Сайту «Репортёр» требуются авторы. Требования: грамотность, неиссякаемая творческая энергия, опыт в копирайтинге или журналистике, умение анализировать и писать сжато и интересно. Работа оплачивается. Образцы своих свежих материалов высылайте по адресу: topcor.ru@gmail.com

Почему США так нервничают из-за «земляных авианосцев» Китая

Политический (или, вернее сказать, геополитический) конфликт вокруг Южно-Китайского моря имеет долгосрочный характер. Что, впрочем, не удивительно, ведь это противостояние может определить будущую глобальную сверхдержаву. Китай еще недостаточно силен, чтобы открыто бросить вызов США. Но это пока.



Южное большое море


Немного географии. Южно-Китайское море это тихоокеанское полузамкнутое море близ Юго-Восточной Азии. Оно находится между полуостровом Индокитай, островами Калимантан, Палаван, Лусон и Тайвань. Море омывает территории Китая, Вьетнама, Таиланда, Филиппин, Малайзии: довольно мощных и, главное, динамично развивающихся стран. Суда, которые следуют из китайских, японских и российских портов к Сингапурскому проливу и обратно в направлении Южно-Китайского моря, придерживаются так называемого Главного морского пути. Это самый короткий и условно безопасный путь.

Фактически, сейчас Южно-Китайское море представляет собой новый «Великий шелковый путь». Глобальные процессы превратили его в наиболее оживленный морской перекресток планеты. Считается, что сейчас через этот сегмент Мирового океана проходит примерно 25% всей мировой торговли. Именно на него по некоторым оценкам приходится 60% китайской торговли и 80% импорта углеводородов Поднебесной. Если говорить просто, контролирующая это море страна «автоматом» получит контроль над экономиками других азиатских стран. Только лишь потому, что большая часть торговли на региональном уровне может быть прекращена. С совершенно непредсказуемыми для всего мира результатами.

Есть еще один важный нюанс, на котором тоже часто делают акцент эксперты. В 2016 году рост ВВП Вьетнама составил 6,2%, Филиппин — 6,9%. Многие открыто говорят, что Юго-Восточная Азия — будущий экономический центр мира (собственно, он уже отчасти является таковым). Стремительный рост экономики обеспечит подъем всех сфер: культурной, политической, идеологической. Так что по своему правы те, кто говорят, что в будущем Запад может стать периферией человеческой цивилизации, а первой скрипкой станет азиатский юго-восток. Поэтому детально объяснять то, почему Китай — с одной стороны, а США и их союзники — с другой, пытаются установить полный контроль в регионе, смысла не имеет. Их стремления понятны, логичны и оправданы.

Крылья и корабли

Если не считать ядерной триады, мощь США зиждется, прежде всего, на ВВС и ВМС. С американским флотом не может сравниться ни один флот мира. Одних только авианосцев типа «Нимиц» в строю десять, а тут еще первый и головной «Джеральд Р. Форд» недавно приняли на вооружение. Скоро его авиагруппу пополнят теперь уже официально вставшие на крыло палубные F-35C пятого поколения: «невидимые» и способные нести во внутренних отсеках до восьми управляемых бомб GBU-53/B.

Про подлодки, о которых так любят рассуждать на постсоветском пространстве, тоже говорить смысла не имеет. Американские субмарины выигрывают как качественно, так и количественно. Три десятка запланированных к постройке «Вирджиний» четвертого поколения сами кого угодно «пустят на дно», а есть еще легендарные «Сивулфы» и, конечно, «Лос-Анджелесы», коих даже сейчас огромная флотилия (американцы построили 62 такие лодки, но многие уже списали).

Американский флот — воплощенный триумф милитаризма и стремления доминировать всюду и всегда. Это сотни миллиардов долларов на воде, под водой и в небе. Столкнуться лицом к лицу с такой армадой никто вживую не хочет и прежде всего — не хочет Китай. Поднебесная прекрасно видит слабости своих военно-морских сил, и именно поэтому сделала их усиление одной из важнейших задач государства.

Западные авторы очень любят порассуждать о военном подъеме Китая, но чаще всего это похоже на детские страшилки. Сейчас у китайцев только один боеспособный авианосец: это многострадальный «Ляонин», переделанный из советского «Варяга» проекта 1143. Среди военных специалистов этот тип кораблей пользуется дурной славой из-за недостатков, таких как относительно небольшое число самолетов, отсутствие стартовой катапульты и т.д. К слову, основа авиагруппы «Ляонина» — уже успевшие морально устареть J-15. Это китайские копии советских Су-33 четвертого поколения. Такие самолеты «великоваты» для «Ляонина»: почему китайцы не выбрали, например, новый российский МиГ-29К — остается только гадать.

В 2020-м Поднебесная намерена ввести в строй авианосец «Шаньдун». Это уже корабль чисто китайской постройки, но созданный с оглядкой на опыт СССР и представляющий, по сути, развитие проекта 1143. То есть, до возможностей американских авианосцев, которые могут нести до 90 летательных аппаратов, очень и очень далеко.

Настоящим прорывом здесь станет постройка нового авианосца «Тип 002», который заложили относительно недавно. Если кратко, то это будет суперавианосец, похожий на «Джеральда Форда». Вместо трамплина на летной палубе будет катапульта, некоторые источники даже говорят, что электромагнитная, как на новых кораблях США. Это позволит существенно расширить боевые возможности авиационной группы. Водоизмещение «Тип 002» может составить около 80 тыс. тонн. Это меньше, чем у «Нимица», но больше, чем у «Адмирала Кузнецова». Построить корабль якобы могут к 2021 году, но вообще конкретно эта дата вызывает сомнения. Опыта создания кораблей такого уровня у Китая нет, и справится ли вообще Поднебесная — неизвестно.

Китайские «авианосцы»

По-настоящему мощным военным аргументом еще до появления у Китая суперавианосцев станут искусственные острова. За последние годы они стали предметом серьезных политических разногласий, главным образом, между Пекином и США. Их строительство ведут в районе островов Спратли и Парасельского архипелага.

На новых качественных снимках хорошо видны взлетные полосы, ангары, радары и оборудование, нужное для управления спутниковой космической группировкой. У причалов военные корабли и транспортные суда.



Фактически, речь идет о гигантских земляных «авианосцах», прекрасно защищенных зенитными ракетными средствами. Это настоящие морские крепости на пути у союзников США. А недавно Китай впервые направил туда военные самолеты. Боевые машины, среди которых был и стратегический бомбардировщик Xian H-6, совершили посадку на одном из островных аэродромов. Последний является лицензионной копией советского Ту-16, но способен нести современные ракеты и обладающий, само собой, большим боевым радиусом. В этой связи нельзя не напомнить про появление у Китая истребителя пятого поколения J-20. Наверняка Поднебесная на каком-то этапе постарается использовать и этот козырь в геополитической борьбе.



Что по этому поводу думают США, догадаться не сложно. Западные эксперты уже успели (и не раз) выразить тревогу в связи с милитаризацией Южно-Китайского моря. Согласно оценкам специалистов, текущая динамика может привести к тому, что Филиппины потеряют до 40% морской территории, где находятся большие запасы нефти и активно работают рыболовные компании. Недавно, кстати, о своей позиции высказалась и Малайзия, заявив, что не намерена отказываться от прав на небольшие острова, расположенные в архипелаге Спратли. При этом она не будет претендовать на новые территории.

Прогноз — дело не благодарное. Стоит, впрочем, сказать, что шансы полноценной большой войны между Китаем и США ничтожно малы. По причине а) высочайшей степени экономической интеграции двух мощнейших держав мира; б) наличия у обоих ядерного оружия. Само собой, ядерной войны никто не хочет: победителей здесь не может быть. А это значит, что китайцам и американцам придётся договариваться и идти на уступки в вопросах, не слишком для них значимых.
Автор: Иль Легат
Использованы фотографии: https://vpk.name/

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора публикации

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl Enter
Читайте также
Комментарии 3
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. A. Pishenkoff Офлайн
    A. Pishenkoff (Алексей Пишенков) 27 июня 2018 21:38
    +2
    Всё вроде правильно, но только одно уточнение - так называемые авианосные группы это сегодня оружие исключительно для локальных конфликтов или устрашения противника типа Ливии, оперативное применение - Сирия, Ирак итп. Ни для России ни для Китая это уже не угроза. Авианосцы это как когда-то прекрасные и импозантные линкоры, красивое, но уже прошлое. Так что описывать у кого какие есть не имеет смысла, если такой авианосец скажем в Северной Атлантике сегодня может уничтожить подлодка или хороший сторожевик с ракетами не выходя из Балтийского моря или просто ракета с земли или самолёта. Китайцам свой построить видимо просто вопрос престижа, у США вообще не понятно, видимо просто не умеют вовремя тормознуть или просто качают бабки, как и в варианте с ПРО...
    Подлодок у США действительно больше, но то, что они качественно лучше российских, это весьма спорно.
    А китайцы молодцы!
  2. gorbunov.vladisl Офлайн
    gorbunov.vladisl (Влад Дудник) 28 июня 2018 10:42
    +1
    Для континентальных держав, коими являются и Россия, и Китай, американский флот особой угрозы не представляет.
    А вот самому флоту "подрубить крылья" проще простого. Ни один флот долго не протянет без баз снабжения. А вот они-то находятся на суше. Их легко уничтожить одним ударом. Такие возможности есть и у России, и у Китая.
    Центр мира это Евразия. И чтобы господствовать здесь, флот не нужен.
    Медленно но уверено США теряют своё доминирование в мире. И их флот ни как не остановит этот процесс.
  3. Bossota Офлайн
    Bossota (Петр) 3 июля 2018 08:48
    0
    Уважаемые админы прошу настроить свой сайт. В Internet Explorer идет наложение картинки: