Почему Ил-114 для России важнее даже МС-21
Несомненно, декабрь войдет в историю как самый «авиационный» месяц 2020 года в России. Полет с двигателями отечественного производства совершили сразу два лайнера, МС-21, а также Ил-114. Важность обоих лайнеров для нашей страны сложно переоценить. Однако если среднемагистральные линии у нас полностью и на годы вперед обеспечены продукцией Boeing и Airbus, массово закупаемой отечественными авиакомпаниями, то региональные перевозки осуществлять почти нечем. В этом контексте новый Ил является для России гораздо более нужным самолетом.
После развала СССР и начала деградации национальной авиационной промышленности на внутренних авиалиниях остались трудиться стареющие Ту-134, Ан-24 и Як-40. Конкуренты из Bombardier и SAAB производили собственные региональные лайнеры, а российским для доступа на мировой рынок были поставлены заградительные барьеры в виде лимитов на экологичность и малошумность авиационных двигателей. Разрабатывать свои современные силовые установки власть имущим было особо не интересно, поскольку у нас действовала парадигма «купим все, что нужно, за границей за нефтедоллары».
Результат получился закономерным: имеющийся авиапарк состарился, а опытные пилоты перебрались работать за рубеж за более высокие зарплаты. Очень приличный для своего времени турбовинтовой Ан-24 начал терпеть катастрофу за катастрофой. В 1997 году в Карачаево-Черкессии разбился Ан-24РВ, погибли все 50 человек, летевших на нем. В 2010 году в России при крушении лайнера данного типа, выполнявшего рейс 9357 по маршруту Красноярск – Игарка, погибли 11 человек из 14, находившихся на борту. В 2011-м рейс 9007 из Томска в Сургут был вынужден совершить аварийную посадку на реку Обь из-за пожара двигателя, в результате чего от полученных травм погибли семь пассажиров. В 2013 году в Донецке разбился Ан-24 с фанатами футбольного клуба «Шахтер», из них погибли пятеро, еще семь получили травмы. В 2019 году в Бурятии в городе Нижнеангарске при неудачной посадке был серьезно поврежден Ан-24РВ, погибли два члена экипажа, еще четверо были госпитализированы.
Необходимость обновления авиапарка ближнемагистральных линий никаких сомнений не вызывает. По идее, с этой задачей должен был справиться «Суперджет», но вместо самого востребованного сегмента в 65-75 пассажирских кресел его затолкали в 100. Все уже наслышаны о его проблемах с импортными комплектующими, замещать которые теперь взялась отечественная промышленность. Но, увы, похоже, что не успели. Накануне вступили в силу новые американские санкции, которые должны запретить использование компонентов, произведенных в США, на «Суперджете» и МС-21. В ближнемагистральном лайнере это шасси, гидравлическая система, электрика и оборудование обеспечения кислородом. Понятно, что раньше или позже все это заместить получится, но здесь и сейчас в производственной цепочке образуется серьезный провал.
В этом контексте Ил-114-300 подоспел очень вовремя. Самолет может перевозить до 64 пассажиров, то есть функционально он может заменить собой «Суперджет» на внутренних авиалиниях, хотя это лайнеры разных классов. «Ильюшин» более суров и неприхотлив, чем «импортный конструктор», но самое важное, что он полностью наш. Пусть данный проект был разработан три десятилетия назад, но он получил в современной России новую жизнь. Главное его преимущество – это собственный авиадвигатель ТВ7-117СТ-01. Силовая установка может выдавать до 3100 лошадиных сил, экономична и соответствует современным требованиям по малошумности и экологичности. Работа над ней началась в 2014 году, когда стало понятно, что с Западом у нас не заладилось. И хорошо, что не стали терять времени даром.
Теперь в России появился свой ближнемагистральный лайнер, способный доставить 64 пассажира на расстояние в 1500 километров за три часа. Особенно он будет востребован в непростых условиях Крайнего Севера и Дальнего Востока. Ил-114-300 с полным основанием претендует на то, чтобы стать надежной «рабочей лошадкой» местных авиалиний, повысив транспортную связность огромной страны. Ко всему прочему, Минобороны РФ сможет заказать его военные модификации, предназначенные для патрулирования морских границ, разведки и РЭБ.
Информация