Украинский военный флот кардинально изменится в ближайшие годы
«Слава русскому оружию и доблестным сынам Отечества, защитившим Одессу!» – гласит надпись под старинной пушкой времен Крымской войны возле одесского горсовета. Слово «русскому» кем-то перечеркнуто. С 2014 года Одесса – главная база ВМСУ, сюда переместились остатки ее флота из аннексированного (как считает Украина) Россией Крыма. А также моряки, не перешедшие на сторону Москвы.
Вся беда лишь в том, что украинского флота как такового не существует. Так бывает у большинства недогосударств – командующие флотами есть, а самих флотов при этом нет. По факту есть отдельные боевые единицы, числом пальцев одной руки, которые флотом назвать нельзя. Точнее, одна боевая единица – флагман флота фрегат «Гетьман Сагайдачный» (точнее, СКР – советский сторожевой корабль проекта 1135.1 «Нерей», ставший на стапеля в 1990-м и достроенный украинцами в 1993 году, после чего он стал гордо именоваться фрегатом), единственный корабль 2-го ранга. Остальные корабли боевыми рука не поднимается назвать – это корвет «Винница» (точнее МПК – малый противолодочный корабль проекта 1124П «Альбатрос», 1976 года постройки), средний десантный корабль «Юрий Олефиренко» (бывший СДК «Кировоград» проекта 773, 1971 года постройки) и рейдовый речной тральщик «Геническ» (проекта 1258 «Корунд», 1985 года постройки). И это всё!
МПК «Винница» и СДК «Олефиренко» – корабли 3-го ранга, тральщик вообще речной, максимум, что может, так это работать на рейде, весь остальной плавающий мусор – корабли 4-го ранга, их, как и вспомогательные суда, флотом можно назвать только с большой натяжкой, и рассуждать об их боевом применении только под пытками или нанюхавшись галлюциногенных грибов. Шесть лет после революции гидности Украина думала, как ей с этим плавающим мусором противостоять «российскому агрессору» на море? И, наконец, надумала.
Вся надежда на Запад. Британия нам поможет
В середине августа украинскую столицу посетил министр обороны Великобритании Роберт Бен Лоббан Уоллес. Время визита могло удивить – середина августа, разгар отпусков дипломатов и чиновников. Но для спешки были причины. Представитель Туманного Альбиона торопился накануне планируемого осенью официального визита Зеленского в Лондон парафировать некий документ, направленный на возрождение украинского военно-морского флота при участии британской стороны. Для чего провел встречу со своим коллегой, руководителем украинского военного ведомства Андреем Тараном и главнокомандующим ВСУ Русланом Хомчаком, на которой обсуждались шаги по обеспечению безопасности на востоке Украины и в Азово-Черноморском регионе, а также вопросы евроатлантической интеграции и «максимального использования новых инструментов оборонного и военного сотрудничества, которые получила Украина с приобретением статуса партнера НАТО с расширенными возможностями».
Результатом этого визита стало подписание 7 октября в Лондоне министром обороны Украины и Государственным секретарем по вопросам обороны Великобритании и Северной Ирландии (так официально звучит должность Уолесса) в присутствии президента Украины Владимира Зеленского Меморандума об усилении сотрудничества в военной и военно-технической сферах между Украиной и UK. Согласно которого Британия берет на себя обязательства переоснастить ВМС Украины современными ракетными катерами собственной разработки в количестве 8-ми штук, причем 6 из 8 катеров будут произведены на украинских производственных мощностях с привлечением британских специалистов. На вооружении катеров штатно будут установлены по 8 крылатых противокорабельных ракет, совместимых со стандартами НАТО (впоследствии они могут быть заменены на противокорабельные ракеты «Нептун» украинского производства). Данные катера по факту их получения должны будут закрыть все потребности ВМСУ в кораблях подобного класса в Черном и Азовском морях.
При этом два первых корпуса будут изготовлены на британской верфи при участии специалистов украинского предприятия-производителя (его должно определить правительство), в процессе которого украинцы будут перенимать опыт своих британских коллег. В дальнейшем все производство – от сбора корпусов до оснащения кораблей вооружением будет происходить на Украине, на верфи, которую правительство выберет и согласует с британской стороной. Под данный проект Британское экспортно-кредитное агентство открывает кредитную линию в размере 1,25 млрд фунтов стерлингов ($1,6 млрд по текущему курсу) со сроком погашения 10 лет. Средства пойдут также на строительство портовой инфраструктуры для базирования этих кораблей в Очакове и Бердянске.
Во всей этой истории наиболее показательными являются два момента. Первый, это сумма контракта, максимально возможная по британскому законодательству для предоставления третьим странам – 1,25 млрд фунтов стерлингов, с отсрочкой платежа на 10 лет. Для понимания значительности этих средств – это почти половина стоимости новейшего английского авианосца флота Ее Королевского Величества «Принц Уэльский» (HMS «Prince of Wales»), спущенного на воду в 2019 году. При том неудовлетворительном состоянии собственных ВМС эти деньги для Британии были бы совершенно не лишними, но она их выделяет на военные нужды Украины. К чему бы это? Британцы никогда не страдали благотворительностью. Ответ прост – просто эти деньги проходят по другому ведомству. Не зря Вова отирал штаны в кабинете директора МИ-6. Результаты вы видите воочию. Для сравнения, США аналогичную сумму (1,5 млрд долл.) выделили Украине на военные нужды за все годы после революции гидности, начиная с 2014 года.
И второй момент, на который требуется обратить внимание, это локализация проекта. В наших средствах массовой информации уже поторопились поведать, что хитрые англичане, выделяя эти деньги, фактически финансируют сами себя, оплачивая строительство этих кораблей своим рабочим. Однако, это не так. Это хитрые американцы, выделяя деньги на военные нужды для страны 404, финансировали сами себя, деньги при этом даже не покидали американской юрисдикции, а небратья, получая устаревшее вооружение, попадали еще и на проценты по кредиту. Англичане же поступают благородно: 6 из 8 ракетных катеров будут построены на украинских судостроительных мощностях местными силами с привлечением британских специалистов. Локализация проекта 75%.
Для сравнения, МВД Украины недавно заключило с Францией подобное соглашение о поставках патрульных катеров для Погранслужбы, и в соответствии с которым на Украине построят 25% кораблей из пакета заказа. А здесь речь идет о 75% кораблей локализованного производства! Часть денег предусмотрено на развитие инфраструктуры двух военно-морских баз под эти корабли (в Очакове на Черном море и в Бердянске на Азовском), потому что Одесская Южная база ВМСУ такого количества кораблей принять не может чисто физически. Построенные базы, оборудованные по всем стандартам НАТО, при этом будут способны принимать и корабли союзников (для чего, собственно, и строятся). Британский кредит дает возможность покрыть эти расходы, потому что стоимость самих ракетных катеров колеблется в пределах $60-80 млн за единицу. Кроме того, «Британия возглавит программу «Инициатива по морской подготовке» для Военно-морских сил Украины, которая стартует в сентябре. Это будут многонациональные усилия по расширению возможностей украинских моряков», – заявили в посольстве UK, комментируя визит своего министра в Киев.
МРК и корветы
Катера существуют в нескольких конфигурациях – в зависимости от размера, тоннажа, вооружения и т.п. Британцы ждут от Украины детализации этих параметров. Украина рассчитывает, из уст ее уполномоченного представителя, на катер длиной 50 метров, скоростью 30-50 узлов, тоннажем до 400 тонн с оружием и базовым боекомплектом из 8-ми крылатых противокорабельных ракет (британского или шведского производства), которые впоследствии можно будет заменить на украинские «Нептуны» морского базирования (которых пока нет!).
О степени коррумпированности страны 404 можно судить лишь по тому, что их собственные ракетные катера, которые они планировали производить взамен британских, взяв за основу еще советский 30-летней давности МРК (малый ракетный корабль) проекта 1234 «Гроза», который они собирались модернизировать до современных стандартов, даже без ракетного вооружения по их расчетам должен был превысить сумму в $110 млн. А с ракетами он бы обошелся как полкорвета проекта 58250.
От идеи строительства корветов этого класса Украина, кстати, не оказывается, к 2023 году она планирует достроить и спустить на воду головной из них «Владимир Великий». Корабли проекта 58250, хоть и называются корветами, по характеристикам ближе к легким фрегатам.
При длине – 112 м, ширине – 13,5 м и осадке – 5,6 м планируемое водоизмещение их ожидается около 2650 тонн. Экипаж будет состоять 110 человек, автономность плавания – 30 суток. Корабль, благодаря обводам корпуса, спрятанному оружию и оборудованию, будет малозаметен для радаров (типа «стелс»). Его оснастят новейшей украинской РЛС, гидроакустической системой и комплексом связи. Из вооружения на нем планируются противокорабельные и зенитные ракеты (в том числе и новейшие противокорабельные комплексы «Нептун»), торпеды и три артустановки, что позволит ему выполнять широкий круг задач по борьбе с надводными, воздушными и подводными целями. Всего до 2028 года Украина планирует построить 4 корвета этой серии, каждый стоимостью 192 млн долл. (согласно постановлению Кабмина №879 от 22.11.2019, на это предусмотрено 32 млрд грн). Причем стоимость украинских корветов будет в 1,5 раза дешевле, чем у их партнеров по Черноморскому бассейну Румынии и Болгарии, которые тоже планируют постройку 4-х таких кораблей.
Имеющийся статус-кво глазами украинских «коллег»
Но на данный момент ситуация глазами украинского военного ведомства складывается не наилучшим образом. «Агрессия России против Украины на Донбассе и оккупация Крыма» остро поставили вопрос о флоте. Практически страна осталась без военно-морских сил, потому что большая часть из них была захвачена «агрессором» в Крыму, оставшиеся суда морально и физически устарели. Однако корабельный состав, при всей важности, только часть проблемы. В Крыму осталась значительная часть инфраструктуры, портовые и прочие сооружения, в том числе и ремонтные заводы. Практически все черноморское и азовское побережье Украины, а это около 1700 км остались без прикрытия ВМС.
Особенно сложная обстановка сложилась в Азовском море. Часть украинской береговой линии там контролируется марионеточным режимом (это версия украинской стороны) в Донецке. Оно подходит близко к важным для экономики Украины городам – Мариуполю и Бердянску. Кроме того, Россия перебросила в Азовское море несколько десятков военных кораблей, что позволяет ей безнаказанно нарушать договоры по разделу моря и ведения в нем хозяйственной деятельности, заключенным в прежние времена. Все это остро поставило вопрос о фактическом создании нового флота, береговой инфраструктуры и поставку на вооружение соответствующих систем ракетного оружия. Как украинского, так и импортного производства.
Стратегия строительства и задачи ВМСУ
Но вопрос создания флота связан не только с финансовыми и индустриальными возможностями государства. В первую очередь, должно быть понимание - какой флот нужен Украине. В отличие от Москвы, у Киева нет имперских амбиций выхода в мировой океан. Для регионального государства необходимо иметь флот для обеспечения неприкосновенности территориальных вод, экономической зоны в договорных границах и защиты от нападения, а также патрулирования торговых путей, борьбы с минной угрозой и уничтожения кораблей тех типов, которые есть у России на Черном море.
В связи с вышесказанным в стратегии ВМС Вооруженных Сил Украины с 2019 года ставка сделана на создание «москитного флота». Преимуществом этих кораблей над большими кораблями является стремительность и внезапность действия, возможность передислокации по суше и способность действовать на реках. Такой флот будет достаточным для обороны побережья, контроля территориальных вод и экономической зоны. Аналогичной стратегии придерживаются Швеция и Норвегия. Было очевидно, что своими силами Украина эту задачу решить не может, даже имея необходимые судостроительные мощности. Поэтому тут ей пришлось полагаться только на помощь Запада.
Согласно выработанной «москитной» стратегии для обеспечения собственной безопасности Украине необходимо располагать тремя типами кораблей. Первый – это суда, обеспечивающие патрулирование, защиту и конвоирование судов. Минимально 6-8 таких катеров способны обеспечить защиту портов, острова Змеиный и района Джарылгача. Второй тип – быстрые амфибийно-ударные катера, могущие реагировать на возможность высадки ДРГ, приспособленные действовать на песчаных косах с доставкой 15-20 морских пехотинцев в необходимый район. Их нужно 16 штук. Третий тип – это ракетные катера, способные предотвратить возможную высадку десанта. Их нужно около 8 единиц, с боекомплектом до 8 ракет.
Получить два первых типа «москитов» Украине помогли США. Это катера класса Island и Mark VI. В 2018 году США передали ВМСУ два патрульных катера типа Island. Два аналогичных получила Грузия двумя годами раньше. А летом этого года Госдепартамент США одобрил продажу еще и 16-ти сверхсовременных патрульных катеров Mark VI (разработки 2015 года, ранее никому, кроме Украины не поставлялись, разрабатывались исключительно для собственных нужд). Изначально будет поставлено 14 таких катеров и еще два могут быть приобретены в случае необходимости.
Справка: Катера Mark VI – это универсальная платформа, на ней можно установить оружие и оборудование по нескольким направлениям, начиная от функции патрулирования и заканчивая высадкой диверсионных сил возле берега противника, оборудование для поиска и уничтожения мин, ракетные комплексы малой дальности для уничтожения противника.
Договоренность с британцами о ракетных катерах полностью закрывает «москитные» потребности флота. Надо понимать, что решение о производстве оружия такого класса (малых ракетных корветов) является политическим. Оно на многие годы определяет вектор развития украинских Военно-морских сил. Выбор союзника в лице королевства Виндзоров сулит Украине большие перспективы и поможет преодолеть многие проблемы, в том числе технические.
Из практики стран, чьи угрозы и типы флотов ближе к нам, таких как Швеция и Норвегия, – небольшие ракетные катера являются одним из оптимальных вариантов удовлетворения существующих потребностей. Они позволяют защитить не только прибрежные 12 миль, но и продвинуться дальше в Черное море
– заявили в украинском военном ведомстве, принимавшем самое непосредственное участие в разработке стратегии ВМСУ.
Мир сегодня вступил в очередную научно-техническую революцию, ее направление – малые беспилотные системы, специалисты мечтают о «роях» беспилотников, которые появляются со всех сторон внезапно и бьют традиционных монстров. «Москитный» флот, пусть пока и не беспилотный – из этого тренда. В конце концов, наши задачи на море – это не глобальная демонстрация, а патрулирование торговых путей, борьба с минной угрозой, а также уничтожение кораблей тех типов, которые есть у РФ на Черном море. При этом надо это делать быстро, дешево и в большом количестве. Иного решения, чем «москиты» разного назначения, просто не существует – ни технически, ни финансово
– таким умозаключением поделился Андрей Клименко, главный редактор Blackseanews.
Резюме
Из всего вышеприведенного можно констатировать, что исходя из принятой стратегии ВМСУ, Украина скорее готовится к защите собственных морских границ, нежели к нападению на РФ с моря. Что не снимает проблем РФ на Азове, где у нее нет малотоннажного флота для противостояния ВМСУ на мелководье.
А всем украинцам, бредящим военным походом на Россию, мечтающим дойти как минимум до Урала, я предлагаю уже начинать запасаться сухарями и теплыми вещами, потому что туда вы, конечно, сможете дойти, но только в колонне военнопленных.
Информация