Променять пять фрегатов на один крейсер: модернизация «Нахимова» ошибочна?

13

Уже в следующем 2022 году в строй будет введен новый флагман ВМФ РФ «Адмирал Нахимов». Его собрат по серии 1141 «Петр Великий» тогда спустит флаг и направится на «Севмаш», где пройдет аналогичную модернизацию. Тяжелый атомный крейсер серьезно повысит ударную мощь и боевую устойчивость немногочисленного российского надводного флота, но, несмотря на это, звучат голоса, призывающие потратить эти средства на строительство новейших фрегатов. Кто же более прав в этой ситуации?

При СССР успели построить всего 4 ТАРК проекта «Орлан», гигантских «убийц авианосцев». Каждый из крейсеров имеет огромную ударную мощь, способную отправить на дно АУГ противника, а также неограниченную дальность хода, благодаря наличию 2 ядерных силовых установок. Главным оружием ТАРК являются противокорабельные ракеты «Гранит», также на борту имеется двуствольная автоматическая артиллерийская установка калибра 130 мм АК-130 с прицельной дальностью в 25 километров, два пятитрубных торпедных аппарата и три противолодочных вертолета. Для своего времени «Орланы» были по-настоящему грозным оружием.



Однако время и дефицит финансовых средств сделали свое черное дело. В строю остался только «Петр Великий». «Киров», он же «Адмирал Ушаков», выведен из состава флота и ждет утилизации. «Адмирал Лазарев» небоеспособен, законсервирован и застрял в подвешенном состоянии: денег на модернизацию нет, но и утилизировать его пока не решились. Лучше всех дела обстоят у «Адмирала Нахимова». На ремонт он формально был направлен еще в 1999 году, но выгрузка ядерного топлива началась лишь в 2008-м. Реальные работы по модернизации стартовали только в 2012 году, а сдача крейсера ожидалась в 2018 году. Как видим, сроки сдвинулись вправо, скептики и вовсе говорят про рубеж 2024-2025 годов.

Что же сделано с «Адмиралом Нахимовым» в рамках модернизации?

Прежде всего, замене подлежало все ракетное вооружение и система ПВО крейсера, поскольку они довольно сильно устарели, что привело к существенному снижению его боеспособности. Вместо 20 «Гранитов» установлено 80 ячеек универсальных установок вертикального пуска 3С14, соответственно в 4 раза выросло количество ракет в боезапасе. Увеличилась и их номенклатура: теперь это могут быть и дозвуковые «Калибры», предназначенные для поражения морских и наземных целей, и сверхзвуковые противокорабельные «Ониксы», а в перспективе – и гиперзвуковые «Цирконы».

Укрепилась и противовоздушная оборона. В ближней зоне «Панцирь-МЕ» заменил собой устаревший «Кортик», в средней зоне на расстоянии до 150 километров небо прикроет ЗРК «Редут». ЗРС «Форт-М» располагает 92 ячейками зенитных ракет, чтобы сбивать цели в радиусе до 200 километров. Специалисты указывают, что ТАРК сможет применять сверхдальнобойную зенитную ракету 40Н6, которой по силам поразить летящий объект на расстоянии до 400 километров. Для защиты от атак со стороны субмарин установлен комплекс «Пакет-НК», имеющий на оснащении тепловые торпеды МТТ и реактивные противоторпеды М-15.

Все это сделает «Адмирала Нахимова», а также другие крейсера данного проекта после их модернизации, более устойчивыми в противостоянии с АУГ противника. Всего один ТАРК во главе соединения судов, имея столь мощную систему ПВО, сможет легко держать в отдалении самолеты-разведчики и самолеты-помехопостановщики и даже сбить целое атакующее крыло палубной авиации. «Орланы» - это грозная сила, с которой придется считаться. Однако в каждой бочке меда есть своя ложка дегтя. Критики модернизации старых крейсеров высказывают вполне здравые аргументы против:

Во-первых, это очень дорого. «Адмирал Нахимов» по предварительным оценкам должен был обойтись бюджету в 50 миллиардов рублей, но из-за задержек и общей сложности проекта сумма уже возросла до 80-90 миллиардов, а в итоге может составить все 100. На эти средства можно построить 4-5 новеньких фрегата проекта 22350 «Адмирал Горшков». Их вооружение уступает «Адмиралу Нахимову», но лишь количественно. Однако оно тоже представлено «Калибрами», «Ониксами» и в перспективе – «Цирконами», ЗРК «Редут» и «Пакет-НК». Один гигантский крейсер с ядерной силовой установкой – это хорошо, но 5 фрегатов дальней морской зоны – возможно, еще лучше?


Во-вторых, это очень долго, многолетняя модернизация одного ТАРК отнимает львиную долю ресурсов предприятия «Севмаш», которые могли бы пойти на строительство подлодок серии «Ясень».

Действительно, большая доля правды во всем этом есть. Однако надо учитывать дополнительные факторы. Программа строительства больших надводных кораблей у нас фактически сорвана, а сроки постоянно срываются вправо. Корабли строятся очень медленно, немало этому поспособствовал разрыв промышленных связей с Украиной, которая отказалась поставлять для них силовые установки. Перспективный проект ракетного эсминца «Лидер» с ядерной силовой установкой положен под сукно. Когда реально появятся эти 4-5 новых фрегатов, непонятно. Зато уже есть в наличии несколько «Орланов», один взгляд на которые внушает трепет.

В этих условиях глубокая модернизация старых боевых кораблей является достаточно рациональным шагом, пока отечественное судостроение приходит в себя и проходит процесс импортозамещения ключевых компонентов. Как говорится, лучше «Орлан» в руке, чем журавль в небе.
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    20 января 2021 16:22
    Уже в следующем 2022 году в строй будет введен новый флагман ВМФ РФ «Адмирал Нахимов».

    Очень интересно, чего судьба злодейка уготовила этому "Нахимову" ? Я очень хочу чтоб это было не так, но факты упрямая вещь, не было корабля с именем Нахимов, чтоб с ним ничего не случилось. Ну что трудно его переименовать скажем в "Ушаков" Ушаков не проиграл ни одного сражения на море.

    1. +2
      20 января 2021 21:36
      Нет никакого рока. Броненосный крейсер ,,Адмирал Нахимов'' погибший в Цусимском сражении был устаревшим изношенным кораблем, а переименованный и наскоро переделанный в пассажирский корабль ,,Адмирал Нахимов'' трофейный транспортный корабль ,,Берлин'' тоже ни новизной ни выучкой экипажа не отличался, это был последний рейс перед списанием старого корыта на гвозди, ставший для него роковым из за криворукости двух кепов.
  2. +1
    20 января 2021 16:33
    в последне время все лихо начали строчить статьи на тему этого корабля. Но как и другие все они вдоль и поперек одно и тоже. ОБсасывание одного и того же. В общем ничего нового.
  3. -2
    20 января 2021 16:49
    Вроде вчера уже читал точно такое же, здесь или не здесь.
    Если вспомнить пословицу "плохому танцору .... мешают", то все зависит от целей, что ставятся.
    Может, цель - научится модернизировать крупные корабли?
  4. -1
    20 января 2021 17:03
    Когда реально появятся эти 4-5 новых фрегатов, непонятно.

    Вот это правильный вопрос. Поэтому правильно делают, что модернизируют и не только корабли. А танк Т-72 и МИГ-31. А Путин пусть калоши модернизирует!
    1. 123
      +3
      20 января 2021 17:16
      Путин пусть калоши модернизирует!

      Чем вас старые не устраивают? Носите на здоровье, не привередничайте laughing
  5. 123
    +3
    20 января 2021 17:15
    Довольно странная логика belay

    Во-первых, это очень дорого. «Адмирал Нахимов» по предварительным оценкам должен был обойтись бюджету в 50 миллиардов рублей, но из-за задержек и общей сложности проекта сумма уже возросла до 80-90 миллиардов, а в итоге может составить все 100. На эти средства можно построить 4-5 новеньких фрегата проекта 22350 «Адмирал Горшков».

    Во-вторых, это очень долго, многолетняя модернизация одного ТАРК отнимает львиную долю ресурсов предприятия «Севмаш», которые могли бы пойти на строительство подлодок серии «Ясень».

    Во первых, нельзя пойти в супермаркет и купить пол десятка фрегатов. Скорость их строительства обусловлена скорее возможностями судостроительной отрасли а не отсутствием денег. На момент начала модернизации крейсера серийное производство фрегатов не было налажено. К 2022-му году мы бы не получили ни крейсер ни фрегаты.
    Во вторых, тоже касается и "Севмаша". Бореи и Ясени новые проекты, довод что модернизация крейсера затягивает их строительство довольно спорный. Кстати, их и дальше планируют выпускать по 1 лодке каждого проекта в год. и "Нахимов" здесь не причем.
    Ну и наконец это разные корабли. Вы же сами пишите что с кораблями 1 ранга проблемы. А это оно и есть, причем лучший в мире.
    1. 0
      21 января 2021 08:32
      Цитата: 123
      Во первых, нельзя пойти в супермаркет и купить пол десятка фрегатов. Скорость их строительства обусловлена скорее возможностями судостроительной отрасли а не отсутствием денег. На момент начала модернизации крейсера серийное производство фрегатов не было налажено. К 2022-му году мы бы не получили ни крейсер ни фрегаты.
      Во вторых, тоже касается и "Севмаша". Бореи и Ясени новые проекты, довод что модернизация крейсера затягивает их строительство довольно спорный. Кстати, их и дальше планируют выпускать по 1 лодке каждого проекта в год. и "Нахимов" здесь не причем.
      Ну и наконец это разные корабли. Вы же сами пишите что с кораблями 1 ранга проблемы. А это оно и есть, причем лучший в мире.

      Да я, я общем, это же самое и написал. В статье возразил чужому мнению.
      1. 123
        0
        21 января 2021 14:59
        Да я собственно не вам в укор, на автомате на ошибку в рассуждениях среагировал. laughing
  6. +2
    20 января 2021 23:06
    Даже если бы мы не потратили средства на Нахимова, мы не смогли бы их направить на строительство Горшковых, т.к. производство последних ограничивает производство комплектующих. А иметь корабль с дальностью ПВО в 400 км очень важно, т.к. это полностью решает задачу, отгоняя за горизонт АВАКСы. Это крайне затрудняет действия противника. Иметь такой корабль означает иметь полноценную КУГ.
  7. +1
    29 января 2021 00:05
    Да нет. Все правильно. Все равно, если бы не занимались бы его модой, 4-5 фрегатов мы бы не построили. Корпуса фрегатов мы лепить можем, а вот силовые установки для них пока нет. Можем выпускать всего один комплект силовой установки, раз в два года. Получается, что эти фрегаты мы бы строили еще 10 лет...А так получим самый сильный ударный корабль в мире. Только бы я его назвал по английской традиции - "НАХИМОВ"!
  8. 0
    23 января 2023 21:27
    Передирают друг у друга одно и тоже , а реальной информации нет никакой. Но удивляет одно, что никто добрых слов не сказал о таком мощном и уникальном корабле. Все кругом дураки , ничего не понимают, дорого и тд. только диванные войска самые мощные. А в реалии уже набрана команда и Нахимов скоро выйдет на испытания. За ним ТАРК ПЕТР 1.
  9. 0
    23 января 2023 21:41
    Цитата: Кошка
    Да нет. Все правильно. Все равно, если бы не занимались бы его модой, 4-5 фрегатов мы бы не построили. Корпуса фрегатов мы лепить можем, а вот силовые установки для них пока нет. Можем выпускать всего один комплект силовой установки, раз в два года. Получается, что эти фрегаты мы бы строили еще 10 лет...А так получим самый сильный ударный корабль в мире. Только бы я его назвал по английской традиции - "НАХИМОВ"!

    Сегодня 23 января 2023 года уже третий фрегат адмирал Головко с серийной ГТУ российского производства проходит испытания и скоро войдет в состав ВМФ , а что касается Николаевского предприятия Зоря Маш-проект , практически прекратило свое существование , не разрушено ,а просто бездарно обанкрочено. Четвертый фрегат Исаков выйдет осенью на испытания. Для Амелько серийное двигло так же готово и скоро должны приступить к центровке.