Почему Ил-114 для России важнее даже МС-21

25

Несомненно, декабрь войдет в историю как самый «авиационный» месяц 2020 года в России. Полет с двигателями отечественного производства совершили сразу два лайнера, МС-21, а также Ил-114. Важность обоих лайнеров для нашей страны сложно переоценить. Однако если среднемагистральные линии у нас полностью и на годы вперед обеспечены продукцией Boeing и Airbus, массово закупаемой отечественными авиакомпаниями, то региональные перевозки осуществлять почти нечем. В этом контексте новый Ил является для России гораздо более нужным самолетом.

После развала СССР и начала деградации национальной авиационной промышленности на внутренних авиалиниях остались трудиться стареющие Ту-134, Ан-24 и Як-40. Конкуренты из Bombardier и SAAB производили собственные региональные лайнеры, а российским для доступа на мировой рынок были поставлены заградительные барьеры в виде лимитов на экологичность и малошумность авиационных двигателей. Разрабатывать свои современные силовые установки власть имущим было особо не интересно, поскольку у нас действовала парадигма «купим все, что нужно, за границей за нефтедоллары».



Результат получился закономерным: имеющийся авиапарк состарился, а опытные пилоты перебрались работать за рубеж за более высокие зарплаты. Очень приличный для своего времени турбовинтовой Ан-24 начал терпеть катастрофу за катастрофой. В 1997 году в Карачаево-Черкессии разбился Ан-24РВ, погибли все 50 человек, летевших на нем. В 2010 году в России при крушении лайнера данного типа, выполнявшего рейс 9357 по маршруту Красноярск – Игарка, погибли 11 человек из 14, находившихся на борту. В 2011-м рейс 9007 из Томска в Сургут был вынужден совершить аварийную посадку на реку Обь из-за пожара двигателя, в результате чего от полученных травм погибли семь пассажиров. В 2013 году в Донецке разбился Ан-24 с фанатами футбольного клуба «Шахтер», из них погибли пятеро, еще семь получили травмы. В 2019 году в Бурятии в городе Нижнеангарске при неудачной посадке был серьезно поврежден Ан-24РВ, погибли два члена экипажа, еще четверо были госпитализированы.

Необходимость обновления авиапарка ближнемагистральных линий никаких сомнений не вызывает. По идее, с этой задачей должен был справиться «Суперджет», но вместо самого востребованного сегмента в 65-75 пассажирских кресел его затолкали в 100. Все уже наслышаны о его проблемах с импортными комплектующими, замещать которые теперь взялась отечественная промышленность. Но, увы, похоже, что не успели. Накануне вступили в силу новые американские санкции, которые должны запретить использование компонентов, произведенных в США, на «Суперджете» и МС-21. В ближнемагистральном лайнере это шасси, гидравлическая система, электрика и оборудование обеспечения кислородом. Понятно, что раньше или позже все это заместить получится, но здесь и сейчас в производственной цепочке образуется серьезный провал.


В этом контексте Ил-114-300 подоспел очень вовремя. Самолет может перевозить до 64 пассажиров, то есть функционально он может заменить собой «Суперджет» на внутренних авиалиниях, хотя это лайнеры разных классов. «Ильюшин» более суров и неприхотлив, чем «импортный конструктор», но самое важное, что он полностью наш. Пусть данный проект был разработан три десятилетия назад, но он получил в современной России новую жизнь. Главное его преимущество – это собственный авиадвигатель ТВ7-117СТ-01. Силовая установка может выдавать до 3100 лошадиных сил, экономична и соответствует современным требованиям по малошумности и экологичности. Работа над ней началась в 2014 году, когда стало понятно, что с Западом у нас не заладилось. И хорошо, что не стали терять времени даром.

Теперь в России появился свой ближнемагистральный лайнер, способный доставить 64 пассажира на расстояние в 1500 километров за три часа. Особенно он будет востребован в непростых условиях Крайнего Севера и Дальнего Востока. Ил-114-300 с полным основанием претендует на то, чтобы стать надежной «рабочей лошадкой» местных авиалиний, повысив транспортную связность огромной страны. Ко всему прочему, Минобороны РФ сможет заказать его военные модификации, предназначенные для патрулирования морских границ, разведки и РЭБ.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 123
    +3
    24 декабря 2020 14:17
    Немного подробностей о двигателе.

    1. 0
      24 декабря 2020 17:03
      Ученые СибНИА им. Чаплыгина установили на экспериментальный летательный аппарат электрический двигатель на сверхпроводниках и выполнили его пробные запуски с воздушным винтом. Работы выполняются в рамках подготовки к летным испытаниям. Об этом рассказали в пресс-службе Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) имени П.И. Баранова.

      Электродвигатель — часть демонстратора гибридной силовой установки, которую разрабатывает ЦИАМ. Инновационный электродвигатель на высокотемпературных сверхпроводниках мощностью 500 кВт (679 л.с.) создан компанией «СуперОкс». Ранее он прошел комплекс испытаний на специальных наземных стендах. Теперь систему ожидают летные испытания

      Для них на базе самолета Як-40 создается летающая лаборатория. Летные испытания запланированы на 2021 год.

      https://rg.ru/2020/12/23/reg-sibfo/samolet-so-sverhprovodnikovym-dvigatelem-gotovitsia-k-pervomu-poletu.html
  2. -1
    24 декабря 2020 14:31
    Трубят о ещё только обкатываемым на испытаниях Ил-114, но молчок о уже готовому к выпуску Л-610 (увеличенное до 40 мест чешский Л-410), они на одной полке , и вариант Л-610 не самый плохой... Почему банят Л-610, высокоплана для "бездорожья", причина похоже в нечестной конкурентной борьбе за рынок. Всегда нужна конкуренция, подстёгивающея развитие, а вот монополия всегда вредна, что и видим в РФ......
    1. +3
      24 декабря 2020 14:44
      Надо заполнить Российский рынок самолетами из страны НАТО? Может еще российские транспортники геркулесами заменить для конкуренции?
      1. +2
        24 декабря 2020 14:50
        Вы непродуманное сравнение представили, Л-610 только чертежи чешские , а всё производство и комплектация из РФ... Так поступают все, так развивался СССР, беря лучшее и покупая лицензии... Всё создать невозможно, вот грамотно употребить необходимо... ,
        1. -1
          24 декабря 2020 15:00
          Ну и катайся на всяком Г по лицензии. А я предпочитаю чисто российскую разработку. Не в банановой республике живу. Может еще Татры собирать начнем по лицензии для конкуренции Камазу?
        2. 0
          10 января 2021 13:01
          Ничего подобного. Чехи для своих самолётов производили всё сами. Но Л-610 никогда не строился серийно. Всего было построено не больше 10 машин. Он просто оказался не нужен.
      2. -1
        26 декабря 2020 12:56
        Чешский Л-610 полностью выкуплен у чехов.
        1. +1
          28 декабря 2020 08:59
          Сколько вас тут утомлённых солнцем? Не Л-610 выкупили у чехов, а Л-410. Это два совершенно разных самолёта.
        2. 0
          10 января 2021 13:02
          Вы путаете с Л-410. Это два совершенно разных самолёта.
    2. +1
      28 декабря 2020 08:57
      Не несите бред об Л-610. Чтобы его запустить в серию понадобится лет 10, не меньше. Он никогда серийно не строился. Строящийся ранее малой серией Ил-114 доводят до ума уже лет пять. И ещё года 3 потребуется до полной доводки. А для выпуска Л-610 у нас совсем ничего и самое главное нет и не предвидится своего двигателя. Никто Л-610 строить не будет.
    3. 0
      10 января 2021 13:00
      Нет никакого Л-610 и никогда не будет.
  3. +2
    24 декабря 2020 14:46
    автор вы не правы для России очень нужны оба самолета
    1. +1
      24 декабря 2020 15:02
      Ил более универсален. И автор вроде не говорил что МС не нужен.
      1. 0
        24 декабря 2020 21:14
        Не в универсальности дело. В первом абзаце четко прописано, почему Ил важнее МС-21.
        1. 0
          25 декабря 2020 07:26
          Перепроверил... Ил ближнемагистральный, а МС среднемагистральный. Вот только у нас большинство рейсов не прямые, а через Москву.
          1. 0
            25 декабря 2020 12:07
            большинство рейсов не прямые, а через Москву.

            Они через Москву как раз потому, что региональные перевозки недоразвиты. А недоразвиты они из-за отсутствия необходимых самолетов.
            1. -1
              25 декабря 2020 12:14
              Не будем спорить. Выгоднее два раза в день в Москву боинг отправить чем раз в неделю кукурузник между мухоср@нcком и деревней гадюкино. hi
              1. -1
                26 декабря 2020 10:23
                Цитата: Просто Кот
                Не будем спорить. Выгоднее два раза в день в Москву боинг отправить чем раз в неделю кукурузник между мухоср@нcком и деревней гадюкино.

                Очень спорное утверждение. Выгоднее кому, кстати? Перевозчику или пассажиру?
                1. 0
                  26 декабря 2020 12:11
                  Руслан Кристаллович уже выполнил ВАШ норматив по общению с избирателями... пардон с читателями. так что можете не напрягаться.
                2. 0
                  2 января 2021 21:50
                  А у нас в стране вообще что-то выгодное для потребителя (народа), а не для бизнеса (хотя процентов 90 проектов по освоению бюджета трудно назвать бизнесом) делается!? Может приведёте примеры?
      2. +1
        26 декабря 2020 12:59
        МС-21 реактивный. Ил - турбовинтовой. Просто он дешевле в покупке и эксплуатации
  4. +3
    24 декабря 2020 18:04
    Реинкарнация Рабочей лошадки ИЛ-14, с которой началась послевоенная Гражданская авиация СССР. История начала новый виток.
    1. +3
      26 декабря 2020 17:21
      Не совсем, на мой взгляд. "Оригинальный" Ил-14 имел вместимость 32 что ли пассажира. А у нового вдвое больше. Больше не всегда лучше - там где был особенно востребован Ил-14 народу больше не стало. Следовательно, либо летать редко, либо возить воздух. Надеюсь чем-то эту брешь закроют. Так же как и в классе Ан-2.
      Но самолёту, конечно, найдётся где летать и кого возить. И очень я на его движки надеюсь. Будут надёжными и долговечными.
  5. +1
    14 января 2021 00:32
    Скотовозами иностранного производства государство обеспечено на годы вперёд, а чтобы начать сшивать требуются самолёты местных линий типа Ан-2 и транспортные для доставки грузов в труднодоступные регионы типа Ил-112