План Москвы по лишению Прибалтики российского транзита возымел эффект
Сбылась мечта отечественных ура-патриотов: прибалты «приползли на коленях обратно» просить у «агрессивной» России об экономической помощи. Правда, «каяться» они при этом почему-то совершенно не собираются. Чем же ответит им Москва?
Первой взмолилась о пощаде маленькая Латвия. За минувшие после обретения «незалежности» десятилетия Рига благополучно произвела программу деиндустриализации. Одной из важнейших статей доходов латвийского бюджета оставался российский транзит в страны Европы. Однако он продолжает непрерывно падать, в частности, с января по сентябрь 2020 года он сократился на 14 миллионов тонн по сравнению с аналогичным периодом 2019-го, то есть, на 29,7%. В частности, по углю в рижский порт вместо запланированных 118 вагонов в сутки приходит только 39. Потери просто катастрофические. В ноябре же из России вообще не поступит никакого угля из-за отсутствия согласования заявок между РЖД, Минэкономразвития РФ и Минтрансом РФ.
В Латвии видят в этом «руку Кремля», и небезосновательно. Москва действительно заинтересована в том, чтобы перенести свои экспортные потоки из недружественной Прибалтики в собственные порты. Запутанные бюрократические процедуры могут быть равно как проявлением привычной неэффективности, так и инструментом давления на страны-транзитеры. Маленькая Латвия на фоне экономических трудностей, вызванных коронавирусными ограничениями, стремительно движется к банкротству. Доведенные от отчаяния, местные бизнесмены были вынуждены написать собственную «челобитную» в Кремль с просьбой восстановить сотрудничество. Однако в латвийском МИД данное коллективное обращение выбросили в корзину. О его содержании можно судить по раздраженному комментарию внешнеполитического ведомства:
Циркулируют всевозможные идеи, есть компании и предприниматели, которые думают, что по-прежнему достаточно политически преклониться, поцеловаться, и бизнес продолжается.
Однако объективная реальность такова, что на контакт с Москвой было вынуждено выйти напрямую Министерство транспорта Латвии. Из отправленного уже второго письма следует, что официальная Рига совместно с Латвийскими железными дорогами просят не препятствовать грузопотоку в прибалтийские порты и готовы участвовать в проекте железной дороги из Калининграда в Санкт-Петербург:
Мы заинтересованы в том, чтобы такие перевозки были, чтобы наша инфраструктура была загружена, поэтому мы делаем все возможное, используя различные каналы, чтобы эти планы стали реальностью. Это наше общее дело, это потребность латвийского государства для обеспечения работы железнодорожной инфраструктуры.
На данную публикацию крайне резко отреагировал экс-президент Латвии Валдис Затлерс. Он призвал «не молить» ни о чем Москву, поскольку слабому и униженному все равно ничего не дадут. Спасение маленькой страны бывший глава государства видит только в более глубокой интеграции с Европейским союзом. Правда, господин Затлерс не пояснил, почему вместо России никто другой не может дать латвийским портам альтернативные транзитные потоки, и не упомянул, что вся финансовая помощь Прибалтике со стороны Запада обусловлена исключительно ее русофобской повесткой, и ничем иным, кроме антироссийского плацдарма, Латвия США и блоку НАТО, в целом, не интересна.
Самое любопытное состоит в том, что второе письмо все же прошло согласование в МИД Латвии и латвийском посольстве в Москве. Это означает, что на него вынужден быть дать добро глава внешней дипломатии Эдгар Ринкевич, известный резкими антироссийскими высказываниями. Например, он утверждал, что Российская Федерация закончит, по его мнению, как Кайзеровская Германия и Третий рейх Гитлера. Но пока этого не случилось, и стоит вопрос о судьбе самой Латвии. Так как же должна поступить Москва? Можно додавить Ригу, но тогда масштабные увольнения на железной дороге и в портах продолжатся, а увольняют там в первую очередь нацменьшинства из русских. И можно помочь латышам поддержать штаны, но тогда мы фактически продолжим софинансировать русофобский режим. Непростой выбор.
Информация