Приход Горбачева – цепь случайностей или главная спецоперация ХХ века?

47

Уход из жизни в ночь с 9 на 10 ноября 1982 года Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева ознаменовал собой истинное «начало конца» Советского Союза. Последовавшее за этим время сегодня оценивают по-разному. Кто-то видит в нем лишь высшую точку поразившей СССР геронтократии и изволит шутить по поводу «эпохи гонок на лафетах», имея в виду церемониал торжественных похорон «кремлевских старцев», следовавших одни за другими.

Кто-то усматривает в хитросплетениях кадровых изменений в Кремле, за какие-то четыре года приведших на вершину власти в самом могучем в мире государстве того, кто его уничтожил, цепь совпадений и случайностей... Кто-то говорит об «исторической закономерности» – мол, СССР и коммунистическая идеология пали потому, что по-другому и быть не могло...



Все это, конечно, неправда. Стоит повнимательнее вчитаться в хроники тех лет, вдумчиво изучить и попытаться осмыслить воспоминания непосредственных участников драматических, а то и трагических событий, происходивших на советском властном «Олимпе» в последний период его существования, чтобы стало ясно – все было гораздо сложнее, запутаннее и таинственнее. Мало-помалу начинает складываться стойкое ощущение: за всем происходившим в Кремле и вокруг него с определенного момента стояла чья-то невероятно могущественная воля, направленная на то, чтобы Советский Союз перестал существовать. Никаких случайностей не было! Существовал четкий и коварный план, который, увы, удалось полностью претворить в жизнь. Ниже я попробую, по возможности, максимально аргументированно обосновать именно эту точку зрения.

«Неверной дорогой идете, товарищи»?


Как я уже говорил неоднократно и не устану повторять вновь и вновь, безбожно выхолощенная и безобразно перевранная в угоду замшелым политическим догмам официозная советская историография впоследствии дала господам либералам возможность состряпать убогонькую и примитивную версию этого, без преувеличения, важнейшего периода нашей истории. Мол, сидели в Кремле старички-маразматики, окончательно подвинувшиеся рассудком на цитатах из классиков «марксизма-ленинизма», а реальной жизни вообще не видевшие и не понимавшие. Сидели-сидели, чуть ли не в пасочки играли, пока не перемерли все естественным образом. А тут, откуда не возьмись – Михаил свет Сергеевич, пришел, взял бразды в свои крепкие мозолистые руки комбайнера, да и повел страну в «новое светлое будущее». Ну, на самом деле – к гибели и разорению, но это не суть. Это для либеральной публики как раз не грех вовсе, а большая заслуга.

Самое отвратительное, что именно этот, извините за грубость, бред сивой кобылы множество наших соотечественников принимают за совершенно чистую монету и верят ему безоговорочно. При этом совершенно не учитывается тот, к примеру, факт, что во многих «демократических» странах мира того времени, о котором у нас идет речь, «у руля» стояли лидеры, немногим младше наших «старикашек». Тот же Рональд Рейган, к примеру, президентом США стал в 70. Ну, о том, что Джо Байдену 78 лет, я и вовсе промолчу. Правда заключается в том, что никакими «овощами», впавшими в старческое слабоумие, не были ни Брежнев, ни Андропов, ни Черненко – все три последние Генсека ЦК КПСС. Да, богатырским здоровьем они похвастать никак не могли. Почему именно – на то у нас будет отдельный разговор. Однако и безумными «куклами», не имевшими собственной воли и разума, не являлись.

На самом-то деле наш разговор надобно начинать с того, что истинный социализм закончился в СССР в 1953 году, со смертью Сталина. Последовавшие за этим мрак и ужас под названием «правление Хрущева» были ничем иным, как первой в послевоенной истории серьезной и крайне основательной попыткой уничтожить Советский Союз. И уж точно впервые это попытались сделать не извне, не путем развязывания агрессии или, скажем, экономической блокады, а руками лидера партии и государства. Глубокое изучение деятельности Кукурузника во главе СССР однозначно свидетельствует – до успеха ему оставалось не так уж и много. Однако спохватились те, в ком еще сохранилась хоть капля «сталинской закваски», для кого коммунистическая идеология и советская власть были не пустыми словами. Лысого вредителя свергли. Усилиями Брежнева и его команды взрыв запущенной Хрущевым «бомбы замедленного действия», которая должна была разнести СССР на куски, удалось предотвратить.

Тем не менее самые опасные процессы ни остановлены, ни обращены вспять не были. Прежде всего, росла и углублялась порожденная ХХ съездом партии и «разоблачением культа личности» утрата советскими людьми веры в партию и коммунизм как таковой. Да и в экономике ущерб был ужасающим – одно только уничтожение сельского хозяйства чего стоило. Увы, лидеров, имевших хотя бы десятую долю громадного интеллекта и несгибаемой воли Иосифа Виссарионовича, в тогдашнем руководстве КПСС не нашлось... Думаю, восстань и выйди из своего Мавзолея в те годы Ильич, он что было сил закричал бы: «Неверной дорогой идете, товарищи!» Увы, не восстал и не крикнул... Все еще сохраняя созданные и заложенные на будущее великим Вождем силу и мощь, страна неумолимо катилась к закату.

Кто на самом деле назначал Генсеков?


То, что Брежневу скоро потребуется преемник, стало прекрасно понятно еще в 1976 году, после того, как Генеральный перенес самую настоящую клиническую смерть. Смена власти в Кремле была лишь вопросом времени и об этом прекрасно знали на Западе. Даже не буду пытаться строить однозначные версии о том, какие именно спецслужбы каких именно стран начали беспрецедентную по своим масштабам, дерзости и продуманности специальную операцию, целью которой было привести к власти в нашей стране тех, кто сотрет ее с политической карты мира. Скорее всего, тут работало целое «содружество» серьезнейших организаций и структур, которым под силу было если не все, то очень многое. Те, кто задумал эту колоссальную игру, прекрасно понимали, что в один раунд подобный бой выиграть невозможно в принципе.

Следовательно, необходимо было разыгрывать пресловутую «многоходовку», строить целую цепь кадровых изменений в верхах КПСС и СССР, которая в конечном итоге позволит «вывести в ферзи» тех самых нужных людей. И разве не так в конечном итоге все и получилось? По сути дела, каждая новая смена лиц в кремлевских кабинетах приближала приход в них Горбачева и его команды. Сменивший на посту Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева Юрий Андропов не должен был оказаться во главе партии и государства ни в коем случае! Имеется более чем достаточно свидетельств того, что Леонид Ильич видел своим преемником кого угодно, только не этого выходца с Лубянки. Он, насколько известно, и в ЦК его перевел, причем на достаточно символический пост второго секретаря, чтобы убрать с должности руководителя Комитета государственной безопасности, лишить слишком больших возможностей.

Существует расхожая версия о том, что Андропов, еще будучи главой КГБ, в 70-е годы якобы пытался организовать натуральный «дворцовый переворот», чтобы свергнуть вполне еще дееспособного Брежнева. Сделать это он собирался руками неких «доверенных маршалов и генералов из Вооруженных сил», которые должны были явиться к Леониду Ильичу и потребовать от него «уйти по-хорошему». Мне в подобное верится слабо – больше всего похоже на дешевенький «ремикс» хрущевского переворота, в результате которого погиб Лаврентий Берия. Так или иначе, но никаких явных попыток вырваться вперед до определенного времени со стороны Юрия Владимировича зафиксировано не было. А вот кое-что другое – как раз было. По странному «стечению обстоятельств» с определенного момента именно с теми людьми, которые стояли на его пути к власти, начали происходить предельно неприятные инциденты, вплоть до трагических. Об ужасающей цепи очень и очень странных смертей, происходивших в 70-е – 80-е годы прошлого века в высших эшелонах партии и власти СССР, мы всенепременно поговорим самым подробным образом, но только в следующий раз.

Сейчас же, не вдаваясь в подробности, замечу – «нужные люди» умирали «в нужное время». Впрочем, не только умирали. Первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Григорий Романов, который вполне мог сменить Брежнева на посту Генсека, был выведен из игры волной грязных слухов, самым нелепым из которых была история о «свадьбе его дочери». Та якобы проходила в одном из царских дворцов с совершенно невообразимым и неистовым разгулом, венцом которого стало битье любимого сервиза Екатерины II, изъятого для такого случая из Эрмитажа. Что характерно, именно Андропов отказал Романову в использовании возможностей Комитета для пресечения умело и целенаправленно распространявшейся кем-то волны лживого компромата.

Трамплин для Горбачева


После упомянутых выше событий (что характерно, во время них в многократном повторении особо гнусных инсинуаций относительно Романова особенно усердствовали западные «радиоголоса», явно получившие соответствующие указания), «фаворитом» среди возможных претендентов на роль преемника Брежнева был первый секретарь Компартии Украины Владимир Щербицкий. Возможно, что и до этих событий – тоже. По некоторым данным, чувствующий, что стремительно сдает, Генсек сделал выбор в пользу именно этой кандидатуры еще в середине 70-х годов. И было отчего. Уж Щербицкий-то точно маразматиком не был ни разу, здоровьем обладал недюжинным да и популярностью, по крайней мере, у себя в республике пользовался немалой. Имеется великое множество свидетельств о том, что с определенного момента Леонид Ильич видел в роли собственного «наследника» его и только его. Даже вслух об этом говорить не стеснялся. Более того, незадолго до собственной кончины Брежнев совершил поступок, решительно выламывающийся из «кремлевского протокола» и обычной практики «первых лиц» СССР – для срочно потребовавшейся ему личной беседы с Щербицким он не стал вызывать того в Москву, а сам полетел к нему в Киев.

Очень похоже на то, что глава государства намерен был вести беседу о вещах не просто сверхважных, но о таких, которые ни в коем случае не должны были достигнуть ушей «слухачей», наполнявших Кремль. Лично я склонен верить версии, в рамках которой Леонид Ильич твердо решился объявить о своем уходе с поста Генерального секретаря на символическую должность Председателя КПСС и о назначении Генсеком Щербицкого на Пленуме ЦК, который должен был состояться то ли 13, то ли 15 ноября 1982 года. Но не успел, уйдя в мир иной. При этом, кстати, как раз именно перед своей кончиной чувствовал себя Брежнев весьма бодро.

Щербицкий же (опять совпадение?!) именно в этот судьбоносный момент оказался в командировке в Соединенных Штатах, попасть в которую ему, есть такое мнение, «помог» Андропов. Узнав о смерти Брежнева, Владимир Васильевич попытался немедленно вернуться в СССР, но ему попросту не дали этого сделать. И Генсеком стал Юрий Андропов... Кое-кто сегодня пытается утверждать, что этот человек был «фанатичным коммунистом» и чуть ли не собирался «реставрировать сталинский режим» со всеми его строгостями. На основании чего делаются такие выводы? Из-за нелепых рейдов «для выявления прогульщиков и тунеядцев», в результате которых из кинозалов удирали перепуганные школьники, а из парикмахерских – тетки с бигуди на голове? Не смешите... Гораздо важнее, чем подобные явно популистские и не имевшие серьезных последствий мероприятия, было то, что именно Андропов приложил максимум усилий для того, чтобы как можно дальше и выше продвинуть во власть как самого Михаила Горбачева, так и некоторых других «видных перестройщиков», таких, как Лигачев и Яковлев. Все в этой гнуснопрославленной троице Иуд являются как раз прямыми ставленниками Андропова.

Можем ли мы предположить, что человек, долгие годы возглавлявший сильнейшую спецслужбу мира и по сути своей работы обязанный видеть людей «насквозь» без всякого рентгена, мог так жестоко ошибиться, причем не единожды? Лично я уверен, что ни в коем случае. Андропов, прокладывая дорогу для будущих «прорабов перестройки», прекрасно понимал, что он делает и зачем. Собственно говоря, стремительный взлет именно этих его выдвиженцев и стал главным итогом недолгого правления Юрия Владимировича. И все-таки сразу достичь «программы максимум» тем силам, что стояли за всем происходящим, не удалось. Андропова в Кремле сменил не Горбачев, а бывший его полной противоположностью Константин Черненко.

Почему так произошло? Был ли у Советского Союза пресловутый «последний шанс»? Сколько видных деятелей партии и советского правительства были убиты ради прихода к власти и окончательной победы «перестройщиков»? Обо всем этом мы обязательно поговорим в следующий раз.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    5 декабря 2020 11:12
    Ага.
    По подобным теориям ,они все хотели (начиная с Ленина), но все не успели назначить достойного наследника и спасти СССР.
    По статье ,если отмотать назад и продолжить логигу, виноваты коммунисты.
    ВВП-Ельцин-Горби-Андропов-Брежнев-хрущев-Сталин-Ленин. Заложил бомбу, помните?
    А всякое должен-не должен быть Генсеком - это про всех буквально писали.
    А в реальности всех остальных победили - значит, таковы были правила игры. Даже если с акцентом говорил по Русски.

    Кстати, 68 лет ВВП, 66 лукашенко, 65 Чубайс,70 лавров, 74 трамп, 58 Сердюков, 77 Брайден, Медведев самый молодой 55 лет.
    Демократические удаленные выборы в моде, кто у нас изберется?
    1. +1
      5 декабря 2020 15:21
      Никаких теорий тут нет уже давно. Карьерный путь Андропова (как указано в статье) - это цепь фактов, и он сам за себя говорит. Постфактум это очевидно. Страшный скрытый враг Советского государства, государства трудового народа. И нечего тут с Ильичем финтить. Есть 2 периода - ДО Сталина, и после Сталина, и они никак не соотносятся.
      1. +1
        5 декабря 2020 18:48
        Периода 2, а партия и страна то одна.
        Раз после Сталина пролезали такие, одним за другим, значит таковы были правила игры.
        Что пролезть может только такой.
    2. 0
      5 декабря 2020 20:56
      виноват народ потому что не сопротивлялся,а значит этот союз никому не нужен
  2. -4
    5 декабря 2020 11:48
    Понятно, всемирный тайный ж-масонский заговор. А то что доказательства такого заговора отсутствуют от слова совсем, тоже понятно, он же тайный.

    для кого коммунистическая идеология и советская власть были не пустыми словами.

    Интересно, автор в курсе, что коммунисты по определению антигосударственники?

    На самом-то деле, наш разговор надобно начинать с того, что истинный социализм закончился в СССР в 1953 году, со смертью Сталина.

    Это очень спорно. Если социализм подразумевает массовую гибель населения от голода, то да, при Хрущеве такого не было. Вообще при Никите Сергеевиче СССР достигла пика своего могущества, но при этом он повернулось к своим гражданам лицом, а не тем, чем оно было повернуто при Сталине.
    P.S. Если поверить в бред про заговор уважаемого автора, то получается СССР было очень слабым государством, в котором генсека и председателя КГБ назначают зарубежные спецслужбы. Тогда получается, крах его был неизбежин.
    P.S.S. Может автор или кто нибудь сказать, какие у Хрущев, Андропова и Горбачева были мотивы, ради чего они, по мнению автор, это устраивали? Из природной вредности?
    1. +2
      5 декабря 2020 14:10
      Страшное фиаско с целиной, потом достаточно долго восстанавливали огромные площади загубленных суховеями земель, ликвидация артелей и кооперативов, которые способствовали наполнению рынка потребительскими товарами, гонения на "частников" которым не давали сажать огороды и заводить любую живность, прекращение крупных инфраструктурных проектов, децентрализация промышленного производства, про битву с "культом личности " из-за которой рассорились с Китаем и Албанией и кукурузу у полярного круга даже вспоминать избыточно. Хрущев диверсант в вышиванке.
      1. -5
        5 декабря 2020 15:39
        Цитата: nov_tech.vrn
        Страшное фиаско с целиной

        Прямо страшное фиаско? Хуже, чем коллективизация Сталина?
        Были проблемы, характерные вообще для Советского Союза, но при Хрущеве граждане СССР перестали голодать.

        Цитата: nov_tech.vrn
        про битву с "культом личности "

        В Северной Кореи сейчас сталинизм, Вам бы хотелось, что бы у нас был, как у них?
        При Хрущеве первый спутник и Юрий Гагарин, атомная промышленность. При нем СССР стал реальной сверхдержавой, способной соперничать с США и реально угрожать им.

        Памятник Эрнста Неизвестного на могиле Хрущева отлично отражает личность Хрущёва.
        1. +1
          5 декабря 2020 22:15
          но при Хрущеве граждане СССР перестали голодать.

          Дома ещё сохранились разнокалиберные алюминиевые кастрюльки, которые выстраивались пирамидкой и пристёгивались по бокам скобами с рукояткой сверху. Это сооружение отец брал на работу, и в столовой ему в кастрюльки накладывали первое-второе, тк суп сварить в столице одной южной республики летом 1964 года было не из чего, а кукурузу тоннами мы не ели.
          Можно сказать, что наша семья благодаря этому не "голодала".
          1. Комментарий был удален.
            1. 0
              6 декабря 2020 06:20
              Каждый тащил, откуда мог.
              В конце концов, кукурузы было море + сочная, зеленая травка.
          2. 0
            7 декабря 2020 12:57
            отец после тяжелой болезни раз в неделю получал белый хлеб по карточкам, выписанным по предписанию врача.
        2. +1
          6 декабря 2020 09:34
          Вообще при Никите Сергеевиче СССР ... повернулось к своим гражданам лицом

          Да, и расстрел рабочих в Новочеркасске в 62-ом яркое тому подтверждение.

          при Хрущеве граждане СССР перестали голодать

          При нем они как раз только начали... (см. выше)

          При Хрущеве первый спутник и Юрий Гагарин, атомная промышленность. При нем СССР стал реальной сверхдержавой, способной соперничать с США

          Хрущ к этому не имеет никакого отношения. Он просто оказался в нужное время, в нужном месте. Все было создано при Сталине. И сверхдержавой мы стали тоже при Сталине, разгромив Третий рейх.

          Памятник Эрнста Неизвестного на могиле Хрущева отлично отражает личность Хрущёва.

          Характеристику его личности дало его окружение, которое выкинуло его из Кремля.
          1. -2
            6 декабря 2020 11:21
            Цитата: magma
            Да, и расстрел рабочих в Новочеркасске в 62-ом яркое тому подтверждение.

            Уговорили, повернулся в пол оборота.

            Цитата: magma
            При нем они как раз только начали...

            Последний голод в СССР был зафиксирован в 1947 году, остальное все фантазии.

            Цитата: magma
            Хрущ к этому не имеет никакого отношения. Он просто оказался в нужное время, в нужном месте. Все было создано при Сталине.

            Это не правда. Да, бесспорно, Никита Сергеевич начинал на не пустом месте, но нельзя сказать, что при нем нечего не делалось. Делалось и многое.

            Цитата: magma
            И сверхдержавой мы стали тоже при Сталине, разгромив Третий рейх.

            Сверхдержавой СССР стало, когда смогло реально угрожать ударом по США, это уже при Хрущеве.

            Цитата: magma
            Характеристику его личности дало его окружение, которое выкинуло его из Кремля.

            Ходят упорные слухи, что окружение Сталина его отравили. В лучшем случае не оказывало медицинскую помощь, когда ему стало плохо.
            1. -1
              6 декабря 2020 11:42
              Ходят упорные слухи, что окружение Сталина его отравили.

              Отравили и выкинули - чувствуете разницу? В первом случае это страх, во втором - презрение.
              1. -1
                6 декабря 2020 12:01
                Чувствую, при Сталине проигрыш в политической борьбе означал смерть, при чем не только проигравшего, но и его близких. При Хрущеве почетная пенсия. Спасибо, что напомнили об ещё одном достижении Хрущева.
                1. +1
                  6 декабря 2020 15:09
                  При Хрущеве почетная пенсия.

                  Вы это Берии расскажите
                  1. -3
                    6 декабря 2020 16:27
                    Ну да, к власти он пришел сталинскими методами, но потом таких кровавых ватханалий, как Сталин, не устраивал. И сам закончил жизнь на пенсии, хотя его отстранили от власти.
                    1. +1
                      9 декабря 2020 18:50
                      Вот как раз Новочеркасск и был кровавой вакханалией. При Сталине за положение дел ответили бы в первую очередь руководители города и области, а при Хрущеве - по полной получили работяги. В это вся мелкая мстительная душонка Хруща. С теми же валютчиками, которых Хрущ фактически лично приговорил к вышаку, в нарушение закона. При Сталине они получили бы 15-шку лагерей, но "добрый" Хрущ настоял на расстреле. Он ничуть не изменился с 30-х годов, где на Украине как раз самым активным образом увеличивал количественные показатели репрессий. Волюнтарист - это слишком мягко и обтекаемо, для масс сформулировали. А на деле приспособленец, карьерист и мстительный эгоист, лишь прикрывающийся коммунистической идеей.
                      1. -4
                        10 декабря 2020 22:37
                        Цитата: andrew42
                        При Сталине за положение дел ответили бы в первую очередь руководители города и области, а при Хрущеве - по полной получили работяги.

                        В это можно верить только совсем не зная истории родной страны.
                        Поинтересуйтесь, например Чумаковское восстание, Чаинское восстание, а еще десятки мелких. Погибли сотни людей. А раскулачивание не идет не в какое сравнение по числу жертв с Новочеркасском.

                        Цитата: andrew42
                        При Сталине они получили бы 15-шку лагерей, но "добрый" Хрущ настоял на расстреле.

                        О чем Вы говорите, при Сталине расстреляли тысяч 700, при Хрущеве не уверен что наберется 20. Вы наверное забыли о сталинских расстрельных списках тысяч на 45.

                        Цитата: andrew42
                        Он ничуть не изменился с 30-х годов, где на Украине как раз самым активным образом увеличивал количественные показатели репрессий.

                        В 30х он был в Москве. А кто запустил эти репрессии?
        3. +2
          7 декабря 2020 12:48
          Без комментариев, как обычно подмена понятий:
          - коллективизация Сталина, практически единственный тогда способ перевести сельское хозяйство на промышленную основу, и не она привела к голоду, а именно неурожаи заставили форсировать проведение коллективизации. Допущенные при ее проведении, так называемые "перегибы" по ненавидимому вами Сталину, есть результат, как раз того, что коллективизация проводилась, абсолютно малоквалифицированными кадрами и неприязненным отношениям бедноты, получившей власть и зажиточными крестьянами, которые естественно не горели желанием потерять собственность.
          - распаханные огромные целинные территории, абсолютно без учета климатических условий и особенностей агротехнических приемов работы в данном регионе породили страшные черные бури которые уничтожили плодородный слой на больших территориях. Нарушение правил агротехники на остальных землях, привело в уменьшению урожайности земель.Достаточно широкий на тот момент слой людей проживающих в сельской местности волюнтаристским решением Хрущева, лишались возможности вести приусадебное хозяйство. Как результат, карточки и начало импорта продовольствия.
          1. -4
            7 декабря 2020 15:36
            Цитата: nov_tech.vrn
            а именно неурожаи заставили форсировать проведение коллективизации.

            Вы просто не интересовались вопросом. Тот год был средний по урожайности, по-моему 35 был по урожайности хуже, но голода не было. Есть показатели урожайности в открытом доступе, поинтересуйтесь.

            Цитата: nov_tech.vrn
            есть результат, как раз того, что коллективизация проводилась, абсолютно малоквалифицированными кадрами

            А кто в этом виноват? Пушкин?

            Цитата: nov_tech.vrn
            неприязненным отношениям бедноты, получившей власть и зажиточными крестьянами, которые естественно не горели желанием потерять собственность.

            Кто мы мог подумать, что зажиточные не захотят отдавать свое имущество. Вот удивительно, да?

            Цитата: nov_tech.vrn
            Достаточно широкий на тот момент слой людей проживающих в сельской местности волюнтаристским решением Хрущева, лишались возможности вести приусадебное хозяйство.

            Считаете это круче, чем отъем собственности при коллективизации или раскулачивании? И кстати каким образом Хрущев лишил возможности вести приусадебное хозяйство?
            1. 0
              7 декабря 2020 19:53
              не пей из корытца, козленочком станешь.

              ...Хотя в 1890 году был более-менее недурной урожай, – доносил воронежский уездный исправник, – но однако же сохранение продуктов оказалось недостаточным для того, чтобы за покрытием всех предшествующих нужд, образовать необходимые запасы… Общий неурожай в текущем году… при полном отсутствии кормовых и продовольственных средств поставил большинство крестьянских хозяйств в безвыходное положение».
              Когда весной 1891 года с мест стали поступать сообщения о грядущем недороде, директор департамента неокладных сборов А. С. Ермолов вручил И. А. Вышнеградскому записку, в которой писал о «страшном признаке голода». «И. А. Вышнеградский остался моими зловещими предсказаниями очень недоволен, – свидетельствует А. С. Ермолов, – взял у меня записку и при мне запер ее в ящик своего письменного стола, сказав: „Из этого ящика ваша записка не выйдет, и ни один человек не должен о ней знать: вы мне все биржевые курсы испортите“». В итоге вывоз зерна продолжался в течение всех летних месяцев. «Сами не будем есть, а будем вывозить!» – заявлял И. А. Вышнеградский.
              В результате неурожая чистый душевой сбор зерновых в России составил около 14 пудов, запасы были истощены экспортом предыдущих лет, и в итоге разразился голод, унесший, по подсчетам Р. Роббинса, около 400 тысяч жизней. Результаты подсчетов, однако, существенно зависят от их методики: 400 тыс. (а точнее, 480 тыс.) – это превышение смертности 1892 года над смертностью 1891 года. Но рост смертности в результате нехватки продовольствия начался еще в 1889 году, и если мы подсчитаем превышение смертности за 1889–1892 годы над уровнем 1888 года, то получим за четыре года излишек смертей в 1,75 млн.
              Как мы видим из этого случая число жертв голода 1889-92 гг составило внушительные 1,75 млн. человек только в одной европейской части* РИ. Не зря этот голод вошел в историю, как Царь-голод. Для сравнения: голод 1932-33 год унес в масштабах всего* СССР порядка 2,5 млн. человек. То есть масштабы вполне сравнимы даже без учета разницы территорий. И там и там пусковым механизмом социальной катастрофы послужил климатический катаклизм и неурожай в течении двух-трех лет.
              1. -1
                8 декабря 2020 01:13
                Цитата: nov_tech.vrn
                не пей из корытца, козленочком станешь.

                Можно просьбу? Можете обходиться без подобной эээ... демонстрации знания фольклора? Не люблю разочаровываться в людях.
                Я не очень понял при чем тут Ваша неизвестная цитата и Хрущев. Или Вы думаете, некомпетентность царского правительства хоть на йоту оправдывает некомпетентность сталинского правительства?

                В итоге вывоз зерна продолжался в течение всех летних месяцев. «Сами не будем есть, а будем вывозить!» – заявлял И. А. Вышнеградский.

                Эта фраза не связана с тем голодом. Правительство вообще запретила экспорт зерна, но это не особо помогло.
                Кстати сравните

                24 августа 1930 г. И.В. Сталин писал В.М. Молотову об этом: "Надо бы поднять (теперь же) норму ежедневного вывоза до 3-4 мил[лионов] пудов минимум. Иначе рискуем остаться без наших новых металлургических и машиностроительных (Автозавод, Челябзавод и пр.) заводов. Найдутся мудрецы, которые предложат подождать с вывозом, пока цены на хлеб на междун[ародном] рынке не подымутся до "высшей точки". Таких мудрецов немало в Наркомторге. Этих мудрецов надо гнать в шею, ибо они тянут нас в капкан. Чтобы ждать, надо иметь валютн[ые] резервы. А у нас их нет. Чтобы ждать, надо иметь обеспеченные позиции на междун[ародном] хлебн[ом] рынке. А у нас нет уже там давно никаких позиций, - мы их только завоевываем теперь, пользуясь специфически благоприятными для нас условиями, создавшимися в данный момент. Словом, нужно бешено форсировать вывоз хлеба"

                В результате неурожая чистый душевой сбор зерновых в России составил около 14 пудов, запасы были истощены экспортом предыдущих лет, и в итоге разразился голод, унесший, по подсчетам Р. Роббинса, около 400 тысяч жизней. Результаты подсчетов, однако, существенно зависят от их методики: 400 тыс. (а точнее, 480 тыс.) – это превышение смертности 1892 года над смертностью 1891 года.

                Точнее 406 тыс. и сравнивал не с 1891, а с средней за 1881-1890 год. Цифра 1,75 миллиона за 4 года выдумка какая-то. Голод был один год.

                Цитата: nov_tech.vrn
                Для сравнения: голод 1932-33 год унес в масштабах всего* СССР порядка 2,5 млн. человек

                Официальная цифра 7 миллионов

                https://duma.consultant.ru/documents/955838?items=1&page=3

                И советское правительство почему-то не заметило неурожай в 32 году

                http://istmat.info/node/25322
                1. +2
                  8 декабря 2020 13:41
                  -во-первых цитата дословная и не надо ее выдергивать из контекста;
                  - во-вторых, данные о 7 миллионах голословные и ничем не подтвержденные, подтвержденная цифра 2,5, о деятельности Нансена что-нибудь слышали? И про "царь голод" это цитата, а не мои измышления. Есть такое развернутое исследование про влияние климатических условий и регулярные неурожаи на территории Российской Империи на продовольственное обеспечение, но оно заканчивается 16 или 17 годом;
                  - в третьих,можете сами поинтересоваться, про меры которые предпринимались, после того, как реальная информация про голод в СССР дошла до руководства;
                  - а насчет 7 миллионов, госдума и Катынское дело пришила НКВД, хотя еще в году в 43 были получены материальные улики подтверждающие ,что расстрелы проводили нацисты, как известно ренегаты, а значительная доля руководителей в 90-х и позднее , это перекрасившийся бывший партхозактив, из кожи лезут вон, чтобы доказать свою лояльность действующему режиму
                  1. -3
                    9 декабря 2020 01:42
                    Цитата: nov_tech.vrn
                    -во-первых цитата дословная и не надо ее выдергивать из контекста;

                    Что то я не очень понял кто и что выдергивает.

                    Цитата: nov_tech.vrn
                    - во-вторых, данные о 7 миллионах голословные и ничем не подтвержденные, подтвержденная цифра 2,5, о деятельности Нансена что-нибудь слышали?

                    Нансен Фритьоф? А он здесь при чем?
                    2,5 миллиона это минимальная оценка (наверное поэтому она Вам больше нравиться). В любом случае официальная версия 7 миллионов.
                    Ну ладно, допустим Вы правы и жертв 2,5 миллиона (хотя это не так), и что это меняет?

                    Цитата: nov_tech.vrn
                    - в третьих,можете сами поинтересоваться, про меры которые предпринимались, после того, как реальная информация про голод в СССР дошла до руководства;

                    Какие меры? Запрет выезда крестьян из охваченных голодом районов?

                    https://istmat.info/node/38629

                    Обратите внимание на подпись
                    Как Вы думаете, если бы в 32 не вывезли 1,7 миллиона тон зерна, можно было бы избежать голода?

                    http://istmat.info/files/uploads/22114/vneshtorg_1937-1938_razdel_2.pdf

                    Цитата: nov_tech.vrn
                    - а насчет 7 миллионов, госдума и Катынское дело пришила НКВД, хотя еще в году в 43 были получены материальные улики подтверждающие ,что расстрелы проводили нацисты, как известно ренегаты, а значительная доля руководителей в 90-х и позднее , это перекрасившийся бывший партхозактив, из кожи лезут вон, чтобы доказать свою лояльность действующему режиму

                    То есть Вы верите во всемирный ж-масонский заговор с целью опорочить честное имя Сталина, в котором участвует руководство РФ

                    https://www.bbc.com/russian/international/2010/04/100407_katyn_putin

                    Может я чего-то не понимаю, но я не могу представить, зачем президенту РФ может понадобиться порочить честное имя Сталина и сотрудников НКВД.
                    1. -1
                      9 декабря 2020 13:09
                      я не верю в еврейско-масонский заговор, но я не верю и в НЕПОДТВЕРЖДЕНЫЕ цифирки
        4. +3
          9 декабря 2020 14:02
          Большинство достижений Хрущева были заложены в Сталинские времена. Даже знаменитые хрущевки появились в результате изучения опыта западных компаний после войны. Если Вы посчитаете сколько нужно времени, чтобы создать новейшие промышленности того времени, специалистов по ним, то поймете время закладок. А вот по с/х Сталин в 1952г. поручил подготовить реформу, но как понимаете не успел, вот Хрущ и наворотил, уничтожил артели, подсобное хозяйство. А с колхозами, как показала практика решение было правильное, да и не было другого пути. Создание индустриальной промышленности требовало огромных людских ресурсов, а накормить их частник не мог(требовалось много времени, чтобы частник естественным путем вырос в крупного). Кстати по многим воспоминаниям незадолго до войны колхозы неплохо поднялись. А на счет перестали голодать напомните в Новочеркасске люди почему вышли на улицу в 1962. Кстати в США голод тоже Сталин устроил(почти в то же время), да и в дореволюционной России голод тоже был не диковинкой. Глубже рассматривайте факты, без эмоций и с позиции того времени когда это было.
          1. -3
            12 декабря 2020 02:24
            Цитата: Владимир68
            Большинство достижений Хрущева были заложены в Сталинские времена.

            И что? При нем СССР продолжало развиваться, стало сверхдержавой, вышла в космос. Достижения Сталина тоже не на пустом месте возникли.

            Цитата: Владимир68
            Даже знаменитые хрущевки появились в результате изучения опыта западных компаний после войны.

            Опять же и что? В то время, как Сталин строил знаменитые высотки, здание МГУ, например, стоило как годовой бюджет на восстановление Сталинграда, Хрущёв реально создал индустрию по возведению массового жилья.

            Цитата: Владимир68
            А с колхозами, как показала практика решение было правильное, да и не было другого пути.

            Как показала практика, колхозы не смогли прокормить страну что при Сталине, что при Хрущеве, что при Брежневе, что при Горбачеве.
      2. 0
        2 января 2021 08:54
        А потому что в этой стране не должно быть богатых, а одни бедные!
  3. Все знают: Мишка Горбатый - агент ЦРУ
    1. 0
      5 декабря 2020 18:14
      Что же это за сверхдержава СССР, если во главе её ЦРУ может своего агента поставить?
      Странно, "Хрущёв - диверсант в вышиванке", Андропов -"страшный скрытый враг Советского государства", "Мишка Горбатый - агент ЦРУ". И все - РУКОВОДИТЕЛИ СССР!
      Ребята, может вы сами, мягко говоря, не вполне здорОвы?
      1. Комментарий был удален.
      2. А кто их выбирал-то? Пьяный народ-богоносец? Так он и бабу-Ягу выберет если она накатит как следует!
        1. +1
          5 декабря 2020 22:23
          Назовите мне статьи в любой конституции СССР, хоть в сталинской, хоть в брежневской, в которых говорилось о том, что "пьяный народ-богоносец" должен был выбирать руководителей КПСС и государства?
          1. 0
            2 января 2021 09:16
            Да! Такой статьи нет! Политбюро назначало генсека, от туда ноги растут. В конце 80 х и начало 90 х промежуток в котором появился засланный казачок! Есть второй вариант- умственная отсталость руководителей на то время, природа не успела подсуетиться! Третьего не дано!
    2. 0
      2 января 2021 08:59
      Поэтому у него и был псевдоним "Горби". А прилепили это ему в цру.
  4. -5
    5 декабря 2020 12:57
    Бред сивой кобылы! Всё намешал и перемешал! Да Горбачёв сам не знал к чему может привести его гласность! В 1991 году в Беловежской пуще Горбачёва не было! И его никто не спрашивал хочет он или нет! Ельцин и иже с ним рвались к власти! Народ тоже не пошёл на поводу ГКЧП если вы забыли! А они были за сохранение СССР! А вы тут намешали всё в кучу! А мы всё помним! И не позволим вот таким как вы обманывать людей! Всё было значительно сложней! Проблема в том что страна под названием СССР просто изжила себя! И народу она надоела! Вот главная причина! А сейчас всё на Горбачёва валят благо он ответить не может. Он конечно тоже нагородил никто не спорит. Проблема в другом! Народу просто надоело это государство! А кто забыл вспомните демонстрации с российскими флагами и вообще то время! От коммунистов все шарахались как от бешеных собак. Поэтому и в событиях 1993 г народ тоже не поддержал переворот. Всем надоел этот сов.союз! А вы про народ не пишите вообще! Как будто это стадо баранов! А всем руководил госдеп! Не надо писать чушь! Тем более что свидетелей этих событий... миллионы и вы не сможете их обмануть своими опусами!
    1. 0
      5 декабря 2020 15:31
      Это у Вас всё перемешано. У автора - всё чётко. СССР был прочнее половины государств планеты вместе взятых. К опошлению советского строя и партии как раз такие деятели как Андропов и Горбачевская кодла приложили руки напрямую. Это называется "подмена правящей элиты". ГКЧП - это спектакль, в курсе которого был Горбачев, подставивший дурачков ГКЧП-стов втёмную. для окончательной дискредитации высшего эшелона власти и самой идеи советского государства. С позиции нынешних лет это видно как дважды два, если не врать, и глаза не закрывать. Россия как усеченный Совесткий Союз ,как Хартленд, поставлена под контроль западных элит, под присмотром наследышей Горбачева/Яковлева и Ельцина /Гайдара/Чубайса. - МакКейн проболтался по дурости про "бензоколонку".
  5. +3
    5 декабря 2020 17:45
    Тот же Рональд Рейган, к примеру, президентом США стал в 70...

    Если точнее, Риган стал президентом в 69 лет.

    Ну, о том, что Дональду Трампу 78 лет, я и вовсе промолчу.

    Поскольку Трампу сейчас 74 года, а не 78, то лучше таки было бы промолчать.
  6. +1
    5 декабря 2020 22:46
    Ленин создал партию идейных соратников. Которые работали за светлую идею, не за деньги. Поэтому и был возможен этот экономический рывок страны при Сталине. Самые идейные, самые лучшие и погибли во время войны.
    У меня работа специфическая. Любой приказ нарушающий инструкцию должен дублироваться в письменном виде. Доходило до того, что я бил по рукам руководству (в прямом смысле) и не позволял нарушать процесс. Требовал письменного подтверждения. И вы знаете, никто свои слова в письменном виде не подтверждал. Это я к тому, что после Сталина, никто из коммунистов не требовал в письменном виде подтверждении нарушении устава партии, законов, и т.д. Были устные приказы, телефонные, но в письменном виде не было. Коммунисты боялись потребовать подписи. Вспомните ГКЧП. Чтобы отстранить Горбачёва от власти, законных оснований было полно. Но в письменном виде никто не решился. То же самое и в КГБ. В этой структуре, уничтожить предателя, это закон! Но в самый ответственный момент все струсили! Потому что не было идейного. Потому, что были нарушены принципы Ленинской идеологии. В партию вступали ради карьерного роста, а не ради идей. Поэтому и дерьма там скопилось не мало.
    Сейчас нам предлагают идеологию "Золотого тельца", разврата. Идеологию не способности жителей России решать проблемы своего гос-ва. "Но в естественном отборе, Путин лучше всё равно." И такая идеология уже 30 лет. Скоро рванёт!?
    1. -1
      6 декабря 2020 06:55
      Ленин создал партию идейных соратников. Которые работали за светлую идею, не за деньги. Поэтому и был возможен этот экономический рывок страны при Сталине. Самые идейные, самые лучшие и погибли во время войны.

      1) Историю РСДРП(б) когда последний раз читали? Плеханов, Мартов, Аксельрод, бакунинцы, меньшевики-большевики, правый-левый уклон, эсеры-террористы ... И прочие "идейные соратники".
      2) Чуть позже к этим теоретикам-эмигрантам примкнули несостоявшиеся священники, рабочие с тремя классами образования; после революции - братишки-матросы с маузерами и деревянными головами. Их "идейность" лично для меня понятна.
      3) Экономический рывок "при Сталине" был. Относительно России 18-19 столетий. А других, цивилизованных и богатых, - догоняли только. А Хрущёв и перегнать грозился, за что потом и стал "волюнтаристом".
      4) Не. Гибнуть они начали гораздо раньше, начиная с неясной кончины Свердлова. Потом пошли "полководцы" - Щорс, Лазо, Котовский, Фрунзе. Тогда же и "железный Феликс" загремел под фанфары.
      А что после Кирова (декабрь 1934г) началось! Вы в теме, или напомнить?

      Вывод: ваши откровения относительно своей работы подкупают компетентностью и знанием дела; всё остальное - очень спорно буквально в каждом слове.
      1. 0
        6 декабря 2020 10:44
        Если вы такой грамотный и знаете историю РСДРП тогда ответьте, когда произошло разделение партии на большевиков и меньшевиков? И почему? Вот ответ на этот вопрос и ответит на все остальные ваши претензии. Вот такие как вы и переписывают историю!
        1. -1
          6 декабря 2020 13:15
          По-моему, я уже на пальцах вам объяснил, что вам лучше сталью заниматься, ибо толкователи "историй про историю" практически совсем с катушек съехали:))
          1. 0
            6 декабря 2020 17:21
            А не образованные все или хамят, или на пальцах объясняются. Потому что написать или сказать у них образования не хватает.
            1. -2
              6 декабря 2020 17:54
              У вас на изучение программы русского языка средней школы в стальном казане не хватило, поэтому вам - только на пальцах, по-другому нельзя.
  7. 0
    6 декабря 2020 08:31
    Есть над чем задуматься.
  8. +2
    6 декабря 2020 11:49
    Я принадлежал к числу тех, с совкового молчаливого согласия которых был разрушен Советский Союз и советский социальный строй в России и других частях бывшего Советского Союза. До сегодняшнего дня я боялся признаться себе в этом, разделяя и выдумывая сам всяческие оправдания тому, что произошло у нас в горбачевско-ельцинские годы.
  9. Комментарий был удален.
  10. +2
    16 декабря 2020 22:35
    Не случайность. Горбачева по трупам к власти привел убийца и предатель Андропов. Это Андропов и компания убивали таких людей как Машеров,в угоду своим хозяевам из Вашингтона.
  11. +1
    2 января 2021 20:06
    Смешно читать, что Брежнев перед смертью хорошо себя чувствовал. Помню демонстрацию 7 ноября 1982 года. На ней впервые глава государства сидел на мавзолее. Просто он уже не мог стоять. Всё политбюро стояло, а Брежнев сидел. Помню отец тогда сказал, что Брежнев уже не жилец. В на день милиции, когда Брежнев умер, напомнил 7 ноября.
  12. 0
    5 января 2021 10:47
    30 лет прошло как союз исчез. Закономерно с его "экономикой". Но до сих пор скулят страдальцы. Когда уже поймете, союз это история, вернуть его уже не реально, как и мусолить, чтоб было если было бы, ничего не изменить, которые уже выборы показывают, что коммунисты нужны 15 %, не более, как бы они и их поклонники не орали.
  13. +1
    2 марта 2021 10:45
    Надеюсь на справедливость высших сил, что всему потомству Горбачева до 7-го колена аукнется вся гадость и боль, которые он причинил сотням миллионов людей нашей страны.