Лукашенко выбрал самое неудачное время для шантажа Литвы транзитом


В борьбе за потоки прибалтийского транзита наметился любопытный перелом. Литва, которую у нас принято пугать потерей белорусских удобрений и нефтепродуктов, сама задумалась отказать Минску в доступе к своей портовой инфраструктуре. С чем же может быть связана столь резкая перемена позиции?


Как известно, белорусский экспорт достигает 30% от общих объемов транзита через главный литовский порт Клайпеду. Считается, что Минск может наказать Вильнюс за его активную поддержку «президента Светы», забрав этого грузопоток и переориентировав его на российские порты на Балтике. Доля правды в этом имеется, но ложка хороша к обеду. Угрожая подобными вещами, надо сперва хорошо подготовиться, иначе может получиться конфуз. Светлана Тихановская, что в Литве позиционируется как «избранный народом Беларуси лидер», сама попросила Вильнюс лишить Минск литовского транзита в качестве наказания за политические репрессии против ее единомышленников, которых неосновательно увольняют с работы:

Мы просим не закупать продукцию «Беларуськалия», чтобы деньги этих предприятий не поступали режиму Лукашенко. Это связано не только с «Беларуськалием», но также и с «Гродно Азотом», «Нафтаном» и другими компаниями, которые важны для режима.

По словам Светланы Георгиевны, эти меры должны быть временными, пока к власти в Беларуси вместо Александра Лукашенко не придет иной человек. Речь может идти как о повышении тарифов, так и о прекращении транзита совсем. Самое интересное, что раньше подобные идеи правительство Литвы пугали, но теперь, по ее же словам, «мнения разделились». Аушрине Армонайте, министр экономики, пообещала Тихановской обдумать это предложение. Но почему же Вильнюс вдруг так осмелел?

Вероятно, причина заключается в том, что сложилось сразу несколько факторов:

Во-первых, к власти в США очевидно приходит президент Джо Байден, а демократы известны своей жесткой антироссийской повесткой. «Мочить» Россию и ее единственного союзника в лице Белоруссии – это теперь будет весьма актуально, и Прибалтика явно намерена быть среди первых.

Во-вторых, если верить расчетам литовских экономистов, потери Вильнюса будут не столь уж и велики. 30% от транзита через порт Клайпеды – звучит очень весомо, но в деньгах все выглядит гораздо скромнее. Так, за прошлый год от щедрот Минска бюджет Литвы получил всего 155 миллионов евро за перевалку белорусских удобрений. Это порядка 1,4% поступлений казны. Тоже деньги, но потеря, скажем прямо, невеликая.

В-третьих, именно сейчас Россия не готова принять в свои порты экспортный поток удобрений из Белоруссии. В частности, на прошедшей в этом году конференции «Argus Минеральные удобрения – 2020: Россия, страны СНГ и Балтии» Ольга Гопкало, ведущий специалист ООО «Морстройтехнология», заявила, что отечественные насыпные терминалы просто перегружены, и их не хватает даже для своих компаний:

Российские портовые мощности для перевалки минудобрений полностью загружены. Пока не будут введены новые проекты, например, «Ультрамар» в Усть–Луге, невозможно говорить о том, что российские минудобрения, а также белорусские, переваливаемые в прибалтийских портах, будут переключены на отечественные терминалы.

Скажем так, не самое лучшее время выбрал Александр Лукашенко, чтобы угрожать Литве потерей транзита. Если бы он своевременно принял предложение Москвы о диверсификации своего экспорта, тогда и разговор с Вильнюсом теперь был бы иной.
Объявление
Мы открыты к сотрудничеству с авторами в новостной и аналитический отделы. Обязательным условием является умение быстро анализировать текст и проверять факты, писать сжато и интересно на политические и экономические темы. Предлагаем гибкий график работы и регулярные выплаты. Отклики с примерами работ просьба направлять на olga.hr@vo-media.ru
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Буланов Офлайн Буланов
    Буланов (Владимир) 14 декабря 2020 15:51
    +2
    Это порядка 1,4% поступлений казны.

    - Довольно приличная сумма! Курица по зернышку клюет...
    При условии снижения дотаций от ЕС это приличные деньги.
  2. 123 Офлайн 123
    123 (123) 14 декабря 2020 17:00
    +2
    Как известно, белорусский экспорт достигает 30% от общих объемов транзита через главный литовский порт Клайпеду.
    если верить расчетам литовских экономистов, потери Вильнюса будут не столь уж и велики. 30% от транзита через порт Клайпеды

    Какие интересные цифры, но ... что то я запутался recourse Не так давно один "небезызвестный автор" писал следующее:

    С одной стороны, литовский бюджет действительно на 30% зависит от товарного потока из Белоруссии. Если Клайпеда его лишится, для знаменитого литовского порта это может стать «лебединой песней». (9 сентября 2020)

    Так это будет "лебединая песня" или "с гуся вода"?

    Теперь Литва рискует потерять третью часть своих транзитных объемов. Конечно, после этого ни рижский, ни клайпедский порт не придут в полное запустение, но массовые сокращения работников там обеспечены, а бюджет недополучит очень существенную долю поступлений, что для маленьких республик станет большим ударом. (7 октября 2020)

    То есть речь идет о трети транзитных объемов и уже двух портах, Риге и Клайпеде. smile Порты в запустение не придут, но "недостача" бюджета существенная.

    Литва, которую у нас принято пугать потерей белорусских удобрений и нефтепродуктов, сама задумалась отказать Минску в доступе к своей портовой инфраструктуре.
    .... если верить расчетам литовских экономистов, потери Вильнюса будут не столь уж и велики. 30% от транзита через порт Клайпеды – звучит очень весомо, но в деньгах все выглядит гораздо скромнее. Так, за прошлый год от щедрот Минска бюджет Литвы получил всего 155 миллионов евро за перевалку белорусских удобрений. Это порядка 1,4% поступлений казны. Тоже деньги, но потеря, скажем прямо, невеликая.

    Так каковы все же последствия для Литвы? 30% бюджета или 1,4% поступлений казны?
    Не понятно о чем идет речь request О полном прекращении транзита? О прекращении транзита калийных удобрений чрез Клайпеду? Если речь только об удобрениях, то что с остальными товарами и почему такая избирательность? Ведь удобрениями и нефтепродуктами транзит не ограничивается, тот же "небезызвестный автор" писал:

    Через Прибалтику Минск ежегодно отправляет порядка 30 миллионов тонн, из которых 8 миллионов тонн – это нефтепродукты, 10 миллионов тонн – калийные удобрения. (14 ноября 2020)

    Остается еще 12 млн. тонн. Что с ними и каковы перспективные потери для Литовского бюджета? request
    Не могли бы вы поговорить с "небезызвестным автором" и выработать общую позицию по данному вопросу? winked
    1. Маржецкий Офлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 15 декабря 2020 10:59
      0
      Цитата: 123
      Какие интересные цифры, но ... что то я запутался Не так давно один "небезызвестный автор" писал следующее:

      С одной стороны, литовский бюджет действительно на 30% зависит от товарного потока из Белоруссии. Если Клайпеда его лишится, для знаменитого литовского порта это может стать «лебединой песней». (9 сентября 2020)

      Так это будет "лебединая песня" или "с гуся вода"?

      Не передергивайте. "Небезызвестный автор" прямо указал, что насчет 1,4% - это оценка литовских экспертов, а не его собственная. hi
      Хотя ладно, передергивайте, если вам это так нравится.
      1. ODRAP Офлайн ODRAP
        ODRAP (Алексей) 15 декабря 2020 15:25
        -4
        Товарищ не понимает общемировой тенденции, и уклоняется от линии партии. wassat
      2. 123 Офлайн 123
        123 (123) 15 декабря 2020 17:46
        +2
        Не передергивайте. "Небезызвестный автор" прямо указал, что насчет 1,4% - это оценка литовских экспертов, а не его собственная.
        Хотя ладно, передергивайте, если вам это так нравится.

        А другая оценка есть? Если не ошибаюсь я процитировал другие данные приведенные вами ранее. И они, как бы это помягче выразится, слабо сочетаются. Ваша задача состояла в примитивном донесении до читателей мнения странных прибалтийских "экспертов"? По моему скромному мнению, творческий акт не удался, получилось передергиванье. Судя по частоте подобных проявлений, вы в восторге от этого занятия winked

        К сожалению, журналистика сегодня, на мой взгляд, не только российская, а вообще журналистика в мире – это в основном журналистика мнений, а не журналистика информации. Каждый журналист почему-то считает важным не рассказать вам о том, что происходит, то есть не показывать вам наиболее широко и сбалансированно информацию, а хочет обязательно сказать вам, что он думает по этому поводу. - В. В. Познер

        Такой способ информирования нарушает принцип объективности, один из главных в журналистике, люди не получают полной картины мира, а видят ее глазами корреспондента.
        Политика таких крупных медиакомпаний, как BBC и The Times, заключается в том, чтобы показать читателям новость с разных сторон, захватить все ее аспекты и дать возможность людям самим прийти к каким-либо выводам.

        Прискорбно, что приходится объяснять человеку, считающему себя журналистом такие элементарные вещи.
  3. Сергей Латышев (Серж) 15 декабря 2020 11:51
    +2
    А, с Лукашенко, литвой и транзитом все давно ясно.
    Бла-блакать можно сколько угодно, но это для отвода глаз

    А на самом деле деньги не пахнут. И успешно пережили и санкции на украину, и Санкции на яблоки/мандарины/вино, и все остальное.

    Батька уже кучу раз заявлял о сотрудничестве со всеми....
    1. ODRAP Офлайн ODRAP
      ODRAP (Алексей) 15 декабря 2020 15:26
      -5
      Понабрался, манеры угрожать от лиговской шпаны.
  4. updidi Офлайн updidi
    updidi (Александр Казаков) 15 декабря 2020 13:46
    +1
    Порт Калининграда стоит полупустой.Через него нельзя пустить?
    1. ODRAP Офлайн ODRAP
      ODRAP (Алексей) 15 декабря 2020 15:27
      -3
      Можно. По литовской желдороге. feel Или думаете, Польша пропустит? wassat
      1. updidi Офлайн updidi
        updidi (Александр Казаков) 15 декабря 2020 15:42
        +1
        Сувалкский коридор пробить появилась реальная причина laughing
        1. ODRAP Офлайн ODRAP
          ODRAP (Алексей) 16 декабря 2020 00:26
          -2
          Приступайте! С Вами Бог !
          1. Тарас на Парнасе (Тарас на Парнасе) 16 декабря 2020 11:25
            0
            Цитата: ODRAP
            Приступайте! С Вами Бог !

            .... и перфоратор.
  5. ODRAP Офлайн ODRAP
    ODRAP (Алексей) 15 декабря 2020 15:18
    -5
    Уважаемый г-н Маржецкий позабыл упомянуть такой фактор, как логистика.
    Удлинение путей перевалки, = удорожанию
    Кроме того, ЖД линии, на российские порты, просто нет.
    И неизвестно, когда будут. ЕСЛИ будут.
    Так что, угроза совершенно несвоевременная.
    Зато, помницца, как пипл чепчики подбрасывал... winked
    На Топваре, ликовали ничуть не меньше, чем год назад, ожидая полного прекращения транзита через укротрубу... feel
  6. медведь040 Офлайн медведь040
    медведь040 15 декабря 2020 22:23
    +3
    Не большая сумма,она не принципиальна,пока у вас есть деньги,а в Шпротных Вымиратах с этим давно не все гладко,молодежь от туда разбегается на ПМЖ по заграницам
    1. ODRAP Офлайн ODRAP
      ODRAP (Алексей) 16 декабря 2020 00:27
      -3
      Ну да, "зелен виноград". tongue
      1. медведь040 Офлайн медведь040
        медведь040 16 декабря 2020 00:57
        +5
        laughing Сарказм,это все что вам остается,после того,как ваша армия отхватила в Чечне,Осетии ,в Крыму и регулярно отхватывает на Донбассе negative
        1. ODRAP Офлайн ODRAP
          ODRAP (Алексей) 16 декабря 2020 02:58
          -3
          Ливию забыли.
  7. отвал от приболтов всегда уместен и правилен!