Непростой 2020 год ознаменовался возрождением гражданской авиаотрасли России

10

2020-й был очень непростым для России. Несмотря на все сложности, вызванные западными санкциями, пандемией коронавируса и низкими нефтяными котировками, этот год вполне обоснованно можно считать началом возрождения национальной авиастроительной отрасли. В декабре произошло сразу два значимых события.

Первой нас порадовала корпорация «Иркут», которая успешно произвела испытания своего перспективного лайнера МС-21 с двигателем ПД-14 российской разработки. Это важнейший шаг в возрождении гражданского авиастроения России, о чем мы подробно рассказывали ранее. Еще предстоит решить проблему с замещением ряда электронных компонентов, но через несколько лет наша страна своими силами закроет нишу среднемагистральных лайнеров. При этом МС-21 вполне сможет составить реальную конкуренцию американской и европейской корпорациям на рынке ряда зарубежных государств.




Весьма отрадно, что в России теперь появится свой новый игрок в сегменте ближнемагистральных лайнеров. Конкуренцию «Суперджету» на местных авиалиниях составит возрожденный Ил-114−300, который на днях также совершил свой первый полет. Ил-114 был разработан еще во времена СССР на замену Ан-24. Это турбовинтовой двухмоторный самолет, рассчитанный на перевозку 64 пассажиров на расстояние до 1500 километров. Таким образом, он практически закрывает ту рыночную нишу в 65-75 кресел, на которую по-хорошему и должен был изначально претендовать «Суперджет-100». Лайнер сможет взлетать и садиться на относительно коротких ВПП, его можно использовать на малооборудованных аэродромах Крайнего Севера и Дальнего Востока.


После распада СССР предприятие осталось в Ташкенте, где лайнер выпускался мелкосерийно до 2012 года. В 2019 году было принято решение возобновить производство Ил-114 уже в России, в городе Луховицы. При этом на модернизированном лайнере установлены российские двигатели ТВ7-117СТ-01 разработки и производства АО «ОДК», входящего в «Ростех», с увеличенной мощностью до 3100 л.с. Отечественная силовая установка получилась мощной, но экономичной и простой в эксплуатации. Предполагается, что за ближайшее десятилетие будет произведено до 100 таких самолетов. Интерес к Ил-114 уже проявили «Оборонлогистика», «Полярные авиалинии» и «КрасАвиа».

Также с нетерпением ждут от «Ильюшина» свой «старый новый» Ил-112В российские военные. Этот легкий самолет, предназначенный для эксплуатации на малооборудованных аэродромах, остро необходим нашей Военно-транспортной авиации. В свое время он разрабатывался на замену Ан-26, которые уже практически выработали свой ресурс. Возобновление производства могло произойти намного раньше, но с подачи прежнего руководства Минобороны РФ ему дорогу перешел украинский Ан-140. Свой первый полет возрожденный самолет совершил в марте прошлого года, но он преподнес ряд неприятных сюрпризов.

Выяснилось, что были совершены конструктивные просчеты, из-за чего образовалась развесовка, носовая часть оказалась легче хвоста. Вместо того, чтобы облегчить хвост, разработчики пошли путем утяжеления носа. Результатом стало существенное увеличение веса самолета, которое привело к снижению заявленной грузоподъемности в 5 тонн до 3,5 тонны. Главный конструктор «Ил» Николай Таликов с явным неудовольствием объяснил эти недочеты сменой поколений и тем, что молодые специалисты пока что «слабенькие». Неприятно, но важнее сделать верные выводы.

Заказчик отправил Ил-112В на доработку, где им теперь занимаются опытные конструкторы. Массу самолета уже уменьшили, улучшив его развесовку. Облегчение достигается за счет использования композитных материалов, оптимизации штурманского оборудования, замене подлежат рампа и створки грузового люка. Самарский завод «Авиаагрегат» изготовил для транспортника новые шасси. Сообщается, что к ноябрю 2019 года массу Ил-112В удалось снизить на тонну, а после завершения работы – на все 2 тонны.

В целом, возрождение и глубокая модернизация еще советских разработок в наших реалиях является верным шагом.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    18 декабря 2020 13:30
    Ну вот если так будет так и дальше то будет очень корошо, здесь главное не останавливать процесс как было в 90гг.
  2. +1
    18 декабря 2020 13:44
    Теперь осталось, в нужный момент, ввести санкции против Боинга и перестать поставлять ему титановые детали детали на Боинг 737 (для начала). Так же, можно закрыть конструкторские отделения Боинга в РФ. А людей принять в наши КБ (обеспечив нормальную зарплату).
    Освоить производство этих деталей американцы смогут. Но не быстро. Кроме чисто технологических проблем будет масса испытаний. Выльется это далеко не в один год. Когда (и если) освоят, поезд уже уйдёт.
    1. -1
      15 января 2021 10:41
      И что это даст? Они купят в другом месте, а наши работяги потеряют рабочие места. Вы им будете платить?
  3. -2
    18 декабря 2020 15:50
    Про малооборудованные аэродромы, так это вряд ли. Низкоплан со здоровенными винтами.... В сертификате, на тот ещё, советский, Вика пишет, что запрещено использование с грунтовых.
    У нас на аэродроме, перед началом полётов Л-39( учебные с какого-то Ваул), полосу и продували ТМ59, и пылесосили....
    1. +4
      18 декабря 2020 19:23
      Не надо рассказывать сказки про низкоплан, ведь аэродром любой,- всегда ровное поле и булыжники не валяются, и про пыль также туфта... И как с пылью в пустынных регионах, там сплошная пыль при любом ветре, туда Ил-114 не полетит?... К чему это враньё, для помоев?Низкоплан создаёт экранный эффект, что понижает посадочную скорость, а с тем и безопасность, и как и взлёт., и это большой плюс.
      1. -2
        18 декабря 2020 20:51
        Глубокоуважаемый Владимир!
        Оно, конечно, туфта. lol
        Вот только я, в отличие от Вас, несколько лет служил на аэродроме, в Дальней Авиации. ( с тех пор, очень не люблю снег. Угадайте, почему? bully )
        А перед этой самой службой, пару лет работал на заводе, ( конкретно, - 171 в\завод), где ремонтировали аэродромную спецтехнику. В соседнем цеху, ремонтировали " пылесосы", здоровенную колымагу, которая могла всосать кирпич- половняк с высоты в метр....
        Угадайте, зачем такое? laughing
        1. 0
          19 декабря 2020 12:07
          Правильно, это всё называется обслуживание ВПП , убирать всё, иногда случайно попавшие предметы, наносы снега, пыли. Не раз аварии происходили из за потери частей другими бортами ,-знаменитый сверхзвуковой Конкорд напоролся на такую потеряшку в Ла Бурже и катастрофа...
          1. 0
            21 декабря 2020 00:40
            Ну, так я оп чём? wink
            Выходит, бывает пыль и посторонние предметы на ВПП, э?
            А ещё, снег, лед и случайно забредшие коровы... lol
            За Лебурже не скажу, не бывал, а вот Ту22 ,на моих глазах на пузо сел.
    2. 0
      15 января 2021 10:42
      Вы когда-нибудь слышали о таком самолёте как Ил-14? Он тоже был низкоплан со здоровущими винтами, его до сих пор на Крайнем Севере вспоминают, да в Антарктиде тоже.
  4. +4
    18 декабря 2020 16:23
    Вот еще в малой авиации новый кукурузник в серию запустить поскорее, чтобы был, как летающая маршрутка! И тогда бескрайний Север и ДВ огромное спасибо скажут российской промышленности.
    1. 0
      15 января 2021 10:44
      Зачем он нужен? Однодвигательный самолёт на Крайнем Севре это заранее обрекать людей на гибель. Вы так и не смогли выбраться из 50-х годов прошлого века.
  5. +3
    19 декабря 2020 02:28
    Пока нет эффективного серийного производство о победе говорить рано,но движение идет в верном направлении !!! Отечественная промышленность,обеспечивающая хотя бы ключевые направления,это гарантия национальной безопасности !
  6. 123
    +2
    19 декабря 2020 04:54
    Тут вот еще топливозаправщики пошли good

  7. Комментарий был удален.