Литва потеряла белорусский транзит, но и Россия его не приобрела
Белоруссия приостановила отправку своих нефтепродуктов через главный литовский порт Клайпеду. Означает ли это победу России, которой уже пора готовить свою Усть-Лугу к приемке новых грузопотоков?
Общий грузооборот Клайпеды составляет порядка 40 миллионов тонн в год. Из них на Белоруссию приходится от 4 до 5 миллионов тонн нефтепродуктов и 8 миллионов – на калийные удобрения. В силу географического положения, использовать соседнюю Литву Минску намного удобнее, чем более далекую в транспортном отношении Россию. Однако в экономику вмешалась политика и все испортила.
На летних президентских выборах Александр Лукашенко, несмотря на низкий уровень поддержки, набрал невероятное количество голосов в свою пользу, что вызвало сильнейшее недоверие у соседей по Евросоюзу, да и не только у них. Особенно активно проявила себя в поддержку «президента Светы» Литва, которая крайне негативно настроена против Лукашенко из-за проекта БелАЭС, построенной всего в 50 километрах от Вильнюса. Литовские власти признали Светлану Тихановскую «лидером, избранным белорусским народом», и вскоре намерены вручить ей национальную Премию свободы.
Все это по понятным причинам крайне не нравится Александру Григорьевичу, который грозился проучить Вильнюс, лишив его доходов от транзита белорусских товаров через Клайпеду. В качестве альтернативы называется Россия с ее портами на Балтике. Москва давно зазывала Минск, но дальше символических жестов тот не пошел. В качестве главной причины называлась дороговизна перевозки товаров железнодорожным путем, но негласно считается, что белорусские экспортеры просто не хотят показывать российской таможне, чего они там на самом деле и в каких количествах вывозят. И действительно, Кремль прямо предлагал президенту Лукашенко компенсировать стоимость транзита, но тот от этого щедрого предложения почему-то все время уклонялся.
И вот все же это произошло. Беларусь приостанавливает использование Клайпеды для отгрузки нефтепродуктов. Победа, товарищи? Наверное, пока говорить об этом рано. Следует обратить внимание на формулировки. Компания-оператор Klaipėdos nafta сообщает:
BNK (UK) Limited проинформировала CN о временной приостановке торговли нефтепродуктами во время перевалки через Клайпеду путем заключения новых контрактов между BNK и их клиентами. Все контракты между BNK и KN остаются в силе, но выполнение договорных обязательств приостанавливается на неопределенный срок.
То есть, речь идет не о прекращении или расторжении договоров, а именно об их приостановлении. Взамен будут подписаны некие новые контракты с некими новыми клиентами. При этом представитель госкомпании Миндаугас Навикас пояснил, что работа по отгрузке белорусских товаров фактически продолжается, пусть и в меньшем объеме. Скажем так, на разрыв отношений и сжигание за собой всех мостов не тянет. Приостановленные контракты можно в любой момент возобновить, верно? А что же это за «новые клиенты»? Предполагается, что это «северо-восточный сосед» с его давно заждавшейся Усть-Лугой, но совсем не факт. Есть информация, что белорусская компания пробивает тему относительно увеличения прокачки нефтепродуктов через Украину, выпрашивая себе дисконт на тариф. Представитель «Укртранснафты» пояснил:
Мы им объяснили, что снижение возможно в случае увеличения объемов транспортируемой нефти в их сторону. Дифференциалы у них есть, они четко понимают, какие варианты снижения тарифа возможны. Будут увеличиваться объемы — будет снижаться тариф.
Иначе говоря, Минск и Киев обсуждают между собой некие скидки и увеличение объемов экспорта. Интересненько получается. Нет, разумеется, это личное дело двух хозяйствующих субъектов, но где тут наша Усть-Луга? Конечно, едва ли Александр Григорьевич всерьез намерен заменить Литву и Россию проблемной Украиной, но эти демонстративные шашни явно преследуют цели надавить на Москву в вопросе выбивания новых скидок. Торг продолжается.
Информация