Чем примечателен проект российского тяжелого самолета «Слон»


На сегодняшний день самым тяжелым и грузоподъемным самолетом в России остается советский Ан-124 «Руслан», производственной базой которого является Украина. Однако необходимость обновления авиапарка и перехода на отечественную продукцию давно назрела.


В 2015 году Киев отказался от сотрудничества с Москвой в области авиастроения. Наладить выпуск Ан-124 «Руслан» в России не удалось, что подтолкнуло россиян к самостоятельному решению вопроса. Так в 2016 году появился весьма примечательный проект под шифром «Слон», разработкой которого занимается Центральный аэрогидродинамический институт им. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) по заказу Минпромторга.

Новый тяжелый самолет должен быть создан на основе современных технологий и опыта работы транспортной авиации. В 2017 году был представлен концепт-проект с первоначальным обликом и характеристиками перспективного транспортника. «Слон» сможет брать на борт 150-180 тонн и доставлять груз на дальность от 4,9 тыс. км до 7,7 тыс. км со скоростью 850 км/ч.

Впоследствии ЦАГИ регулярно публиковал отчеты и сообщал о поэтапном продвижении проекта. Например, о проведении продувок модели самолета в аэродинамических трубах, по результатам чего давались рекомендации конструкторам, которые должны были воплотиться в технической части проекта.

В январе 2019 года появилась усовершенствованная аэродинамическая модель самолета, предназначенная для проведения исследований и различных тестов (на фото выше). В ноябре 2019 года ЦАГИ объявил о начале работ по аэродинамической продувке масштабной модели лазательного аппарата. В марте 2020 года там завершился первый цикл аэродинамических испытаний.

Но окончательный облик самолета может еще неоднократно измениться, впрочем, не кардинально. «Слон» должен быть построен по нормальной аэродинамической схеме, иметь высокорасположенное крыло кессонной конструкции большого удлинения и хвостовое однокилевое оперение.

Почти вся длина фюзеляжа разрабатываемого самолета должна быть занята грузовым отсеком. У гиганта будет носовая и хвостовая погрузочные рампы с функциями гермостворки, а также вторая палуба для перевозки дополнительной «полезной нагрузки» и людей. Оснащаться «Слон» должен четырьмя мощными двухконтурными турбореактивными двигателями. Планер выполнят с применением композитных материалов и особых металлических сплавов.


Фюзеляж «Слона» своей компоновкой и конструкцией будет напоминать «Руслан», но это лишь на первый взгляд. Он будет иметь поперечное сечение, образованное пересечением дуг окружностей. За счет этого получится сохранить ширину пола грузового отсека на нужном уровне, при этом высота потолка вырастет до 5,2 м (с подъемом груза кран-балкой до 4,01 м).

Предлагаются две конфигурации грузового отсека с двумя вариантами фюзеляжа разной ширины. В первом – шириной 5,3 м для перевозки стандартных контейнеров и паллет. Во втором – шириной 6,4 м для перевозки разнообразной техники с двухрядным её расположением. В носовой части фюзеляжа, над грузовым отсеком за подъемным обтекателем, будет находиться кабина экипажа. Позади неё предлагается оборудовать помещение для сменного экипажа. Также должно быть помещение для персонала, сопровождающего груз. Давление в помещениях с людьми будет поддерживаться на более высоком уровне, чем в грузовом отсеке.

Крыло «Слона» должно иметь стреловидность по ¼ хорд 27,5°, удлинение 10,34 м и сужение 4 м. Относительная толщина – от 10 до 14%. Общий размах крыла составит 87-88 м. Будет иметь складные законцовки, а задняя кромка оснащена механизацией. Это позволит упростить эксплуатацию с ВПП до 2,5-3 км.

Силовыми агрегатами должны стать разрабатываемые ПД-35 с взлетной тягой до 35000 кгс. Их будут устанавливать на пилонах под крылом. Первый прототип авиадвигателя должен появиться к 2023 году. Разработку обещают завершить в 2025 году, а серийное производство начать в 2028 году.

Шасси самолета будет в виде двух носовых управляемых опор и 14 основных, по 7 на каждом борту. Конструкция стоек должна обеспечивать амортизацию, а также изменение клиренса, в том числе с наклоном самолета в нужном направлении.

Габаритные, весовые и другие характеристики самолета зависят от того, какой у него будет грузовой отсек. Согласно расчетам, пустой самолет с «узким» фюзеляжем должен иметь массу 214,31 т, с «широким» – 222,3 т. Масса коммерческой нагрузки определена в 150 т. Запас топлива – 124-125 т. Максимальная масса для двух вариантов самолета достигает 490,2 т (с узкой кабиной) и 499,14 т (с широкой).

Разработка самолета – длительный процесс. Ряд предложений еще нуждается в детальной проработке. Только после этого проект сможет перейти на этап создания первого летающего прототипа. Проект «Слон» представляет большой интерес, поэтому будет развиваться дальше, в этом нет сомнений.
  • Использованы фотографии: ЦАГИ
Объявление
Мы открыты к сотрудничеству с авторами в новостной и аналитический отделы. Обязательным условием является умение быстро анализировать текст и проверять факты, писать сжато и интересно на политические и экономические темы. Предлагаем гибкий график работы и регулярные выплаты. Отклики с примерами работ просьба направлять на olga.hr@vo-media.ru
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. boriz Офлайн boriz
    boriz (boriz) 5 декабря 2020 15:12
    +2
    "Наладить выпуск Ан-124 «Руслан» в России не удалось,..."

    И не надо. Руслан самолёт не сильно молодой, за время его жизни появилось слишком много нового.
    1. померанец Офлайн померанец
      померанец (орорпора) 6 декабря 2020 10:52
      -1
      Наладить выпуск Ан-124 «Руслан» в России не удалось

      А кто то пытался наладить выпуск? Откуда такая информация? Разговоры в СМИ были, но это не значит, что были попытки наладить прозводство, это были просто разговоры.
      У таких слов подтекст позорный! Мол пытались наладить, да не получилось, не смогли, не было компетенции.... А подобные голословные утверждения — это провокация и дезинформация. Где кнопки, ставить минус автору?
  2. Дмитрий С. Офлайн Дмитрий С.
    Дмитрий С. (Дмитрий Санин) 5 декабря 2020 15:32
    +2
    А двигатель? Двигатель где?
  3. Дмитрий Донской (Дмитрий Донской) 5 декабря 2020 15:45
    0
    Уникальность его в том что он проект) одно дело проект , другое технологии производства тех или иных деталей.
  4. пищак Офлайн пищак
    пищак 5 декабря 2020 16:45
    0
    Моё мнение, что у именно такой вот, традиционной "руслановской" аэродинамической схемы( да ещё и с однокилевым хвостовым оперением, изначально ущербным, т.к. не позволяющим "возить на горбу" уникальные "единичные" грузы!), применённой для многоцелевого "грузовика" заведомо ограниченной "серии( максимум-в несколько десятков машин)", запаса "дальнейшего развития" очень немного и, по большому счёту, она бесперспективна( если выразить обобщёнными "философскими категориями", то данное "количество УЖЕ НЕ перерастёт в качество"!)??! what
    Так что, ( ИМХО) вновь осваивая, в "плену стереотипов" Ан-124÷225 и С-5÷17, утраченные прежние "компетенции", российским авиаконструкторам следует уже сейчас думать и работать на перспективу-закладывать фундамент будущего, мыслить новаторски-нешаблонно, выдвигать передовые концепции и не бояться вносить обоснованные коррективы даже в эти свои "закостенелые" нынешние "будущие проекты перепевок прошлого", чтобы потом не пришлось уныло плестись в хвосте у мирового авиастроения со своими "новинками", пытаясь "количественно" "догнать и перегнать" "качественно" ушедших вперёд конкурентов! yes
    А на данном этапе, пострегрессного "вставания...из лежачего положения многодесятилетнего 3/4трупа", можно только радоваться признакам восстановления, пусть и на примерно "руслано-мечтательном( мрия-мечта)" уровне, российских компетенций в тяжёлом транспортном самолётостроении! good
    С неподдельным Интересом, нетерпением и искренней Надеждой жду благополучного окончания проектирования и постройки, скорейшей заводской выкатки готового самолёта и успешного первого испытательного полёта нового российского "Слона", чтобы вместе с россиянами поРадоваться этому Авиационному Событию! yes
    1. faiver Офлайн faiver
      faiver (Андрей) 5 декабря 2020 19:11
      +2
      не позволяющим "возить на горбу" уникальные "единичные" грузы!

      - я бы особо не переживал, сделали же на основе Руслана двухкилевую Мрию, а перед этим и Атлант слепили из бомбарировщика Мясищева, так что сделают уже на основе готового Слона один или два специализированных самолета... hi
      1. пищак Офлайн пищак
        пищак 5 декабря 2020 20:16
        +1
        Цитата: faiver
        не позволяющим "возить на горбу" уникальные "единичные" грузы!

        - я бы особо не переживал, сделали же на основе Руслана двухкилевую Мрию, а перед этим и Атлант слепили из бомбарировщика Мясищева, так что сделают уже на основе готового Слона один или два специализированных самолета... hi

        hi Это я знаю, что хвостовое оперение можно будет потом переделать с дополнительным "попилом бюджета"! Ведь ещё на своём первом "конструкторском месте", в лоб столкнулся с такой умышленной "закладкой плановых рацух" в будущее "изделие" и их "договорным распределением по отделам КБ"! request
        Как и хорошо знаю то, что , по случаю вынужденной необходимости, "переделанная конструкция" самолёта отнюдь не так "полноценна" и органична, как изначальная!
        Должен заметить, что Ан-225 "Мрия"-это уже совсем новый самолёт, а не "переделанный" Ан-124 "Руслан"! Со всеми вытекающими "затратами и сроками"! yes
        Увы, плетясь по проторенной "Русланами" колее,
        нынешние российские авиаконструкторы, так или иначе, упускают из виду очевидные тенденции построения будущих "тяжелобомбовозов" и "военно-гражданских транспортников", да и не только их! request
        Так скать, ремесленнически работают с "количеством", а не творчески-с "качеством", конструкторской "разработки"-ну да, понимаю, вожделенная "синица в руке", ведь, "лучше журавля в небе"! wink
        1. faiver Офлайн faiver
          faiver (Андрей) 5 декабря 2020 20:23
          +4
          а не творчески-с "качеством"

          - за что работать качеством? "эффективные менеджеры" платят скромно, не обделяя "гениальных" себя, идеологии то в стране нет, пока у руководства бухгалтеры, считающие что они самое главное колесо в телеге, так и будет.... hi
          1. пищак Офлайн пищак
            пищак 5 декабря 2020 21:10
            +1
            Цитата: faiver
            а не творчески-с "качеством"

            - за что работать качеством? "эффективные менеджеры" платят скромно, не обделяя "гениальных" себя, идеологии то в стране нет, пока у руководства бухгалтеры, считающие что они самое главное колесо в телеге, так и будет.... hi

            hi Ну да, Вы абсолютно Правы!
            Это ещё по рогозинским, совершенно "на голубом глазу", рваческим "рассуждалкам о зарплатах в Роскосмосе" и публичным "сетованиям на нерадивых подчинённых" самого главного конструктора "ильюшинцев" о неожиданно( для априори "опытного и компетентнейшего" Главного Конструктора!!!) обнаружившемся "конструктивном перетяжелении" военно-транспортного Ил-112В более, чем на ДВЕ ТОННЫ, очень хорошо понял! request
        2. Владимир Тузаков (Владимир Тузаков) 6 декабря 2020 18:46
          +2
          А вообще зачем нам "Слон", есть штучная "Мрия", и та не всегда загружена. Вот необходимой малой авиации нет до сих пор, Ан-2 ещё летают, хотя должно было уже и два поколения сменит эту "Анушку"... Не говоря о среднемагистральных суперджетов и прочих так и не "выродили" чтоб серийными и летали... Так о каких розовых слонах сказки от "ролгозиных"...
          1. пищак Офлайн пищак
            пищак 6 декабря 2020 19:19
            +4
            Цитата: Владимир Тузаков
            А вообще зачем нам "Слон", есть штучная "Мрия", и та не всегда загружена. Вот необходимой малой авиации нет до сих пор, Ан-2 ещё летают, хотя должно было уже и два поколения сменит эту "Анушку"... Не говоря о среднемагистральных суперджетов и прочих так и не "выродили" чтоб серийными и летали... Так о каких розовых слонах сказки от "ролгозиных"...

            hi Так Вы же, Владимир, наверно и сами понимаете, что на проектировании малой авиации, замене ближнемагистральной "Аннушки", так "много бабла не срубишь"?!
            "Спрос" с проектировщиков, "сроки" и "условия" будут совсем не те, чем "заявиться" на грандиозный проект аж целого "Слона", который можно "пилить" годами, приговаривая, что "всё так сложно и неоднозначно"! winked
            Да и ведь тоже ухитряются на проекте "улучшенного" Ан-2 многие годы "обещать" и "навариваться", а воз и ныне там!
            Некому стребовать с прохиндеев за потраченные казённые "кошты"?!
  5. ODRAP Офлайн ODRAP
    ODRAP (Алексей) 7 декабря 2020 00:43
    -2
    Примечательно то, что озвучены даты.
    ПД-35, пойдёт в серию в 2028, и если даже не сдвинут вправо, вначале пойдут на ремоторизацию Русланов, движки которых выходили по два ресурса без надлежащего ремонта. Что ярко показала авария в Новосибе.
    Впрочем, я не уверен, что до двадцать восьмого российские Русланы до живут.
    А Слон..." Россия,- родина слонов"( с)