«Академик Черский» будет достраивать «Северный поток-2» под прицелом кораблей НАТО?
Наступает «последний и решительный» бой за «Северный поток-2». Чтобы поспеть к обещанному президентом Путиным концу первого квартала 2021 года, «Газпром», судя по всему, готов пойти на нарушение американских санкций. Но приведет ли это к желаемому, началу полноценной работы российско-германского газопровода?
Для того чтобы проект состоялся, необходимо выполнить сразу три «квеста»: достроить его своими силами в обход санкций, добиться его сертификации по европейским нормам в обход санкций и, наконец, снять ограничительные нормы Третьего энергопакета, из-за которых трубопровод остался наполовину пустым. Решать первые две задачи европейские партнеры оставили «Газпрому», на себя Германия, как главный выгодоприобретатель «Северного потока-2», взяла решение третьей.
Федеральная земля Мекленбург - Передняя Померания приняла решение о создании экологического фонда «Защита климата и окружающей среды MV», который задуман как способ обойти американские ограничения. Непосредственно в строительстве и управлении газопроводом данная структура участвовать не будет, но она может быть использована в качестве «буфера» для взаимодействия между остальными участниками проекта. Предполагается, что это будет нечто вроде европейского механизма по обходу санкций Вашингтона, направленных против покупки иранской нефти.
Правда, именно это дает основания усомниться в жизнеспособности экологического фонда. Ни одна компания из ЕС в свое время так и не воспользовалась механизмом обхода ограничительных мер и не стала покупать «черное золото» у Тегерана. Оно и понятно: США все равно узнают, кто купил иранскую нефть, потому желающих попасть в «черный список» не нашлось. Все это вызывает закономерный вопрос, на что немцы рассчитывают на этот раз? Единственным разумным объяснением выглядит то, что Берлин надеется на компромисс с Вашингтоном по каждому отдельно взятому партнеру «Северного потока-2», который будет действовать через экологический фонд.
Второй, гораздо более реалистичной задачей, стоящей перед «Защитой климата и окружающей среды MV», представляется попытка вывести российско-германский газопровод из-под норм Третьего энергопакета ЕС, которые оставили одну из его двух труб пустой. Эти меры носили откровенно дискриминационный и абсурдный характер, будучи принятыми по политическим мотивам. Альтернативному поставщику газа там взяться просто неоткуда. Теоретически «Северный поток-2» можно вывести из-под ограничений, придав ему статус климатически и экологически значимого проекта для Европы. Действительно, после его запуска ЕС получит дополнительно 55 миллиардов кубометров «голубого топлива», что приведет к снижению выбросов углекислого газа, а в будущем по данной транспортной сети можно будет прокачивать не только смесь газа с метаном, но и водород, что даст проекту «плюсик к карме».
Это все хорошо, но пока что трубопровод еще не достроен и не сертифицирован. Главными препятствиями являются американские санкции, из-за которых соответствующие международные компании не готовы идти на риск попасть в «черный список» США. Несмотря на это, российское судно-трубоукладчик «Академик Черский» появилось в датских территориальных водах, где не имеет права работать без международной страховки, которую ему пока никто не готов предоставить. Что это, средство психологического давления, или же «Черский», как когда-то «Варяг», реально готов пойти «на прорыв»?
Гипотетически решить данную проблему можно двумя способами: либо создать соответствующие российские компании, которым суждено исполнить предназначение и сгинуть под гнетом санкций, либо просто купить уже существующие зарубежные страховую и сертификационную компании ровно для этих же целей. С первым могут быть серьезные сложности со стороны бюрократов ЕС, но второй вариант гораздо более вероятен, хватило бы денег. Однако пресса пока что ни о чем подобном не пишет, поэтому будем считать, что страховки у судна-трубоукладчика по-прежнему нет. Создается стойкое впечатление, что «Газпром» намерен бросить «Академика Черского» и другие суда снабжения в бой, невзирая на санкционные последствия.
Если так, то это довольно интересный подход, который европейские партнеры оценят по достоинству. Любопытно, а что будет делать отечественный монополист, если нарушителей начнут выдворять из датских территориальных вод корабли НАТО силой? Звать на помощь наш флот Балтийский? Или такой сценарий даже не рассматривается?
Информация