«Конец истории». Почему власть отказалась от моста на Сахалин


«The end of story» («Конец истории»), – такими словами закончил так и не начавшуюся историю Сахалинского моста спецпредставитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов. Так нужен ли на самом деле этот мостовой переход, и какими аргументами стоит руководствоваться при вынесении решения?


Идея соединить остров Сахалин и континентальную часть Дальнего Востока России возникла уже очень давно. Предлагались варианты строительства моста, дамбы и даже подводного туннеля. Успешный запуск в строй Крымского моста дал повод вновь заговорить про очередной потенциальный мегапроект, пояснил господин Иванов:

Вот, мол, Крым соединили, теперь бы не мешало и Сахалин.

Поначалу и региональные, и федеральные власти строительство горячо поддерживали, но теперь политические ветра в Москве вдруг сменили свое направление. Что же изменилось? Если суммировать сказанное спецпредставителем президента, то главными аргументами против Сахалинского моста будут следующие:

Во-первых, для «экономической окупаемости» мостового перехода нет достаточного потока грузов.

Во-вторых, чиновника почему-то явно пугает необходимость прокладывать 536 километров железнодорожного полотна по «безлюдной тайге». И эта якобы «бессмысленная работа» будет стоить дороже моста.

В-третьих, между строк можно прочитать послание Кремля дальневосточникам о том, что «денег нет».

Что хотелось бы сказать по этому поводу. С одной стороны, да, если рассматривать Сахалинский мост как бизнес-проект, то его окупаемость в обозримом будущем не просматривается. И денег, да, теперь мало, в «тучные годы» как-то руки не дошли, больше в американские «трежерис» предпочитали вкладываться, чем в собственную инфраструктуру. С другой стороны, разве можно вообще подходить к развитию страны с точки зрения бухгалтера с калькулятором? Ну, тогда придется быть последовательными и переосмыслить еще очень многое, правда?

Прежде всего, строительство моста и полтысячи километров железнодорожных путей в Хабаровском крае по «безлюдной тайге» увеличит транспортную связность России. Жители Сахалина перестанут жить, как «на острове», во всех смыслах этого слова. Во время штормов порт перестает работать, и начинаются проблемы со снабжением. Например, бензин там завозной, самолетом его в достаточном количестве не доставишь, тут и говорить не о чем.

Далее, довольно странно слушать сетования чиновников на то, что нет достаточного грузопотока. А откуда он сам возьмется-то? Хотелось бы спросить господина Иванова, а нет ли некой причинно-следственной связи между «безлюдностью тайги» и отсутствием в ней железной дороги и работы? Может быть, сперва необходимо вложиться в инфраструктуру и дороги, а уже за ними и вся остальная экономика подтянется? Местные подрядчики получат заказы, появятся новые рабочие места, что позитивно скажется на состоянии депрессивного Дальневосточного региона. Сахалин, Дальний Восток в целом – это красивейшие места, упрощение транспортной доступности с ними станет стимулом для развития туризма. Как недавно выяснилось, там даже модным серфингом активно занимаются.

Развитие инфраструктуры, строительство мостов, аэродромов и прочего – это ведь не бизнес-проекты с моментальной отдачей, как это видят «эффективные чиновники», это прямая обязанность государства перед своим населением. «The end of story» – это как-то уж очень символически прозвучало. А если не на мост, который свяжет в единую транспортную сеть Дальний Восток России, то тогда куда сэкономленные средства потратить? На какой-нибудь очередной трубопровод?
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Буланов Офлайн Буланов
    Буланов (Владимир) 1 декабря 2020 14:05
    +4
    Необходимо издать Указ - Всем чиновникам и толстосумам перевести заграничные дачи на Сахалин и ДВ. Тогда и мост быстро построят, и дорогу проложат, даже двухколейную!
  2. Сергей Латышев (Серж) 1 декабря 2020 14:47
    +1
    Все к этому шло. До короны еще можно было кинуть пооптимизировать мильярды на ЧМФ, на Олимпиаду, на Мутко с его допингами/антидопингами.

    Теперь на премии госалигархам копить надо.
    Попиарились с мостами, и хватит.
    Медведев сказал Держаться....
  3. zenion Офлайн zenion
    zenion (zinovy) 1 декабря 2020 14:54
    0
    Может такое быть, что кто-то из помощников главного остров уже продал, но забыл сказать и напомнить о нём в завещании. Ясней всего, что хозяин этого острова (япона мать) запретил строить мост.
  4. дилетант Офлайн дилетант
    дилетант (Виктор) 1 декабря 2020 15:04
    +2
    Это тот самый Иванов, который прицеплял мемориальную доску Маннергейму и которую ленинградцы в конце концов выкинули? Которого выперли из руководителей администрации президента в "Автономную некоммерческую организацию «Евроазиатский центр изучения, сохранения и восстановления популяций леопардов» и придумали синекуру присматривать за экологией? Он что, ведает деньгами или формирует гос.программы? Очередной выживший из ума от старости болтун.
  5. Sapsan136 Офлайн Sapsan136
    Sapsan136 (Sapsan136) 1 декабря 2020 15:39
    +3
    А у этих на РФ всегда денег нет,зато нам дачки в Лондоне,Болгарии,Италии и Греции.... всегда есть...И если 11000 руб которые платят в РФ пенсионерам якобы достаточно для жизни,зачем чиновникам в РФ платить больше,пусть живут на 11000 руб в месяц и (не в чем себе не отказывают) !!! И да,вместо служебных Мерседесов и Джипов Калину им...Экономить надо прежде всего на зажравшейся Москве и региональных царьках...
  6. SASS Офлайн SASS
    SASS (Sass) 1 декабря 2020 17:51
    0
    Есть решение Правительства? Президента? Вякнул не понятно какой спецпредставитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов и понеслась...
    Лишь бы поболтать)))
    1. whitebeard Офлайн whitebeard
      whitebeard 1 декабря 2020 18:39
      0
      "Вякнул", на минуточку, один из ближайших президентских друзей. Так что с высокой долей вероятностью Сам думает точно также сейчас.
  7. Владимир Тузаков (Владимир Тузаков) 1 декабря 2020 18:37
    +1
    Маниловские ЖД мосты на Сахалин... Вот Якутский регион соединить ЖД, ибо только по зимнику автотрасса становится проездная... И множество мест, где ЖД и мосты более необходимы...Сахалинский мост созвучен Беринговому мосту на Аляску, звучит красиво , а по сути глупости несусветные...
  8. whitebeard Офлайн whitebeard
    whitebeard 1 декабря 2020 18:38
    -2
    Да правильно всё Иванов сказал. Это советская традиция мостить тайгу "золотыми унитазами", которая (в том числе) погубила СССР, и Россию до добра не доведет в случае ее реализации. Экономика должна быть экономной - бесплатного ничего нет, затраты должны быть соответствующими ситуации и окупаться, пусть и комплексно и в перспективе. Без япского грузового транзита в Европу (а это зависит от мирного договора) мост действительно будет экономически неокупаемым даже комплексно и даже в дальней перспективе. А улучшить транспортную связь Сахалин с материком при нынешнем объеме экономики острова гораздо рачительнее с помощью усиления паромной переправы, тем более что Керченская переправа осталась не у дел после Крымского моста - оборудование можно использовать на ДВ
    1. Маржецкий Офлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 2 декабря 2020 07:36
      -1
      Цитата: whitebeard
      Да правильно всё Иванов сказал. Это советская традиция мостить тайгу "золотыми унитазами", которая (в том числе) погубила СССР, и Россию до добра не доведет в случае ее реализации.

      СССР погубили три нетрезвых мужика в лесу.
      П.С. речь не про мост в отдельности, можно и дамбу насыпать подешевле, речь про комплексное развитие депрессивного региона.
      1. Владимир Тузаков (Владимир Тузаков) 2 декабря 2020 16:40
        0
        Дорога в никуда только поспособствует отходу населения и Сахалина.. Что там развивать, уж лучше владивостокско-хабаровский регион, там вкладывать и ЖД и мосты...
  9. дилетант Офлайн дилетант
    дилетант (Виктор) 1 декабря 2020 19:05
    0
    Цитата: whitebeard
    Керченская переправа осталась не у дел после Крымского моста - оборудование можно использовать на ДВ

    Керченская перправа - 5 км через пролив Азовского моря. Сахалинская переправа Ванино-Холмск 260 км через Татарский пролив. Капитан Немо однако! fool
  10. Jacques Sekavar Офлайн Jacques Sekavar
    Jacques Sekavar (Jacques Sekavar) 1 декабря 2020 19:23
    +2
    Так нужен ли на самом деле этот мостовой переход, и какими аргументами стоит руководствоваться при вынесении решения?

    Мост на Сахалин такая же эфимерная идея как строительство моста через Берингов пролив.
    Капиталовложения требуются огромные и никаких перспектив на окупаемость, зато гарантированы постоянные затраты на поддержание в рабочем состоянии, капремонты и прочие расходы.
    Мост через Керченский пролив необходим по политическим, экономическим, оборонительным и множеству других причин, а поступления от оплаты проезда частично компенсируют затраты.
    Что касается завозного бензина в Сахалинской губернии, так при наличии нефтяных месторождений строительство нефтеперегонного заводика для местных нужд обойдётся в тысячу раз дешевле.
    Подход к развитию государства ничем принципиально не отличается от развития любого бизнеса кроме масштабов и требует расширенного производства, денежных вливаний, длинных денег под низкие проценты, а новые и передовые производства – административной поддержки, стартового капитала, освобождения от налогов и т.д., и т.п.

    если не на мост, который свяжет в единую транспортную сеть Дальний Восток России, то тогда куда сэкономленные средства потратить?

    На строительство мостового перехода Якутск-Нижний Бестях, на строительство дороги Колыма-Омсукчан-Омолон-Анадырь и её ответвлений, на освоение месторождений, строительство новых ПАТЭС, создание инфраструктуры севморпути – портов, судоремонтных заводов, аэродромов, средств навигации и связи, строительство жилья, очистных сооружений, рекультивацию изгаженных территорий и т.д., и т.п.
    1. Маржецкий Офлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 2 декабря 2020 07:43
      0
      Цитата: Jacques Sekavar
      Что касается завозного бензина в Сахалинской губернии, так при наличии нефтяных месторождений строительство нефтеперегонного заводика для местных нужд обойдётся в тысячу раз дешевле.

      Про бензин было сказано для примера, там все завозное.

      Подход к развитию государства ничем принципиально не отличается от развития любого бизнеса кроме масштабов и требует расширенного производства, денежных вливаний, длинных денег под низкие проценты, а новые и передовые производства – административной поддержки, стартового капитала, освобождения от налогов и т.д., и т.п.

      Ошибаетесь. Точнее, подменяете понятия в худших либеральных традициях демагогии. У государства есть ряд обязанностей, которые совершенно не должны приносить прибыль, но должны реализовываться. В частности, развитие инфраструктуры. Например, государство (в лице федерации, субъектов или муниципалитетов) должно тянуть дорогу в отдаленную деревеньку, даже если там живут 5 семей. Доходу с этого ему будет ноль, но оно ДОЛЖНО это делать.
      1. Jacques Sekavar Офлайн Jacques Sekavar
        Jacques Sekavar (Jacques Sekavar) 2 декабря 2020 11:12
        +2
        1. Про бензин, это в качестве ответа на приведённый пример.
        2. У частного бизнеса обязанностей не меньше чем у государства, которые совершенно не приносят прибыль, но должны реализовываться под крышей частно-государственного партнёрства во всех сферах и уровнях.
        В этом и состоит суть государственного капитализма, когда государство подчиняет контролирует и направляет капитализм на решение государственных задач как это делает коммунистическая партия Китая и В.В.Путин, который вне политических партий, как бы сам по себе, и в этом их главнейшее и принципиальнейшее отличие.
        3. Управление государством не должно замыкаться номенклатурными рамками представителей крупного капитала и семейственностью правящего класса. Примеров этого выше крыши и самые показательные – в самой “демократической” стране, США.
        В.И.Ленин и говорил о Широком(!) вовлечении в государственное управление представителей Низов(!), которое возможно только через Диктатуру Пролетариата.
        При всех других условиях представительство пролетариата носит единичный показной характер и не оказывает никакого влияния на политику государства. Капиталистическая “демократия” есть форма господства крупного капитала через т.н. “свободные” выборы, когда холопам предоставляется право выбрать одного из представителей правящего класса.
        1. Jacques Sekavar Офлайн Jacques Sekavar
          Jacques Sekavar (Jacques Sekavar) 2 декабря 2020 12:15
          +2
          И ещё, про дороги где живёт 5 человек. Частно-государственное партнёрство то и подразумевает – дороги где 5 человек, уборка территорий, праздничные мероприятия, финансирование культ-массовых и спортивных мероприятий, спорта, культуры и всего прочего, не говоря про нацпроекты – ледовый дворец фигуристов, о.Русский, Сочи, Сколково, тот же мост Ротенберга и т.д., и т.п. Всё это связано с отвлечением оборотных средств из основой сферы деятельности частного капитала, а это скрытая потенциальная оппозиция политике В.В.Путина, который вне политической партии, а следовательно и никому не подотчётен кроме народа, а народ – это средняя температура по больнице, одни зарабатывают по 1 млн. в день, а другие живут на 1 МРОТ.
  11. Юрий Брянский (Юрий Брянский ) 1 декабря 2020 22:14
    0
    Мост строить нужно. Сергей Борисыч, ты не прав.
  12. Cetron Офлайн Cetron
    Cetron (Peteris) 1 декабря 2020 23:43
    -1
    Собрать всех либерастов - врагов России, кайло,лопату, тачку в руки, и пусть строят насыпь для ЖД и дамбу через Татарский пролив. Срок освобождения: окончание строительства дамбы. ( Враги советской власти за пару лет Беломорканал прорыли. Хоть какая-то польза).
    1. ниче они не нароют эти дохлятины спившиеся
      1. magma Офлайн magma
        magma (Татьяна) 2 декабря 2020 10:31
        0
        Зависит от методов принуждения
        1. да хоть убей - не нароют
          1. Cetron Офлайн Cetron
            Cetron (Peteris) 3 декабря 2020 00:27
            -1
            Если патлатого с кодлой из "эха мацы", зажравшихся с "дождя", поставить к стенке прилюдно, остальные не только дамбу на Сахалин насыпят, но сам остров до Японии удлинят!
            1. хммм... надо подумать!
    2. Piramidon Офлайн Piramidon
      Piramidon (Степан) 3 декабря 2020 12:57
      0
      Пустое балабольство ради "плюсиков"? Сам ведь понимаете, что такого не будет.

      Цитата: Cetron
      Собрать всех либерастов - врагов России, кайло,лопату, тачку в руки, и пусть строят насыпь для ЖД и дамбу через Татарский пролив. Срок освобождения: окончание строительства дамбы. ( Враги советской власти за пару лет Беломорканал прорыли. Хоть какая-то польза).
  13. да мост то нужен но денег точно нет и не будет - все ушли на океанские яхты аллигархата
  14. Poloj Офлайн Poloj
    Poloj (Серега) 2 декабря 2020 08:48
    0
    Это вполне логичный ответ стаду "ямыфургал"