Не прошел проверку Сирией: почему списание – лучший вариант для «Адмирала Кузнецова»

17

Как сообщается, командование ВМФ РФ надеется на скорейшее возвращение в строй нашего единственного авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Напомним, что флагмана Северного флота сперва чуть не утопили во время ремонта, а после чуть не сожгли во время пожара. Несмотря на это, невезучий корабль ждут обратно, но вот нужен ли он сегодня реально в наших военно-морских силах, попробуем разобраться.

Скажем прямо, это не самый удачный авианосец в мире. Проблемы носят конструктивный характер, поскольку изначально, до своей эволюции в проект 1143.5, создавался он как вертолетоносец, способный принимать самолеты с вертикальным взлетом и посадкой. Сделано это было не от хорошей жизни: корабль строился в Николаеве, а проход чистых авианосцев через турецкие проливы запрещен, потому пришлось оснащать его ракетным вооружением, превратив в крейсер. Но после были внесены изменения, и авианесущий крейсер попытались переоборудовать в полноценный авианосец, чтобы на него смогли садиться и взлетать тяжелые палубные истребители-бомбардировщики.



Результат дал о себе знать в Сирии, путь куда был отмечен дымным следом из проблемных котлов. Из 420 боевых вылетов, сделанных морской авиацией, если верить данным американских наблюдателей, 154 были осуществлены с палубы «Адмирала». При этом мы потеряли сразу 2 самолета за 20 дней отнюдь не в бою с террористами. Причинами стали постоянные технические неполадки на «Кузнецове» то с аэрофинишером, то с тросом. При этом основная реальная боевая нагрузка ВКС РФ легла на авиабазу Хмеймим. Иначе говоря, авианосец отправили в Средиземное море вроде как «попугать», но получилось, увы, не очень убедительно.

После Сирии какие-то выводы были сделаны, крейсер отогнали обратно на север для глубокой модернизации. И уже там приключилась трагическая история с плавучим доком, когда «Адмирал» едва не утонул в мирное время. После его чуть не добили масштабным пожаром во время ремонта. При всем этом в прессе публикуются фотографии с аэродрома Североморск-3, где ненадлежащим образом хранятся самолеты с «Кузнецова», а пилоты морской авиации, соответственно, не летают. Последнее само по себе представляет большую проблему. Без достаточного количества часов налета летчики просто теряют свою квалификацию. Аэродром НИТКА находится в Крыму, аналогичный тренажер в Ейске не достроен, крейсер в непрерывном ремонте. Это значит, что боеспособная морская авиация для авианосца у нас де-факто сегодня отсутствует.

И тут необходимо задаться вопросом, а нужен ли вообще России такой неполноценный корабль? Если быть до конца корректными, то это лишь часть более сложного и спорного вопроса о том, а нужны ли нашей стране авианосцы? И однозначного ответа на него у нас не будет, только мысли вслух.

С одной стороны, авианосцы традиционно символизируются с военно-морской мощью, на которую способны только великие державы, и проекцией силы вовне. США достаточно отправить в любую точку земного шара свои «100 тысяч тонн демократии», чтобы точку зрения Вашингтона по любому вопросу учли. Будь у России пара-тройка полноценных АУГ, мы бы могли направить их к берегам Сирии или Венесуэлы, поставить их на якорь возле Курильских островов, и качество внешней политики Москвы вышло бы на совершенно иной уровень.

С другой стороны, сам этот «жанр» испытывает серьезный кризис. С развитием ракетного и гиперзвукового оружия авианосцы все более превращаются из «Звезды смерти» просто в крупную плавучую мишень. Строить и содержать их очень дорого, не по силам сегодняшним российским промышленности и бюджету. У нас пока что и больших надводных кораблей дальней морской зоны кот наплакал. Какие еще авианосцы? Вот если бы вместо проведения Олимпиады и Чемпионата мира по футболу вложенные в них средства были потрачены на строительство современного флота с парой полноценных авианосцев, и они уже были в наличии, тогда и разговор был бы иной. И военная доктрина у нас, глядишь, не была бы строго оборонительной. А пока что на красивые макеты «Ламантинов» и «Штормов» можно только облизываться, это дело точно не ближайшего десятилетия, а то и двух.

Вот и получается, что надводная компонента нашего ВМФ откровенно слаба. Возвращение в строй подлатанного «Адмирала Кузнецова» принципиально ничего не изменит. Корабль неудачный, старый, его ресурс, несмотря на модернизацию, близится к исчерпанию. Лучшее, что можно для него сделать, это списать, перевести с севера на Черное море, где условия для него получше, и превратить в учебный корабль, где на нем смогут поддерживать форму пилоты морской авиации в надежде на то, что когда-нибудь в России будет построен полноценный авианосец.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    22 декабря 2020 15:49
    В РФ палубная авиация не прижилась и не состоялась (Сирийский поход тому доказательство), но корабль дорогой и не малый, возможно переоборудовать в большой УДК с развиьтым вертолётным крылом, да и разные ударные БПЛА впишутся... Переделать под наши нужды,- для США авианосцы важнее (из за отдалённости театров действий), нам универсальные десантные корабли на не такие большие расстояния. "Каждому своё", как говорили римляне, нам УДК поважнее с обширными берегами северных и восточных океанов и морей... ...
    1. -1
      22 декабря 2020 15:57
      Цитата: Владимир Тузаков
      но корабль дорогой и не малый, возможно переоборудовать в большой УДК с развиьтым вертолётным крылом, да и разные ударные БПЛА впишутся...

      Можно и под ударный крейсер переделать, Цирконами и Калибрами напичкать, наверное. Только возрастной он сильно.
  2. 0
    22 декабря 2020 16:49
    И тут необходимо задаться вопросом, а нужен ли вообще России такой неполноценный корабль?

    К сожалению все люди, которые умеют управлять государством, уже работают либо таксистами, либо парикмахерами...(Франсуа Миттеран, президент Франции)

    Адаптируя цитату Ф.Миттерана под данный конкретный случай, можно перефразировать: "К сожалению все, кто могут быть адмиралами и разбираться в авианосцах и тактике их применения, уже работают журналистами"
  3. 123
    +7
    22 декабря 2020 17:18
    Кого вы там опять списывать собрались? Корабль проходит ремонт и модернизацию, котлы и те поменяли, будет Калибры ставить и Панцирь обещают в ПВО. Вы уж простите, дальше заголовка не читал, нет настроения ругаться.
  4. +3
    22 декабря 2020 17:19
    Кузю оставить. Просто как авианосец он не нужен. Авианосцы отслужили свое как в свое время линкоры и слава богу у нас всего один авианосец. А вот переделать его в мощный ударный вертолетоносец (не пропадать же добру). У него под палубой есть шахты для пуска ракет. Переделать их под пуски современных комплексов.
  5. +2
    22 декабря 2020 18:34
    Только что прочёл статью Маржецкого о российской космонавтике. Здесь, он же, эксперт кораблестроитель.
    А как там у нас обстоят дела с астрономией и океанографией?
    1. Комментарий был удален.
  6. +1
    22 декабря 2020 20:09
    На самом деле, все не так.
    Не Сирией непрошел проверку новыми эффективными менеджерами. Ладно пожар, но они умудрились плавучий док при штиле утопить

    Во всех странах наращивают их число. Так как этот плавучий аэродром+склад+радар своей авиацией перекрывает круг радиусом 500-1000 км. Против ПЛ и ВМФ противника.
    И. там резвится наша авиация, самолеты, корабли, противолодочные вертолеты, летающие радары и нифига им не сделать.

    А если всего этого нет - то спасибо разным эффекивным менеджерам ,а не Сирии.

    Вобщем не в первый раз эта байка о лисе и винограде.
    1. +2
      22 декабря 2020 20:43
      Прямо таки во ВСЕХ странах наращивают?
      Аэродром+склад+радар=большая мишень для пкр. И культ карго для папуасов.
      1. 0
        23 декабря 2020 08:38
        Раз придираетесь к словам , значит, все поняли.

        А Китай, Индия, Япония, - выходит, все в пролете, надо им не наращивать, а вас слушать про папуасов и пкр))))
        1. +1
          23 декабря 2020 11:24
          Раз решил оправдываться, значит сам понял, что чушь сморозил.
          (твоя логика)
  7. 0
    23 декабря 2020 13:24
    Я бы хотел посмотреть, как ,,Адмирал" утонет с плавучим доком. Попробуйте утопить закрытую пустую бочку. Господин ,,Журналист" забыл физику.
    1. Комментарий был удален.
    2. 0
      23 декабря 2020 17:49
      ..если очень захотеть , то можно..
  8. -1
    23 декабря 2020 20:45
    Подожди списывать, может туг война на носу. Он же хоть раз пальнуть сможет и то польза будет
  9. +3
    23 декабря 2020 20:53
    Порванный трос и неполадки с автофинишером это особенность Кузнецова,или всех авианосцев вообще?! Если корабль был плохо подготовлен к бою и походу,то виноват не корабль,а те,кто ставил свои подписи под документом о технической готовности корабля и утилизировать надо не крейсер,а их.пинком из армии и заставить возместить государству стоимость потерянных от аварии самолетов.Тут спрашивать надо с командования Северного флота и не только по Кузнецову,к ним вопросов много и они такого рода,что задавать эти вопросы ,этим господам следует в кабинете следователя.Так например на Северном флоте угробили самый современный и один из самых новых МРК типа Овод,единственный вооруженный ракетами Оникс,в то время,как более старые корабли,вооруженные более примитивными ракетами,до сих пор в строю и на Северном флоте в том числе. И думается мне,сделано это было по указке Вашингтона,за 30 серебряников Иуды.Иного объяснения столь варварского и не умного поступка я не вижу. Что до экономии средств,то экономить надо на Чубайсах,спящей госдуме и олимпиадах во время чумы,а не на флоте.
    1. 0
      26 декабря 2020 15:14
      ...утилизировать надо не крейсер, а их.пинком из армии и заставить возместить...

      Как-то слишком уж, но если так то пожалуй надо не снизу наказывать и привлекать, а наоборот с самой никогда и ни в чём не виноватой макушки начинать. Почему промышленность и министерство не могут обеспечить команду тросами с достаточным запасом "нервучести" или достаточное количество "рвучих" тросов с возможностью их более частой замены с изменённым регламентом обслуживания остальных агрегатов. Скажите ещё что команда вообще корабль "на свои" содержать должна, типа - боевой пост "на хозрасчёте".
      1. +4
        13 февраля 2021 10:15
        Я сейчас не о команде,а о комфлота,начальнике базы,глав по тылу. Тех,кто непосредственно отвечает за исправность любого корабля перед выходом в поход.
        1. +2
          15 февраля 2021 00:23
          Так и я о том же. Но как тут и там некоторые утверждают что это нормально. Материальная ответственность в условиях демократии растолковывается зачастую очень либерально. Контроль и учёт должен быть независим и люди его проводящие должны быть профессиональны и принципиальны. Выводы должны быть соответствующими. Ну и немаловажное. Начальник отдающий те или иные приказы, обязан задумываться о обеспеченности их выполнения, а не заставлять/вынуждать что либо "высасывать из пальца" и искать "внутренние резервы". Причём начиная с мелочей.

          ... перед выходом в поход.

          Я тоже представлял себе что есть регламент и соблюдая его закупаются или поставляются ГСМ, запчасти, продукты и прочии материалы. Запчасти да и не только они, должны соотвествовать техническим требованиям, а не только выглядеть как таковые. Да и перед выходом на "рыбалку" уже поздно "снасти" проверять, это как правило делается заранее. Да и трудно представить себе комфлота лично проверяющего техническое состояние, боеприпасы, а также тросы, канаты, мазуты и консервы всего отряда за сутки до выхода.
  10. 0
    23 декабря 2020 22:13
    Авианосцы, это как бы, высокие технологии. И поэтому, Россия иметь хотя бы один авианосец обязана!
  11. 0
    31 декабря 2020 16:34
    Нужен по-любому...а насчет Лимпиады и ЧМ по ногомячу полностью согласен...