Лукашенко готов уйти, но вскоре вернуться в новом качестве
События минувших лета-осени 2020 года в Белоруссии показали, что потребность в политических преобразованиях в этой стране просто перезрела. Братья-белорусы массово вышли на улицы с тем, чтобы отстоять свое право на перемены. Но будут ли они, эти перемены, и окажутся ли такими, как это представляют себе избиратели?
Президент Лукашенко удержался у власти только благодаря штыкам своих силовиков, которые нещадно разгоняли и по сей день разгоняют протестующих, а также недвусмысленной и прямой поддержке Москвы. При этом явно подразумевалось условие о том, что в Белоруссии должны пройти некие политические трансформации, Александр Григорьевич – мирно уйти, а также ожидались дальнейшие подвижки по интеграции РФ и РБ в рамках Союзного государства. Однако никаких конкретных шагов президент Лукашенко делать не спешил, потому в Минск один за другим потянулись российские сановники с «приветом» из Кремля.
Вероятно, это возымело эффект, поскольку белорусский президент вновь заговорил об изменении Конституции страны, после которых он главой государства больше не будет. Отметим, что Александр Григорьевич связал перемены с необходимостью предупредить «войну, которую им подкинут». Вполне возможно, что эти опасения связаны с наличием альтернативной «президента Светы» и риском применения против Белоруссии так называемого «венесуэльского сценария». Итак, что же за изменения ожидаются в Основном законе РБ?
Сам президент Лукашенко утверждает, что необходимо уменьшить полномочия главы государства:
У нас очень серьезная конституция. Казахстан, Россия, мы – пожалуй, вот три продвинутых государства, которые имеют такую серьезную жесткую конституцию, где от решения президента зависит все. С этой точки зрения, понимая, что не дай бог придет человек и захочет развязать войну и прочее.
Отметим, что самому Александру Григорьевичу столь широкие полномочия почему-то не мешали, и озаботился он этой проблемой только при перспективе отдать власть другому. Несколько большее доверие вызывает версия о том, что в ходе конституционной реформы политическая система Беларуси будет изменена так, что Лукашенко сможет «уйти, оставшись». Рассмотрим наиболее вероятные сценарии этого транзита власти.
Серый кардинал
Если Александр Григорьевич упорно будет отстаивать сохранение полного суверенитета Белоруссии и дальше саботировать строительство Союзного государства, то он может воспользоваться российским и казахстанским опытом. Тогда в рамках конституционной реформы будут радикально расширены полномочия некоего органа, аналогичного нашему Государственному совету, за счет президентских полномочий. В частности, у последнего могут отнять право начинать войну, чего так на словах боится сам Лукашенко. Тогда фигура президента станет номинальной, и на этот пост можно будет поставить своего лояльного «Дмитрия Анатольевича». Сам же Александр Григорьевич будет оставаться в тени, сохранив реальные полномочия как глава «Госсовета».
Схема вполне рабочая, но на практике будут проблемы с недружественной политикой европейских соседей и недовольством со стороны Кремля, который почувствует себя обманутым в лучших ожиданиях и сократит финансовую поддержку Белоруссии. Подобная конструкция может носить переходный характер, когда местный «Дмитрий Анатольевич» будет использован как «громоотвод» для недовольства общественности при подписании соглашений по интеграции в рамках Союзного государства.
Правая рука
Белоруссия уже прошла точку невозврата, после которой перед ней стоит выбор: или уйти от России в Европу по «украинскому сценарию» со всеми вытекающими последствиями, или слиться в объятиях с братским государством, несмотря на массу связанных с этим проблем. Про первый сценарий и думать не хочется, но в рамках второго для Александра Лукашенко появляются варианты.
Для начала было бы неплохо все-таки определиться, Союзное государство – это что конкретно, федерация или конфедерация? Или же это отношения России и Белоруссии, как некой ассоциированной к ней территории? Пока нет ясности в этом вопросе, рассуждать непросто. Но допустим, что РФ и РБ объединяются в единое федеративное государство, где Беларусь становится новым округом или федеральной территорией. Тогда несомненно придется внести ряд изменений и в российскую Конституцию, согласно которым у нас может быть введен пост вице-президента. Кто его займет, догадаться нетрудно. Возможно, Александр Григорьевич мог бы стать полпредом в Белорусском федеральном округе или сенатором с массой пожизненных гарантий как бывший президент. Тоже неплохо для человека, который якобы за власть не держится.
Информация