Вторжение в Русскую Арктику не за горами: первый корабль США проверил Россию на прочность
Накануне в Японском море произошел довольно опасный инцидент, который будет иметь далеко идущие последствия. Эсминец ВМС США «Джон Маккейн» демонстративно нарушил российские морские границы и гордо удалился только после выхода ему навстречу большого противолодочного корабля ВМФ РФ. Проблема заключается в том, что сами американцы себя нарушителями не считают и потому несомненно вернутся вновь. Кто прав в этой ситуации, и как необходимо реагировать на подобных незваных гостей?
Данная территориальная проблема имеет два измерения: правовое и геополитическое. Пресс-служба Седьмого флота США так прокомментировала инцидент:
Эта операция по свободе судоходства защищает права, свободы и законное использование моря, признанные в международном праве, оспаривая чрезмерные морские претензии России.
Залив Петра Великого представляет собой самый большой залив российского побережья на Японском море. На нем находятся и Владивосток, и Находка, и Большой камень, и порт Восточный. В соответствии с его географическим расположением, историческим и оборонным значением, СССР признал залив относящимся к категории исторических. Это означает, что на его воды полностью распространяется суверенитет Советского Союза и Российской Федерации как его правопреемницы, а также отсутствует право мирного прохода иностранных судов. К историческим заливам относятся, к примеру, Бристольский у Великобритании, Чесапикский у США, Гудзонов у Канады, а также залив Петра Великого у России. Но есть один важный нюанс.
В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, историческим залив может считаться, если ширина входа в него не превышает 24 морские мили, а у залива Петра Великого расстояние от одного берега до другого у входа составляет 102 мили. Большинство стран в период «Холодной войны» особые права СССР на данную акваторию признали, но только не США, Токио, Франция и Великобритания. Эти государства считают, что их гражданские суда имеют право мирного прохода через залив, а при определенных условиях – и боевые. Правда, следует учитывать, что Вашингтон упомянутую Конвенцию сам не ратифицировал, но почему-то на нее ссылается и требует ее исполнения от всех остальных.
Получается некая правовая коллизия, которая была заморожена, пока существовал СССР. Его военно-промышленная мощь позволяла Кремлю тогда проводить полностью суверенную политику и силой выдворять незваных гостей, посылая всех «лесом» с их притязаниями. Например, в 1988 году два советских сторожевых корабля, «Беззаветный» и «СКР-6», в буквальном смысле слова выдавили из наших территориальных вод в Черном море американский крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон».
12 февраля того года они нарушили морские границы СССР. Наши корабли шли параллельным курсом, а затем «Беззаветный» осуществил навал на американский крейсер под углом в 30%, повредив его корпус, «СКР-6» также «шоркнул» по борту «Кэрона». Далее «Беззаветный» повторил навал, увеличив повреждения, которые привели к пожару на крейсере. Капитан сторожевика предупредил, что продолжит, если американцы не уберутся, но те по-хорошему не поняли и попытались взять сторожевик в клещи. Советский корабль демонстративно зарядил реактивные бомбометные установки, в ответ на «Йорктауне» начали готовить ко взлету вертолеты. Наши предупредили, что эти «вертушки» будут сбиты как нарушители советского воздушного пространства и для наглядности вызвали морскую авиацию. Удостоверившись в серьезности намерений советских моряков, крейсер и эсминец ВМС США ретировались, при этом «Йорктаун» пришлось ставить на трехмесячный ремонт из-за сильных повреждений.
Заметим, что Третья Мировая ядерная война с США из-за этого не началась, а храбрый командир «Беззаветного» был удостоен ордена Красной звезды. Однако США опасаются РФ далеко не так, как в свое время СССР, и не считают территориальные претензии Кремля на залив Петра Великого обоснованными. Два года назад уже прилетал первый американский «стервятник»: эсминец «МакКэмпбелл» приблизился к оспариваемой Вашингтоном акватории менее чем на 100 километров. Теперь эсминец «Джон Маккейн», названный в честь почившего видного русофоба, нарушил границу.
Что будет дальше? Следующим шагом представляется визит ВМС США в Арктику, где Вашингтон проявляет большой интерес к Северному морскому пути. Первыми пойдут мирные торговцы, за ними – надводные военные корабли, и все в рамках принципа свободного судоходства. Уже американцами строятся свои ледоколы, обучаются действовать в экстремальных климатических условиях экипажи. Пересмотр сфер влияния только начинается, вторжение в Русскую Арктику не за горами.
Информация