Реальность ВВС США: нелетающие самолеты и сорванные поставки
Те, кто время от времени пытается подвергать сомнению научный и военно-промышленный потенциал России, скептически оценивая ее возможности по созданию современных образцов боевых самолетов, непременно пытаются при этом ставить нам в пример Соединенные Штаты. Тамошние «высокотехнологичные и суперпродвинутые» разработки в данной области при этом представляются чуть ли не как абсолютный идеал, недостижимый для нас, «лапотников» в принципе.
Однако так ли это на самом деле? Сколько в американских «достижениях» по созданию крылатых машин реальности, а сколько – самого обычного пиара и безудержной фантазии? Стоит подробнее разобраться с этим вопросом.
В планах – эскадрильи роботов, вооруженных лазерами
Американские СМИ традиционно уделяют очень большое внимание подробному изложению «невероятных перспектив», которые в будущем ожидают военно-воздушные силы страны. Подобного рода статьи подаются как «конфиденциальная информация» из недр частных компаний и даже очень серьезных государственных организаций, занимающихся соответствующими разработками или курирующими таковые. В том, что данные «утечки» являются тщательно спланированными и санкционированными свыше, вряд ли стоит сомневаться. Таким образом создается «информационный фон», необходимый для того, чтобы рядовой американский обыватель был уверен: средства из громадного военного бюджета США, чьи объемы не имеют равных во всем мире, тратятся на то, чтобы армия страны и вправду имела исключительно «все самое лучшее».
Вот несколько более-менее свежих примеров, относящихся ко второй половине прошлого года. Такие известные издания, как The Times и Popular Mechanics, взялись ярко живописать невиданные ранее системы вооружения, которые якобы уже в ближайшее время могут оказаться в арсенале ВВС США. Речь идет, к примеру, о ведущихся Управлением перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) работах в области боевого применения миллиметровых электромагнитных волн (так называемых микроволн). Они, по имеющимся научным данным, способны достаточно эффективно осуществлять как нелетальное поражение вражеской живой силы, так и, что намного более важно, выводить из строя чувствительные электронные элементы боевой техники противника. В недрах Пентагона ходят слухи о якобы успешном испытании некоей «высокоточной крылатой ракеты с микроволновой боеголовкой», которая, будучи запущенной с борта бомбардировщика B-52 Stratofortress, «успешно поразила электронные цели» на расстоянии в более чем тысяча километров. Однако сколько в них правды – доподлинно неизвестно.
Впрочем, на нынешнем этапе DARPA, вроде бы, озабочена не ракетами, а «микроволновыми пушками», которые, будучи установлены на многоцелевые истребители, смогут играть роль средств ПРО, эффективно защищающих крылатые машины от ракет «воздух-воздух» и «земля-воздух», а также подавлять сенсоры и радары противника. У этого «оружия будущего», кстати говоря, имеется весьма серьезный конкурент – система лазерного оружия Self-Protect High Energy Laser Demonstrator (SHiELD), которой на полном серьезе предполагается оснастить стоящие на вооружении ВВС США истребители четвертого поколения, такие, как F-15E, F-15C, F-15EX Eagle и F-16 Fighting Falcon. Назначение ее будет в точности такое же, как и у «микроволновых пушек» – активная система противоракетной обороны для самолетов. Сбивать машины противника «лучами смерти» американские асы пока не планируют...
Все это, однако, меркнет перед другой программой все той же DARPA, о которой своим читателям поведал The Economist. В данном случае разговор уже о, как пишет издание, «технологиях войн будущего». Основной их смысл заключается в постепенной замене живых пилотов боевых машин (прежде всего – сверхскоростных истребителей) системами искусственного интеллекта, способными не только управлять самолетом, но также эффективно вести воздушный бой и поражать наземные цели. При этом, если верить изданию, на определенном этапе реализации упоминаемой программы ACE, ИИ должен будет взять на себя управление не одним, а, как минимум, двумя истребителями сразу! Как утверждают авторы, данная разработка находится уже на весьма серьезной стадии – так, в августе 2020 года на базе Лаборатории прикладной физики имени Джонса Хопкинса DARPA проводились полномасштабные виртуальные «учения» AlphaDogfight, в которых состязались целых шесть потенциальных разработчиков крылатых боевых роботов. Согласно приведенной The Economist информации, некоторым из них даже удалось победить в «схватках» на симуляторах живых пилотов.
В реальности – нелетающие самолеты и сорванные поставки
Завершая разговор о грандиозных «военно-воздушных» планах Пентагона, нельзя не упомянуть о том, что в принципе, все имеющиеся ныне у него на вооружении боевые машины – как четвертого, так и пятого поколений там уже признаны «вчерашним днем». Даешь шестое поколение, и чем скорее, тем лучше! Во всяком случае, программа военного ведомства Next Generation Air Dominance (NGAD), относительно которой пока что имеется больше слухов и домыслов, чем реальной информации, нацелена именно на это достижение. До последнего времени едва ли не наибольшей интригой в данном вопросе для американского экспертного сообщества было то, кто же именно отхватит столь солидный «куш», как государственный тендер на ее реализацию. Сенсации, скорее всего, не произойдет. И пусть никаких официальных заявлений относительно разработчика «истребителя будущего» ни DARPA, ни Пентагоном еще не делалось, однако недавняя оговорка финансового директора концерна Lockheed Martin Кена Поссенриде, допущенная им явно с умыслом, места для сомнений, практически, не оставляет.
Этот господин «обмолвился» о «весьма важной и масштабной новой авиационной программе», работа над которой буквально кипит в подразделении компании Skunk Works. Всем известно, что это отделение Lockheed Martin занимается наиболее засекреченными и футуристическими ее проектами. Удивляться тут нечему – я намерено не упоминал разработчиков всех тех новинок, о которых шла речь в первой части материала. Сделать это не просто, а очень просто – всего в два слова: Lockheed Martin. Эта мегакорпорация практически монополизировала работу с Военно-воздушными силами американской армии, как минимум, в области истребительной авиации и создания новых систем вооружений. Как бы там ни было, но самый дорогостоящий в истории Пентагона, да и вообще, мировой авиации проект – создание многоцелевого истребителя F-35, является именно ее детищем. Вот, кстати, именно с него мы и начнем разговор о реалиях военной авиации США.
В прошлом году Lockheed Martin Corp крепко подвела собственных заказчиков, с нетерпением ожидавших от нее поставок «самых современных» и безумно дорогих машин. Вместо запланированного к «отгрузке» 141 истребителя с конвейеров компании сошло 123 машины. Тем самым отклонение от выполнения плана составило 8%. Да и этот результат был достигнут с большим трудом – еще в мае 2020 года в корпорации заявляли о том, что, скорее всего, смогут построить не более 117 истребителей F-35. В качестве причины такого провала называется, конечно же, пандемия коронавируса, которая, по словам представителей Lockheed Martin, спутала им все планы «затруднив работу заводов», и, что самое главное, «разорвав цепочки поставок необходимых комплектующих и узлов». Коронавирус, конечно, изрядно напакостил едва ли не всем в этом мире, вот только «списать» все проблемы с F-35 на него вряд ли получится. Провал в выпуске «самого современного» странным образом совпал с гораздо более серьезной проблемой.
Напомню – официальное решение о массовом производстве этой машины для нужд ВВС США не принято Пентагоном по сей день. «Главные и окончательные» испытания истребителя, после которых он должен получить «зеленый свет» от американского военного ведомства откладываются раз за разом, начиная с 2017 года. Снова и снова вскрываются очередные проблемы, недоработки, конструктивные недочеты – и начинается их устранение. Очередные «последние и решительные» боевые тесты этой машины, поглотившей уже невероятное количество средств налогоплательщиков США, были запланированы на декабрь 2020 года. Тем не менее, согласно официальному заявлению пресс-секретаря заместительницы главы Пентагона, отвечающей за подобные вопросы, Эллен Лорд, они снова отменены «на неопределенный срок». Равно, как и решение о массовом производстве «самого современного». При этом, говоря о причинах такого фиаско, в ведомстве, конечно же, упомянули о пандемии, однако не умолчали и о «технических проблемах», из-за которых проведение испытаний было признано нецелесообразным.
Что остается делать Lockheed Martin в такой ситуации? Только побыстрее заключать контракт на создание истребителя шестого поколения – это, конечно, и легче, и прибыльнее, чем «доводить до ума» пятое... Кстати говоря, проблемы с F-35 являются далеко не единственным «темным пятном» в нынешнем этапе плодотворного сотрудничества корпорации с ВВС США. Проводившиеся в середине декабря прошлого года испытания разработанной Lockheed Martin и Raytheon Technologies экспериментальной гиперзвуковой ракеты авиационного базирования Hypersonic Air-Breathing Weapon Concept (HAWC), также закончились полным провалом. Загруженную на борт В-52 «супер-пупер ракету» его пилоты то ли безуспешно попытались запустить, то ли даже не рискнули этого делать, впоследствии доложив о неких «фундаментальных ошибках» механического характера, помешавших осуществить пробный пуск. Кстати говоря, в 2019 году в Lockheed Martin клятвенно заверяли, что созданный ими «гиперзвук» полетит, самое позднее до конца 2020 года. Похоже, HAWC, испытания которой «отложены на неопределенный срок» ожидает в этом плане та же участь, что и F-35.
Тем временем, согласно опубликованному в прошлом году отчету Счетной палаты США, представители которой инспектировали части и подразделения ВВС США на протяжении нескольких последних лет, степень боеготовности американской боевой авиации приближается к критически низкому уровню. Согласно нормативам Пентагона взмыть в воздух по первой же команде должны быть готовы, как минимум 80% машин – иначе ни о какой эффективной защите воздушного пространства США и речи быть не может. Что касается хваленых F-35, являющихся «новейшей разработкой», то таким уровнем готовности к боевому применению они могли похвастать разве что пару лет за последнее десятилетие. Большая часть этих истребителей нуждается в ремонте едва ли не постоянно – из-за изначально заложенных в них конструктивных недочетов и уязвимостей.
Впрочем, со «старыми добрыми» испытанными «лошадками» вроде F-16 и F-15E Strike Eagle ситуация если и лучше, то ненамного. Весьма характерной проблемой американских ВВС является то, что для нормального обслуживания их машин попросту нет запасных частей, они в дефиците. В этом заключается далеко не блестящая реальность, вникнуть в которую стоит, прежде, чем пытаться хаять отечественную военную авиационную промышленность и превозносить до небес чужую.
Информация