Променять пять фрегатов на один крейсер: модернизация «Нахимова» ошибочна?
Уже в следующем 2022 году в строй будет введен новый флагман ВМФ РФ «Адмирал Нахимов». Его собрат по серии 1141 «Петр Великий» тогда спустит флаг и направится на «Севмаш», где пройдет аналогичную модернизацию. Тяжелый атомный крейсер серьезно повысит ударную мощь и боевую устойчивость немногочисленного российского надводного флота, но, несмотря на это, звучат голоса, призывающие потратить эти средства на строительство новейших фрегатов. Кто же более прав в этой ситуации?
При СССР успели построить всего 4 ТАРК проекта «Орлан», гигантских «убийц авианосцев». Каждый из крейсеров имеет огромную ударную мощь, способную отправить на дно АУГ противника, а также неограниченную дальность хода, благодаря наличию 2 ядерных силовых установок. Главным оружием ТАРК являются противокорабельные ракеты «Гранит», также на борту имеется двуствольная автоматическая артиллерийская установка калибра 130 мм АК-130 с прицельной дальностью в 25 километров, два пятитрубных торпедных аппарата и три противолодочных вертолета. Для своего времени «Орланы» были по-настоящему грозным оружием.
Однако время и дефицит финансовых средств сделали свое черное дело. В строю остался только «Петр Великий». «Киров», он же «Адмирал Ушаков», выведен из состава флота и ждет утилизации. «Адмирал Лазарев» небоеспособен, законсервирован и застрял в подвешенном состоянии: денег на модернизацию нет, но и утилизировать его пока не решились. Лучше всех дела обстоят у «Адмирала Нахимова». На ремонт он формально был направлен еще в 1999 году, но выгрузка ядерного топлива началась лишь в 2008-м. Реальные работы по модернизации стартовали только в 2012 году, а сдача крейсера ожидалась в 2018 году. Как видим, сроки сдвинулись вправо, скептики и вовсе говорят про рубеж 2024-2025 годов.
Что же сделано с «Адмиралом Нахимовым» в рамках модернизации?
Прежде всего, замене подлежало все ракетное вооружение и система ПВО крейсера, поскольку они довольно сильно устарели, что привело к существенному снижению его боеспособности. Вместо 20 «Гранитов» установлено 80 ячеек универсальных установок вертикального пуска 3С14, соответственно в 4 раза выросло количество ракет в боезапасе. Увеличилась и их номенклатура: теперь это могут быть и дозвуковые «Калибры», предназначенные для поражения морских и наземных целей, и сверхзвуковые противокорабельные «Ониксы», а в перспективе – и гиперзвуковые «Цирконы».
Укрепилась и противовоздушная оборона. В ближней зоне «Панцирь-МЕ» заменил собой устаревший «Кортик», в средней зоне на расстоянии до 150 километров небо прикроет ЗРК «Редут». ЗРС «Форт-М» располагает 92 ячейками зенитных ракет, чтобы сбивать цели в радиусе до 200 километров. Специалисты указывают, что ТАРК сможет применять сверхдальнобойную зенитную ракету 40Н6, которой по силам поразить летящий объект на расстоянии до 400 километров. Для защиты от атак со стороны субмарин установлен комплекс «Пакет-НК», имеющий на оснащении тепловые торпеды МТТ и реактивные противоторпеды М-15.
Все это сделает «Адмирала Нахимова», а также другие крейсера данного проекта после их модернизации, более устойчивыми в противостоянии с АУГ противника. Всего один ТАРК во главе соединения судов, имея столь мощную систему ПВО, сможет легко держать в отдалении самолеты-разведчики и самолеты-помехопостановщики и даже сбить целое атакующее крыло палубной авиации. «Орланы» - это грозная сила, с которой придется считаться. Однако в каждой бочке меда есть своя ложка дегтя. Критики модернизации старых крейсеров высказывают вполне здравые аргументы против:
Во-первых, это очень дорого. «Адмирал Нахимов» по предварительным оценкам должен был обойтись бюджету в 50 миллиардов рублей, но из-за задержек и общей сложности проекта сумма уже возросла до 80-90 миллиардов, а в итоге может составить все 100. На эти средства можно построить 4-5 новеньких фрегата проекта 22350 «Адмирал Горшков». Их вооружение уступает «Адмиралу Нахимову», но лишь количественно. Однако оно тоже представлено «Калибрами», «Ониксами» и в перспективе – «Цирконами», ЗРК «Редут» и «Пакет-НК». Один гигантский крейсер с ядерной силовой установкой – это хорошо, но 5 фрегатов дальней морской зоны – возможно, еще лучше?
Во-вторых, это очень долго, многолетняя модернизация одного ТАРК отнимает львиную долю ресурсов предприятия «Севмаш», которые могли бы пойти на строительство подлодок серии «Ясень».
Действительно, большая доля правды во всем этом есть. Однако надо учитывать дополнительные факторы. Программа строительства больших надводных кораблей у нас фактически сорвана, а сроки постоянно срываются вправо. Корабли строятся очень медленно, немало этому поспособствовал разрыв промышленных связей с Украиной, которая отказалась поставлять для них силовые установки. Перспективный проект ракетного эсминца «Лидер» с ядерной силовой установкой положен под сукно. Когда реально появятся эти 4-5 новых фрегатов, непонятно. Зато уже есть в наличии несколько «Орланов», один взгляд на которые внушает трепет.
В этих условиях глубокая модернизация старых боевых кораблей является достаточно рациональным шагом, пока отечественное судостроение приходит в себя и проходит процесс импортозамещения ключевых компонентов. Как говорится, лучше «Орлан» в руке, чем журавль в небе.
Информация