Непростой 2020 год ознаменовался возрождением гражданской авиаотрасли России
2020-й был очень непростым для России. Несмотря на все сложности, вызванные западными санкциями, пандемией коронавируса и низкими нефтяными котировками, этот год вполне обоснованно можно считать началом возрождения национальной авиастроительной отрасли. В декабре произошло сразу два значимых события.
Первой нас порадовала корпорация «Иркут», которая успешно произвела испытания своего перспективного лайнера МС-21 с двигателем ПД-14 российской разработки. Это важнейший шаг в возрождении гражданского авиастроения России, о чем мы подробно рассказывали ранее. Еще предстоит решить проблему с замещением ряда электронных компонентов, но через несколько лет наша страна своими силами закроет нишу среднемагистральных лайнеров. При этом МС-21 вполне сможет составить реальную конкуренцию американской и европейской корпорациям на рынке ряда зарубежных государств.
Весьма отрадно, что в России теперь появится свой новый игрок в сегменте ближнемагистральных лайнеров. Конкуренцию «Суперджету» на местных авиалиниях составит возрожденный Ил-114−300, который на днях также совершил свой первый полет. Ил-114 был разработан еще во времена СССР на замену Ан-24. Это турбовинтовой двухмоторный самолет, рассчитанный на перевозку 64 пассажиров на расстояние до 1500 километров. Таким образом, он практически закрывает ту рыночную нишу в 65-75 кресел, на которую по-хорошему и должен был изначально претендовать «Суперджет-100». Лайнер сможет взлетать и садиться на относительно коротких ВПП, его можно использовать на малооборудованных аэродромах Крайнего Севера и Дальнего Востока.
После распада СССР предприятие осталось в Ташкенте, где лайнер выпускался мелкосерийно до 2012 года. В 2019 году было принято решение возобновить производство Ил-114 уже в России, в городе Луховицы. При этом на модернизированном лайнере установлены российские двигатели ТВ7-117СТ-01 разработки и производства АО «ОДК», входящего в «Ростех», с увеличенной мощностью до 3100 л.с. Отечественная силовая установка получилась мощной, но экономичной и простой в эксплуатации. Предполагается, что за ближайшее десятилетие будет произведено до 100 таких самолетов. Интерес к Ил-114 уже проявили «Оборонлогистика», «Полярные авиалинии» и «КрасАвиа».
Также с нетерпением ждут от «Ильюшина» свой «старый новый» Ил-112В российские военные. Этот легкий самолет, предназначенный для эксплуатации на малооборудованных аэродромах, остро необходим нашей Военно-транспортной авиации. В свое время он разрабатывался на замену Ан-26, которые уже практически выработали свой ресурс. Возобновление производства могло произойти намного раньше, но с подачи прежнего руководства Минобороны РФ ему дорогу перешел украинский Ан-140. Свой первый полет возрожденный самолет совершил в марте прошлого года, но он преподнес ряд неприятных сюрпризов.
Выяснилось, что были совершены конструктивные просчеты, из-за чего образовалась развесовка, носовая часть оказалась легче хвоста. Вместо того, чтобы облегчить хвост, разработчики пошли путем утяжеления носа. Результатом стало существенное увеличение веса самолета, которое привело к снижению заявленной грузоподъемности в 5 тонн до 3,5 тонны. Главный конструктор «Ил» Николай Таликов с явным неудовольствием объяснил эти недочеты сменой поколений и тем, что молодые специалисты пока что «слабенькие». Неприятно, но важнее сделать верные выводы.
Заказчик отправил Ил-112В на доработку, где им теперь занимаются опытные конструкторы. Массу самолета уже уменьшили, улучшив его развесовку. Облегчение достигается за счет использования композитных материалов, оптимизации штурманского оборудования, замене подлежат рампа и створки грузового люка. Самарский завод «Авиаагрегат» изготовил для транспортника новые шасси. Сообщается, что к ноябрю 2019 года массу Ил-112В удалось снизить на тонну, а после завершения работы – на все 2 тонны.
В целом, возрождение и глубокая модернизация еще советских разработок в наших реалиях является верным шагом.
Информация