Почему одна Tesla сегодня стоит как дюжина «Газпромов»

26

В 2008 году Алексей Миллер, глава крупнейшей российской сырьевой корпорации «Газпром», пообещал, что через 7-8 лет ее капитализация вырастет с 360 миллиардов долларов до одного триллиона. В 2020 году газовый монополист стоит 4,63 триллиона, но не долларов, а рублей, при курсе свыше 73 «деревянных» за «американца». В то же самое время производитель электрокаров Tesla на бирже сегодня стоит, как 12 «Газпромов» вместе взятых. Почему такое стало возможным, и стоит ли вообще проводить прямые параллели между российскими и западными компаниями?

Автомобильная компания американского миллиардера Илона Маска накануне на бирже оценивалась в сумму 608 миллиардов долларов, а на максимуме доходила до 616 миллиардов. Неплохо для молодого автопроизводителя, которому разномастные эксперты и аналитики непрерывно прочат крах. Капитализация Tesla в 28 раз превосходит российского интернет-гиганта «Яндекс», в 71 раз – телекоммуникационного гиганта МТС, в 13 раз – нефтяную компанию «Лукойл». Она в разы дороже любой отечественной компании, чьи акции торгуются на бирже, с начала года ее стоимость выросла в 7,6 раза. Из чего же складывается успех очередного проекта Илона Маска?



Во-первых, американский миллиардер очень хорошо прочувствовал «дух времени», когда начался тренд на экологичность. Евросоюз принял так называемую «Зеленую сделку», согласно которой через 30 лет экономика ЕС должна перестать зависеть от ископаемого топлива. Его примеру уже следует Китай, который является одним из самых быстрорастущих рынков электромобилей. В США провозглашенный победителем президентских выборов Джо Байден обещает поддержку «зеленых» проектов и альтернативных возобновляемых источников энергии. Интерес к экологически чистому транспорту стремительно растет, и Tesla попала, что называется, в струю.

Во-вторых, на успех предприятия, в которое изначально не верили многие, решающее влияние оказала харизма отца-основателя компании. Илон Маск – это без преувеличения «гений пиара», который может прорекламировать и продать все что угодно. Не он изобрел электромобили, но при нем Tesla стала мировым лидером по их продажам, благодаря созданному им «хайпом». Чего стоит бредовая на первый взгляд идея отправить электромобиль в космос? Но таким оригинальным способом американский миллиардер дал рекламу на весь мир сразу двум своим бизнесам. Сегодня его компания вкладывает большие усилия в разработку собственных передовых технологий, которые должны повысить энергоэффективность данного вида транспорта.

В-третьих, на росте стоимости акций крайне благотворно сказалось включение Tesla в состав индекса S&P 500. Кто-то скажет, что это раздутый пузырь, который вскоре лопнет. Действительно, доля правды в этом есть, реальная стоимость компании существенно ниже рыночной. Во время пандемии все рынки просели, и Tesla на бирже потеряла 60% своей капитализации, но быстро восстановилась. Это американская мечта во плоти, красивая сказка, в которую хочется всем верить, потому свои трудности компания легко решает за счет дополнительных раундов привлечения инвестиций. Эта музыка будет играть еще очень долго.

Что до сравнительно невысокой стоимости российских компаний, то ее определяет совокупность факторов. Отечественная экономика носит выраженный сырьевой характер, поэтому на фоне пандемии и снижения спроса на углеводороды акции «Газпрома» или «Лукойла» не могут радовать. Плюс к этому нашему «национальному достоянию» постоянно достается от западных санкций. Сравнивать напрямую Tesla с АвтоВАЗом или КАМАЗом тоже не вполне корректно, поскольку американская компания работает в более высокотехнологическом секторе. Да и в целом общее количество денег на российском фондовом рынке не может сравниться с американскими и европейскими площадками.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    10 декабря 2020 15:36
    Илон Маск - выдающийся потомок Джеффа Питерса и Энди Таккера. Вот и весь секрет.
    1. +2
      10 декабря 2020 15:45
      То есть "Роскосмос" не может конкурировать с обычным жуликом?
      1. 0
        10 декабря 2020 16:57
        То есть "Роскосмос" не может конкурировать с обычным жуликом?

        А разве честный производитель может конкурировать с жуликом?
    2. 123
      +3
      11 декабря 2020 01:44
      Илон Маск - выдающийся потомок Джеффа Питерса и Энди Таккера. Вот и весь секрет.

      Это как? А мамы у него не было? belay
      1. +2
        11 декабря 2020 09:42
        Это как? А мамы у него не было?

        Тю, отстали от моды. Это "Родитель №1" и "Родитель №2" drinks
        1. 123
          +3
          11 декабря 2020 15:01
          Так бы сразу и сказали laughing
          drinks
  2. 123
    +4
    10 декабря 2020 15:51
    Компания за период существования в 17 лет только сейчас начавшая приносить прибыль (по моему полтора года без убытков) один из мировых лидеров по капитализации... Можно и не с КАМАЗом сравнить, а например с такой невзрачной на фоне Теслы компанией как Тайота. Посмотреть, сравнить, объемы производства и продаж, прибыль и так далее. Можно так же сопоставить взрывной рост капитализации компании с обхемом выпускаемой "продукции" ФРС. Как только у них денежный принтер сорвался с цепи, капитализация американских компаний стала расти как на дрожжах.
    У здравомыслящего человека вывод может быть только один. Все это результат злоупотреблением на финансовом рынке где доминируют американцы и тесных связях Маска с финансовыми воротилами.
    1. 0
      10 декабря 2020 16:01
      Можно и не с КАМАЗом сравнить, а например с такой невзрачной на фоне Теслы компанией как Тайота.

      Ну так сравните первые 17 лет существования "Теслы" и первые 17 лет существования "Тойоты" :)

      А то это несколько забавно - сравнивать новую компанию, работающую на абсолютно новом (и потому рискованном) рынке с крупным концерном, продающим продукт, который априори пользуется большим спросом.
      1. 0
        10 декабря 2020 16:24
        Финансовые рынки в нынешнем состояние, это арена жуликов для остальных лохов мира...Когда деньги заменили бумажки без обеспечения, и выпускают сколько заблаглрассудится триллионами, какими лохами кажутся все остальные в мире... Но как ни ухищрятся, этому лохотрону конец неизбежен...,
        1. +2
          10 декабря 2020 16:27
          Добавление. По Маску и Тесла фирме, так явный показательный надувательский трюк для тех же лохов. И откель миллиады протранжированные десятилетием, если первые прибыли начались год назад, кто покрывал огромные миллиарды расходов, из каких щедрот они,- ответ простой, из печатного станка...
          1. -5
            10 декабря 2020 16:30
            По Маску и Тесла фирме, так явный показательный надувательский трюк для тех же лохов. И откель миллиады протранжированные десятилетием, если первые прибыли начались год назад, кто покрывал огромные миллиарды расходов, из каких щедрот они,- ответ простой, из печатного станка...

            Ваш ответ не простой, а глупый.
            1. +3
              10 декабря 2020 16:35
              Определённо, когда нет аргументов ответить, только личные оскорбления остаются... Докатились вы однако....
              1. -4
                10 декабря 2020 16:39
                Определённо, когда нет аргументов ответить, только личные оскорбления остаются...

                Аргументы дают в ответ на аргументы, а не на бред. Как только прекратите его нести - так я подумаю о том, чтобы высказаться более аргументировано.
                1. +1
                  10 декабря 2020 16:53
                  Может не хватает, чтоб понять высказываемое мной... Потому и непонимание называете бредом
        2. -2
          10 декабря 2020 16:29
          Но как ни ухищрятся, этому лохотрону конец неизбежен...,

          Да да да, капитализм окончательно загниет, доллар рухнет, ага.
      2. 123
        +2
        10 декабря 2020 17:43
        Ну так сравните первые 17 лет существования "Теслы" и первые 17 лет существования "Тойоты" :)

        Полагаю у Тойоты в "первые 17 лет" не было такой капитализации laughing Что вам даст это сравнение? Мы ведь сравниваем эффективность, прибыльность. Насколько я понимаю деньги инвестируют именно для этого. Если что,

        Чистая прибыль японского автоконцерна Toyota Motor Corp. по итогам 2019-2020 финансового года (завершился 31 марта) выросла на 10,3%, составив 2,076 триллиона иен (19,5 миллиарда долларов), следует из финансовой отчетности компании.

        Не буду вдаваться в подробности, упали там продажи на фоне кризиса или нет, не суть важно. В целом это стабильно работающая компания приносящая прибыль. Но стоит она меньше. А почему? Ответ, а потому что Маск, как вы выражаетесь, работает "на абсолютно новом (и потому рискованном) рынке" крайне не убедителен. Ведь риск потерять инвестиции больше. Кстати, назвать его абсолютно новым сложно, электромобили делали и до него.

        А то это несколько забавно - сравнивать новую компанию, работающую на абсолютно новом (и потому рискованном) рынке с крупным концерном, продающим продукт, который априори пользуется большим спросом.

        Априори? belay Продажа за 2019-й год. Тесла - 304 783 шт. Тойота - 8 578 155 шт. Он продает машин меньше чем Тойтота RAV4.
        Ответ на вопрос - почему эта компания стоит так дорого? Ну вы понимаете... компания молодая.... рынок рискованный.... Любое инвестор послал бы вам вместе с компанией по известному адресу. Но картина наблюдается обратная.
        Вывод в первом комментарии.
  3. +2
    10 декабря 2020 16:10
    Капитализация Газпрома станет высокой только после того, как Газпром начнёт проводить полную газификацию населения и предприятий России. Почему он этого не делает - трудно сказать. Не нужна ему высокая капитализация наверное...
    1. -2
      10 декабря 2020 17:08
      Почему он этого не делает - трудно сказать.

      Почему он это не делает - сказать легко! Платить за это кто будет? Газпром сам (за свои бабки) это делать не будет, а гос-во Россия не выделяет бабки для этого. Вот трубу в Европу (за их деньги) - пжласта! В Китай (за деньги казны России) - пжлста! Но за свои и в России - не дождётесь!!!
      1. 123
        +2
        10 декабря 2020 17:51
        Почему он это не делает - сказать легко! Платить за это кто будет? Газпром сам (за свои бабки) это делать не будет, а гос-во Россия не выделяет бабки для этого. Вот трубу в Европу (за их деньги) - пжласта! В Китай (за деньги казны России) - пжлста! Но за свои и в России - не дождётесь!!!

        Вы утверждаете что в "Северые потоки" европейцы ничего не вкладывают? Что касается Китая, мы строим у себя, китайцы на своей территории. Думаете должно быть по другому?
    2. 123
      +2
      10 декабря 2020 17:48
      Капитализация Газпрома станет высокой только после того, как Газпром начнёт проводить полную газификацию населения и предприятий России. Почему он этого не делает - трудно сказать. Не нужна ему высокая капитализация наверное...

      Сомневаюсь. Вы полагаете акции Газпрома пойдут вверх если он вплотную займется газификацией страны?
      1. +2
        11 декабря 2020 09:35
        Разумеется! Страна начнет развиваться экономически и у народа появятся деньги на акции в том числе и Газпрома. Только нужно под жесткий контроль брать расходы и платежи. А какое развите в стране, если народ печку дровами топит, как в 19 веке? Развитие 19 века и будет без газификации. Вспомните ГОЭРЛО и как с ним страна стала развиваться!
  4. +3
    10 декабря 2020 18:34
    Автор статьи, простите меня, ничего не понимает в IPO и банальном лоббировании. Но, с другой стороны, он умеет быстро и на все темы писать.
    1. -6
      11 декабря 2020 07:53
      Автор много чего понимает, судя по всему, побольше вашего. И да, умеет хорошо писать на эти темы.
      1. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
  5. +1
    11 декабря 2020 07:47
    Слова,слова, понос слов.....Оценка успешности делается в рублях или в долларах, вот в чем вопрос? Если рубль дешевле доллара более, чем в 70 раз, благодаря продуманной спекуляции на биржах, то иначе и быть не может. Наши истребители и ракеты дешевле американских, но не в разы. А если оценить в рублях. Вот и ответ.
  6. Комментарий был удален.
  7. +2
    15 декабря 2020 15:50
    Потому что капитализация Теслы это не стоимость её машин и оборудования, а стоимость ценных бумаг на бирже. Как говорят многие инвесторы, что цена Теслы это скорее вклад в идею, а не реальная рыночная стоимость. История знает множество надуваемых пузырей. И большинствоиз них лопалась...
  8. 0
    17 декабря 2020 20:25
    Цитата: Cyril
    Можно и не с КАМАЗом сравнить, а например с такой невзрачной на фоне Теслы компанией как Тайота.

    Ну так сравните первые 17 лет существования "Теслы" и первые 17 лет существования "Тойоты" :)

    А то это несколько забавно - сравнивать новую компанию, работающую на абсолютно новом (и потому рискованном) рынке с крупным концерном, продающим продукт, который априори пользуется большим спросом.

    а что, Тесла работает в склад, и её продукция не пользуется большим спросом?