От «Цирконов» до зенитных ракет: чем «Северный полюс» будет опасен для США
У России появился уникальный корабль, который должен помочь закрепить наше доминирование в Арктике. Но вместо того, чтобы признать это достижение, в западной прессе походя обозвали его «самым уродливым в мире». Давайте разбираться, в чем конкретно были неправы американцы.
Строго говоря, российский «Северный полюс» является не столько кораблем, сколько самодвижущейся арктической платформой проекта 00903. При длине 83,1 метра и ширине 22,5 метра он имеет водоизмещение свыше 10 000 тонн. Данный плавательный аппарат имеет выраженную яйцевидную форму, которая и позволила изданию The Drive столь нелестно о нем отозваться:
Новое российское арктическое исследовательское судно может стать самым уродливым кораблем из всех, что мы видели.
Однако его удивительный внешний вид продиктован исключительно соображениями функциональности. Платформа предназначена для автономного функционирования в полярных льдах на протяжении двух лет. Будучи окружена льдами, она способна в них безопасно для себя вмерзнуть, сохранив целостность круглых бортов, которые будут просто выдавливаться вверх. На сегодняшний день ничего подобного нет ни у кого в мире. Это дает России поистине уникальные возможности.
Основное назначение «Северного полюса» - это мирное исследование Арктики. Помимо 24 членов экипажа, на его борту могут разместиться и работать 34 пассажира, среди которых будут ученые. Необходимость в подобной платформе назрела уже давно. Полярные льды стремительно тают, больше уже нет возможности организовать безопасную постоянную станцию на дрейфующей льдине. Ледовая обстановка меняется непрерывно, что мешает проведению исследований. А они нужны.
Официально заказчиком строительства самодвижущейся платформы является Росгидромет. Однако подводные исследования дна Северного Ледовитого океана необходимы не только метеорологам, но и всему государству для того, чтобы надежно обосновать российские претензии на арктический шельф перед другими конкурентами. Неудивительно, что в бюджете нашлись 100 миллионов долларов для строительства такого особенного корабля.
Но есть у «Северного полюса» и военное назначение. Не стоит забывать, что Арктика в настоящее время активно милитаризируется. Данное судно уже оснащено площадкой для приема вертолета и быстроходными катерами. При необходимости оно может быть использовано в качестве носителя ударных и разведывательных БПЛА, а также подводных беспилотников. Проект 00903 в перспективе может быть глубоко модернизирован на основе опыта эксплуатации «Северного полюса». Если серьезно увеличить размеры платформы, на ее базе можно разработать уникальный арктический вертолетоносец, который будет выполнять в Северном Ледовитом океане противолодочные функции, выискивая американские АПЛ. Так Россия получит в Арктике свои автономные плавучие аэродромы, прикрывать которые смогут наши боевые ледоколы.
Теоретически возможно и иное им применение. Например, после доработки преемников «Северного полюса» можно превратить в носителей крылатых ракет «Калибр» или гиперзвуковых «Цирконов», а также противоракет, закрыв тем самым северное направление. Напомним, что именно через Крайний Север проходит кратчайшее расстояние между США и РФ для полета межконтинентальных баллистических ракет. В сочетании с другими видами вооружений и войск плавучие арктические платформы могут внести существенный вклад в повышение обороноспособности нашей страны.
Информация