Nuclear "scimitar" brought over Russia: Turkey's militarization is in full swing


The topic of Ankara's claims to mastering atomic weapons excites minds more and more often. The reason for this is both the quite unambiguous statements of Recep Erdogan himself on this topic, and the specific actions taken by the Turkish side in this direction. Not so long ago, the domestic media and the expert community once again discussed both the realism of the claims of the descendants of the Janissaries to receive the most deadly weapon in the world, and their potential danger.


The absolute majority of the participants in the discussion came to the conclusion: the situation is quite alarming, but the Turks will not succeed. At least in the near foreseeable future. It is very possible that such optimistic conclusions were rushed.

They may or may not, but they definitely want


The reasons for worrying about Turkey's atomic plans are provided, in particular, by the words of its president that it is "unacceptable" for him to prohibit the possession of such weapons (it signed an agreement on its non-proliferation in 1980). Especially at a time when it has the same Israel in its neighbors, which definitely has nuclear weapons in its arsenals. Erdogan's fiery speech on this topic, delivered by him in Sivas last September, says a lot. This is a clear and unambiguous position, and if it is expressed so loudly, it is not without reason. At the beginning of this year, the information about the meeting of representatives of the Turkish and Pakistani armed forces that took place within the framework of the HLMDG (high-level military dialogue) program forced us to return to this topic.

This summit really brought together not low-ranking officials - the Ankara delegation was headed by the Deputy Chief of the General Staff, General Seljuk Bayraktaroglu, and the Pakistani delegation - by the Secretary of State for Defense, General Mian Muhammad Hilal Hussain. According to available data, one of the priority issues currently under way between representatives of the generals of the two countries of negotiations is the issue of Pakistan's transfer of exactly of technologies and components needed to build nuclear weapons. Erogan allegedly discussed such a possibility personally with the chief of staff of the Pakistani ground forces, Kamar Javed Bajwa. In fairness, it should be noted that such versions are voiced mainly by representatives of India, which is very unfriendly to Islamabad, but, as you know, there is no smoke without fire. The neo-Ottoman ambitions of Ankara and its ruler are already visible, as they say, with the naked eye. In addition, their implementation has long gone beyond the scope of propaganda and policy... Just recently, it has resulted in a real military expansion of Turkey in a number of regions of the world.

Nevertheless, most experts are inclined to believe that even with the most ardent desire for nuclear weapons, the Turkish militarists will categorically not see them. Their arguments can be rather easily reduced to three main groups: "they will not be able to", "they will not give" and "it is not necessary". Well, let's look at all of them in order. Those who are firmly convinced that Ankara “does not have sufficient potential to create nuclear weapons - scientific, personnel, technical, production and, ultimately, financial”, I would like to remind you of some things that do not fit into this concept. First of all, according to the Turkish Energy Ministry, the country has its own uranium ore reserve of at least ten thousand tons. Plus thorium ores in much larger quantities. And, by the way, the Americans, who had the rights to develop the corresponding fields, were asked from there back in 2018. The Akkuyu nuclear power plant is being built - in cooperation with Rosatom, by the way.

The first Turkish nuclear reactor began operating at the Chekmece Research Center in 1958. Since then, such centers have increased - it is known about at least one in Istanbul and a couple in Ankara. So there is a research base there. As for the personnel potential, specialists of the corresponding profile are trained, in particular, in our MEPhI. Presumably, future nuclear physicists for Ankara studied and are studying in other countries. There is also a question about the means of delivery. Someone undertakes to argue that not having enough "long-range" ballistic missiles, Ankara with nuclear warheads should not start. The statement is quite controversial, but let's be objective - the Turks do not have such missiles yet. And "bye" is the key word here. In order to understand what their military-industrial complex is capable of, as well as to respond to allegations of "lack of funds for the atomic program", one must familiarize oneself with some fresh figures.

Militarization in full swing


All the same Recep Erdogan just the other day announced that over the past five years, his country has increased funding for military projects 11 times! Think about this figure. According to the Turkish President, having launched about 350 new projects in the military-industrial complex over a five-year period, Ankara has invested in them not $ 5.5 billion, as originally planned, but about $ 60 billion! No money?! Moreover, in accordance with the plans voiced, again, quite recently, by the head of the Turkish Defense Industry Directorate Ismail Demir, by 2023 his department is determined to increase the volume of its own exports of arms and military equipment to $ 10 billion a year. At the same time, the high-ranking official stressed that the first place for the structure he heads and for the country in general today is the question of complete, if possible, import substitution in all military projects. According to him, since 2002, "active work has been carried out to eliminate the dependence of the defense sector on imported components", which "must be completely eliminated." The impressive growth rates of the Turkish military-industrial complex testify to its potential.

Most likely, if Ankara sets out to create its own ballistic missiles, it will create them. Here, by the way, one should not forget about its sharply increased cooperation in the military-technical field with Kiev. Where have Ukrainian missile technologies “surfaced” there recently? In the DPRK, if I'm not mistaken? Well, it will be much easier for Erdogan to get them than Kim Jong-un. What else do we have for arguments? "They won't give ?!" Well, yes, of course - after all, Turkey is a NATO member, aspires to the European Union and certainly does not want to spoil relations with them, violating the NPT and creating nuclear weapons ... In order to assess the degree of validity of such statements, I propose to turn to a very interesting interview , which was recently given to Ahval by the former EU ambassador to Ankara, Mark Pierini.

This diplomat is convinced that Ankara "dropped out of NATO's defense architecture many years ago" and "finally abandoned it with the purchase of Russian S-400s." Pierini makes it clear that as long as Erdogan is in power in Turkey, who last year honored Macron as a "weak-minded", it cannot be a question of not only implementing this country's application for EU membership, but of any significant normalization relationship with her. In fact, for Europe and NATO today, Ankara is a “cut off hunk” because of its “completely autocratic system of government” and aggressive foreign policy. Do you think Erdogan is not aware of this? The extent to which this leader is subject to mental anguish and doubts in connection with the criticism, threats and even very real sanctions erupted at him, is perfectly demonstrated by the story of the acquisition of our Triumph air defense systems. No pressure from Washington has moved the stubborn Turk from his position not one iota. It is clear that a nuclear program is not an “incorrect” air defense system. Here the reaction will be much sharper and more friendly. And Ankara understands this very well too.

If you still believe that the nuclear ambitions there are more than real, then the reason for the purchase of the S-400 becomes much clearer, over which, I remember, many made fun of. After all, there was talk that in this way Erdogan was "throwing money down the drain in order to indulge his pride and raise his status in the region"? Let me suggest that our air defense systems should become a shield against the IDF Air Force, which will not hesitate to visit Turkey with a far from friendly visit, as soon as its atomic program becomes a reality. So it was with Iran, so Ankara is insured. It should be understood that there, most likely, they intend to acquire a "nuclear yatagan" on the assumption that in the very near future the entire system of world security and deterrence in the field of armaments, which is already based on parole, will finally and irrevocably collapse completely.

Erdogan and his followers are preparing to act in a world where there will no longer be any treaties prohibiting anything, and the UN and the IAEA will no longer be paid attention even out of pure decency. It is in this world that they intend to build either a new Ottoman port, or Great Turan. And here we cannot do without nuclear weapons (and it is absolutely unnecessary that they should be equipped with ballistic missiles that hit thousands of kilometers). This is to the question that "Turkey does not have military-strategic tasks that need to be solved with the use of nuclear weapons." Moreover, Erdogan is not Gaddafi or Hussein. If he does have a bomb, he will not give it to the West in exchange for any promises - not even mountains of gold.

Against whom will Ankara aim nuclear weapons, if it does have them? Well, there is even nothing to guess. Certainly not against Kurdish rebel formations ... Russia is the eternal main geopolitical enemy of Turkey, the main obstacle to the establishment of its absolute domination, at least in the adjacent regions. It is clear that the Turks will not bring their nuclear potential to the size and quality indicators, even remotely comparable with ours even for a hundred years. And nevertheless ... Today they know very well that one blow of Russian missiles can sink all their really good military fleet. But what will happen if, in a crisis situation, the response to such a warning is the threat of a nuclear mine explosion somewhere in Sevastopol? Or in the Rostov region (do not forget about the Ukrainian-Turkish friendship)?

The most realistic, in my opinion, are the words of Yakov Kedmi, who predicted that Ankara will certainly acquire atomic weapons in the next 10 or 20 years. According to other forecasts, made even earlier, this could happen as early as 2023. One way or another, Russia should not allow the emergence of a "nuclear yataghan" in the hands of new janissaries in any case.
  • Author:
  • Photos used: Türk Silahlı Kuvvetleri Genelkurmay Başkanlığı

Ядерный «ятаган», занесенный над Россией: милитаризация Турции идет полным ходом


Тема претензий Анкары на овладение атомным оружием будоражит умы все чаще. Причиной тому являются как вполне однозначные высказывания самого Реджепа Эрдогана на эту тему, так и конкретные действия, предпринимаемые турецкой стороной в данном направлении. Не так давно в отечественных СМИ и экспертной среде в очередной раз обсуждались как реалистичность претензий потомков янычар на получение самого смертоносного в мире оружия, так и их потенциальная опасность.


Абсолютное большинство участников дискуссии пришли к выводу: ситуация достаточно тревожная, однако ничего у турок не выйдет. По крайней мере – в ближайшем обозримом будущем. Очень возможно, что с подобными оптимистичными выводами поторопились.

Могут или не могут, но хотят однозначно


Основания к тому, чтобы беспокоиться относительно атомных планов Турции, дают, в частности, слова ее президента о том, что для него является «неприемлемым» положение, при котором Анкаре запрещено владение подобным оружием (договор о его нераспространении она подписала в 1980 году). Особенно в то время, когда у нее в соседях имеется тот же Израиль, однозначно имеющий ядерные боеприпасы в своих арсеналах. Пламенная речь Эрдогана на эту тему, произнесенная им в Сивасе в сентябре прошлого года, говорит о многом. Это – четкая и однозначная позиция, и если она высказывается столь громогласно, то неспроста. В начале нынешнего года вернуться к данной теме заставила информация о прошедшей в рамках программы HLMDG (военный диалог на высшем уровне) встрече представителей турецких и пакистанских вооруженных сил.

На этот саммит и вправду собрались чины не низкого ранга – делегацию Анкары возглавлял заместитель начальника Генштаба генерал Сельджук Байрактароглу, а пакистанскую – госсекретарь по вопросам обороны генерал Миан Мухаммад Хилал Хуссайн. По имеющимся данным, одним из приоритетных вопросов ведущихся сейчас между представителями генералитета двух стран переговоров является вопрос о передаче Пакистаном Турции как раз именно технологий и компонентов, необходимых для создания ядерного оружия. Такую возможность Эроган якобы обсуждал лично с начальником штаба сухопутных войск Пакистана Камаром Джаведом Баджвой. Справедливости ради стоит отметить, что озвучиваются такие версии в основном представителями весьма недружественной Исламабаду Индии, но дыма, как известно, без огня не бывает. Неоосманские амбиции Анкары и ее правителя видны уже, что называется, невооруженным глазом. К тому же их реализация давно вышла за рамки пропаганды и политики. Буквально в последнее время она вылилась в реальную военную экспансию Турции в целом ряде регионов мира.

Тем не менее большинство экспертов склонны считать, что даже при наличии самого горячего желания ядерного оружия турецким милитаристам не видать категорически. Аргументы их достаточно легко можно свести к трем основным группам: «не смогут», «не дадут» и «не нужно». Что ж, рассмотрим их все и по порядку. Тем, кто свято уверен, что Анкара «не обладает достаточным потенциалом для создания ядерного оружия – научным, кадровым, техническим, производственным и, в конце концов, финансовым», хотелось бы напомнить о некоторых не вписывающихся в данную концепцию вещах. Прежде всего, по данным турецкого Минэнерго, страна обладает собственным запасом урановой руды в не менее, чем десяток тысяч тонн. Плюс ториевые руды в гораздо большем количестве. И, между прочим, американцев, обладавших правами на разработку соответствующих месторождений, оттуда попросили еще в 2018 году. Атомная электростанция «Аккую» строится – в содружестве с «Росатомом», кстати.

Первый турецкий атомный реактор начал работать в исследовательском центре Чекмедже в 1958 году. С той поры подобных центров прибавилось – известно, как минимум, об одном в Стамбуле и парочке в Анкаре. Так что исследовательская база там как раз имеется. Что до кадрового потенциала, то специалисты соответствующего профиля готовятся, в частности в нашем МИФИ. Надо полагать, будущие физики-ядерщики для Анкары обучались и обучаются и в других странах. Есть еще вопрос по средствам доставки. Кое-кто берется утверждать, что не имея достаточно «дальнобойных» баллистических ракет Анкаре с ядерными боезарядами и заводиться не стоит. Утверждение достаточно спорное, однако давайте будем объективными – у турок пока нет таких ракет. И «пока» тут ключевое слово. Для того чтобы понять, на что способен их ВПК, а также ответить на утверждения об «отсутствии средств на атомную программу», надо ознакомиться с кое-какими свежими цифрами.

Милитаризация полным ходом


Все тот же Реджеп Эрдоган буквально на днях заявил о том, что за последнюю пятилетку его страна увеличила финансирование военных проектов в 11 раз! Вдумайтесь в эту цифру. По словам турецкого президента, запустив в сфере ВПК на протяжении пятилетнего срока примерно 350 новых проектов, Анкара вложила в них не 5.5 миллиардов долларов, как планировалось изначально, а порядка 60 миллиардов! Нет денег?! Более того, в соответствии с планами, озвученными, опять-таки, совсем недавно главой Управления оборонной промышленности Турции Исмаилом Демиром, к 2023 году его ведомство твердо намерено довести до 10 миллиардов долларов в год объемы собственного экспорта вооружений и военной техники. При этом высокопоставленный чиновник подчеркнул, что на первом месте для возглавляемой им структуры и вообще для страны сегодня стоит вопрос полного, по возможности, импортозамещения во всех военных проектах. По его словам, с 2002 года «ведется активная работа по устранению зависимости оборонного сектора от импортных комплектующих», которая «должна быть устранена полностью». Впечатляющие показатели роста турецкого ВПК свидетельствуют о его потенциале.

Скорее всего, если Анкара задастся целью создать свои баллистические ракеты, она их создаст. Тут, кстати говоря, не стоит забывать о резко усилившемся ее сотрудничестве в военно-технической области с Киевом. Где там за последнее время «всплывали» украинские ракетные технологии? В КНДР, если не ошибаюсь? Ну, Эрдогану их получить будет всяко намного легче, чем Ким Чен Ыну. Что у нас еще остается по аргументам? «Не дадут?!» Ну, да, как же – ведь Турция является членом НАТО, стремится в Евросоюз и уж точно не захочет портить с ними отношения, нарушая ДНЯО и создавая ядерное оружие... Для того чтобы оценить степень обоснованности таких утверждений, предлагаю обратиться к весьма интересному интервью, которое не так давно дал изданию Ahval бывший посол Евросоюза в Анкаре Марк Пьерини.

Этот дипломат убежден: Анкара «выпала из оборонной архитектуры НАТО много лет назад» и «окончательно отказалась от нее с покупкой российских С-400». Пьерини четко дает понять – до тех пор, пока у власти в Турции находится Эрдоган, в прошлом году честивший Макрона «слабоумным», речь не может идти не то что о реализации заявки этой страны на членство в ЕС, а о сколько-нибудь существенной нормализации отношений с ней. По сути дела, для Европы и НАТО Анкара сегодня – «отрезанный ломоть» из-за своей «совершенно автократической системы правления» и агрессивного внешнеполитического курса. Думаете, Эрдоган этого не осознает? То, насколько этот лидер подвержен душевным терзаниям и сомнениям в связи с извергаемой на него критикой, угрозами и даже вполне реальными санкциями, прекрасно демонстрирует история с приобретением наших ЗРК «Триумф». Никакое давление Вашингтона не сдвинуло упертого турка с занятой им позиции ни на йоту. Понятно, что ядерная программа – это не «неправильные» средства ПВО. Тут реакция будет в разы более резкой и более дружной. И это в Анкаре тоже понимают отлично.

Если все-таки поверить в то, что тамошние ядерные амбиции более, чем реальны, то куда яснее становится причина покупки С-400, над которой, помнится, многие потешались. Ведь были разговоры о том, что таким образом Эрдоган «выбрасывает деньги на ветер, дабы потешить самолюбие и повысить статус в регионе»? Позволю себе предположить, что наши ЗРК должны стать щитом против ВВС ЦАХАЛ, которые не замедлят наведаться в Турцию с далеко не дружественным визитом, едва ее атомная программа станет реальностью. Так было с Ираном, вот Анкара и страхуется. Следует понимать, что там, скорее всего, намереваются обзавестись «ядерным ятаганом» из расчета на то, что в самом скором времени вся система мировой безопасности и сдерживания в области вооружений, уже сейчас держащаяся на честном слове, окончательно и бесповоротно обрушится полностью.

Эрдоган и его последователи готовятся действовать в мире, где больше не будет никаких договоров, что-либо запрещающих, а на ООН и МАГАТЭ перестанут обращать внимание даже из чистого приличия. Именно в этом мире они намерены возводить то ли новую Оттоманскую порту, то ли Великий Туран. И тут уж без ядерного оружия (и при это совершенно необязательно, что им должны быть оснащены бьющие на тысячи километров баллистические ракеты), не обойтись никак. Это к вопросу о том, что «у Турции нет военно-стратегических задач, которые необходимо решать с применением ядерного оружия». К тому же, Эрдоган – никак не Каддафи и не Хусейн. Если уж у него появится бомба, он не отдаст ее Западу в обмен ни на какие обещания – даже золотых гор.

Против кого будет направлено Анкарой ядерное оружие, если оно все-таки у нее будет? Ну, тут даже гадать нечего. Уж точно не против курдских повстанческих формирований... Россия является извечным главным геополитическим противником Турции, главным препятствием к установлению ее абсолютного господства, как минимум, в прилегающих регионах. Понятно, что свой ядерный потенциал турки не доведут до размеров и качественных показателей, хотя бы отдаленно сопоставимых с нашими хоть за сотню лет. И тем не менее... Сегодня они прекрасно знают, что один удар русских ракет способен пустить ко дну весь их действительно неплохой военный флот. Но что будет, если в кризисной ситуации ответом на такое предостережение станет угроза взрыва ядерного фугаса где-нибудь в Севастополе? Или в Ростовской области (не забываем об украинско-турецкой дружбе)?

Наиболее реалистичными являются, на мой взгляд, слова Якова Кедми, предсказавшего, что Анкара непременно обзаведется атомным оружием в ближайшие 10 или 20 лет. По другим прогнозам, делавшимся еще ранее, такое может произойти уже в 2023 году. Так или иначе, но появления «ядерного ятагана» в руках новых янычар Россия не должна допустить ни в коем случае.