How Russia managed to achieve its goal in the issue of oil supplies to Belarus


Belarus hopes to conclude a new agreement on the supply of Russian oil for next year by the end of 2020. At the same time, the negotiation process is proceeding surprisingly peacefully, without the traditional "heat and tension" on the part of Minsk. What can be connected with the extraordinary constructiveness of the fraternal republic on such a painful issue for it?


It would not be an exaggeration to say that the oil issue is a cornerstone in relations between Moscow and Minsk. A friendly country has made the most of its status as our only ally on the western flank, receiving raw materials for its refineries at a huge discount. Some of the oil went to meet domestic needs, and the rest was refined and exported abroad, bringing good income to everyone involved. Their hands were especially hot when oil products refined from Russian oil were exported from the country to Europe according to “gray schemes”. Evil tongues say that this was one of the main reasons why the Belarusian authorities avoided transferring their transit from the Baltic to Russian ports.

But a year ago, this business was under an existential threat. Russia has embarked on a so-called "tax maneuver" in its oil industry, which sparked genuine outrage from President Lukashenko:

They made a maneuver - they introduced a tax on the extraction of minerals and thereby raised the price of oil. Gradually, 15-20% each brought us to the world price. Today we have only 18-20% of this customs duty.

An open secret is that in this way Moscow tried to force Minsk to move from talking to real steps to integrate Belarus and Russia in the format of the Union State, which Alexander Grigorievich deftly evaded all the time, not wanting to become the "last president", hinting at the loss of sovereignty. And then mutual great difficulties began.

Last January, the agreement expired, according to which Russia was obliged to supply Belarus with 24 million tons of oil annually, and Moscow did not renew it. Minsk threatened to replace Russian oil with American, Norwegian, Saudi or Kazakhstani. There were even talks about deploying Druzhba in reverse mode to pump raw materials from Poland. This was technically feasible, but the key question was economic feasibility, since the replacement of a key importer led to a significant increase in costs.

And then there was an extremely unpleasant incident with the contamination of Russian oil supplied to Belarus with dangerous impurities, because of which Moscow itself "fell on the dough." All this gave Minsk a reason to increase tariffs for pumping raw materials through its territory to Europe by 1% from February 2020, 6,6 to compensate for the loss of its budget revenues due to the "tax maneuver" and damage caused by dirty oil. And this was only the beginning: there is no doubt that in the future, tariffs would only continue to grow. Relations between the two fraternal countries would continue to deteriorate.

Everything changed after the extremely controversial presidential elections in Belarus last summer. To call a spade a spade, Lukashenka remained in power only thanks to the unambiguous support of the Kremlin, which made it clear that, if necessary, it would send military support to help him. Obviously sad lessons policy non-intervention in Ukraine in 2014 was learned. However, the payment for the new presidential term for Alexander Grigorievich was the severance of relations with the West, which refused to recognize the election results as legal and imposed personal sanctions against him and his entourage. Thus, Minsk suddenly lost the opportunity for political maneuver between Russia and Europe with the United States, which it had threatened the Kremlin with in all previous years.

That's it, the circus is over. The harsh everyday life of a small country sandwiched between the EU and the Russian Federation, on which it critically depends, began. One shouldn't be surprised that the year 2020 ends without traditional hysterics on the part of the Belarusian leadership. Apparently, a new contract for the supply of oil will be concluded, but it will feature not 24 million tons per year, but 18. The premium of Russian oil companies supplying raw materials to Belarus will be reduced from 6% of the volume to 2%, instead , most likely, Minsk will have to meet Moscow halfway with transit tariffs.
Ad
We are open to cooperation with authors in the news and analytical departments. A prerequisite is the ability to quickly analyze the text and check the facts, to write concisely and interestingly on political and economic topics. We offer flexible working hours and regular payments. Please send your responses with examples of work to [email protected]
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.

Как России удалось добиться своего в вопросе поставок нефти в Беларусь


Белоруссия надеется до конца 2020-го заключить новое соглашение о поставках российской нефти на следующий год. При этом процесс переговоров идет на удивление мирно, без традиционного «накала и напряженности» со стороны Минска. С чем же может быть связана необычайная конструктивность братской республики по столь болезненному для нее вопросу?


Не будет преувеличением сказать, что нефтяной вопрос является краеугольным во взаимоотношениях между Москвой и Минском. Дружественная страна взяла по максимуму от своего статуса единственного нашего союзника на западном фланге, получая сырье для своих НПЗ с огромной скидкой. Часть нефти шла для удовлетворения внутренних потребностей, а остальное перерабатывалось и экспортировалось за рубеж, принося неплохие доходы всем причастным. Особенно хорошо руки у них «нагревались», когда нефтепродукты, переработанные из российской нефти, вывозились из страны в Европу по «серым схемам». Злые языки поговаривают, что именно это было одной из главных причин, почему белорусские власти уклонялись от перевода своего транзита с прибалтийских в российские порты.

Но год назад над данным бизнесом нависла экзистенциальная угроза. Россия приступила к проведению так называемого «налогового маневра» в своей нефтяной отрасли, что вызвало искреннее негодование у президента Лукашенко:

Совершили маневр – ввели у себя налог на добычу полезных ископаемых и этим самым подняли цену на нефть. Постепенно по 15-20% подвели нас к мировой цене. Мы сегодня имеем 18-20% всего лишь от этой таможенной пошлины.

Секретом полишинеля является то, что подобным образом Москва пыталась понудить Минск перейти от разговоров к реальным шагам по интеграции Белоруссии и России в формате Союзного государства, от чего Александр Григорьевич все время ловко уклонялся, не желая становиться «последним президентом», намекая на потерю суверенитета. А дальше начались взаимные большие трудности.

В минувшем январе истек срок действия соглашения, по которому Россия была обязана поставлять в Беларусь по 24 миллиона тонн нефти ежегодно, и Москва его продлевать не стала. Минск пригрозил, что заменит российскую нефть американской, норвежской, саудовской или казахстанской. Даже были разговоры о том, чтобы развернуть «Дружбу» в реверсном режиме для прокачки сырья из Польши. Технически все это было реализуемо, но ключевым вопросом была экономическая целесообразность, поскольку замена ключевого импортера вела к значительному росту издержек.

А потом произошел крайне неприятный инцидент с загрязнением поставляемой в Белоруссию российской нефти опасными примесями, из-за чего Москва сама «попала на бабки». Все это дало Минску основание повысить с 1 февраля 2020 тарифы на прокачку сырья через свою территорию в Европу на 6,6% для компенсации потери доходов своего бюджета из-за «налогового маневра» и ущерба, причиненного грязной нефтью. И это было только началом: можно не сомневаться, что в дальнейшем тарифы только продолжили бы свой рост. Отношения между двумя братскими странами продолжили бы ухудшаться.

Все изменилось после крайне неоднозначных президентских выборов в Белоруссии минувшим летом. Если называть вещи своими именами, Лукашенко удержался у власти только благодаря недвусмысленной поддержке Кремля, который прямо дал понять, что при необходимости направит ему на помощь силовую поддержку. Очевидно, что печальные уроки политики невмешательства на Украине в 2014 году все же были выучены. Однако платой за новый президентский срок для Александра Григорьевича стал разрыв отношений с Западом, который отказался признавать законными итоги выборов и ввел против него и его окружения персональные санкции. Тем самым Минск в одночасье лишился возможности политического маневра между Россией и Европой с США, чем он все предыдущие годы угрожал Кремлю.

Все, цирк закончился. Начались суровые будни небольшой страны, зажатой между ЕС и РФ, от которой она критически зависит. Удивляться, что 2020-й год заканчивается без традиционных истерик со стороны белорусского руководства, особо не приходится. По всей видимости, новый договор на поставку нефти будет заключен, но фигурировать в нем будет объем не 24 миллиона тонн в год, а 18. Премия российских нефтяных компаний, поставляющих сырье в РБ, будет снижена с 6% от объемов до 2%, взамен, по всей видимости, Минску придется пойти Москве навстречу с транзитными тарифами.
Объявление
Изданию требуется авторы в новостной и аналитический отделы. Требования к соискателям: грамотность, ответственность, работоспособность, неиссякаемая творческая энергия, опыт в копирайтинге или журналистике, умение быстро анализировать текст и проверять факты, писать сжато и интересно на политические и экономические темы. Работа оплачивается. Обращаться: editor@topcor.ru
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти