Прибалты подготовили ответ на перевод белорусского транзита в Россию
Политическая ситуация в Белоруссии, по всей видимости, окончательно рассорит между собой Литву и Латвию. Вильнюс сделал ставку на смещение президента Лукашенко, но проиграл, и теперь Рига, занявшая более умеренную позицию, намерена поживиться за счет «сестрицы».
В каком-то смысле понять Литву можно: Беларусь строит свою атомную станцию всего в 50 километрах от Вильнюса. Современные АЭС соответствуют всем требованиям безопасности и экологичности, что подтверждено независимыми специалистами МАГАТЭ, но во многих людях сидит подсознательный страх повторения «Чернобыля» или «Фукусимы». Литовские власти умело играют на этих фобиях, не давая своему населению расслабиться, профилактически раздавая таблетки с йодом и прочие символы радиационной катастрофы. Вильнюс принципиально отказался закупать белорусскую электроэнергию и попытался добиться этого же от соседей по Евросоюзу, но те занимают выдержанную позицию. Судя по всему, Латвия намерена сама подключиться к БелАЭС и начать зарабатывать, перепродавая электричество литовцам.
В общем, между «прибалтийскими сестрицами» уже пробежала большая «атомная кошка». Неудивительно, что Вильнюс так уцепился за «президента Свету» в надежде на то, что прозападный лидер остановит строительство Белорусской АЭС. Не вышло. Александр Лукашенко удержался у власти и теперь готовится исполнить угрозу проучить не в меру ретивую Литву. Так, литовская транспортная компания LTG Cargo лишится долгосрочного контракта на железнодорожную перевозку с «Белорусской нефтяной компанией». Следом за ней в российский порт Усть-Луга может уйти транзит от «Беларуськалия», который составляет порядка 30% объемов перевалки грузов в Клайпеде. Для экономики маленькой республики это весьма чувствительный удар, но в Литве гордо готовы заплатить такую высокую цену за «права белорусского человека», заявила, Аушрине Армонайте, литовский министр экономики:
Любые санкции — будь это Беларусь, Россия или будь это Иран, любая страна в мире — имеют экономические последствия. Но они вводятся не зря — для того, чтобы мы защитили права человека.
Что ж, мы с нетерпением ждем, когда Вильнюс введет санкции против США, где в настоящее время проходит откровенный госпереворот и грубо нарушаются права сторонников Дональда Трампа, которых, например, высаживают с самолета за высказывание своих политических взглядов, а самого президента «банят» в крупнейших социальных сетях. Вперед, Литва, и будь последовательна в своих убеждениях и поступках!
Между тем, соседняя прибалтийская страна продолжает наводить мосты с Минском, чтобы перехватить у литовцев уходящий в Россию белорусский транзит. Латвийский министр транспорта заявил:
Латвия заинтересована в том, чтобы товары из Белоруссии в направлении Северной Европы шли через Латвию... Мы работаем над этим и ни от чего не отказались.
Любопытно то, как именно Рига хочет отобрать белорусский грузопоток у России. Высказывается предложение обратиться к ЕС с тем, чтобы Брюссель ввел так называемую «экологическую пошлину» на Россию. Смысл заключается в том, что путь железнодорожным путем через нашу страну длиннее, чем через Прибалтику, поэтому при российском транзите будет сгорать больше углеводородного топлива, а значит, вырастут выбросы углекислого газа. Латвия явно хочет попасть в эту модную «экологическую струю», натравив на Москву европейских бюрократов.
Надо сказать, что напакостить России Рига с Брюсселем и правда могут, но это едва ли приведет к отказу Кремля от белорусского грузопотока. Просто в очередной раз вырастут издержки нашего бюджета.
Информация