Почему «Восток Ойл» Сечина для России выгоднее газопроводов Миллера
Российская экономика сегодня находится не в лучшем состоянии и нуждается в мощных стимулах для развития. Настоящим ее локомотивом может стать мегапроект «Восток Ойл», который решит целый комплекс задач: расширит ресурсную базу страны, даст новые заказы отечественной промышленности и позволит России закрепиться в Арктике.
Инициатором мегапроекта является компания «Роснефть», глава которой накануне предстал с отчетом о его реализации перед главой государства. Значение «Восток Ойл» для России трудно переоценить.
Во-первых, на полуострове Таймыр будет создан гигантский нефтедобывающий кластер, чья совокупная ресурсная база оценивается в 6 миллиардов тонн сырья. Построят магистральный трубопровод длиной 770 километров до порта Север, где будет происходить отгрузка на танкеры ледового класса, а также энергетическую инфраструктуру общей мощностью в 2,5 ГВт и 3,5 тысячи километров энергосетей. На самой Крайнем Севере появятся дополнительно 15 промысловых поселков, будут созданы десятки тысяч новых рабочих мест. Всего в мегапроекте задействуют 400 тысяч человек. Таким образом, в Арктике, на которую алчно заглядываются все соседи, Россия создаст фактически новую нефтегазовую провинцию.
Во-вторых, будет максимально загружен Северный морской путь. Сейчас очень многие страны мечтают получить доступ к этой перспективной водной артерии, ведущей из Европы в Азию. Напрямую запретить им пользоваться СМП Москва не может, но она в силах фактически устанавливать на ней свои правила. Россия обладает наибольшей протяженностью береговой линии на Северном Ледовитом океане, имеет самый большой в мире ледокольный флот, в том числе, и несколько боевых ледоколов. Развитие портовой инфраструктуры в Арктике закрепит доминирующее положение нашей страны в стратегически важном регионе, а увеличение грузопотока через СМП этому только поспособствует.
В рамках реализации «Восток Ойл» уже к 2024 году «Роснефть» обязалась вывозить 30 миллионов тонн углеводородного сырья. Объемы в дальнейшем должны вырасти до 50 миллионов тонн в год, а после – до 100 миллионов тонн. Главное отличие данного проекта от инициатив «Газпрома» заключается в том, что вся добывающая и экспортная инфраструктура находится на российской территории, что минимизирует геополитические риски, которые во всей красе уже проявились на «Северном потоке-2» и «Турецком потоке».
В-третьих, что еще важнее, «Восток Ойл» не зацикливается только на добыче и продаже за рубеж ресурсов. С освоением Арктики тесно связана новейшая суперверфь «Звезда», которая открыта в Приморье. На ней для нужд «Роснефти» будут строиться суда ледового класса, танкеры, газовозы, суда обеспечения. Уже сформирован заказ на 50 единиц, и все они будут созданы в нашей стране. Также на «Звезде» уже заложен головной суперледокол класса «Лидера», который не будет иметь аналогов в мире по мощности. Он даст России возможности проводить конвои по Северному морскому пути даже в зимнее время, что станет колоссальным конкурентным преимуществом.
Помимо «Звезды» в Приморье построят современный металлургический завод, что даст дополнительные рабочие места, сделав Дальний Восток куда менее депрессивным регионом, чем сейчас. Придется построить новые дороги, школы, больницы и детские сады. Но и это далеко не весь синергетический эффект. Подсчитано, что вся отечественная металлургия получит прибавку в 20% за счет заказов на трубы различных диаметров и нужды судостроителей. Рассчитывает «Роснефть» закупить у «КАМАЗа» от 2500 до 6000 единиц специализированной техники, а также 50 вертолетов у российских производителей.
В целом, несмотря на очевидную дороговизну, столь масштабный проект может принести нашей стране совокупную пользу несравненно большую, чем многочисленные экспортные газопроводы другой госкорпорации.
Информация