. 0
    18 декабря 2020 19:16
    Вопрос автору - почему в середине 60-х моя семья не могла купить в свободной продаже шифер на крышу, цемент и обрезную доску? Это приходилось покупать за взятку данную завскладом. Почему в Ленинграде в середине 70-х невозможно было купить красивую обувь и одежду, не отстояв 2-3 часа в жуткой очереди? Почему в эти же годы в Волгограде на полках Центрального гастронома лежал только маргарин и соль? почему во все эти годы невозможно было купить бытовой электроинструмент? Почему очередь на Жигули была, 4-5 лет? а очередь на отдельную квартиру, у нас в Питере - 20 лет? И такая жизнь была за 15 лет до Перестройки! А в 1982г. на Пленуме ЦК срочно принималась Продовольственная программа потому, что в СССР уже замаячили голодные бунты. Перестройка потому и началась, что бы спасти бедственное положение в стране. Если автор не жил в СССР и ничего не знает, зачем тогда врать?
    1. +1
      21 декабря 2020 10:07
      Вы то про Питер ( тогда Ленинград ) не надо врать. Мне приходилось мотаться по союзу по командировкам, и я объездил от Свердловска и до Бреста, и от Питера до Ташкента всю европейскую часть. В Москве и Питере все было тип-топ, как и в союзных республиках, а вот в самой РФ на периферии да, дифицит был, но этот дифицит решадся оченьдаже споро - нужен холодильни стоимостью 300 рб - дал продавцу 10 руб и имеешь, нужен телевизор за 710 руб. - дал продавцу максимум 25 руб и имеешь. И главное - у всех дома было все, всем хватало, а вот при Горбачеве уже другое пошло.
  57. +2
    21 декабря 2020 10:02
    Я работал в 80-е годы представителем завода, и по своим обязанностям имел право проверки хранения продукции завода на базах и в магазинах. На базах при Горбачеве было все, и гнило. Я задавал вопросы зав.базой и зав.складами - почемуэто все гниет а в магазины не отгружаются, и получал ответы - распоряжение сверху ничего не отгружать, а испорченное уничтожать. Так что дифицит был создан искусственно, что бы настроить народ на существующую власть и развалить ее.
  58. -1
    25 декабря 2020 14:20
    Мне кажется, что истина довольно проста. Те люди, которые в 1917 году смогли отобрать у немецких царей власть в России, оказались довольно тупыми для того, чтобы организовать самодостаточное государство в России. Они и сейчас тупят. Непомерная традиционная жадность мешает им рационально думать.
  59. 0
    26 декабря 2020 18:13
    Летом 1990 года я своими глазами видел свалку под Владимиром, где было много всякой разной еды, в тот год там невиданной на полках магазинов.
  60. +1
    4 января 2021 19:08
    Всё совершенно правильно написано. Был создан искусственный дефицит всего и вся, прежде всего продуктов. Для создания ажиотажного спроса достаточно не удовлетворить его на 5%. У нас это сделали на все сто. Делалось это для того, чтобы "отпустить цены" -- заставить людей покупать не глядя на сумму в чеке. До создания дефицита были попытки повысить цены, например варёную колбасу пытались продавать не по два, а по шесть рублей. Но её никто не стал покупать и тогда устроили подлость с дефицитом. А ещё до этого Горбачёв вводил сухой закон и по его приказу вырубали виноградники, чтобы народ пил не лёгкие вина, а сивуху. Его судить надо!
  61. 0
    4 января 2021 22:14
    Статья - очередное вранье. Автор понятия не имеет, что в СССР не было ни нормальной перерабатывающей промышленности ни современных систем долговременного хранения. Какие "вагоны" на каком "складе"? Автор даже не знает, что повальный дефицит был в СССР не только на колбасу и туалетную бумагу, но и на промтовары и стройматериалы. Их тоже прятали? СССР развалился из-за своей дебильной административно-командной экономики - вот главная причина развала и коммунисты это старательно скрывают придумывая разное вранье. Где сейчас еще применяется экономика советского типа? Вот и все доказательства развала! Хотите Америку развалить? Тогда надо организовать там административно-командную экономику. Будьте уверены, Америка развалится очень быстро!
    1. +1
      19 января 2021 12:34
      Как вы думаете, что может быть за личная причина у автора через 30 лет не назвать имя и фамилию того из БХСС Чечено-Ингушетии? Назвал бы - я б узнал (есть у меня знакомый, умеющий узнавать) эл. адрес этого человека и спросил бы его (если он ещё жив), действительно ли он надиктовывал автору рассказ о своих обследованиях складов с дефицитом.
  62. 0
    8 января 2021 12:10
    В Волгограде и других городах Поволжья уже в 70-х годах с продовольствием было очень плохо, ни мясопродуктов, ни молочки! Детям купить молока проблемы были! В основном с оказией из Москвы привозили. Советская власть за все годы не смогла организовать обеспечение народа продовольствием! В 91-ом продукты появились.
    1. +1
      22 января 2021 11:51
      То-то отец по всему Волгограду носился чтобы мне, рожденному в 90-м году, хоть какое-то питание найти. Ах, святые 90-е!
  63. +1
    8 января 2021 12:30
    Те, кто понимает глобальную политику (Пока единицы в России которые знают КОБ Концепцию Общественной Безопасности), знает, что они нам переписали историю и всегда и во всём оставляют только два выбора, плохой и очень плохой выбор. Они оставили нам только три второстепенные виды власти, это судебная, исполнительная и законодательная власть. Законодательная власть они нам сказали главная власть. На самом деле есть ещё главнее власти - это идея т. е. идеологическая власть (У Сталина идеология "Человек человеку друг, товарищ и брат") и самая главная власть - это концептуальная т. е. как будем жить.

    У Сталина концепция: "Кто не работает, тот не ест". Идею и концепцию они в России запретили см. конституцию России. Если кто- то сегодня будет освобождать Россию от мрази, то те кто не знает КОБ, а это 99,9 % патриотов будут стрелять ему в спину. 99.9 % руководителей и населения России не знают (ПФУ) полной функции управления и знать не хотят. Это как на примере управления водителем автомобиля знание правил ДД или подводной лодкой. Если п. лодкой управлять не по полной функции управления, то эта подводная лодка погибнет в море обязательно. Море ошибок не прощает. П. лодка "Курск" управлялась не по полной функции управления. поэтому погибла.

    Россия жива только потому, что по ПФУ Россией управляют из Израиля. Они даже если благодатный огонь в церковь привезут не из Израиля, а например из Еревана, то никто и не будет возмущаться, для нас какая разница откуда привезли. Они ПФУ изучают с детства, а нам они говорят: вы и так все самые умные. См. ПФУ в яндекс пока они не удалили или см. вводная КОБ.
  64. 0
    19 января 2021 12:23
    Хорошо б какую-нибудь сейчас проверяемую конкретность сообщить об организованном в СССР дефиците. А то верить словам - дурной тон.
    1. 0
      19 января 2021 13:54
      А посмотрите на ю-тьюбе Невзоровские видео-материалы "600 секунд" о временах "пустых прилавков" - там все предельно ясно и очевидно-доказательно
  65. +1
    19 января 2021 13:51
    Отличный, предельно точный и полный текст. Просто материал в учебники!
    Руководилерам страны попросту надоело противостоять Западу, защищать страну и руководить ее сложным хозяйством! Одновременно возникло желание использовать
    служебное положение для обогащения!
    Одновременно (и особенно после "разоблачений культа личности") происходил спад
    энтузиазма в народе. Люди становились более мелкобуржуазными, индивидуалистическими и эгоистическими. В общем то это нормально - невозможно все время "гореть"...
    Новым настроениям, психологическому настрою должна была соответствовать другая структура экономики - многоукладная (плановые тяжелые отрасли + свободная экономика потребления) - новый НЭП !
    Этого не было сделано ! В результате оба разрушительных "потока" - "сверху" и "снизу"
    трагически "встретились" в конце 80-х начале 90-х разрушив такими тяжкими трудами и такой
    кровью созданную страну ! Это страшное грехопадение !
  66. -3
    20 января 2021 07:19
    Кто жил в СССР тот знает, что дефицит был - всегда! Бесстыдная ложь у самого автора. Куда же тогда смотрела Прокуратура, ОБХСС, МВД и КГБ? Наглое вранье про "саботаж" придумали сами коммунисты, что бы уйти от ответственности за развал страны, за дебильную административно-командную экономику. В 1982г. срочно принималась Продовольственная программа потому, что в СССР реально замаячил голод. Разваливалось не только производство продуктов питания, но отрасли его переработки и хранения. В СССР элементарно не было современных овощехранилищ и мясокомбинатов.
  67. +1
    20 января 2021 14:53
    Автор прав. Видел талоны в 1963-1964 гг. В день объявления по радио о уходе на пенсию Хрущёва, всё появилось в магазинах. Исчезло тоже в один день в 1990-х. Вчера были товары, а сегодня пустые отделы с промышленными товарами, одни галоши..Наверное в это время и вернулся из-за границы Путин.
  68. 0
    22 января 2021 11:44
    У нас "два путя": быстрый революционный и долгий эволюционный.
    1. Революционный путь. Сразу что-то изменить в нашей стране без кровопролития не получится. Властьимущие засели глубоко, как энцефалитные клещи. Они сейчас-то ни во что не ставят человеческую жизнь, как те же дерипаски и потанины с наводнениями, пожарами и утечками нефти в угоду прибыли. Для них простые люди - это расходный материал. Своё положение они закрепляют взятками спецслужбам, прокуратуре, судам, а так же вскармливают личную "армию" молодчиков, которые не прочь за деньги применить силу в случае недовольства простого народа. Всю судебно-правовую систему они выстраивали под себя. Но есть ещё и другая сторона медали. Активное разложение морали и ценностей простого рабочего человека привело к появлению значительного количества "масс", которые так же будут мешать построению общества по-совести. Взять простой пример: в обыкновенном спальном районе ставят небольшую спортивную площадку с турниками, брусьями, скамьёй. Занимайся, развивайся, укрепляй тело и дух. Конечно, есть, те, кто занимаются. И это радует. Но теперь с постоянной регулярностью "местное население" усаживается на скамье - распивает алкоголь, курит сигареты, употребляет вещества, расписывает экстремистскими нецензурными надписями. Площадка постоянно завалена бутылками, окурками и прочим мусором. Собаки-питомцы гадят прямо на площадке, а их хозяева только им умиляются. Устные замечания не помогают. Полиция не помогает. Письма в управу - обыкновенная тягучая бюрократия - не помогают. Писать письма с жалобами на бездействие чиновников - это письма ради писем. У работающих людей нет на это ни времени, ни сил. А безработные - это как раз-таки из контингента, описанного выше. Но вот, что хорошо помогает - это знатная трепка по лицу. К сожалению, и этих "полезнейших" граждан защищает так называемый "закон".
    Ну, а главная проблема революционного пути - неизвестно, правильной ли морали люди придут к власти. Потому, многие не хотят повторения 90-х. Уж лучше пусть как сейчас.

    2. Эволюционный путь. Он очень сложный. Он очень долгий. Сложный в первую очередь потому, что мы должны начать с себя. А именно, начать себя ограничивать в излишествах, чревоугодии. Должны столкнуться с "тяготами и лишениями". Должны стать личным примером совести, дисциплины, достоинства и доброты для подрастающих детей.
    В истории множество примеров, когда педагоги брали шефство над группами беспризорных никому не нужных детей (даже с живыми родителями, но абсолютно без присмотра и воспитания). Не все справлялись, но и некоторые из них всё же становились значимыми учеными и деятелями.
    Проблема в том, что мало кто готов жить дисциплинированно. "Если они не хотят, то почему я должен?" - главный вирус, запущенный властьимущими людям в голову и душу. А ведь они боятся эволюционного пути больше, чем революционного. Кровь они готовы проливать в любое время и по любому поводу. А вот против эволюционного пути он лишь могут надеяться на слабость человека перед искушениями. Эволюционный путь неизбежен, история движется по циклам. Мы лишь оттягиваем по времени его своими же слабостями.
  69. -2
    27 января 2021 18:21
    В Волгограде мясопродуктов в свободной продаже не было с 1971г. 1991г. Все другие продукты бывали очень редко. В 80-х годах вообще уже в магазинах переставали бывать, что бы отоварить введенные талоны на некоторые наименования очередь надо было занимать в 4-00 утра, и то могло не достаться. Постоянный дефицит продуктов был обусловлен бредовыми идеями организации колхозов (вернулись к первобытно общинному земледелию!) Способных и умеющих работать всех репрессировали и уничтожили, а те кто остался не хотели работать фактически бесплатно. Уже с 60-х годов зерно массово закупалось за рубежом; Политбюро с Горбачевым, во избежание голодных бунтов, вынуждено пошли на перестройку, так как денег не осталось даже на закупку продуктов у запада.Даже в Москве в 80-е нельзя было купить нап-р сырокопченую колбасу (распределялась по предприятиям), да и др. продукты,Советская власть в силу ущербности, антинаучности бесовской идеологии Маркса, Ленина была не не в состоянии обеспечить хотя бы минимальные потребности населения в товарах, услугах и питания.
  70. 0
    29 января 2021 06:56
    Согласен полностью
  71. 0
    30 января 2021 21:23
    Это было заранее спланированное мероприятие изменника Горбачева и его соратников по свержению советской власти.
    1. Комментарий был удален.
  72. DPN
    0
    31 января 2021 23:17
    Под ВАШИМИ словами можно смело подписаться.,так и было.,у нас мужик ездил на свалку за сосисками ,а не в магазин..Продуты обменивались по бартеру..
    До сих пор не понятно почему горбачёва не признают ВРАГОМ, уничтожившим СССР,другому водрузили ель-центр.
  73. 0
    4 февраля 2021 20:49
    Может, кто помнит, как отстраняли Хрущёва? Так и было. Надо было, прежде, вызвать недовольство МАСС. В Магнитогорске, где я жил и учился в школе, вдруг не стало хлеба. Стоял в очереди по 3-5 часов. Потом, много лет спустя, я узнал, что тоже самое было даже и в Москве.
    И вдруг, через 3-5 дней хлеба, как обычно, завались.
    Уж потом я понял эти "технологии". Не сомневаюсь, то же было и при перевороте в 90-х.
  74. 0
    9 февраля 2021 10:31
    В году 1988-1989 директорам предприятий разрешили торговать напрямую с западом. Ну и понеслась душа в рай. Все в первую очередь гнали на экспорт(наши телевизоры вышли по качеству на мировой уровень) а на внутренний рынок что оставалось.2 января 1992 года страна перешла на рынок.С открытием магазина в продаже хоть один продукт, но уже был в продаже по рыночной цене. 1 января страна не работала, праздновала Новый год, подвоза в магазины не было. Народ как всегда оставили в дураках. У власти кто был там так и остался.
  75. Комментарий был удален.
  76. Комментарий был удален.
    1. 0
      11 февраля 2021 15:14
      ОБХСС и КГБ были инициатором развала СССР. Посмотрите чем занимался Крючков в конце 80 - начале 90-х годов. С одной стороны он якобы ратовал за сохранение СССР (ГКЧП), а с другой стороны поддерживал Горбачева. Да и ГКЧП ставил целью не сохранение СССР, а сохранение власти партноменклатуры.
  77. +1
    11 февраля 2021 15:08
    Совершенно согласен с автором. Тактика создания недовольства в стране для решения каких-то своих проблем стара как мир. Обратитесь к истории. Февраль 1917 г., канун февральской буржуазной революции в России. С полок магазинов исчезают продукты первой необходимости, в первую очередь - хлеб. Царь в это время в Могилеве, в Ставке, идет Первая мировая война. а в это время в города (в Петербург, в первую очередь) не пускают составы с мукой и другими продуктами. В Питере вспыхивают волнения, народ выходит на улицу. Против них применяются войска и казаки.Через несколько дней царь подписывает отречение. Другой пример. Начало 60-х годов. Перед смещением Никиты в стране начинаются перебои с хлебом. В магазинах появился хлеб с добавлением чего-то непонятного. Народ стал роптать. Через некоторое время снимают Никиту. Как сейчас стало известно, в то время заговорщики сговаривались для смены Хрущева. Через 25 лет ситуация повторяется уже Горбачевым. Справедливости ради стоит сказать, что перебои с продовольствием начались в начале 60-х годов. Это был результат хрущевских реформ и в сельском хозяйстве, и в промышленности. После прихода Брежнева к власти эксперименты не прекратились. После назначения Косыгина премьер-министром начались полномасштабные эксперименты в промышленности, которые в конечном итоге и привели затем к развалу СССР.
  78. 0
    17 февраля 2021 20:34
    Все верно! Именно после Брежнева все началось
  79. +1
    19 февраля 2021 09:32
    Это правда. Тотальный дефицит был создан искусственно. Моя тетка работала в снабжении и рассказывала как в конце 80-х продукты гноили на складах и закапывали. А в середине 90-х , когда стали распродавать складские помещения на Заводском шоссе, новые собственники кинули клич о распродаже того, что было брошено в якобы пустых зданиях. Я попал на обувной склад. Югославские и румынские туфли, сапоги, детская обувь в ящиках громоздились до потолков. Все производства второй половины 80-х, начала 90-х... Я лично, помимо того, что было нужно себе и семье, набрал два мешка детских отличных кед (цена была символическая). Работал тогда тренером, раздавал детям, да и всем знакомым.