Вторжение в Русскую Арктику не за горами: первый корабль США проверил Россию на прочность

15

Накануне в Японском море произошел довольно опасный инцидент, который будет иметь далеко идущие последствия. Эсминец ВМС США «Джон Маккейн» демонстративно нарушил российские морские границы и гордо удалился только после выхода ему навстречу большого противолодочного корабля ВМФ РФ. Проблема заключается в том, что сами американцы себя нарушителями не считают и потому несомненно вернутся вновь. Кто прав в этой ситуации, и как необходимо реагировать на подобных незваных гостей?

Данная территориальная проблема имеет два измерения: правовое и геополитическое. Пресс-служба Седьмого флота США так прокомментировала инцидент:



Эта операция по свободе судоходства защищает права, свободы и законное использование моря, признанные в международном праве, оспаривая чрезмерные морские претензии России.

Залив Петра Великого представляет собой самый большой залив российского побережья на Японском море. На нем находятся и Владивосток, и Находка, и Большой камень, и порт Восточный. В соответствии с его географическим расположением, историческим и оборонным значением, СССР признал залив относящимся к категории исторических. Это означает, что на его воды полностью распространяется суверенитет Советского Союза и Российской Федерации как его правопреемницы, а также отсутствует право мирного прохода иностранных судов. К историческим заливам относятся, к примеру, Бристольский у Великобритании, Чесапикский у США, Гудзонов у Канады, а также залив Петра Великого у России. Но есть один важный нюанс.


В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, историческим залив может считаться, если ширина входа в него не превышает 24 морские мили, а у залива Петра Великого расстояние от одного берега до другого у входа составляет 102 мили. Большинство стран в период «Холодной войны» особые права СССР на данную акваторию признали, но только не США, Токио, Франция и Великобритания. Эти государства считают, что их гражданские суда имеют право мирного прохода через залив, а при определенных условиях – и боевые. Правда, следует учитывать, что Вашингтон упомянутую Конвенцию сам не ратифицировал, но почему-то на нее ссылается и требует ее исполнения от всех остальных.

Получается некая правовая коллизия, которая была заморожена, пока существовал СССР. Его военно-промышленная мощь позволяла Кремлю тогда проводить полностью суверенную политику и силой выдворять незваных гостей, посылая всех «лесом» с их притязаниями. Например, в 1988 году два советских сторожевых корабля, «Беззаветный» и «СКР-6», в буквальном смысле слова выдавили из наших территориальных вод в Черном море американский крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон».

12 февраля того года они нарушили морские границы СССР. Наши корабли шли параллельным курсом, а затем «Беззаветный» осуществил навал на американский крейсер под углом в 30%, повредив его корпус, «СКР-6» также «шоркнул» по борту «Кэрона». Далее «Беззаветный» повторил навал, увеличив повреждения, которые привели к пожару на крейсере. Капитан сторожевика предупредил, что продолжит, если американцы не уберутся, но те по-хорошему не поняли и попытались взять сторожевик в клещи. Советский корабль демонстративно зарядил реактивные бомбометные установки, в ответ на «Йорктауне» начали готовить ко взлету вертолеты. Наши предупредили, что эти «вертушки» будут сбиты как нарушители советского воздушного пространства и для наглядности вызвали морскую авиацию. Удостоверившись в серьезности намерений советских моряков, крейсер и эсминец ВМС США ретировались, при этом «Йорктаун» пришлось ставить на трехмесячный ремонт из-за сильных повреждений.

Заметим, что Третья Мировая ядерная война с США из-за этого не началась, а храбрый командир «Беззаветного» был удостоен ордена Красной звезды. Однако США опасаются РФ далеко не так, как в свое время СССР, и не считают территориальные претензии Кремля на залив Петра Великого обоснованными. Два года назад уже прилетал первый американский «стервятник»: эсминец «МакКэмпбелл» приблизился к оспариваемой Вашингтоном акватории менее чем на 100 километров. Теперь эсминец «Джон Маккейн», названный в честь почившего видного русофоба, нарушил границу.

Что будет дальше? Следующим шагом представляется визит ВМС США в Арктику, где Вашингтон проявляет большой интерес к Северному морскому пути. Первыми пойдут мирные торговцы, за ними – надводные военные корабли, и все в рамках принципа свободного судоходства. Уже американцами строятся свои ледоколы, обучаются действовать в экстремальных климатических условиях экипажи. Пересмотр сфер влияния только начинается, вторжение в Русскую Арктику не за горами.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    25 ноября 2020 13:47
    вторжение в Русскую Арктику не за горами.

    - Вопрос в том, кто станет оказывать срочную техническую помощь иностранному судну в суровой Арктике, если с ним что нибудь случится? А случится может что угодно, например, натолкнётся это судно на другое, идущее навстречу. Там ледовая обстановка сложная...
    1. -3
      26 ноября 2020 07:43
      Так они свою базу в Арктике открывать хотят и ледоколы строят.
      1. +1
        26 ноября 2020 09:58
        Ну, для этого база нужна где нибудь на Игарке. На Аляске строить смысла нет - пока дойдет помощь, может стать поздно.
      2. -3
        26 ноября 2020 16:09
        Они могут обойтись без нас - открывать и строить. Россия - нет.
        Хотя при строительстве российских ледоколов используется лишь 20% импортного оборудования, однако оно является критично незаменимым,высокотехнологичным и сложным. Строить атомные ледоколы без использования зарубежных комплектующих невозможно, а заменить их просто нечем.
        Если следующим шагом Вашингтона будет введение запрета на иностранные инвестиции и участие зарубежных поставщиков в российских арктических ледокольных и СПГ-проектах, то они будут остановлены.

        Все предприятия «Новатэка», «Газпрома», «Роснефти», «Ямал-СПГ» и «Арктик-СПГ» так или иначе зависят от импортного оборудования и денег. Акционеры и главные поставщики этих корпораций – компании, напрямую связанные с США.
        Несмотря на программу импортозамещения, в России нет и не будет оборудования для обеспечения работы отечественных заводов СПГ. Компрессоры, турбины, гравитационные платформы и другие технологии поставляются из Соединённых Штатов и Европы. Финансирование арктических проектов также поступает из-за рубежа.

        Заменить имеющихся иностранных партнёров на лояльную России компанию не удастся. Даже косвенная угроза американских санкций поставит крест на сотрудничестве с теперешними французскими, итальянскими, немецкими и китайскими поставщиками, которые моментально выйдут из российских проектов.
        1. 0
          26 ноября 2020 16:50
          Акционеры и главные поставщики этих корпораций – компании, напрямую связанные с США.

          - Не будет инвестиций, не будет и прибылей. А каков главный закон капиталиста по Максу?
  2. +2
    25 ноября 2020 14:25
    Сколько же нам можно проглатывать любую их подлость,их плевки и угрозы в нашу сторону,об нас вытирают ноги,а мы прогибаемся и пригибаемся всё ниже и ниже,и уже ниже некуда.Так же было и до ВОВ,когда германские суда почти ежедневно нарушали наши воды своими кораблями и подводными лодками,а их самолёты садились на наши приграничные военные аэродромы,как бы по ошибке,а мы сами извинялись,и отпускали их.
  3. +2
    25 ноября 2020 18:28
    США давно открыто говорят о свободе судоходства по севморпути, т.е. о международной юрисдикции и "сигнализируют" о своих намерениях военными учениями в арктике, созданием базы ВМФ в Номе (Аляска), программой строительства ледокольного флота и прочими действиями.
  4. +1
    25 ноября 2020 21:10
    Накануне в Японском море произошел довольно опасный инцидент, который будет иметь далеко идущие последствия. Эсминец ВМС США «Джон Маккейн» демонстративно нарушил российские морские границы и гордо удалился только после выхода ему навстречу большого противолодочного корабля ВМФ РФ

    - афторрр, не пишите такие опусы, читать смешно, 2км крейсерским ходом берк проходит за 3-4 минуты еще столько же на то чтоб слинять, за суммарные 8 максимум 10 минут никто бы не успел совершить навал или таран, или по вашему мнению надо было сходу топить?
    Так что никакого "гордо удалился" не было, было заскочил и выскочил, пока не огребся...
    1. -4
      26 ноября 2020 07:42
      Цитата: faiver
      - афторрр, не пишите такие опусы, читать смешно, 2км крейсерским ходом берк проходит за 3-4 минуты еще столько же на то чтоб слинять, за суммарные 8 максимум 10 минут никто бы не успел совершить навал или таран, или по вашему мнению надо было сходу топить?

      каммминтатор, сами лучше не пишите глупости laughing
  5. +5
    25 ноября 2020 21:33
    Нарушителей границ РФ надо отстреливать, сбивать,топить,а если в кремле бояться исполнять свои прямые обязанности по защите суверенитета РФ и неприкосновенности ее границ пусть уходят в отставку и больше никогда не заикаются о своем желании служить на госслужбе и носить погоны!
  6. +2
    26 ноября 2020 07:32
    Вторжение в Русскую Арктику не за горами: первый корабль США проверил Россию на прочность

    С каких это пор Японское море стало относиться к Арктике? У автора была 2 по географии или наоборот- фантомная любовь к Женечке Псаки?
    1. -4
      26 ноября 2020 07:40
      Вы в принципе не в состоянии прочитать и понять смысл написанного?
      1. +1
        26 ноября 2020 08:04
        Прочитать то я прочитал. Ну и понял, что "в огороде бузина, а в Киеве - бабка". Это главное ассоциативное восприятие названия и содержания Вашей статьи.