Реальность ВВС США: нелетающие самолеты и сорванные поставки


Те, кто время от времени пытается подвергать сомнению научный и военно-промышленный потенциал России, скептически оценивая ее возможности по созданию современных образцов боевых самолетов, непременно пытаются при этом ставить нам в пример Соединенные Штаты. Тамошние «высокотехнологичные и суперпродвинутые» разработки в данной области при этом представляются чуть ли не как абсолютный идеал, недостижимый для нас, «лапотников» в принципе.


Однако так ли это на самом деле? Сколько в американских «достижениях» по созданию крылатых машин реальности, а сколько – самого обычного пиара и безудержной фантазии? Стоит подробнее разобраться с этим вопросом.

В планах – эскадрильи роботов, вооруженных лазерами


Американские СМИ традиционно уделяют очень большое внимание подробному изложению «невероятных перспектив», которые в будущем ожидают военно-воздушные силы страны. Подобного рода статьи подаются как «конфиденциальная информация» из недр частных компаний и даже очень серьезных государственных организаций, занимающихся соответствующими разработками или курирующими таковые. В том, что данные «утечки» являются тщательно спланированными и санкционированными свыше, вряд ли стоит сомневаться. Таким образом создается «информационный фон», необходимый для того, чтобы рядовой американский обыватель был уверен: средства из громадного военного бюджета США, чьи объемы не имеют равных во всем мире, тратятся на то, чтобы армия страны и вправду имела исключительно «все самое лучшее».

Вот несколько более-менее свежих примеров, относящихся ко второй половине прошлого года. Такие известные издания, как The Times и Popular Mechanics, взялись ярко живописать невиданные ранее системы вооружения, которые якобы уже в ближайшее время могут оказаться в арсенале ВВС США. Речь идет, к примеру, о ведущихся Управлением перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) работах в области боевого применения миллиметровых электромагнитных волн (так называемых микроволн). Они, по имеющимся научным данным, способны достаточно эффективно осуществлять как нелетальное поражение вражеской живой силы, так и, что намного более важно, выводить из строя чувствительные электронные элементы боевой техники противника. В недрах Пентагона ходят слухи о якобы успешном испытании некоей «высокоточной крылатой ракеты с микроволновой боеголовкой», которая, будучи запущенной с борта бомбардировщика B-52 Stratofortress, «успешно поразила электронные цели» на расстоянии в более чем тысяча километров. Однако сколько в них правды – доподлинно неизвестно.

Впрочем, на нынешнем этапе DARPA, вроде бы, озабочена не ракетами, а «микроволновыми пушками», которые, будучи установлены на многоцелевые истребители, смогут играть роль средств ПРО, эффективно защищающих крылатые машины от ракет «воздух-воздух» и «земля-воздух», а также подавлять сенсоры и радары противника. У этого «оружия будущего», кстати говоря, имеется весьма серьезный конкурент – система лазерного оружия Self-Protect High Energy Laser Demonstrator (SHiELD), которой на полном серьезе предполагается оснастить стоящие на вооружении ВВС США истребители четвертого поколения, такие, как F-15E, F-15C, F-15EX Eagle и F-16 Fighting Falcon. Назначение ее будет в точности такое же, как и у «микроволновых пушек» – активная система противоракетной обороны для самолетов. Сбивать машины противника «лучами смерти» американские асы пока не планируют...

Все это, однако, меркнет перед другой программой все той же DARPA, о которой своим читателям поведал The Economist. В данном случае разговор уже о, как пишет издание, «технологиях войн будущего». Основной их смысл заключается в постепенной замене живых пилотов боевых машин (прежде всего – сверхскоростных истребителей) системами искусственного интеллекта, способными не только управлять самолетом, но также эффективно вести воздушный бой и поражать наземные цели. При этом, если верить изданию, на определенном этапе реализации упоминаемой программы ACE, ИИ должен будет взять на себя управление не одним, а, как минимум, двумя истребителями сразу! Как утверждают авторы, данная разработка находится уже на весьма серьезной стадии – так, в августе 2020 года на базе Лаборатории прикладной физики имени Джонса Хопкинса DARPA проводились полномасштабные виртуальные «учения» AlphaDogfight, в которых состязались целых шесть потенциальных разработчиков крылатых боевых роботов. Согласно приведенной The Economist информации, некоторым из них даже удалось победить в «схватках» на симуляторах живых пилотов.

В реальности – нелетающие самолеты и сорванные поставки


Завершая разговор о грандиозных «военно-воздушных» планах Пентагона, нельзя не упомянуть о том, что в принципе, все имеющиеся ныне у него на вооружении боевые машины – как четвертого, так и пятого поколений там уже признаны «вчерашним днем». Даешь шестое поколение, и чем скорее, тем лучше! Во всяком случае, программа военного ведомства Next Generation Air Dominance (NGAD), относительно которой пока что имеется больше слухов и домыслов, чем реальной информации, нацелена именно на это достижение. До последнего времени едва ли не наибольшей интригой в данном вопросе для американского экспертного сообщества было то, кто же именно отхватит столь солидный «куш», как государственный тендер на ее реализацию. Сенсации, скорее всего, не произойдет. И пусть никаких официальных заявлений относительно разработчика «истребителя будущего» ни DARPA, ни Пентагоном еще не делалось, однако недавняя оговорка финансового директора концерна Lockheed Martin Кена Поссенриде, допущенная им явно с умыслом, места для сомнений, практически, не оставляет.

Этот господин «обмолвился» о «весьма важной и масштабной новой авиационной программе», работа над которой буквально кипит в подразделении компании Skunk Works. Всем известно, что это отделение Lockheed Martin занимается наиболее засекреченными и футуристическими ее проектами. Удивляться тут нечему – я намерено не упоминал разработчиков всех тех новинок, о которых шла речь в первой части материала. Сделать это не просто, а очень просто – всего в два слова: Lockheed Martin. Эта мегакорпорация практически монополизировала работу с Военно-воздушными силами американской армии, как минимум, в области истребительной авиации и создания новых систем вооружений. Как бы там ни было, но самый дорогостоящий в истории Пентагона, да и вообще, мировой авиации проект – создание многоцелевого истребителя F-35, является именно ее детищем. Вот, кстати, именно с него мы и начнем разговор о реалиях военной авиации США.

В прошлом году Lockheed Martin Corp крепко подвела собственных заказчиков, с нетерпением ожидавших от нее поставок «самых современных» и безумно дорогих машин. Вместо запланированного к «отгрузке» 141 истребителя с конвейеров компании сошло 123 машины. Тем самым отклонение от выполнения плана составило 8%. Да и этот результат был достигнут с большим трудом – еще в мае 2020 года в корпорации заявляли о том, что, скорее всего, смогут построить не более 117 истребителей F-35. В качестве причины такого провала называется, конечно же, пандемия коронавируса, которая, по словам представителей Lockheed Martin, спутала им все планы «затруднив работу заводов», и, что самое главное, «разорвав цепочки поставок необходимых комплектующих и узлов». Коронавирус, конечно, изрядно напакостил едва ли не всем в этом мире, вот только «списать» все проблемы с F-35 на него вряд ли получится. Провал в выпуске «самого современного» странным образом совпал с гораздо более серьезной проблемой.

Напомню – официальное решение о массовом производстве этой машины для нужд ВВС США не принято Пентагоном по сей день. «Главные и окончательные» испытания истребителя, после которых он должен получить «зеленый свет» от американского военного ведомства откладываются раз за разом, начиная с 2017 года. Снова и снова вскрываются очередные проблемы, недоработки, конструктивные недочеты – и начинается их устранение. Очередные «последние и решительные» боевые тесты этой машины, поглотившей уже невероятное количество средств налогоплательщиков США, были запланированы на декабрь 2020 года. Тем не менее, согласно официальному заявлению пресс-секретаря заместительницы главы Пентагона, отвечающей за подобные вопросы, Эллен Лорд, они снова отменены «на неопределенный срок». Равно, как и решение о массовом производстве «самого современного». При этом, говоря о причинах такого фиаско, в ведомстве, конечно же, упомянули о пандемии, однако не умолчали и о «технических проблемах», из-за которых проведение испытаний было признано нецелесообразным.

Что остается делать Lockheed Martin в такой ситуации? Только побыстрее заключать контракт на создание истребителя шестого поколения – это, конечно, и легче, и прибыльнее, чем «доводить до ума» пятое... Кстати говоря, проблемы с F-35 являются далеко не единственным «темным пятном» в нынешнем этапе плодотворного сотрудничества корпорации с ВВС США. Проводившиеся в середине декабря прошлого года испытания разработанной Lockheed Martin и Raytheon Technologies экспериментальной гиперзвуковой ракеты авиационного базирования Hypersonic Air-Breathing Weapon Concept (HAWC), также закончились полным провалом. Загруженную на борт В-52 «супер-пупер ракету» его пилоты то ли безуспешно попытались запустить, то ли даже не рискнули этого делать, впоследствии доложив о неких «фундаментальных ошибках» механического характера, помешавших осуществить пробный пуск. Кстати говоря, в 2019 году в Lockheed Martin клятвенно заверяли, что созданный ими «гиперзвук» полетит, самое позднее до конца 2020 года. Похоже, HAWC, испытания которой «отложены на неопределенный срок» ожидает в этом плане та же участь, что и F-35.

Тем временем, согласно опубликованному в прошлом году отчету Счетной палаты США, представители которой инспектировали части и подразделения ВВС США на протяжении нескольких последних лет, степень боеготовности американской боевой авиации приближается к критически низкому уровню. Согласно нормативам Пентагона взмыть в воздух по первой же команде должны быть готовы, как минимум 80% машин – иначе ни о какой эффективной защите воздушного пространства США и речи быть не может. Что касается хваленых F-35, являющихся «новейшей разработкой», то таким уровнем готовности к боевому применению они могли похвастать разве что пару лет за последнее десятилетие. Большая часть этих истребителей нуждается в ремонте едва ли не постоянно – из-за изначально заложенных в них конструктивных недочетов и уязвимостей.

Впрочем, со «старыми добрыми» испытанными «лошадками» вроде F-16 и F-15E Strike Eagle ситуация если и лучше, то ненамного. Весьма характерной проблемой американских ВВС является то, что для нормального обслуживания их машин попросту нет запасных частей, они в дефиците. В этом заключается далеко не блестящая реальность, вникнуть в которую стоит, прежде, чем пытаться хаять отечественную военную авиационную промышленность и превозносить до небес чужую.
Объявление
Мы открыты к сотрудничеству с авторами в новостной и аналитический отделы. Обязательным условием является умение быстро анализировать текст и проверять факты, писать сжато и интересно на политические и экономические темы. Предлагаем гибкий график работы и регулярные выплаты. Отклики с примерами работ просьба направлять на olga.hr@vo-media.ru
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. greenchelman Офлайн greenchelman
    greenchelman (Григорий Тарасенко) 13 января 2021 10:16
    +2
    Это же форменная катастрофа для ВВС США, когда "вместо запланированного к «отгрузке» 141 истребителя с конвейеров компании сошло 123". Ужас какой, особенно на фоне одного, единственного, Су-57 в России. Он всех победит. У США сейчас более 610 единиц только F-35, не считая прочего «металлолома» и авиации союзников.
  2. Cyril Офлайн Cyril
    Cyril (Кирилл) 13 января 2021 10:47
    +1
    Ахахах)) Да, выпустить за год 123 новых истребителя вместо 140 - это реально "провал" :)

    Неукропный в своем репертуаре. Неукропном.
  3. Сергей Латышев (Серж) 13 января 2021 11:09
    +2
    Интересно бы сравнить с нашей промышленностью.
    Какой процент недопоставок?
    Какой процент дефектов?
    Какой процент нелетающих?

    А то американцы Ф35 уже за 500 наделали, а тут же вроде в статье писали, что наше ВВС сократилось в последние годы.
  4. 123 Онлайн 123
    123 (123) 13 января 2021 11:35
    +6
    Адепты могут сколько угодно восторгаться достижениями бледнолицых эльфов, да и по другому не умеют ибо лизоблюдство в крови,но реальность несколько иная.
    Решение о полномасштабном производстве F-35 отложено на неопределенный срок. Что интересно, данное событие совпало по времени с запуском в серийное производство Су-57. И совпадение вряд ли случайное. Видимо перспектива противостояния в дальнейшем имея на вооружении "чудо инженерной мысли" не особенно греет сердце заокеанских полководцев. Другое вменяемое объяснение такому довольно странному поведению найти сложно. Проводить испытания и по результатам определяться нужен ли самолет, предварительно выпустив 600 экземпляров довольно странное решение. Представляю вселенский вой, если бы Российское МО заявило нечто подобное скажем по Су-34. Но это другое дело, все что делают американцы для определенной категории наших сограждан априори не подлежит критическому осмыслению.
    Уходя на пенсию Дональд оставил сюрприз старине Джо, нелегкое решение ляжет на его хрупкие плечи. Заявить что столько лет выпускали "не то" вряд ли прибавит ему популярности. А ничего другого просто нет. Видимо решение о продолжении производства все же будет принято, прежде всего по политическим мотивам, но оно навсегда отстегнется на совести зиц президента. Ну и еще попилят несколько десятков миллиардов на "улучшение" и "доведение".
    1. greenchelman Офлайн greenchelman
      greenchelman (Григорий Тарасенко) 13 января 2021 15:30
      -2
      У них при немасштабном производстве уже накопилось более 610 едениц. У нас при серийном производстве 1. Вы представляете что будет если они реально конвейер запустят? И оскорблять людей не нужно "патриот".
      1. 123 Онлайн 123
        123 (123) 13 января 2021 15:52
        +6
        У них при немасштабном производстве уже накопилось более 610 едениц. У нас при серийном производстве 1. Вы представляете что будет если они реально конвейер запустят? И оскорблять людей не нужно "патриот".

        У вас критическое осмысление информации вообще отсутствует? Рассуждаете как ребенок. Вы хотите сказать что у них существуют производственные мощности для кратного увеличения производства? А сейчас они так, развлекаются? Не подскажите случайно где этот "конвейер" простаивающий находится?
        Именно что накопилось. У них при начале серийного производства тоже был 1, а не 600 сразу выпустили.

        И оскорблять людей не нужно "патриот".

        А это было оскорбление? Я охарактеризовал поведение. Я не знаю чего вы так на них "оргазмируете". Считаете я не прав? Готов на бутылочку коньяка поспорить, если посмотреть ваши комментарии, то например в какой-нибудь статьей про ледоколы, ваш комментарий с подобном саркастическом стиле, но уже в адрес США мы там не найдем. Будем смотреть? winked
    2. cmonman Офлайн cmonman
      cmonman (Гарик Мокин) 14 января 2021 00:06
      -2
      Решение о полномасштабном производстве F-35 отложено на неопределенный срок.

      Есть амерская поговорка: “stubborness is good only when constipation”, или на русском “упрямство хорошо только при запорах”.
      Вы в своих комментах регулярно упрямо-ошибочно повторяетесь, что отложка F-35 произошла из-за производства, а мы, которые в курсе (не потому, что умные, а потому, что читаем по-английски), неустанно вам повторяем - не готов тренажёр, на котором можно имитировать сигналы российских РЛС ПВО типа С-300/400/500 и прочих супер_пупер РЛС нетравныхвмире.
      Ведь не зря участились облёты российских границ - американцы себе что-то сканируют и результат надо заложить в тренажёры, чтоб научиться с ними бороться. И в результате будет обновлено как приборы F-35, так и программное обеспечение. Только и всего... drinks
      1. 123 Онлайн 123
        123 (123) 14 января 2021 07:17
        +1
        Вы в своих комментах регулярно упрямо-ошибочно повторяетесь, что отложка F-35 произошла из-за производства, а мы, которые в курсе (не потому, что умные, а потому, что читаем по-английски), неустанно вам повторяем - не готов тренажёр, на котором можно имитировать сигналы российских РЛС ПВО типа С-300/400/500 и прочих супер_пупер РЛС нетравныхвмире.

        Я вам адресок ниже оставлю, позвоните им, про тренажер расскажите, а то они не в курсе. Буду признателен, если ткнете носом, где в статье по ссылке про тренажеры написано hi
        (подобная информация попадалась в других источниках. С вашим знанием английского наверняка сможете найти) Со старым новым годом! drinks

        https://www.thedrive.com/the-war-zone/38507/its-official-pentagon-puts-f-35-full-rate-production-decision-on-hold
        1. cmonman Офлайн cmonman
          cmonman (Гарик Мокин) 14 января 2021 16:48
          -1
          В вашей ссылке есть текст:

          Bloomberg was first to report news of the verdict, which was made by Ellen Lord, the Under Secretary of Defense for Acquisition and Sustainment in the Trump administration. There had been previous suggestions that a delay was at least likely, before today’s official confirmation.

          Если кликните на “previous suggestions”, то найдёте статью:
          https://www.defensenews.com/air/2020/10/26/the-f-35-will-move-into-full-rate-production-even-later-than-expected/
          и в ней (пер. гугл):

          Пентагону придется отложить перевод программы F-35 на серийное производство из-за очередной задержки начала критических симуляционных испытаний. Прежде чем главный закупщик оружия министерства обороны, Эллен Лорд, сможет очистить F-35 для серийного производства, самолет должен пройти серию испытаний в среде совместного моделирования, которая имитирует сложные угрозы, которые невозможно воспроизвести в реальных летных испытаниях.

          drinks
          1. isofat Офлайн isofat
            isofat (isofat) 14 января 2021 17:00
            +2
            Цитата: cmonman
            “Пентагону придется отложить перевод программы F-35 на серийное производство из-за очередной задержки начала критических симуляционных испытаний.

            Задержка критических... это важно! Ждём-с, вдруг США наконец чем-нибудь разродятся. laughing
    3. Женераль Чернота (Геннадий) 14 января 2021 02:45
      0
      Проводить испытания и по результатам определяться нужен ли самолет, предварительно выпустив 600 экземпляров довольно странное решение.

      Вот ссылочка.
      https://masterok.livejournal.com/6867312.html
      1. 123 Онлайн 123
        123 (123) 14 января 2021 07:24
        +2
        Вот ссылочка.

        Спасибо hi По ссылке выше статья, в ней почти та же цифра. yes
  5. Barmaley_2 Офлайн Barmaley_2
    Barmaley_2 (Barmaley) 13 января 2021 12:05
    -1
    Смешно читать эти потуги оправдаться за явные косяки и проблемы рос.вкс, тыкая пальчиком в другую сторону, мол, у нас корова без глаза, зато у той, почти соседской, рог сломался! Вместо того, чтобы откровенно признавать свои проблемы и их пытаться эф-но решать, всё время пытаются сьехать на кого угодно.
    Во-первых, сша печатают МИРОВУЮ валюту и нарисуют её ещё столько, сколько нужно. За год вбросили 4 трлн $ "для борьбы с ковид и поддержанием эк-ки" и небо на землю не рухнуло. А потому что долг сша "всего " 95% ввп (причём большая часть долга -самим себе". У Японии долгов 250% и живут же как -то. Так что зря автор так беспокоится о "столько денег вбухали, а толку ...".Для амеров, в отличии от Неукропного, судя по всему, это наименьшая проблема.
    Во-вторых, большая редкость, когда новая техника не имеет детских болячек и "не сырая". Можно так запинать что угодно. Вопрос в том, а доведут ли её до ума?
    В третьих, я желаю для вкс рф такими же темпами строить свои самолёты 5-го поколения или 4++, как пинд@сы свои "недосамолёты" ф35.
    1. 123 Онлайн 123
      123 (123) 13 января 2021 12:26
      +5
      Во-первых, сша печатают МИРОВУЮ валюту и нарисуют её ещё столько, сколько нужно.

      Если это так, почему остановили из за дороговизны производство F-22 и Зумвалта? Постеснялись?

      За год вбросили 4 трлн $ "для борьбы с ковид и поддержанием эк-ки" и небо на землю не рухнуло.А потому что долг сша "всего " 95% ввп (причём большая часть долга -самим себе"

      В этом и проблема, они становятся должны сами себе. Спрос на казначейские облигации снижается, другие страны отказываются это покупать. Инфляцию размазать по всему миру становится невозможно.

      Во-вторых, большая редкость, когда новая техника не имеет детских болячек и "не сырая".

      Большая редкость, когда больная и сырая техника выпускается такими сериями. как правило сначала их "лечат" и устраняют, потом начинают массовое производство, а не на оборот.

      Можно так запинать что угодно.Вопрос в том, а доведут ли её до ума?

      А давайте попробуем yes Приводите подходящий пример, где "сырую" технику сколько лет в подобных масштабах выпускают... Очень интересно послушать winked

      В третьих, я желаю для вкс рф такими же темпами строить свои самолёты 5-го поколения или 4++, как пинд@сы свои "недосамолёты" ф35.

      Зачем нам столько?
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
        2. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
      3. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
      4. Комментарий был удален.
        1. 123 Онлайн 123
          123 (123) 14 января 2021 21:57
          +1
          Замечательно, как всегда кратко, информативно, аргументировано good
          Специально для вас исполняет видный политический деятель, сопредседатель партии роста С. Шнуров. Песня о расставании. winked

          1. Комментарий был удален.
            1. 123 Онлайн 123
              123 (123) 14 января 2021 22:07
              0
              И вам спокойной ночи hi
              1. Комментарий был удален.
  6. сейчас актуальны именно самолеты-роботы, оными и надо плотно заняться!
  7. Александр К_2 (Александр К) 13 января 2021 21:17
    -3
    Америка забилась в истерике, в планах России выпустить ВТОРОЙ СУ-57 !!!!!
    1. Barmaley_2 Офлайн Barmaley_2
      Barmaley_2 (Barmaley) 14 января 2021 21:47
      +1
      Ну-да! Там же соотношение 1 к 500 шт. в пользу сушки.
  8. Сергей Латышев (Серж) 13 января 2021 23:27
    -1
    Кстати, в наших СМИ почти не говорится, что это за дефекты такие, при 600-700 самолетов успешно летает.

    ВО както дало самые "выдающиеся" дефекты. При экстремальных посадках быстрый износ шин. Хотят 25 вместо 7 посадок. У морских от сильного сверхзвука стелс-покрытие быстрее изнашивается. Электроника должна уметь собирать все инфу с поля боя не через спутники. Усилить антивирус. Простые детали чтоб можно было печатать 3д на месте. С дыхалкой проблемы остались еще с Ф16-15 - не подстраивается автоматом 100% под каждого пилота.
    И много всякой прочей фигни, у нас называемой просто "модернизацией"
  9. Безразличный 14 января 2021 06:21
    +1
    Ну хоть бы кто-нибудь, что-нибудь конструктивное написал! Удивляюсь диванным стратегам и тактикам. Сидят на просиженном диване и лупят пальчиками по клавиатуре. Много ли ума нужно? Главное все свое опорочить и обругать! Это же так приятно! Наверняка хохлы ис(у)пражняются! Интересно, где нам взять мощности авиационные, если с 90-х годов было целенаправлено все уничтожено? Американцы в целых отраслях потеряли компетентность, при полном благополучии, но об этом тишина ! Они атомные бомбы малой мощности делать разучились и раскулачивают большие боеголовки. Не умеет дешево обогащать уран, десть лет не построили ни одного танка, С атомными станциями у них полный завал. Корабли будут покупать в Европе. Свои разучились строить. Но об этом диванные эксперты "не знают"! Нужно искать в нашей политике "соринки в глазу " и ругать и ругать! Стыдно! Ведь большинство из вас из единой советской страны!!!
    1. Александр К_2 (Александр К) 15 января 2021 07:00
      -2
      Полностью согласен с Вами. Попробую немного позитива: в России готовятся Су -57, Цирконы, Кинжалы, Ониксы, Булавы, Арматы, Терминаторы! Да и что там, смело можно убрать слова готовятся и планируется - тогда совсем Отлично!