Почему одна Tesla сегодня стоит как дюжина «Газпромов»
В 2008 году Алексей Миллер, глава крупнейшей российской сырьевой корпорации «Газпром», пообещал, что через 7-8 лет ее капитализация вырастет с 360 миллиардов долларов до одного триллиона. В 2020 году газовый монополист стоит 4,63 триллиона, но не долларов, а рублей, при курсе свыше 73 «деревянных» за «американца». В то же самое время производитель электрокаров Tesla на бирже сегодня стоит, как 12 «Газпромов» вместе взятых. Почему такое стало возможным, и стоит ли вообще проводить прямые параллели между российскими и западными компаниями?
Автомобильная компания американского миллиардера Илона Маска накануне на бирже оценивалась в сумму 608 миллиардов долларов, а на максимуме доходила до 616 миллиардов. Неплохо для молодого автопроизводителя, которому разномастные эксперты и аналитики непрерывно прочат крах. Капитализация Tesla в 28 раз превосходит российского интернет-гиганта «Яндекс», в 71 раз – телекоммуникационного гиганта МТС, в 13 раз – нефтяную компанию «Лукойл». Она в разы дороже любой отечественной компании, чьи акции торгуются на бирже, с начала года ее стоимость выросла в 7,6 раза. Из чего же складывается успех очередного проекта Илона Маска?
Во-первых, американский миллиардер очень хорошо прочувствовал «дух времени», когда начался тренд на экологичность. Евросоюз принял так называемую «Зеленую сделку», согласно которой через 30 лет экономика ЕС должна перестать зависеть от ископаемого топлива. Его примеру уже следует Китай, который является одним из самых быстрорастущих рынков электромобилей. В США провозглашенный победителем президентских выборов Джо Байден обещает поддержку «зеленых» проектов и альтернативных возобновляемых источников энергии. Интерес к экологически чистому транспорту стремительно растет, и Tesla попала, что называется, в струю.
Во-вторых, на успех предприятия, в которое изначально не верили многие, решающее влияние оказала харизма отца-основателя компании. Илон Маск – это без преувеличения «гений пиара», который может прорекламировать и продать все что угодно. Не он изобрел электромобили, но при нем Tesla стала мировым лидером по их продажам, благодаря созданному им «хайпом». Чего стоит бредовая на первый взгляд идея отправить электромобиль в космос? Но таким оригинальным способом американский миллиардер дал рекламу на весь мир сразу двум своим бизнесам. Сегодня его компания вкладывает большие усилия в разработку собственных передовых технологий, которые должны повысить энергоэффективность данного вида транспорта.
В-третьих, на росте стоимости акций крайне благотворно сказалось включение Tesla в состав индекса S&P 500. Кто-то скажет, что это раздутый пузырь, который вскоре лопнет. Действительно, доля правды в этом есть, реальная стоимость компании существенно ниже рыночной. Во время пандемии все рынки просели, и Tesla на бирже потеряла 60% своей капитализации, но быстро восстановилась. Это американская мечта во плоти, красивая сказка, в которую хочется всем верить, потому свои трудности компания легко решает за счет дополнительных раундов привлечения инвестиций. Эта музыка будет играть еще очень долго.
Что до сравнительно невысокой стоимости российских компаний, то ее определяет совокупность факторов. Отечественная экономика носит выраженный сырьевой характер, поэтому на фоне пандемии и снижения спроса на углеводороды акции «Газпрома» или «Лукойла» не могут радовать. Плюс к этому нашему «национальному достоянию» постоянно достается от западных санкций. Сравнивать напрямую Tesla с АвтоВАЗом или КАМАЗом тоже не вполне корректно, поскольку американская компания работает в более высокотехнологическом секторе. Да и в целом общее количество денег на российском фондовом рынке не может сравниться с американскими и европейскими площадками.
Информация