Что стоит за желанием России отказаться от МКС

29

Оглашенные «Роскосмосом» и представителями ракетно-космической корпорации «Энергия» намерения отказаться от эксплуатации Международной космической станции обсуждаются сегодня в основном с экономической и научной точки зрения. Те, кто ставит вопрос о том, реальна ли для нашей страны перспектива создания некоего аналога МКС собственными силами, без привлечения каких-либо зарубежных партнеров, без сомнения, правы.

Однако, говоря о посильности подобных, крайне сложных и затратных программ, нельзя забывать о том, что их реализация вполне может превратиться в вопрос выживания России, причем в самом буквальном смысле слова. Для того, чтобы понять это, стоит затронуть несколько другой аспект нашего космического будущего – военный.



Дело не только в деньгах


В качестве главной причины предполагаемого выхода нашей страны из данного космического проекта тот же генеральный директор «Энергии» Владимир Соловьев озвучивает «чрезмерные» затраты на него. При этом он называет конкретную цифру в 10-15 миллиардов рублей, которая, конечно же, впечатляет. Вообще говоря, МКС считается делом международным, однако, как львиную долю затрат, так и основные тяготы по его техническому обеспечению несут на себе Соединенные Штаты и Россия. При этом наблюдается, скажем так, определенный дисбаланс – число модулей МКС, относящихся к американскому сегменту, ровно вдвое превышает количество отечественных (10 против 5). При этом к «юрисдикции» США относятся, к примеру, японский «Кибо» или «Коламбус» – модуль Европейского космического агентства. Впрочем, для того, чтобы понять, сколько на самом деле в МКС экономики, а сколько политики, следует обязательно вернуться к тому моменту, когда она была создана. По сути дела, СССР тогда имел на орбите «Мир» – уже намного «переслуживший» изначально отводившийся ему срок эксплуатации, но еще вполне работоспособный.

У США же не было ничего сопоставимого – только космические амбиции. Там, помнится, собирались строить «чисто американскую» орбитальную станцию с пафосным названием Freedom. Ну, не то чтобы совсем уж «чисто» – привлечь к проекту хотели канадцев, европейцев и даже японцев. Однако, просчитав предстоящие затраты, в Вашингтоне ужаснулись. Более того, отсутствие у американцев реального опыта в подобных делах давало вероятность того, что совершенно невообразимые суммы еще и будут потрачены впустую. Вот тогда-то и вспомнили о России. Дело было в начале 90-х, Советского Союза уже не существовало, а нашей страной «рулили» самые искренние друзья США. Почему бы и нет?

Огромную роль тут сыграло то, что построенный в нашей стране, но на американские деньги, модуль «Заря» обошелся НАСА практически вдвое дешевле, чем если бы его создавали в самих США (250 миллионов долларов против планировавшихся 450). Та же история была и с «забросом» в космос составляющих МКС. «Зарю» в 1998 году наш «Протон-К» вывел на орбиту с затратами в 65 миллионов долларов. Транспортировка по тому же маршруту американского Unity на шаттле «Индевор» был дороже почти вдесятеро – мероприятие «влетело» в 570 миллионов. Тем не менее еще в 1993 году, когда вопрос будущего космического сотрудничества с русскими обсуждался в Сенате США, дискуссии вокруг него велись самые бурные – соответствующий законопроект был принят с перевесом всего в один-единственный голос! С тех пор, понятно, отношение к нашей стране что на Капитолийском холме, что в Белом доме изменилось весьма значительно – и далеко не в лучшую сторону. Именно в силу этого первые разговоры о «космическом разводе» с американцами прозвучали от Дмитрия Рогозина, бывшего тогда вице-премьер-министром еще в 2014 году, после того, как на Россию дождем посыпались санкции за воссоединение с ней Крыма и «вмешательство в дела Украины».

Если кто запамятовал, господин Рогозин еще тогда грозился оставить «партнеров» без комплектующих для ракетных двигателей и принудить к использованию пресловутого батута... До батута не дошло – спасибо Илону Маску, хотя, насколько известно, НАСА до недавнего времени и было намерено пользоваться услугами «Роскосмоса», как более дешевыми, однако отношения между странами все это время продолжали стремительно портиться. И вот сейчас, похоже, МКС, служившая одним из важнейших символов российско-американского сотрудничества, начавшегося после краха СССР и финиша «холодной войны», станет одной из жертв этого ухудшения и надвигающейся эпохи нового противостояния между сверхдержавами. Теперь – и в космосе.

Космос: вместо сотрудничества – поле боя


Стоит ли продолжать делать «хорошую мину» при не то что плохой, а очень плохой «игре», продолжая совместную работу со страной, прикладывающей все больше усилий к тому, чтобы «задушить» отечественную космическую отрасль, как таковую? Не так давно стало известно, что в недрах государственного аппарата США уже «созрел» проект нового пакета ограничений, направленных как против Китая, так и против нашей страны. Под очередные санкции, в частности, должны попасть около 30 отечественных государственных структур, ведомств и компаний. Удар наносится, в первую очередь, по авиастроению и, как минимум, двум дочерним предприятиям «Роскосмоса». Не обойден «вниманием» также и «Росатом». Ну, и какой после этого смысл в «сотрудничестве» с такими вот «партнерами»?

Впрочем, даже если бы не упомянутое выше решение (официально оно еще не принято, но, насколько известно, имеет очень высокие шансы на воплощение в жизнь), то вопрос о дальнейшем совместном «освоении мирного космоса» с теми, кто видит в нас сегодня мишень №1, выглядит более чем спорным. В особенности, если учесть, что космическое пространство стремительно перестает быть мирным – и как раз с подачи американцев. Позволю себе напомнить – именно США во время президентства Дональда Трампа резко подстегнули процесс его милитаризации. Создание в структуре вооруженных сил Соединенных Штатов не просто Космического командования, а нового (шестого по счету) космического рода войск в конце 2019 года стало отнюдь не пустой декларацией. Уже 21 октября нынешнего года было объявлено о вступлении в строй первого из трех их руководящих органов – полевого командования космическими операциями (Space Operations Command, SpOC). Его штаб-квартира, которую возглавил генерал-лейтенант Стивен Уайтинг, расположена на авиабазе Петерсон в штате Колорадо.

На этот штаб возлагается, как понятно из его названия, планирование и обеспечение боевых операций в околоземном пространстве. На очереди – еще два полевых командования. Одно будет отвечать за разработку, производство и содержание в надлежащем состоянии вооружений для космических войн, а другое – за подготовку для них соответствующих специалистов. Все более, чем серьезно, как видим. К тому же, союзники США вовсе не собираются оставаться в стороне от военно-космической гонки, включаясь в нее один за другим. О создании собственных Космических войск уже заявили Великобритания и Франция. При этом англичане с присущей им «скромностью» декларируют намерение «стать глобальным лидером в космосе», уточняя при этом, что главной своей задачей видят «противостояние России» уже и за пределами нашей планеты. Французы пока что в лидеры не рвутся и говорят лишь о «стратегии космической обороны», но при этом не скрывают форсированных разработок таких вещей, как орбитальные системы вооружений и боевые лазеры.

Более того, на проходившем 22 октября нынешнего года в режиме онлайн совещании министров обороны стран НАТО было принято решение о создании Североатлантическим альянсом собственного военно-космического центра. Располагаться таковой будет на авиабазе Рамштайн, где сегодня квартирует командование ВВС Альянса. Это вполне укладывается в логику принятого еще в прошлом году военно-космической стратегии НАТО, в которой околоземное пространство прямо объявляется его «сферой операционной деятельности». России волей-неволей придется действовать в тех новых реалиях, которые нам навязывают. Иначе из космоса нас просто, извините за выражение, вышибут. Причем в буквальном смысле этого слова.

Начальник штаба Королевских ВВС Британии, главный маршал авиации сэр Майк Вигстон, во время проводившейся буквально на прошлой неделе посвященной космической обороне конференции, без обиняков заявил о том, что будущий глобальный вооруженный конфликт, скорее всего, «зародится на Земле», но при этом «очень быстро перебросится в околоземное пространство». Именно там, по мнению маршала, собственно, и «будет решаться его окончательный исход». Что имеем в итоге?

Увы, средств на то, чтобы и далее заниматься мирными исследованиями, да еще и в компании с наиболее вероятным потенциальным противником, одновременно с этим наращивая собственный оборонный потенциал в космической отрасли, Россия попросту не имеет. МКС, конечно же, жаль – ведь в нее вложен не только труд, но и можно сказать, душа нескольких поколений отечественных ученых, разработчиков, испытателей, мастеров высокотехнологичных производств. Тем не менее, создание собственной станции, о «двойном назначении» которой в «Энергии» уже сегодня говорят вполне открыто, становится на нынешнем этапе одним из наиболее приоритетных вопросов национальной безопасности, равно как «доведение до ума» и воплощение в жизнь прочих перспективных разработок. Таких, к примеру, как заявленное «Роскосмосом» создание «космического буксира» на ядерной тяге.

Понятно, что к подобным проектам ни американцев, ни европейцев подпускать нельзя ни при каких обстоятельствах и ни за какие деньги. Китайские товарищи? Ну, эти не очень-то рвутся делиться с нами своими секретами – как военными, так и техническими. Однако, как минимум, ситуативное сотрудничество между Москвой и Пекином в космической отрасли возможно. Хотя бы в силу того, что своими главными врагами на орбите и США, и НАТО видят обе наших страны. К огромному сожалению, несмотря на все провозглашавшиеся десятилетиями и годами декларации относительно того, что в околоземном пространстве нет места оружию и противостоянию, мирным оно уже не будет. В том вина не нашей страны, однако и игнорировать данный факт по принципу «авось пронесет» мы тоже себе позволить не можем. Уж если космосу суждено стать новой ареной конфронтации между Россией и Западом, готовы к ней мы должны быть в самой полной мере.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    1 декабря 2020 11:13
    Если в СССР деньги выделялись на космос в необходимом объеме, то сейчас эти деньги тупо выводят из страны за кордон. А там на эти деньги спонсируется НАСА и другие "спейсмены". Если бы вместо увода денег за границу они шли бы на российский космос, то и проблем было бы меньше, и достижения лучше! Да и работать за копейки российская наука уже не хочет. Средний оклад научного сотрудника в России - 14 тыс. рублей - 200 долларов США. А сколько научный сотрудник получает в США, или Китае?
    1. Dan
      +2
      1 декабря 2020 12:16
      Цитата: Буланов
      Если бы вместо увода денег за границу они шли бы на российский космос

      А вы знаете, что такое "вывод денег из страны"? Кто выводит? На каких основаниях? Хватит уже бред нести и бросаться непонятыми фразами....
      1. -1
        1 декабря 2020 12:47
        что такое "вывод денег из страны".

        Тогда послушайцте академиков С.Глазьева, Катасонова, М.Делягина, они это докажут и цифрами, и фактами...Посмотреть можно и на Ю-тюбе...
        1. -5
          1 декабря 2020 16:38
          Можно бабушек у подъезда послушать!
          1. +2
            1 декабря 2020 18:08
            Если они академики, тогда да...
        2. Dan
          +6
          2 декабря 2020 06:59
          Цитата: Владимир Тузаков
          Тогда послушайте академиков С.Глазьева, Катасонова, М.Делягина

          Слушать теоретиков-болтунов? Нет глупее занятия. Если бы что-то выводе денег за границу было бы незаконное, то возбудили бы дело. На самом деле, значительная часть из этого вывода составляют деньги, получаемые иностранными инвесторами в качестве прибыли от своих вложений. Все экономики мира стремятся улучшить свой инвестиционный климат. Мы - тоже. Вывод части прибыли инвесторами - неизбежное следствие этой политики. Это вполне нормальное явление.

          Цитата: Владимир Тузаков
          они это докажут и цифрами, и фактами...

          Лучше бы они это доказывали выводом дотационных регионов в прибыль. А языком трясти - не хозяйство вести. Пусть реальным делом докажут, что их цифры и факты чего-то стоят.
          1. -1
            2 декабря 2020 15:33
            Когда политика государственных финансовых регуляторов (ЦБ, Минфин) построена на прибыль зарубежного, в основном спекулятивного капитала, такая политика называется ПРЕДАТЕЛЬСТВОМ национальных интересов. И лапша сползёт с уш, если послушаете этих экономистов с научными степенями. Но вы слушать не будете, вы защитник разграбления России...
    2. +5
      2 декабря 2020 12:21
      Хватит болтать уже. Конкретно пишите, кто, когда, куда и сколько вывел.
  2. -2
    1 декабря 2020 12:21
    Что стоит за желанием России отказаться от МКС

    - Полный провал и полная несостоятельность сегодняшнего "Русского Космоса"...
    - А ...если выразиться более последовательно и объективно... -то полная несостоятельность политического экономического олигархического правления в России...
  3. -2
    1 декабря 2020 13:10
    Уважаемые коллеги! Может ли кто нибудь вменяемо, без эмоций и шараханья "туды-сюды", объяснить, зачем ВООБЩЕ (не только РФ и т.д.) постоянная орбитальная станция? Что на ней изучают и/или производят из того, что нельзя сделать необитаемыми аппаратами? Может быть лучше деньги направить на новые лунные и/или марсианские программы, а не елозить одно и то же с 1971 года (Салют-1). С точки зрения получения новых научных знаний это может быть гораздо эффективнее.
    p.s. Китайцам такая станция нужна для "престижа" и самоутверждения в качестве "великой космической державы". А остальным?
    1. +4
      1 декабря 2020 13:53
      Орбитальные станции необходимы не только у Земли, но и у Луны. А задач - масса! Хотя бы дистанционное управление роботами с орбиты Луны для постройки необходимых объектов на грунте. А отрабока выживания в космосе во время длительных перелетов к Марсу, например?
    2. -7
      2 декабря 2020 00:00
      Может ли кто нибудь вменяемо, без эмоций и шараханья "туды-сюды", объяснить, зачем ВООБЩЕ (не только РФ и т.д.) постоянная орбитальная станция?

      Виктор, орбитальные станции нужны по той простой причине, что невесомость даёт совершенно другие результаты экспериментов, невозможные на земле. Но ваш вопрос - телега впереди лошади. Потому-что лошадь - это та сумма, которая выделяется страной на мирный космос. В России сейчас космос финансируется по-советски - остаточный принцип. Куда угодно, но на космос - потом. Россия стала жить по средствам, т.е. на космос денег нет. И к этому надо привыкнуть.
      Сама Россия космос не поднимет - от кооперации с США Россия “гордо” отказалась (хотя могла и деньги сэкономить и получить доступ к технологиям), а Китаю России предложить нечего (Китай уже впереди).
      Так что осталось жить воспоминаниями...
      1. 0
        2 декабря 2020 06:18
        орбитальные станции нужны по той простой причине, что невесомость даёт совершенно другие результаты экспериментов, невозможные на земле.

        Каких экспериментов и какие результаты? НЕТ НИКАКИХ. Вы тоже не знаете. Ваш коммент еще раз убеждает, что на нынешнем этапе космонавтики ДОС (долговременные орбитальные станции) на орбите земли уже не нужны. Не по этому ли на них стали возить туристов.
        1. Dan
          +1
          2 декабря 2020 07:09
          Цитата: дилетант
          Каких экспериментов и какие результаты? НЕТ НИКАКИХ.

          Глупо пытаться рассказывать про небо кроту. Рожденный переводить продовольствие думать в больших масштабах не способен. Космос это не обувной ларек, космическая станция - это лаборатория фундаментальной науки. О том, что от нее, от станции, получает страна, может рассуждать человек несколько посвященный в научные изыскания.
          1. -1
            2 декабря 2020 08:30
            Dan (Daniel) Сегодня, 07:09
            Глупо пытаться рассказывать про небо кроту. Рожденный переводить продовольствие думать в больших масштабах не способен. Космос это не обувной ларек,

            Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян.
            (Н.В.Гоголь. Мертвые души)

            Какие конкретно научные эксперименты были проведены на МКС за последние 3 года?
            1. Комментарий был удален.
      2. 123
        +1
        3 декабря 2020 01:40
        Россия стала жить по средствам, т.е. на космос денег нет. И к этому надо привыкнуть.

        Хорошо бы и вам этому научиться. Первое время будет трудно, но привыкните, пойдет на пользу yes

        Так что осталось жить воспоминаниями...

        Давайте посмотрим какой у вас из кандидатов до нового срока доживет и что будет с лунной программой. Потом и будем умничать winked
  4. -4
    1 декабря 2020 17:39
    МКС нужна для поддержки экстерьера производителей ракет. Иначе кирдык. Увянут.
  5. -2
    2 декабря 2020 22:27
    Не понял претензии к США, по поводу Космических сил. Разве не Россия первая, гордо переименовала ВВС в ВКС?
  6. -1
    2 декабря 2020 23:51
    Ой, как же жалко, что нельзя матом ругаться! Так хочется высказаться!
    Может Рогозина в космос запустить? На Марс сразу? Или на Венеру, он туда хотел тоже.
  7. 0
    3 декабря 2020 08:45
    Это просто фантастика....
  8. +3
    4 декабря 2020 00:45
    России нужна своя станция, как бы это не было тяжело в финансах. Перестать закидывать космонавтов США на станцию по дешевке, увеличить цену 3-5 раз, прекратить продавать ракетные движки и прекратить для них изготавливать детали из титана для космоса и авиастроения, эти предприятия, начать загружать своими Российскими заказами. Хватит США и Запад называть партнерами и друзьями, это же явные ВРАГИ, которые и не скрывают этого, почему Россия всегда смягчает свои слова в их сторону. Раз Россия ДЕРЖАВА, пусть они первыми протягивают руку для дружбы, а мы еще подумаем, нужна ли нам их "ДРУЖБА".
  9. 0
    4 декабря 2020 01:45
    Рыжемордую воровку убрали вроде? Что теперь делать России с этой убогой МКС? Топить свой блок в тихом океане. Новому роснановцу поставить задачу разработать и запустить новый Российский модуль в течении 2х лет. Китай легко это сделает. Просто конструктору условие поставят или модуль или жизнь. А АК мозги очень некрасиво разбрызгивает...
  10. 0
    4 декабря 2020 19:58
    Все понятно, что космос это затратное дело, но оно необходимо, чтоб не остаться без глаз и готовности к поддержанию безопасности для России.
  11. +1
    4 декабря 2020 21:59
    Губернаторы и полковники воруют больше, надо у них занять под небольшой процент и космос наш будет процветать.
  12. -3
    5 декабря 2020 02:27
    Ну, денег таки нет.Если уж военный бюджет предлагают секвестировать....
  13. +1
    5 декабря 2020 17:07
    Пора решать вопрос с налогами на роскошь и сверхдоходы, в противном случае без средств на науку, на вооружение, на обеспечения достойной жизни россиян нас разорвут наши "партнёры" на куски, где силой, а где подкупом политической элиты, ученых! А ведь нужна всего лишь политическая воля...
  14. 0
    6 декабря 2020 08:14
    Из-за этой МКС Китай и не стремиться к сотрудничеству с нами в Космосе. Утопили в своё время, в угоду "америкосам" "Мир". Лучше бы Китаю отдали.
  15. 0
    6 декабря 2020 11:08
    Да уж лучше самим завязать с этими партнерами,а не ждать когда оне попросят на выход.Пусть ищут другого извозчика.У них есть свой кучер-маск
  16. 0
    6 декабря 2020 13:45
    Полностью поддерживаю тех, кто за прекращение любого сотрудничества с американцами и европейцами, поддерживающими американские санкции против России, в Космоcе. У России есть шанс преуспеть в Космосе и извлекать из этого прибыли!