Почему болгары в обиде на русских?

88
«Братушки» - болгары – один из немногих православных славянских народов Балкан. Понятно, что с русскими у болгар очень давние и тесные отношения. Если бы не Россия, не исключено, что и политическую независимость Болгария или не завоевала бы вовсе, или бы получила гораздо позже. Так что сама Болгария в нынешнем виде – результат побед России в русско-турецких войнах. Много русских солдат полегло на болгарской земле во имя освобождения ее от османского господства.





Казалось бы, Болгария должна была на века стать верным и надежным союзником России. Но уже через тридцать с небольшим лет после освобождения, в годы Первой мировой войны, Болгария оказалась на стороне Германии и той самой Османской империи. Союзные отношения были у Софии и с Гитлером, хотя болгарский царь войну СССР объявлять не стал и болгарских солдат на фронт не отправил. Об этих страницах истории многие болгары предпочитают молчать, а другие начинают припоминать России исторические обиды.

В начале ХХ века ситуация на Балканском полуострове обострилась. Болгарское княжество, которое формально сохраняло зависимость от Османской империи, в 1908 г. заявило о полном суверенитете. Затем был создан Балканский союз, в который вошли Греция, Болгария, Сербия, Черногория. В 1912 г. началась война с Османской империей, в которой балканские страны вышли победителями. Болгарские войска чуть было не дошли до самого Константинополя, но вмешалась Россия, которая опасалась, что если болгары захватят Константинополь, привычный расклад сил в регионе серьезно изменится, а вслед за болгарами придут и западные державы. Поэтому Россия нанести роковой удар по османам не позволила. Болгарские националисты до сих пор недовольно говорят о событиях тех лет.

Еще одна «черная полоса» в русско-болгарских отношениях – ревность к Сербии. Россия всегда отдавала предпочтение Белграду как однозначному и надежному союзнику. Между тем, Болгария часто конфликтовала с соседней Сербией, в том числе из-за Македонии, которую болгары считают своей территорией. Россия всегда оказывалась на стороне Сербии. В конечном итоге, уже после Второй мировой войны, Болгария уступила македонские земли Югославии, в которой македонцев признали отдельным народом. После распада СФРЮ Македония стала независимым государством, что тоже очень не нравится болгарским националистам.

Но самая большая претензия болгар к нашей стране связана с послевоенным периодом болгарской истории. В 1920-е – 1940-е годы в Болгарии действовало сильное коммунистическое движение, которое подвергалось репрессиям царского правительства. В это же время страна стала ориентироваться на союз с гитлеровской Германией. Хотя Болгария не стала вступать в войну против Советского Союза, это не избавило ее от вступления в 1944 году в страну победоносной Красной Армии. К этому времени болгарское руководство уже отказалось от союза с гитлеровцами, но Красная Армия все равно взяла территорию Болгарии под контроль. Вскоре к власти в Софии пришло просоветское коммунистическое правительство.

«Советизация» Болгарии до сих пор вызывает неоднозначные оценки у самих болгар. Многие болгары приветствовали освобождение от царизма и считали, что при коммунистах страна достигла больших успехов, другие были возмущены тем, что Болгария превратилась едва ли не в «шестнадцатую республику» Советского Союза. Сейчас болгарское руководство, как и власти многих других стран Восточной Европы, говорят о советской оккупации и придерживаются прозападной линии. Понятно, что эта точка зрения транслируется в массы и не менее половины болгар, особенно молодое поколение, сейчас ее разделяют.
88 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    30 июня 2018 18:45
    Как болгарин, я приведу здесь и еще одна точка зрения!
    Болгария в ее нынешнем виде вообще не существует в результатом русско-турецкой войны 1877-78 годов. Результатами российско-турецкой войны являются васалная област Османской империи наименованна Княжества Болгарии и Восточной Румелии, который на самом деле остается в пределах Османской империи как автономной области! Македония вообще не освобожденна! При Освобождении Болгарии в 1878 г., Россия односторонно дает етническую Болгарскую область - Северную Добруджу в Валашско-Молдавское княжество без согласия румынского короля Кэрол I и без согласия болгар как компенсация для отнятьие в ползу России - Бесарабия и части днешная Молдова из-за контроль делте р.Дунай ! Также Россия в 1878 году в одностороннем порядке и без согласия Болгарии отдала огромные болгарские этнические территории Сербии - в том числе города Ниш и Пирот! Ето вся сегодняшная Восточная Сербия! Все эти области прежде находятся в границах Болгарского экзархата еще с 1870 года и отдельно подтверждены международной комиссией, которая определяет границы договора Сан-Стефано чрез референдуми среди населения в этих районах...
    Объединение Княжества Болгарии и Восточной Румелии произошло по инициативе Восточной Румелии в 1885 году, и тогда Россия объявила себя ПРОТИВ новой объединенной Болгарии! Именно в 1885 году Россия и Австро-Венгрия поддержали сербского короля Милана на нападение на новое государство - Болгария и даже Россия вывели своих офицеров из Болгарии, чтобы Сербия могла легко победить Болгарию! Болгария ожидает нападения со стороны Османской империи, а на ее спине атакует «братская» Сербия с поддержке России! Ну, Болгария преуспела в победе над Сербией, а болгарские войска преследовали сербов вплоть до Белграда, и только вмешательство Австро-Венгрии спасло сербов от полного поражения и большие потери на территориях...
    Почему это так? Потому что один из инициатором объединения Болгарии является самьи князь Батемберг, который был поставлен как князь Болгарии, именно по воле русского императора Александра II. Потому что Батемберг - двоюродный брат жены российского императора! Но Александр II убит, а в России приходит Александр III, который ненавидит Батемберга! В Болгарии введены «Режим полномочии», благодаря чему режим, болгарская конституция приостановлена. Потом пришли Соболев, Ернрот, Хитрово, Гирс и другие, которые до 1885 года буквально вступают в жестокий конфликт с Батембергом и болгарскими правительствами! А именно, Соболев впервые изобрел так называемое «австрийское влияние» в Болгарии в качестве контр-реакции на Баттемберга...
    В 1908 году Болгария вновь в одностороннем порядке объявила о своей «независимости», и снова Россия против! Россия соглашается до тех пор, пока остальные великие державы и Великобритания, в частности, поддерживают независимость Болгарии...
    1913 г.!!! Это самый важный год для развития будущих болгаро-российских отношений!
    Балканские войны! На лондонской конференции Сербия добровольно отказалась от мечты о Адриатическом море из-за создания нового государства Албании! Сербия соглашается под давлением Австро-Венгрии и Италии, но официально признает отсутствие претензий на эти территории! Но сразу после этого Сербия начинает думать о компенсации потерянного выхода из Адриатического моря за счет Болгарии! Для сербов Балканский союз ничего не значит, а также сербско-болгарский договор 1912 года для Македонии тоже ничего не значит! Поэтому, когда болгарская армия завоевала Эдирне и направилась в Константинополь, сербы оккупировали всю Македонию и отказались покинуть оккупированные территории! Естественно, Болгария отреагировала на это предательство Балканского союза и началась Вторая балканская война! Более того, российский император отказывается быть арбитром между Сербией и Болгарией, несмотря на свои обещания перед войной! Сербия, со своей стороны, давно запланировала захват всей Македонии и поэтому уже подписала секретный военный договор с Грецией, конечно, тайно из Болгарии! Цель понятна - Сербия и Греция хотят ограбить Болгарию и могут сделать это, только если они будут действовать вместе как группа шакалов! И когда Болгария ведет войну с этими изменниками в балканском союзе, Россия ведет переговоры с румынским королем, чтобы напасть на Болгарию !!! Вместо России помочь Болгарии или хотя бы не вмешиваться! Естественно, в этих условиях Болгария капитулировала! Все соседи захватывают и грабят как шакальи огромные болгарские этнические территории, Болгария приносит больше жертв, чем все остальние участники войн - вместе взятьие! Болгария унижена, ограблена, разрушена, и все это происходит с помощью России! 1913 г.!!!
    ПМВ (1914-1918)!!!
    Как вы вообще представляете себе после такого грабежа над Болгарией в 1913 году со стороны Сербии, Греции и Румынии, как вы представляете себе только год спустя, что Болгария будет в коалиции со своими грабителями???
    С этого момента Болгария заинтересована только в ее потерянно национальном объединении и больше не интересуется геополитическими интересами России на Балканах! И если Россия будет работать против болгарских национальных интересов и обединение, то Болгария будет в коалиции с другими странами...
    Как вы думаете? Есть ли достаточные основания для того, чтобы Болгарьи в обиде на русских?
    Это только одна из многих точка зрении и прочит истории, и если модератор считает комментарий неуместным, удалите его
    1. +2
      1 июля 2018 07:48
      Спасибо! А я всё думал почему болгары против русов.
    2. +5
      1 июля 2018 09:31
      Болгария ВСЕГДА воевала против России или её союзников. И в Балканских войнах, и в Первой мировой, и во Второй мировой войнах. Мечта о Великой Болгарии. Считать собственностью Молдавию- это уже слишком. От чего тогда Поволжье не считать собственностью Болгарии. Там было Булгарское ханство. Болгары утопили две советские подводные лодки в Великой Отечественной войне, освободили немцев в Югославии, позволив им выйти на Восточный фронт, заменив их в там- разве ЭТО не есть враждебные действия? Не хочу говорить слова, за которые здесь наказывают- а поведение с газопроводами, АЭС, в последнее время? Само вхождение в НАТО- это дружественный ход? Ладно, трудно жить маленькоя стране в одиночку, хорошо, в ЕС вступили- это дело ваше, нам это не угрожает, но в НАТО!!? От кого вы там спрятались? От России? От Монголии? От бандерлогов?
      1. +2
        1 июля 2018 10:52
        И что вы ожидаете? Должна ли Болгария быть разорвана на мелкие кусочки и разграблена от так называемыми «вашими союзниками» только потому, что они ваши союзники? Никто не считает Молдову «болгарской собственостью», несмотря на то, что там расположени несколько крупных болгарских городов и деревень! Здесь мы говорим о Македонии, которая является сердцем Болгарии, Охрид является столицей Первого болгарского царства, все мы говорим на языке без падежей, то есть там живут чистые болгары! То же самое и в Северной Добрудже! Это первые отдельные болгарские куски земли с территорий Восточной Римской империи в 7 век при създании Болгарии!
        Позиция Болгарии во время Первой мировой войны является прямой функцией исхода Второй Балканской войны! Болгария борется за свое национальное объединение, и Россия нападает на Болгарию на болгарской территории на трех фронтах!
        Во время ВМВ советские подводные лодки создают большие проблемы для Болгарии. Утром 24 февраля 1942, беспомощное болгарское судно «Струма» было торпедировано и затоплено советской подводной лодкой «Щ-213», убив 768 мужчин, женщин и детей - всех евреев! Это происходит без объявленной войны и при нормальных дипломатических отношениях между Болгарией и СССР! Кто может терпеть такое поведение?
        Болгария в 1941 освобождает только свои болгарские этнические территории, которые были захвачены во время Балканских войн и Первой мировой войны из Сербии, Греции и Румынии! Болгария не делает ни одного шага дальше, например, Болгария не заинтересована в усвоении Белграде и всей Сербии или всей Греции! Мы хотим только нашего собственного, мы не хотим чуждое!
        Через Введение болгарских войск в Югославии и Греции, цар Борис сумел отвести эти армии от участия в войне на Восточном фронте против Советского Союза! Это четыре болгарские армии с общим количеством около полумиллиона! Вы действительно хотели, чтобы эти армии были в то време на Восточном фронте ??? Нет, несмотря на все это, у болгар нет желания сражаться с русскими и делать это только тогда, когда русские атакуют Болгарию на болгарской территории в ползу Сербии или Греции!
        «Южный поток» с самого начала был коррумпирован и обречен в прежней форме! Проект, цена которого вначале составляла 750 миллионов, а через 3 года он достиг почти 4 миллиардов! Вскоре Болгария предложила России новую версию «Южного потока», ввиду - подходящей геополитической ситуации в ЕС, но Россия отказалась! ЕС не доверяет Турции и хочет прямой трубопровод Россия - Болгария! Россия снова сохраняет турецкие интересы! Что в глазах болгар мягко сказано - странное поведение!
        НАТО! Болгария является членом НАТО после 15 лет ожидания того, что Россия сделает на Балканах (1989-2004). За эти 15 лет огромные и богатые государства были уничтожены - Ливия, Ирак, Югославия, Чечня Грузия, Кавказ ... затем войны в Сирии, Майдан в Украине ...15 лет, в течение которых Болгария была на грани гражданской войны (1997 год) с вызванной гиперинфляцией, 15 лет, в течение которых Турция и ее американские друзья постоянно подавали сигналы о будущем «югославском сценарии» в Болгарии!
        В настоящее время единственными гарантами территориальной целостности Болгарии являются ЕС и НАТО! Другие не ...
        1. +2
          1 июля 2018 14:21
          Очень, очень впечатляюще! Прям агитплакат "обиженного"болгарского нацика, а не крик души. Не тянет, нет...
        2. +1
          3 июля 2018 18:12
          Цитата: jans
          ...НАТО! Болгария является членом НАТО после 15 лет ожидания того, что Россия сделает на Балканах (1989-2004). За эти 15 лет огромные и богатые государства были уничтожены - Ливия, Ирак, Югославия, Чечня Грузия, Кавказ ... затем войны в Сирии, Майдан в Украине ...

          Дружище, Вы ничего не попутали с Чечней?
          Где Вам насвистели об уничтоженном государстве Чечня?
          В Болгарии своя карта мира?
          Вы не в курсе, что Чечня - это один из субъектов Российской Федерации?
          Вы складно всё тут в кучку собрали, кругом враги и предатели, а болгары не при делах.
          Прежде чем других в предательстве обвинять, разобрались бы с политикой своего государства - уверяю Вас со стороны препротивнейшее зрелище.
          Болгар, народ Болгарии - ценю и уважаю.
          Вашу власть презираю.
      2. +3
        1 июля 2018 13:29
        Виктор, чтобы вы знали,вступление в ЕС подразумевает ОДНОВРЕМЕННОЕ вступление в нату (в то время).
    3. +5
      1 июля 2018 10:08
      Пусть царская Россия в чем то была не права в отношении вас.Но вы два раза поднимали оружие уже на другое государство в союзе с ее исконными врагами!
      Не надо строить из себя обиженых ангелочков.
      И еще задумайтесь над названием своей страны!Почему она носит имя тюркского народа.
      Да 500 лет турецкой оккупации не прошли бесследно для вашего менталитета.
      Вы славяне чисто номинально.Если чехи и поляки давно уже адепты Ватикана,то вы ментально ближе к туркам,вместе с босняками.
      Это всего лишь мое видение.
      1. +4
        1 июля 2018 19:34
        Yellow Dragon
        Государство называют Болгарией, потому что оно было основано болгарами хана Аспаруха! Они бьили в порядке около 20000 человек, приходя на эти земли с богатым административным и военным опытом из Старой Великой Болгарии! У славян и фракийцев в ети територии и в то время не было собственного государства, ни административного, ни военного опыта, они жили в пределах Византии и выживали животноводством и земледелием! Болгары создают административную и военную структуру нового государства и поэтому называют государство Болгарией в честь Старая Великая Болгария! В самом начале все руководящие должности были заняты болгарами. В течение нескольких десятилетий эти 15-20 тысяч болгар были полностью ассимилированы в «море» славян и коренное фракийское население (коричневые нюансы кожи некоторых болгар) на этих землях! Однако название государства остается и никогда не менялось...
        Все хорошо, но Сегодня некоторые отрицают славянскую составляющую и рассматривают болгар как фракийцев, которые ассимилировали протобулгар Аспаруха...шах и мат - нет славянская компонента, нет связ с русских... и каждый говорит своя правда по своим политическим амбициям..

        Я случайно наткнулся на эту статью, в которой россияне, по-видимому, задаются вопросом, почему болгары могут быть оскорблены, и поэтому я написал только одну из точек зрения. Если целью этой статьи является оскорбление болгар, то я, вероятно, не в правильном месте..
        1. 0
          3 июля 2018 00:58
          Болгары и славяне поселились на территории Восточной Римской империи (граница по Дунаю), как бы изначально не их земля. Охрида - древнегреческий город, который болгары превратили в свою столицу, после нескольких столиц-станов. Претендовать болгарам в принципе не на что.
          У греков то обид и претензий к Болгарии поболее будет, например недавние 2-й мировой, по всей северной Греции стоят памятники жертв болгарской оккупации 40-х годов.
          1. +3
            4 июля 2018 12:54
            после нескольких столиц-станов

            Плиска и Преслав - каменныe с массивными крепостными стенами
          2. +3
            4 июля 2018 16:59
            А известно ли вам когда, где и кем организован первый в Европе концентрационный лагерь?
            о-в. Трикери, 1913 г. гражданское болгарское население из Солуна - половина померло по пути и остальныe (большая часть) на самом острове. Выжили очень мало. Там не увидите никаких памятников.
    4. +2
      1 июля 2018 11:01
      все понятно,была Великая Болгария,а Россия взяла и сделало ее невеликой.вот и решила она возродится,только все не на тех ставила.а немного вас там Великих развелось?что ,помогло вам постоянное примыкание к врагам России? неблагодарность, наказуема. Что сынку, помогло тебе НАТО?
    5. +2
      1 июля 2018 12:19
      Вот в этих словах и есть суть болгаров! Как говорится - сколько волка ни корми, всё равно в лес тянет. Не могут быть "братушки" союзниками и никогда ими не были, это русские посчитали их таковыми. Не успел СССР развалиться, как тут же был предан этими "братушками". Пусть у них теперь будет НАТО в братушках, наверняка уже почувствовали новых хозяев.
      1. +4
        2 июля 2018 22:20
        Еще в Мальте ваш Горбач все американцам спустил, не спрашивая ни болгар, ни поляков , н и чехов и остальной соц. лагерь. Варшавский договор разпустил и СЭВ развалил. В 1989-м Шарапов (посол СССР в Болгарии) по всей Болгарии как "генералъ губернаторъ" разхаживал и объяснял как првильно перестройку делать и т.д. Один мой друг в 2007 году сообщил с возмущением о предстоящем вступлении в НАТО прессекретарю посольства РФ в Болгарии, на что тот ответил: "Мы ничего плохого в этом не видим."
        Мой друг тогда сказал, что при этих обстоятельствах ему незачем встречаться с кем либо в посольстве РФ и ушел прочь.
        Так что это бабушка надвое сказала ...кто, кого и как предал!
        1. +1
          4 июля 2018 12:02
          Александр, ну давайте тогда будем рассматривать вообще ВСЮ историю развития взаимоотношений между нашими странами? Вы уже лезете в такие дебри, которые не имеют никакого отношения к НАЧАЛУ спора. Вы решили ВСЁ смешать в кучу?
          ...Со своими предателями мы САМИ разберёмся...рано или поздно...
          1. +2
            4 июля 2018 17:01
            Какие дебри? Совсем близкое прошлое - ~30 лет.
            1. -1
              6 июля 2018 09:32
              "Совсем близкое прошлое" - 2009 год. Отказ от "ЮП" - тем самым вы доказали, что суверенитета у вас нет (да и откуда он у вас? В ЕС суверенитетов не бывает - вы подчинённые). А страна у которой нет суверенитета...не стоит усилий, чтобы с ней вели разговоры и считались с ней. так, что вы как были слабой страной, так и остались ей - всё смотрите кому бы отдаться. То Германии отдадитесь, то СССР, то англосаксам - предательство ваших элит (ВО ВСЕ ВРЕМЕНА) стало уже именем нарицательным и образом жизни (про народ я не говорю - это отдельный разговор, но выбирая таких правителей...).
              1. +2
                6 июля 2018 13:08
                "ЮП" не являлся проэктом снабжения только Болгарии газом, и был остановлен ЕК, под натиском американцев естественно.
                Раз вам так Болгария не нравится, езжайте в Турцию, даже и на ПМЖ...
                Горбачева и Ельцина не мы выбирали.
                1. +1
                  6 июля 2018 20:33
                  Хха! Нет уж - мне и в Оренбургской области не плохо!
                  А вот тут вы и прокололись - "... и был остановлен ЕК, под натиском американцев естественно...". Вы не самостоятельны...Вы могли быть самостоятельными, когда к вам со всей душой...по-братски... Но с вами надо как с оккупированной территорией - гнобить и приказывать вам. Вот тогда вы будете любить тот сапог, который вас пинает.
                  Как сказал один из персонажей фильма "Брат-2"? Напомнить? (про братьев и небратьев)
                  Позорище бессовестное...стыдоба...
                  И да - сколько вам нужно заплатить, чтобы вы Россию как амеров восхваляли и слушались? Столько, сколько янки вам платят, или побольше? Вы уж определитесь с собственной ценой - сколько вы стоите?
                  1. -1
                    22 декабря 2018 18:50
                    Те, кто стелятся под янки, зачастую делают это безвозмездно, то ли в надежде на их щедрость в будущем, то ли просто из любви к самому пресмыкательству.
                  2. +1
                    27 декабря 2018 18:51
                    А сколько стоите вы?
                    1. +1
                      27 декабря 2018 18:51
                      Опубликуйте прайс, пжл.
    6. +2
      1 июля 2018 14:36
      Stoyan, а расскажите нам, здесь присутствующим, с чего начались "Балканские войны"? При непосредственном участии России 29 февраля 1912 г. между Сербией и Болгарией был заключен военный союз, направленный против Турции. Одно НО - союзники могли начать действия против турков ТОЛЬКО с согласия России! Этого вам с сербами было мало и вы, спустя два месяца, заключили между собой (уже без участия России) конвенцию, определявшей численность войск, которые каждая из них обязывалась выставить против Турции, а также и против Австро-Венгрии, если она вмешается в военный конфликт. Спрашивается - ЗАЧЕМ? А за тем, что у руководства Сербии и Болгарии были СОБСТВЕННЫЕ интересы в той войне.
      Дальше - больше. Вскоре к этим соглашениям присоединилась и Греция. (интересно - причём тут она? Ну да ладно - больше не меньше) В Петербурге старались не допустить преждевременного выступления против Турции. Но в следствии резни в Албании, Болгария, Сербия и Черногория произвели мобилизацию своих армий...Русские предупреждали ВАС - РАНО!!! Но вы же самые умные - послали русских лесом. И ломанулись в войну! А теперь давайте вспомним начало - Россия принимала участие в вашем с сербами союзе? Да. Но только как курирующий вас. И ТОЛЬКО с разрешения России вы могли начинать боевые действия (в противном случае русские самоустранялись от участия в том бардаке, который ВЫ с сербами учинили).
      Итого вывод - вы всё делали, чтобы доказать, что вы все такие суверенные и независимые, и никто вам не указ. В итоге получили то, что получили. Ведь в России знали о тех противоречиях, которые были между молодыми государствами (а тут ещё и Греция впуталась!), ЗНАЛИ и ПРЕДУПРЕЖДАЛИ. А вы как голые на е*лю - торопились доказать всем и вся, что вы ОГО-ГО какие ВЕЛИКИЕ! Вот и получили за собственное самомнение и чрезмерную самонадеянность - не смогли договориться с союзниками по войне! ...
      После всех этих склочных разборок, 9(22) июля 1913 г. болгарский царь Фердинанд обратился к России с просьбой о посредничестве. Под давлением России Греция, Сербия, Румыния и Турция согласились на перемирие с Болгарией, а 17(30) августа в Бухаресте открылась мирная конференция, в которой участвовали представители как воюющих сторон, так и великих европейских держав. 16 (29) сентября был заключен мир, по которому Адрианополь с прилегающей к нему территорией был возвращен Турции, Греции пере давались Салоники с прилегающей областью и часть Македонии, другая часть Македонии переходила к Сербии, Румыния получила исконно болгарскую территорию - Добруджу...
      А ВЕДЬ МОГЛО БЫТЬ СОВЕРШЕННО ПО ДРУГОМУ, ПОСЛУШАЙСЯ ВЫ РОССИЮ С САМОГО НАЧАЛА!!!
      1. +1
        1 июля 2018 14:51
        Да и ещё царь ваш Фердинанд - кто был? А был он ГЕРМАНСКИМ генерал-фельдмаршалом и АВСТРИЙСКИМ фельдмаршалом, а так же ТУРЕЦКИМ муширом...Не хилый послужной список...И только русской военной службы у него не было...Кроме того его главный соратник Стамболов ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ противодействовал России (в которой он учился, НО - был исключён за связи с русскими революционерами).
      2. +3
        1 июля 2018 16:28
        А.Lex
        Да, могло бьит по другому, но тогда так преценили! Россия выступает за болгарско-сербское сближение, но отказывается предоставить Болгарии гарантии против румынской атаки, поскольку она с начало не хочет продвигать наступление против Османской империи. Независимо от болгаро-российского договора 1902 года о российской помощи против румынского наступления над Болгарией!
        Союзники спешат, потому что это идеальный момент, и в противном случае они упустят эту златную возможность! Османская империя рушится, а затем следует «младотурецкая революция», неоосманизм и многочисленные восстания на этих христианских территориях. Сентябрь 1911 начал Триполитанскую войну, и Османская империя направила туда все свое внимание и сил!
        Болгарское движение ВМОРО действует в Македонии посредством террористических нападений на младотурок, и поетому болгарское население било подложенно геноциду! Относительно вскоре после боснийского кризиса еще одна Великая держава, на этот раз Италия, безнаказанно нарушает принцип неприкосновенности османских территорий. Летом 1912 года албанские востанники захватили Косово и Скопье. Османское правительство неохотно идет на уступки запросам об автономии албанцев. Страх, что албанцы будут раздавить тоже Косово и Македонию, заставляет балканских союзников спешить с их военной подготовкой. 25 сентября, когда уже идет мобилизация войск в балканских странах, Австро-Венгрия и Россия выступили с заявлением, в котором предупреждают, что они не позволят Балканам изменить свои границы!!! и обещают возобновить усилия Македонии по реформированию. На следующий день черногорская армия напала на крепость Шкодра. 30 сентября Болгария направила ноту от имени союзников, который приглашает Османское правительство предоставить в течение шести месяцев автономии этнических меньшинств в империи. В ответ Цариград объявил войну союзникам 4 октября...
        Греция была приглашена в этот союз только для того, чтобы заблокировать через своим флотом морские поставки в Османскую империю с Ближнего Востока.
        Да, тогда Болгария проиграла все и поэтому большинство болгар не хотят об этом говорить! Потеряли все, но и сделали генеральние выводы для существовании будущего балканского союза и о том, кто друг и кто враг! Болгары воспринимают нормально русских как братьев и как своих, но внутренне они немного разочарованы отношением России к Болгарии в эти времена, конкретно в ползу Сербии...
        1. +1
          2 июля 2018 07:50
          Stoyan, а вы не заметили, что вы постоянно ищите оправдание действиям Болгарии? Действиям, которые сломали ВСЁ что планировала России против Османской империи. Вы до сих пор не понимаете, что благодаря недальновидности вашего руководства, османов ТАК И НЕ УДАЛОСЬ ДО ДАВИТЬ. Если бы действия ваши соответствовали (хотя бы в основных положениях) плану, который был разработан в России, ОИ не превратилась бы в Турцию сегодняшнюю и она могла исчезнуть вообще с карты мира!
          А может это делалось специально и поступая ПРОТИВ предписания России, вы играли на руку тем, кому БЫЛО НУЖНО ОСЛАБЛЕНИЕ РОССИИ, в том числе и на Балканах. За кого вы играли? За Англию? Или за Австро-Венгрию? Сказать вам что они пообещали Болгарии? А скажите - сколько крови пролили за Болгарию англичане или австрияки? Сколько? ... Потому как сами за себя вы играть не могли - не было у вас тогда такого веса в политике (как и не стало его в дальнейшем - вы всегда были инструментом в борьбе против России). И всегда ваши правители выбирали тех, кого ВАМ указывали...сперва немцы, а потом с острова, а, в дальнейшем, и из-за "лужи". И вы после всего содеянного ещё имеете совесть упрекать нас в чём-то? Вы всё сделали, чтобы Россия ТОЛЬКО кровь проливала за ВАШЕ освобождение, а как только для России наступали тяжёлые времена, то как вы поступали? А очень просто - вы ВСЕГДА искали в покровители тех, кто был сильнее! Вот потому вы и в ес-совском лагере и слушаете ПОКОРНО всё, что вам УКАЗЫВАЮТ!
          1. +5
            2 июля 2018 11:00
            A.Lex
            Ну, тогда Россия знает больное место Болгарии! Все потеряно во время Второй балканской войны! Пока болгары ждут предложений двух лагерей, Антанта ничего не предлагает Болгарии, а Центральные державы обещают полное восстановление утраченных территорий. Почему вы не заставили сербов согласиться отказаться от оккупированных македонских территорий?
            И как Россия хотела уничтожить Турцию, мы все видели в 1920 году, когда Ленин воскресил умирающую Турцию из гроба! правительство России отправляет Кемалю Ататюрку 6000 орудий, более 5 миллионов патронов, 17 600 снарядов и 200,6 кг золотых слитков. Забыли ли вы «Договор о дружбе и братстве» от 16 марта 1921 года? Фактически, большевистская Россия построила новую Турцию своими деньгами! Вместо этого вы могли бы построить могучую братскую Болгарию! История повторяется, и сегодня Россия снова предпочитает сильную Турцию, а не сильную Болгарию! А болгарские братушки имеет права только смотрет на все ето и молчат...
            1. -1
              2 июля 2018 21:22
              Stoyan, странно...Причём тут период после Первой Мировой? Мы говорим о том, что Болгарское руководство посчитало себя самым хитрым и умным. И решило поступать по собственному усмотрению, вне указаний из Петербурга. Вы решили стать самостоятельным игроком ещё ДО всяких территориальных потерь вы поняли - Д О !!! А не после. Вы путаете причины со последствиями. И не нужно уклоняться от того, во что вас носом тычут. В каждый раз придумываете всё новые причины, которые не имеют НИКАКОГО отношения к ПЕРВОПРИЧИНЕ !
            2. -1
              3 июля 2018 01:08
              Ленин и Ко. - не русское правительство.Россия сама была оккупирована большевиками.
              1. -1
                4 июля 2018 11:58
                Ильяс, а кто вам дал право рассуждать о том, что было русским, а что нет? Вы сами-то кто? Я вот - потомок оренбургских казаков, которые немало пострадали от всего - и от нищеты при царе (когда поднять лицо от пашни не могли многие поколения), и от Февральской революции (когда царя всё же скинули, но воровство после этого достигло таких высот, что нынешние олигархи -детсад супротив них), и от результатов ВОСр (когда грянула гражданская война и все против всех, а уж интервенция Антанты и Германии - вообще отдельная песня), и от нищеты и голода в после гражданского противостояния, и от коллективизации (когда центральная власть была вынуждена прибегнуть к насильственным методам, потерпев крах объяснить людям, для чего и как)...Про ВОВ я вообще не говорю....А про "святые" 90-е написать или достаточно предыдущего?..
                Любая власть в России на протяжении её развития - русская (кроме моментов иностранного вмешательства - Иго и Смута)...А уж как она правила страной - вопрос отдельной темы.
            3. -1
              26 декабря 2018 14:32
              Ну, тогда Россия знает больное место Болгарии! Все потеряно во время Второй балканской войны! Пока болгары ждут предложений двух лагерей, Антанта ничего не предлагает Болгарии, а Центральные державы обещают полное восстановление утраченных территорий.

              Красиво. Но только логическая нескладушка состоит в том, что "утраченными" эти территории, о которых вы пишите, стали, как раз по вине этих же самых государств в результате Берлинской конференции. Болгарию тогда лишили этих территорий, а теперь за эти же территории покупали её союз. Вы даже не в состоянии критически осмыслить, что Болгария преследовала лишь СОБСТВЕННУЮ выгоду. И никакого другого интереса, политического, или братского и союзного, не преследовала. Хотя, могла бы и предположить, что став противником Германии, Болгария подчеркнёт, что недовольна решениями Берлинского конгресса. А то, что Германия обещала Болгарии и не исполнила ДВАЖДЫ. Это опять же опускается сегодня вами за скобки. Хотя, потеря только одной территории равной нынешней Македонии, не соизмерима по сути со всеми вашими претензиями к России вместе взятыми. Вы остаётесь не объективным. И с этой позицией у Болгаро-Российских отношений будущего нет. Если вы именно для этого высказываете свою точку зрения. То я с ней полностью согласен. Россия и не претендует на любовь Болгарии. Россия вполне без неё способна обойтись. Болгария вправе выбирать себе союзников по своему усмотрению. Как в своё время им был, например и Гитлер в 1940 году, во время аннексии Южной Добруджи. Но пусть только Болгария потом не удивляется, почему её помидоры и курорты россияне предпочитают турецким или греческим. Почему, вместо "Южного" стоится "Турецкий" поток, и вместо АЭС "Белене", будет построена АЭС "Акую".
          2. +2
            2 июля 2018 22:29
            А вы ищете всегда правоту в интересах РИ. Она так же влияла на политику на Балканах изходя из своих интересов, а не из интересов балканских народов.Даже были планы в ПМВ, в 1915-м году, когда Болгария не воевала ни с кем, оккупировать Бургас и пользоваться портом , как перевалочным пунктом (базой) для занятия проливов.
            1. -2
              4 июля 2018 11:39
              Александр, Россия права была создавая Болгарию как государство после османского ига? Россия была права, когда предупреждала не начинать раньше времени Балканскую войну против Османской Империи? Или была права Болгария, которая ВОПРЕКИ предупреждению делала так как вздумалось? Скажите каков был опыт политический у Болгарии на тот момент?
            2. 0
              14 июля 2018 19:24
              А почему Россия не имеет права преследовать свои интересы? почему бы вам не бросить упреки англосаксам? А Болгария кроме своих интересов чьи-то учитывала? Кода Россия задолжала балканским народам и стала обязанной действовать только ради их интересов? Вы хоть немного думаете, что пишите? Нам не надо искать правоту России, нам не в чем оправдываться. Наши предки создали великое государство - это факт. Ваши предки не смогли сами создать государство. Россия помогала другим народам, учитывая свои интересы. И какое право имеете вы или кто другой требовать иного? Почему это Россия должна была ставить интересы своего народа на второе место? Вы лучше скажите, кто вам кроме России помогал? Другие вас использовали в ущерб вашему развитию.
      3. +2
        27 декабря 2018 18:53
        "Курирующий" , "с разрешения..." - точно "братские" отношения:)
    7. 0
      14 июля 2018 19:19
      Какой показательный пример зомбопропаганды русофобской. Значит, болгары в обиде на русских, так как русские мало делали для болгар? И когда же это Россия задолжала болгарам и стала обязанной исполнять желания болгар? А ничего, что в описанные события Россия вообще-то была в сложном положении, терпела нападки со стороны Англии и Франции? А к англичанам у болгар нет претензий, ведь они вас просто бросили в рабство к туркам? Про большие жертвы болгар - это, мягко говоря, преувеличение. Русские несли жертвы в интересах болгар, защищая болгар как народ от уничтожения, а вы, болгары ради кого-то чем-то жертвовали? или просто всё делали ради себя, в том числе вместе с Османской империей и потом Гитлером мечтали пограбить Россию? Ну, что же, извините, что мы так мало делали для вас, так мало жертвовали. Теперь понятно, у вас есть повод не любить русских и любить англичан, американцев, турков... они-то для вас сделали больше, чем русские... и спасибо за то, что вы так нас благодарите всегда за нашу помощь, братушки...
      1. +2
        15 июля 2018 16:18
        Если не верите меня, читайте свои истории:

        https://m.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/10/20/738689-bratushki-bratoubiitsami
    8. Dan
      0
      12 ноября 2018 14:36
      Цитата: jans
      Есть ли достаточные основания для того, чтобы Болгарьи в обиде на русских?

      Если бы Россия поберегла свои войска под Шипкой и просто покурила в стороне, то и решать сегодня ничего не надо было бы. Турки решили бы. Вырезали бы болгар, и Вы бы не родились и не задавали глупых вопросов. Нынче же по поводу обид у нас есть поговорка, что на обиженных что-то нецензурное кладут и воду возят. Вы сами кузнецы своих несчастий. Вы грозите, что вступите в коалицию с другими странами (по факту Вы уже там - в НАТО), то нам это до лампочки. Будете путаться под ногами, сможем ваш вопрос "решить окончательно" без особого напряжения. Вы вообще не субъект политики, вы - расходный материал Евросоюза. И он вас периодически сливает в унитаз, как в истории с "ЮП". Кому вы нужны с вашими потугами на многозначительность? У вас сегодня даже "болгарского" перца нет. wassat
    9. -1
      27 декабря 2018 14:59
      А что же вы про Вторую мировую войну ничего не пишете, когда Болгария была в коалиции Гитлера вместе с Румынией, Венгрией и другими странами Европы?
      А вот сербы сражались, в отличие от Болгарии, против нацистов Третьего рейха.
      Улавливаете разницу? Ваше мнение убого, одностороннее и необъективное.
      В чужом глазу соломинку видите, а в своем бревно не замечаете.
  2. +3
    1 июля 2018 08:55
    Да, вполне исчерпывающее объяснение,почему со стороны братской Болгарии,такое отношение к России.Надеюсь,что в будущем мы сможем забыть взаимные обиды,и вести братскую политику в государственных отношениях.Болгары действительно не чужой народ для России,а братский!
    1. +2
      1 июля 2018 12:24
      Сколько не говори халва, халва, а во рту слаще не станет. Этот народ братский пока его кормишь, это как с "древними шумерами".
    2. Dan
      -1
      13 ноября 2018 06:16
      Цитата: AEG_kz
      Надеюсь,что в будущем мы сможем забыть взаимные обиды,и вести братскую политику в государственных отношениях.Болгары действительно не чужой народ для России,а братский!

      В очень далеком будущем. При нашей жизни не светит. К чему готовится этот "братский" народ во вражеском военном блоке НАТО?
  3. +1
    1 июля 2018 12:10
    Забыть о ихнем существовании и пусть живут как хотят или как предписывают им те, кого они сами выбрали. России надо жить без подшефных нахлебников.
    1. -1
      22 декабря 2018 19:09
      Вот-вот. Теперь только чисто деловые отношения и никакой благотворительности.
  4. +1
    1 июля 2018 16:57
    Они обижены за освобождение Болгарии от Гитлера, при котором они жили как в раю.Никаких братушек у России лет: есть иудушки и дармоедушки.
  5. +2
    2 июля 2018 20:00
    Русско-болгарские отношения очень сложный и болезненный вопрос. в чём-то прав Стоян, в чём-то верна противоположная точка зрения. Болгария совершила три катастрофические ошибки вступив во ВБВ, ПМВ, ВМВ. Россия (и СССР) тоже сделали несколько серьёзных и катастрофических ошибок в балканской политике на болгарском направлении. Это 1) не вступление в ПБВ с полным разгромом Турции
    2) Возрождение Турции в 1920-1921 годах... И др есть наверное.
    Взаимные претензии обоснованы и выходить из этого положения очень сложно.
    1. 0
      2 июля 2018 20:34
      Цитата: народник
      Взаимные претензии обоснованы и выходить из этого положения очень сложно.

      Может назовете хоть один пример из истории, когда РИ/СССР/РФ поддержала врага Болгарии, который хотел ее уничтожения?Вот Болгария это делала три раза - в ПМВ, во ВМВ и сейчас находясь в НАТО...
      1. +4
        2 июля 2018 22:50
        1878 г. - РИ дарит Северную Добруджу Румынии за счет Бессарабии, и поморавие Сербии просто так, за то что спасла сербов от провала в Сербо-Турецкой войне.(Сербы- благодарные, а болгары, почему-то неблагодарные)
        1885 г. - Россия против соединения Восточной Румелией с княжеством Болгария.
        1908 г. - Россия против объявления независимости Болгарии от Османской империи.
        1913 г. Русский царь отказывается от арбитража о спорной зоне в Македонии м/у Сербией и Болгарии.
        1921-1928 г. СССР активна снабжает Ататюрка артилерией, оружием и боеприпасами.
        Но все паметники русским пролившим кровь за свободу Болгарии стоят, и их неизчислимое множество. И русских за врагов никогда не считали. Потому обижать нас непрерывно в каких-то предательствах не этично. В ВМВ не было болгарских войск на територии СССР и в Болгарии не пролилась кровь ни одного советского солдата. А вы королю Михаю даже орден присвоили, но румыны вам не предатели...
      2. 0
        2 июля 2018 22:58
        Вот Болгария это делала три раза - в ПМВ, во ВМВ и сейчас находясь в НАТО...

        Так и я о том же. Выше я написал про три катастрофических ошибки. Вступление в НАТО - четвёртая.

        Может назовете хоть один пример из истории, когда РИ/СССР/РФ поддержала врага Болгарии, который хотел ее уничтожения

        Например

        A.Lex (Секретная информация)
        16 (29) сентября был заключен мир, по которому Адрианополь с прилегающей к нему территорией был возвращен Турции, Греции пере давались Салоники с прилегающей областью и часть Македонии, другая часть Македонии переходила к Сербии, Румыния получила исконно болгарскую территорию - Добруджу...
        1. 0
          4 июля 2018 11:34
          Юра, я написал это, объясняя ЧЕГО они добились идя наперекор России, когда та их предупреждала, чтобы не начинали боевые действия без разрешения. Но те как всегда - имеют СОБСТВЕННУЮ точку зрения на то с кем и когда воевать...Только вот почему-то всегда ПОСЛЕ того обвиняют Россию, что та не завалила их врагов трупами своих солдат.
          1. Dan
            -1
            13 ноября 2018 06:41
            Цитата: A.Lex
            Но те как всегда - имеют СОБСТВЕННУЮ точку зрения

            У Болгарии не было своей точки зрения, нет ее и сегодня. Маленькие страны, как правило, бесхребетны, ими всегда "пользуются" крупные игроки. Разница лишь в том, что одни руководствуются равноправными интересами сторон, а другие исключительно собственными. В мировых отношениях со времен Адама ничего не поменялось. Все руководствуются законом тайги - сильный всегда пожирает слабого, просто в "цивилизованном и гуманном" 21 века тише чавкают. По большому счету, болгар трудно винить в их поведении. Эти "малыши" (и по форме и по содержанию) просто корм на международной арене, они обречены на лавирование между хищниками в целях выживания.
    2. -1
      22 декабря 2018 19:00
      Самая главная ошибка России - что она жертвовала собой за чужие интересы.
  6. -2
    3 июля 2018 00:05
    Болгары всегда были Иудами
  7. -1
    3 июля 2018 10:39
    К Сербии они ревнуют.... В отличие от "братушек", сербы нас никогда не предавали и всегда были верными союзниками. Недовольны, что Стамбул взять не позволили? А кто бы позволил им там остаться? Кроме России были еще Англия, Франция, Германия. И у всех в Турции были серьезные интересы. Болгар бы вышвырнули из Царьграда ссаными тряпками. Но виновата Россия. А за 1944 какие претензии? В союзе с Гитлером были? Были. Чем могли помогали? Помогали. Еще какие-то вопросы, дорогие "болгарские националисты"? Сами подписали себе приговор, с которым согласились все участники антигитлеровской коалиции. Да и сильно ли на вас давил Советский Союз? Жрали на золоте, пили на серебре.
    1. +1
      4 июля 2018 17:11
      В отличие от "братушек", сербы нас никогда не предавали и всегда были верными союзниками

      Почитайте насчет взаимоотношений СФРЮ - СССР с конца ВОВ до конца СССР и покажите мне в каком совместном союзе пребывали оба госсударства.
      1. +2
        7 июля 2018 11:50
        Цитата: alatanas
        В отличие от "братушек", сербы нас никогда не предавали и всегда были верными союзниками

        Почитайте насчет взаимоотношений СФРЮ - СССР с конца ВОВ до конца СССР и покажите мне в каком совместном союзе пребывали оба госсударства.

        Однозначно. Тито всегда Сталину зубы показывал, а при Хрущеве вместе с Албанией вышли из ОВД...
        В и ВТ закупали, как у соцстран, так и ампириалистов...
        советских туристов и коммандировочных считали бедными родственниками и не скрывали к нам отвращения, все изменилось после 99-го, мы сразу стали для сербов братьями....иуды...
        с такими "братьями" и врагов не надо...
  8. +6
    7 июля 2018 11:03
    Вопрос: Почему Болгария в НАТО?
    Ответ: Результат "крупнейшей геополитической катастрофы" 20-го века ...

    1. Членство в НАТО обязательно для вхождения в ЕС для всех стран, кто раньше был в сфере влияния (или частью ) СССР.
    2. До агрессии НАТО в Югославии большинство болгар не поддерживало вхождение в НАТО, видели Болгарию неутральной страной. Но, крах СССР и неспособность ослабленной в 90-стых России защитить Югославию, привели к тому, что даже ярые противники НАТО поняли - мы следующие, в Болгарии очень просто разогреть этнический конфликт, используя турецкое мальцинство. Так что лучше быть частью банды, чем потенциальная жертва банды...

    Русско-болгарские отношения последних двух веков действительно сложные,
    основания для обид с обеих сторон достаточно, но глупо разжигать сегодня неприязнь мифами, основанными на поверхностное избирательное знание истории. Это на руку врагам обоих народов

    Важно, что пока большинство болгар относится уважительно к русским и помнит, что воскрешение Болгарии после почти 5 веков турецкого ига - результат освободительной русско-турецкой войны 1877-78. Пока - потому, что, как на Украине , так и в Болгарии, ведется яростная пропагандисткая война, история переписывается и преподносится молодым в совершенно искаженном виде.
    1. -2
      8 июля 2018 09:16
      Ну хоть один из болгар что-то вразумительное сказал... Только одно НО - а вы выйдите из ЕС! И из НАТО. И увидите - всё изментся....хотя что-то мне подсказывает, что ни вы не выйдите...ни наше руководство свою политику не изменит...слишком много тварей у нас там окопалось...
  9. -2
    7 июля 2018 18:45
    Мы веками убеждаемся,что никаких нам "братьев" и "братушек" не нужно,так нет,все делаем по принципу "интернационализма",времена которого прошли уже давно....У США нет никаких "друзей" и "партнеров",а есть только вассалы,очередь и запись на которых уже составляет длинный список коленопреклоненных стран бывшего "соцлагеря".Вот и нам нужно срочно отгородиться от таких "братьев",как Украина-там другая вера,другая ментальность,другой уклад жизни.Самые кровопролитные войны велись на религиозной почве,католик никогда не поймет православного,мусульманин христианина или иудея,а уже под это можно подвести любую идею в борьбе с гяурами и неверными-так началась в наше время резня в Югославии,а ведь это центр Европы,и мировые кукловоды на Ливии,Сирии,Украины не остановятся.
  10. -4
    22 декабря 2018 18:30
    Не стоило класть русские жизни за освобождение Болгарии от турецкого ига.
    Теперь в случае повторения ситуации мы точно не вмешаемся, будьте спокойны, "братушки". Самые любопытные прикупят попкорна и понаблюдают, чем кончится заварушка, остальные и внимания не обратят.
    1. +2
      26 декабря 2018 17:40
      ...Ну и историки, блин. Как девчонки - обиженные и смотрящие в сторону. Неужели так трудно понять что все не успехи и несчастья обеих народов (всех православных) навязанные кем-то другим. Наш враг общий и никак не связан с нами/вами. Война всегда была против православных и Россия, причем объединяются все против нас (католики, мусульмане и т.д.). А предатели есть везде, и у нас и у вас, разница в том, что нашим предателям легче потому, что государство маленькое. А насчет наших правителей, не думаю, что их мы выбираем. Сейчас США и ЕС полностью контролирует наше государство. Лично я не хочу ЕС и НАТО, но не думаю что мы сами успеем с это разобраться. Не злитесь ребята, истина в том, что у болгаров других братьев кроме русских нет. Это лишь мое мнение и не буду спорит с вами.
  11. +2
    27 декабря 2018 10:33
    Ребята, вас никто не любит - ни болгары, ни чехи, не поляки, ни венгры. Даже ваши республики отвернулись от вас! И сербы вас не любят - еще Тито вам это показал. Вы вообще задаете себе вопрос - это почему так получилось?
  12. +3
    28 декабря 2018 20:58
    мне трудно выразиться. я провела 3 года в очную аспирантуру в ссср. и хотя дома меня воспитали в любви к руским, то по настоящему полюбила россию, руских и советских своих колег живя и работая вместе с ними.
    и сейчас мне грустно читать слова взаимных упреков. мне за 70 и я помню помощь, которую оказал нам ссср в востановление экэномику страны. и ту благодарность , которую люди питали к своим братям. наверное люди, которые здесь пишут - они слышком молодые.
    кстати о второй мировой войне - в болгарии было мощное партизанское движение, очень тежелые бои были при р.драва - там с немцами бились болгары /в частности дрался и мой дядя/.
    и еще. не нада между нами такие драки .
    почитайте древною историю европы. более , чем за 10 000 лет траки жили около черного моря. и когда босфор разломился и уровень моря поднялся - они бежали и населил и настоящие територии украины и часть россии.
    руские, украинцы, чехи, поляки, сербы, болгары... все мы траки. есть генетические исследования - мы братя по крови.
    и предки наши знали ето. поэтому была и такая братская любовь.
    для руских хочу добавить: подумайте на каком языке вы говорите / церковно-славянский, которой тот же древнеболгарский/, какие книги вы употребляете в церкви, кто вас крестил, кто построил киев и киевскую русь. какой алфавит вы употребляете...... стыдно из за этих взаимных упреков. если горбачев нас не подарил западу - то мы бы не пережили ети 30 тяжелых лет. если все славяны бы обединились, то мы бы правили мир. между родными не должен быть разговор кто больше дал, помагал.... я помагала много своим родным -маме, папе, сестре. но бог мне помагал и должна была помагать.
    молодые, дорогие ребята - любите друг другу. и лучше думать как нам вместе быть . может быт придут хорошие времена.
    прошу прощение за ошибки!
    1. +2
      31 декабря 2018 23:44
      Они никогда не признают на каком языке говорят! Советский слон - самый большой слон в мире!
  13. когда уже русским будет понятно, что болгары не славяне. татары и есть татары.
    1. +3
      31 декабря 2018 23:29
      а греки - не древние греки!
    2. -2
      4 января 2019 15:33
      От турок они взяли больше чем от татар, тем не менее.
  14. +4
    1 января 2019 16:58
    Ученики Кирилла и Мефодия, изгнанные из Моравии, прибыли в Болгарию, которая в 865 году, когда Борис I (Борис-Михаил) принял христианство. В Преславской школе они создают кириллицу из глаголице и создают богатую религиозную литературу. Это создает новую славяно-православную цивилизацию, которая после принятия христианства русскими в 998 году передается им. После падения под властью Османской империи многие болгарские писатели отправились в русские княжества. Таким образом, патриарх Дмитрий Донскому является болгар Киприян, а Григорий Цамблак отправляется в Киев. Впоследствии эта славяно-православная цивилизация получила дальнейшее развитие в России, а в 18 и 19 веках она снова вернулся в Болгарию через русскую литературу и искусство.
    Мы должны совместно охранять эту цивилизацию, независимо от различных политических процессов.
  15. -2
    2 января 2019 15:59
    Как часто в России бывало, русские приписывают соседям такое же доброе отношение к себе, какое сами испытывают к ним. В результате получаются "братушки", которые вовсе не братушки.

    Надеюсь, Россия излечилась от подобного ошибочного мировоззрения.
  16. -1
    4 января 2019 15:15
    Не слишком интересный вопрос. А кто собственно в Европе любит соседей и не соседей тоже? Французы любят англичан или немцев? Как ни странно, Гитлер считал англичан братьями и это пожалуй период наибольшей любви немцев к британцам. :) Болгария небольшая страна. Но и страны побольше не могут обойтись без опеки и покровительства со стороны больших стран. Такова геополитическая реальность. СССР исчез, Россия не является сверхдержавой, нет идеологии, экономика меньше итальянской. Она собственно сама пыталась пристроиться к штатам в качестве партнера. Ей было не до Болгарии. А Болгарии надо было куда-то определяться. Проект европейский был единственным, где избирателям можно было показывать куда, как и с кем можно улучшать жизнь. Проблема "демократов" в России как раз в том, что им не удалось европейским флагом помахать перед россиянами. Вместо этого ельцинисты разыгрывали заведомо проигрышную партию, собираясь договориться с Вашингтоном по всем пунктам, включая невключение бывших союзников в свою зону влияния. Куда им было выгодно попасть. Бороться с этим Россия не могла. Но воспринимать это как личное - глупо. Так легли геополитические карты. Брать пример надо было с Китая. То есть, не сняв штаны бежать за Западом. А засучив рукава и зубы - работать лучше. Вот как немцы, например. Вот их точно никто не любит. Из соседей. Но уважают. Исторические экскурсы как причина исторических обид напоминают мне ковыряние в носу. Доставляет удовольствие - и ради Бога, но стоит увлечься как пойдет кровь.
  17. -1
    4 января 2019 15:31
    Факт состоит в том, что Болгария в нынешнем виде провинциальная окраина Европы. Потрошение исторических перин настолько глупо насколько бессмысленно. Германцы-франки довольно малым числом завоевали Галлию. Можно сказать присоединили её к германским землям. И от Хлодвига до Карла Великого составляли элиту государства, все это время разговаривая на немецком наречии( 300 лет!) и ... охраняя потомком галлов от завоевания другими германскими племенами, вспомним соседей бриттов, которых вообще ликвидировали как народ. Но насколько французы сейчас гордятся своим галльским прошлым, хотя галлов сначала переделали римляне, а потом германцы. Ясен пень, что болгар упрекать за то, что их победили булгары и 300 лет были элитой, значит забывать многочисленные аналогичные исторические загогулины. Иван Грозный как известно отнюдь не гордился тем, что он славянин-русский. Напротив, искал предков среди Рюриковичей-варягов и Гедиминовичей-литовцев. Да и предков-татар у русского дворянства было ну очень значительный процент. Включая царя Бориса Годунова. Какая разница, кто кого крестил и сколько там в крови крови коренной национальности? Факт второй состоит в том, что Россия - это цивилизация больше чем государство. По совокупности признаков. Ну, вот Китай - это же тоже цивилизация.
  18. +4
    5 января 2019 04:42
    Слишком поздно увидел коментарии и публикацию, так что вынужден сказать что думаю только для протокола. Но все таки должен сказать, что:
    1. Мне надоело видеть подобные перепалки – они всегда одинаковые – обиженные на весь мир, закомплексированные русские, с безграмотной агресивностью набрасываются называть болгар предателями и никого, кроме себя, слушать не хотят. Ни разу не видел в этих собачьих перепалках человеческий разговор – только это.
    2. Вовсе не мы русских, а они нас предали и в канаву помирать безжалостно бросили. Случилось это в конец девяностых годах прошлого века когда они внезапно, подло и безответственно потребовали от нас сразу перевести всю торговлю с рублей на доллары. Это за считанные секунды наповал убило всю нашу экономику, все заводы остановились и все сельское хозяйство умерло.
    3. Так – мигом потеряв все рынки – мы медленно начали сдыхать. И до сих пор еще сдыхаем, но скоро все кончиться – еще немного нас осталось – все молодые наши люди (почти что 40% населения) в Европу зарабатывать давно пошли. И продолжают уходить, а то умерли бы здесь с голода точно и без всякого сомнения.
    4. Но мы не жалуемся – мы народ маленький, но стойкий, и у нас история долгая – это нам не в первый раз. Судьба маленьких народов всегда такая – надо знать жить и уметь плавать годами, а то и веками, в серной кислоте – и мы это хорошо умеем. Переживем и голод, и ЕС, и НАТО – ведь гораздо хуже и не раз с нами бивало.
    5. Между впрочем, чтоб знали – на это много книг написано и научных исследований вышло, в том числе серьезных экономических с данными и фактами – в конце концов всегда получалось так, что болгары устраивались и жили лучше основной массы своих имперских доминантов – как в отоманской, так и в советской империи. И в Европе тоже так случиться, но это – процесс очень медленный и поколения на нем уходят. Все таки – рановато вам еще радоваться на наше учиненное вами несчастье – мы очень трудно умираем.
    6. А ваше неслыханное в истории мира огромное предательство, когда вы под конец социализма неожиданно и подло нас в канаву помирать бросили, мы никогда не забудем. Будем помнить навсегда. Сейчас в Европе нам не то что плохо, а очень даже плохо – но мы никогда больше в одной упряжке с вами пахать не ввяжемся – вы всегда способны не задумываясь внезапно каждого на смерть кинуть.
    7. Не зря пословица, что у вас друзей нет. И не зря вы ею очень горды, даже не задумываясь, что это у дураков только друзей нет. Врагов нет у умных людей, а не то что с друзьями нехватка получается. А у вас – в точности, да наоборот и не зря наоборот – вы не только своим друзьям, но и всему миру доказали и показали, что вам верить нельзя, когда вы всех своих союзников на помойку помирать бросили. Вот поэтому и не доверяют вам и доверять не будут.
    8. Касательно вашего газопровода в Южную Европу. Вы смешны. Это как по вашему – мы маленькие игроки – должны были ваши игры с большими игроками улаживать? Kак вы это себе представляете? Вы не справились и вам помешали в Южную Европу свой газ прокачивать, но мы на это выходим виноваты – что вам запрещают – так что ли? Подло товарищ Путин на нас свою вину питается сбросить. Не надо – всем ясно, что он не справился, а не мы виноваты.
    9. И потом – какая гарантия, что вам опять не вздумается нас кинуть и кислород перекрыть – вы же один раз уже точно так сделали. Может опять внезапно для себя только думать начнете? Опыт что показывает? Где один раз крыша потекла, там опять это обязательно повторится, пока всю крышу не заменить – так люди говорят. Так что – крышу для начала смените и тогда к людям торговать навязывайтесь. А то опять мы ему в чем-то виноваты окажемся, с чем он справится не смог.
    10. Последние. Мои люди болгарские все вам очень хорошо объяснили и разъяснили, причем в несколько раз, так что я с ним повторяться не буду. Только одно под конец скажу – Македония это действительно сердце Болгарии – мы много раз пытались и огромные реки нашей крови на ее неспешного освобождения истекли. То же самое у вас сегодня с Украиной повторяется! Может сейчас на своем современном опыте на Украине вам наконец удастся понять, что другим причинили, когда им упорно мешали и всякие препятствия им чинили свое историческое сердце вновь приобрести? Но я не желаю вам зла – по украинскому вопросу мы тут все с вами – потому что на своей шкуре давно это испытали и много крови пролили.
    1. 0
      5 января 2019 12:21
      Молодец! Хорошо сказал.
  19. +2
    5 января 2019 14:50
    Сел я сегодня на свежую голову смотреть, что ночью написали.
    Так вот что:
    Никогда не забывайте, пожалуйста, что война с турками Россия начала не за "освобождение братьев славянских". Отнюдь нет.
    Это только народу своему так лгали и он в это конечно - верил. Пропаганда и в те времена те же самые как сегодня фокусы с простыми людьми вытворяет - почему не верить, цель-то во-как благородная. Вот и поэтому мы памятники русскому народу сегодня свято чтим. Низкий поклон всегда им от нас будет! Наши дети и внуки тоже так воспитаны. Так что не надо беспокоится - чтить будем всегда.
    Но на самом деле другую правду - та которая русского государства в верхах заправляла - тоже забывать не надо. Никогда.
    Русской империи в то время теплые моря и порты нужны были - как и сейчас между впрочем. Вот поэтому и против турков они решились пойти. Не из-за каких-то болгар там мелких, в рабстве проживающих. Русские люди ведь до этого времени тоже крепостными были, так что - какая им разница в верхах кто раб, кто крепостной? Материал это, ресурс так сказать, для них - одинаковый.
    Но, к сожалению - к теплым морям русских не пустили и великую победу им подло украли. Общее горе наше.
    Мы это хорошо понимали и много раз пытались эту по-англосаксонски гадкую мерзость исправить - участие болгар во всех войн после этого только этим было верховодило.
    К сожалению, однако - в русских верхах точно обратный после этого вывод сделали - они со своими врагами, победу у них укравшими, союз заключили и верно, и долго его соблюдали.
    Вот и поэтому они нам всегда мешали и всяких препятствии на восстановление целостного болгарского государства чинить начали.
    С сербами подружились, на нас натравили и потом (черт бы их подрал, лучше было бы!) даже ... Македонию им подарили. А ведь сербы наши братья - мы с ними и со всеми здесь на Балканах одной крови - так генетические исследования показывают.
    Но черт с ними, с исследованиями - и без них мы давно тут все поняли и отлично знаем.
    А вот - вы что натворили - вы и до сих пор не знаете и не понимаете!
    Но, да будет вам по крайней мере это известно - мы именно поэтому в Европу с радостью пошли и стоим до сих пор - потому что Европа границ, всех нам давно и жестоко мешающих, стереть хочет и на объединение устремляется!
    Вот как-то так, уважаемые.
  20. +3
    6 января 2019 10:42
    Спокойно, русофилов в Болгарии большинство. Мы скоро снова будем братьями. Я должен подчеркнуть, что некоторые российские лидеры также несут ответственность за такое положение дел. Например, царь Александр III. Он, ненавидя своего отца (под бременем своей матери), ненавидел своего двоюродного брата Александра Баттенберга, княза Болгарии. Кроме того, его антилиберальная политика в отношении либералов в Болгарии создала определенные русофобские настроения.
    Не могу не упомянуть ошибки Горбачева и Ельцина. Они не только разрушили СССР, но и дали возможность антироссийским группировкам появиться в странах бывшего советского лагеря.
    1. +1
      7 января 2019 20:55
      Товарищ, Болгария уже выбрала свой путь, о чем вы говорите? Русофобов здесь нет, я говорю на ихнем языке, но не принимаю надменное отношение наших больших братьев.
  21. +2
    6 января 2019 10:55
    В Болгарии был опрос: что лучше всего защитит страну. И болгары ответили - не НАТО, членом к которого мы являемся, а Россия. Итак, одно - это правление, а другое - люди.
  22. +1
    6 января 2019 18:09
    Про нахлебников и про то, кто кого кормил:
    Вопрос очень простой, но ... не надо искать ему ответ „смотря одним глазом вверх и закрывая другим вниз” в советской бухгалтерии. Это так только пропаганда делает и основная масса русского населения давно одурманена ее фокусами.
    Но ... почти что 40 лет уже прошло со дня „непорочного” зачатия совершенно беспросветной идеи о перестройке в безграмотных партийных верхах советской разведки и туман этого „глубоко” засекреченного разнузданного безумия давно уже улетучился.
    Сейчас можно спокойно издали и сверху посмотреть что с русскими людьми случилось после того как их „руководители” их полностью зомбировали в те времена и „убедили” их поверить, что им плохо, потому что они ... нахлебные государства кормят.
    Так вот поэтому под конец и как вершина перестройки они совершенно „по-братски” всех своих союзников полностью неожиданно и совершенно подло отрезали и бросили.
    И что потом случилось?
    Русским лучше от этого стало?
    Отнюдь нет.
    Более чем 20 лет после этого надо было пройти, чтобы цены на нефть на какое-то время пошли вверх и русским хоть чуточку на колени можно было временно подняться.
    Тем более что курам насмех – их нефть даже ... не их, а по правду говоря принадлежит каким-то там евенкам, евнухам и прочее олухам.
    Но это сейчас не важно, важно другое:
    Что этот „анти-измамно-бухгалтерский” взгляд сверху и издали сегодня нам показывает?
    А то, что – если отбросить эффект нефтяного допинга – во времена социализма русские со своим неудержимо тяжело страдающим манией величия военным комплексом даже себя прокармливать не были в состоянии.
    Так что – тогда не они кормили своих союзников – союзники их кормили!
    Вот как-то так, уважаемые – история на это ясно сегодня указывает и может быть пришла вам пора очухаться?
    Потому что вас продолжают еще со времен перестройки этой жирной милиционерской лажей – про союзников нахлебников – одурманивать!
    Вот что сегодня самое жалкое.
    Мол видел он как-будто бы какие-то цифры про союзников-нахлебников, но они мол до сих пор чересчур уж секретные-мол были – так по телевидении болтал какой-то сверхвысокопоставленный внешнеполитический секретчик еще со времен Ельцина и блаженно-продолжающий пользоваться сверхбольшим уважением и во времена Путина.
    Верьте им и блаженны будете!
    О выводах истории не думайте вообще и ... глазком моргнуть не успеете, когда в яму свалитесь.
    1. +1
      7 января 2019 20:50
      Никто не очухается, пропаганда в России не даст им очухаться. Моя учительница русского языка в СССР говорила, что Федоров создал азбуку!!! Это сколько же надо быть с промытым мозгом, чтобы не знать подобные факты. Сейчас состояние не лучше.
  23. 0
    7 января 2019 14:50
    Расширение конца предидущего послания:

    Потому что вас продолжают еще со времен перестройки этой жирной милиционерской лажей – про союзников нахлебников – одурманывать!

    Вот что сегодня самое жалкое.

    Мол видел он как-будто бы какие-то циферки про союзников-нахлебников, но они мол до сих пор чересчур-уж секретные мол были – так по телевидении болтал какой-то сверхвысокопоставленный дипломатический секретчик еще со времен Ельцина и блажено продолжающий пользоваться сверхбольшим уважением и во времена Путина.

    А что он в циферках понимает-то?

    Разве может он как рыбка между ними плавать и ориентироваться?

    Скорее всего как кувальда тонущая может быть.

    Потому что - не так-же это просто и поэтому я обосновано опасаюсь что предельная глубина этих циферках с ихными колонками поверх стоящими с вместимостью его мозга засекреченного ... полностью не совмещается.

    Так вот:

    Верьте этим тонущим кувальдам и блажены будете!


    О выводах истории не думайте вообще и ... глазком моргнуть не успеете, когда в яму свалитесь.
  24. +1
    7 января 2019 20:46
    Надо напомнить русским братьям, какую политику вели они в начале 19-го века - переселяли чистокровных болгар из Болгарии в южную Россию, а на их месте завозили татар и черкезов. Источник - Г.С. Раковски "Переселение в Русия или руската убийственна политика за българите”, написанная в 1861 г. Спасибо братья.
  25. 0
    8 января 2019 21:14
    Более чен 85-90% из булгарских любИМ Россия.
    Все остальные плевать на Россию ради деньги, они говорят по телевидение, радио...
    Все люди в ефире только такие

    Ненавист булгарских на Росиия - это только ложь и пропаганда.

    Привет от един българин.
    1. +1
      8 января 2019 23:11
      Может наконец из-за любви выучите русский язык получше?
  26. +1
    10 января 2019 13:59
    Меня удивляет несколько странное восприятие истории болгарской молодежью.
    В Софии есть улица Сан-Стефано. Почитать этот договор - все (или очень многое) в шоколаде. Но, люди, особенно молодые отказываются помнить, что русские войска не взяли Стамбул и не переправились через Босфор по причине ультиматума главных европейских держав. Россия не была готова получить ещё одну Крымскую войну. Политика - искусство возможного. На 1878 год результат был вполне себе. Россия не собиралась ничего забывать Османской империи, но надо было поднакопить сил. Потому Россия и проглотила пилюлю на Берлинском конгрессе, на котором досталось Болгарии, вернее её обкорнали. Так что когда Российской империи пеняют про "оставление братушек", хотелось бы спросить: а под чьим давлением пришлось делать уступки?
    Почему-то в Софии улицы Берлинского конгресса или, даже, Берлинской улицы нет
  27. +1
    11 января 2019 20:46
    Болгары и русские братья? Вообще-то мой брат здесь, в Болгарии. У меня братьев в России нет, не было и у моего отца, и дедушки. Столько про братьев.
    Давайте про освобождение Болгарии. Может напомните, когда это случилось? До 22 сентября 1908г Болгария была зависима. И свою независимость болгары сами отвоевали. Что тогда случилось в 1877-1878гг. Вернусь чуть раньше.
    Апрель-май 1876г., в Болгарии идёт восстание. Турки жёстко потушили восстание. Но, для Стумбула это не конец проблем. Это их начало. Сразу вслед за восстанием, после много шума в либеральных СМИ, организована и началась Константинопольская конференция. На ней обсуждалась судьба Болгарии, но и судьба Черногории, так же и Босня. Султан не согласился с решением конференции, великие силы отозвали своих послов. И тогда русская империя поняла, что теряет Балканы. Если не сразу, то спустя короткого времени султан согласился бы на условия великих сил и это было бы удар по России. Поэтому поспешили начать войну за Балканы. Поэтому болгары не были рады видя на своей земли русских сопог. Выводы после русско-турецкой войны:
    1. Болгария не была освобождена;
    2. Болгарских территории разделили на три (включая Македонию)
    3. Русская армия всего лишь наемная армия, а никакая не братская. Первое что захотела русская империя от Болгарии (не понятно за что) это 32,5тонн золото.
    Русские, отстаньте от Болгарии. Мы вам уже благодарили, хватит уже напрашиваться на благодарность. Не должны мы вам ни чего. Наш долг оплачен давно.
    Не говоря о том, что русская армия два раза нападала на Болгарию. Правда, в первый раз трусливо сбежали за пределами Румынии. Так что, не братья мы.
    У вас есть газ и мы его покупаем, у нас есть есть помидоры и огурцы, мясо и сыр. Вам не нравится и вы не покупаете. Если мы сможем купить газ дешевле русского, то мы оттуда и купим. Вот такие должны быть наши отношения и все.
    А на счёт того, что в Болгарии 96% населения русофилы, то знайте, вас кто-то обманывает. Не правда
    1. +1
      12 января 2019 15:39
      Это кто тебя, Стоянушка, так плохо думать учил - раз у меня братья только в Болгарии, значить и у всех болгар все братья только в Болгарии должны быть.

      Ты кто такой? Стандартный образец болгарского родолюбия, что ли? Что это у тебя за логика такая примитивная? Не надо всех нас под твоим общим знаменателем приводить - слишком невесом на общем фоне твой знаменатель и чересчур он узколоб для всего народа нашего.

      Да, ты правильно возразил здесь против русского узколобия - нам всем оно не нравиться, мы его не принимаем и тебя всегда поддерживать против него будем.

      Но не забывай, пожалуйста, братишка мой родной, что такого-же узколобия, хоть оно и болгарское, мы здесь в Болгарии тем-же самым образом не принимаем как и русское.

      Мы не все тут такие как ты и как они - примитивные.

      Да, в Болгарии большинство людей русофили, а не русофобы. Было бы иначе, наш немецкий царь всех нас на фронт против русских послал бы. Но он хорошо знал, что это у него никак не получиться.

      Так что - против истории не ходи и глупости не говори - будь добрым, пожалуйста!
      1. 0
        12 января 2019 16:22
        А ты кто такой? Думай что хочешь о русских, даже, если тебе так они нравятся иди в России жить. Для меня Болгария и болгары гораздо важнее, чем русские и Россия. Я уже сказал, наши отношения должны быть "ваши персики дорогие, мы их покупать не будем. Зато ваши помидоры и дешевле и вкуснее и мы их будем покупать", так же и мы должны так же покупать русский газ или нефть. Выгодно купим, не выгодно нет.
        А про русских, я тебе расскажу историю пятилетней давности. В городе Бяла живут русские, там по пьянке у двоих мужиков разговор:
        - Слушай, а чё Путин только Крым взял, надо было и Болгарию.
        Понимаешь я о чём? Понимаешь, почему они нам не братья? И кто наш брат? Башкиры или ингуши, комяки или уральцы? Да они братья с финнами, а не с нами.
      2. 0
        12 января 2019 16:34
        И ещё, о какой войне идёт речь? Если о Второй мировой, то тогда наш царь болгар, он родился и вырос в Болгарии. По твоей логике, Петр первый, Алексей второй, Николай первый не русские, а шведы.
        А если о Первой мировой, то как раз немецкий царь наш, отдал приказ не воевать с русскими, но болгарские генералы как раз наоборот, вышвырнули русских солдат далеко за пределами даже не Болгарии, а Румынии.
        И кстати, до прихода коммунистов болгары отнюдь не русофилы, а наоборот русофобы. Это коммунисты поменяли нашу историю
        1. +1
          12 января 2019 21:30
          Я же тебе сказал - ты примитивный, твоя логика и твои представления тоже примитивные - с тобой разговаривать бесполезно. Немец всегда немцем остается - это у всех людей генетическое и с местом рождения никаким образом не связано - только примитивные люди верят в обратное. Родился царь в Болгарии и болгарином стал. Глупости. Так болгаринами не становяться, примитив уважаемый! Хватит с тобой время терять. Муравью пользящему на помойке не объясняют почему земя круглая - это он понять не можеть. Ползи себе дальше и на людей не рипайся.
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
                1. 0
                  12 января 2019 22:08
                  Ну почему же? Думаешь русских лучше меня знаешь? Пари не ставь на это.
                  Давай про историю поспорим? В 1830 г. Османская империя на грани распада, Греция сама боролись с империей и получила свою независимость. Египет с Мухаммедом Али египетский на пороге Константинополя. Угадай, кто помогает Махмуду второму спасти османскую империю? Вот именно, русская империя. Прочитай про "босфорскую экспедицию".
                  Вот и вся она братская любовь русских.
                  1. Комментарий был удален.
                    1. Комментарий был удален.
              2. 0
                13 января 2019 00:08
                А кроме фактов, логика есть? Нет, отсуствует.