Лукашенко выбрал самое неудачное время для шантажа Литвы транзитом
В борьбе за потоки прибалтийского транзита наметился любопытный перелом. Литва, которую у нас принято пугать потерей белорусских удобрений и нефтепродуктов, сама задумалась отказать Минску в доступе к своей портовой инфраструктуре. С чем же может быть связана столь резкая перемена позиции?
Как известно, белорусский экспорт достигает 30% от общих объемов транзита через главный литовский порт Клайпеду. Считается, что Минск может наказать Вильнюс за его активную поддержку «президента Светы», забрав этого грузопоток и переориентировав его на российские порты на Балтике. Доля правды в этом имеется, но ложка хороша к обеду. Угрожая подобными вещами, надо сперва хорошо подготовиться, иначе может получиться конфуз. Светлана Тихановская, что в Литве позиционируется как «избранный народом Беларуси лидер», сама попросила Вильнюс лишить Минск литовского транзита в качестве наказания за политические репрессии против ее единомышленников, которых неосновательно увольняют с работы:
Мы просим не закупать продукцию «Беларуськалия», чтобы деньги этих предприятий не поступали режиму Лукашенко. Это связано не только с «Беларуськалием», но также и с «Гродно Азотом», «Нафтаном» и другими компаниями, которые важны для режима.
По словам Светланы Георгиевны, эти меры должны быть временными, пока к власти в Беларуси вместо Александра Лукашенко не придет иной человек. Речь может идти как о повышении тарифов, так и о прекращении транзита совсем. Самое интересное, что раньше подобные идеи правительство Литвы пугали, но теперь, по ее же словам, «мнения разделились». Аушрине Армонайте, министр экономики, пообещала Тихановской обдумать это предложение. Но почему же Вильнюс вдруг так осмелел?
Вероятно, причина заключается в том, что сложилось сразу несколько факторов:
Во-первых, к власти в США очевидно приходит президент Джо Байден, а демократы известны своей жесткой антироссийской повесткой. «Мочить» Россию и ее единственного союзника в лице Белоруссии – это теперь будет весьма актуально, и Прибалтика явно намерена быть среди первых.
Во-вторых, если верить расчетам литовских экономистов, потери Вильнюса будут не столь уж и велики. 30% от транзита через порт Клайпеды – звучит очень весомо, но в деньгах все выглядит гораздо скромнее. Так, за прошлый год от щедрот Минска бюджет Литвы получил всего 155 миллионов евро за перевалку белорусских удобрений. Это порядка 1,4% поступлений казны. Тоже деньги, но потеря, скажем прямо, невеликая.
В-третьих, именно сейчас Россия не готова принять в свои порты экспортный поток удобрений из Белоруссии. В частности, на прошедшей в этом году конференции «Argus Минеральные удобрения – 2020: Россия, страны СНГ и Балтии» Ольга Гопкало, ведущий специалист ООО «Морстройтехнология», заявила, что отечественные насыпные терминалы просто перегружены, и их не хватает даже для своих компаний:
Российские портовые мощности для перевалки минудобрений полностью загружены. Пока не будут введены новые проекты, например, «Ультрамар» в Усть–Луге, невозможно говорить о том, что российские минудобрения, а также белорусские, переваливаемые в прибалтийских портах, будут переключены на отечественные терминалы.
Скажем так, не самое лучшее время выбрал Александр Лукашенко, чтобы угрожать Литве потерей транзита. Если бы он своевременно принял предложение Москвы о диверсификации своего экспорта, тогда и разговор с Вильнюсом теперь был бы иной.
Информация