«Русские одержимы идеей одномоторного истребителя»: The Drive предрекает неудачу российского проекта
В настоящее время российская госкорпорация «Ростех» в инициативном порядке, т.е. за свой счет, ведет работы по созданию системы боевой авиации будущего «в её легком и среднем классе». Однако несмотря на десятилетия трудов над концепцией подобного самолета, перспектива его заказов кажется столь же отдаленной, как и прежде, пишет американское издание The Drive, предрекая неудачу российскому проекту.
По конструкции это может быть универсальная платформа в пилотируемом и беспилотном вариантах. Компания работает над концепцией и эксплуатационными требованиями для такой платформы
– туманно пояснил СМИ глава Ростеха Сергей Чемезов.
Очевидно речь идет об однодвигательном, а не двухдвигательном самолете. В прошлом русские уже исследовали ряд похожих концепций, которые не получили широкого распространения. Русские одержимы идеей одномоторного истребителя, но ВКС России вряд ли нужен такой самолет.
Сейчас двухдвигательный МиГ-35 является наиболее близким истребителем к понятию «легкого и среднего класса» из предлагаемых российской промышленностью. Но РСК «МиГ» хочет разработать более легкий аналог Су-57. При этом Минобороны России явного интереса к подобному самолету не проявляет. Однако по словам Чемезова, экспорт подобной боевой машины перспективен, поэтому его можно разрабатывать совместно с одним или несколькими иностранными партнерами.
При этом он не стал вдаваться в подробности, уточнив, что если Минобороны РФ проявит интерес к подобному самолету, то его придется модернизировать до требований российских военных. Это указывает на то, что «Ростех» занимается менее сложным проектом, оптимизированным под экспорт, что-то наподобие китайско-пакистанского JF-17 (FC-1), прозванного журналистами «МиГ-21 XXI века».
В 2017 году глава Минпромторга РФ Денис Мантуров объявил о планах Объединенной авиастроительной корпорации (входит в «Ростех») разработать легкий истребитель пятого поколения в сотрудничестве с другими странами, хотя однодвигательная конфигурация не указывалась. Наиболее вероятным кандидатом на реализацию проекта «Легкий многофункциональный фронтовой самолет» (ЛМФС) является РСК «МиГ». В декабре 2019 года МиГ заказал аэродинамические исследования в ЦАГИ. Однако до сих пор не понятно, однодвигательную, двухдвигательную или обе концепции хотели проверить, и что получилось на выходе.
ЛМФС восходит к 1986 году, когда КБ «МиГ» объявило о разработке двух истребителей. ЛМФС должен был заменить МиГ-29, а тяжелый «Многофункциональный фронтовой истребитель» (МФИ) заменить Су-27. Так появился реактивный самолет с шифрами «1.42», «1.44» и «1,46». После развала СССР все работы были приостановлены, а ВВС России быстро списали все имеющиеся однодвигательные МиГ-23, МиГ-27 и Су-17. В конце 90-х проект ЛМФС был возрожден, чтобы конкурировать с компанией «Сухой» за ПАК ФА. Но «МиГ» проиграл.
Поэтому существует большая вероятность, что истребитель, на который ссылается Чемезов, является одномоторным ЛМФС. Вероятно, он унаследует ту же базовую конфигурацию: большое треугольное крыло с носовыми плоскостями, расположенными близко к передней кромке крыла. Такой вид компоновки обычно выбирают дизайнеры, стремящиеся оптимизировать маневренность истребителя.
Однако непонятно, кто будет покупателем этого истребителя. Предлагаемые МиГ-35 еще не получили каких-либо значительных заказов. Египет и Алжир выбрали МиГ-29М/М2. Россия заказала только шесть МиГ-35, которые, вероятно, будут использоваться для переоборудования пилотажной группы, а не для развертывания в передовых частях. ВКС России, похоже, не нуждаются в самолетах этого класса.
Если заглянуть в будущее, то появление Су-57 вместе с беспилотником С-70 «Охотник» ещё больше снизит шансы ЛМФС. Как сложатся отношения с иностранными партнерами, также пока не ясно, так как пока никто не проявил достаточный интерес. В целом, по крайней мере на данный момент, кажется, что новый российский однодвигательный истребитель – отдаленная перспектива, подытожило издание из США.
Информация