Зачем Турции понадобился второй авианосец
Турция продолжает активно наращивать военную мощь. Свои «имперские» планы президент Эрдоган намерен подкрепить не только второй по силе армией в НАТО, но и современным военно-морским флотом, который должен дать Анкаре максимальные возможности по «проецированию» своей геополитической воли в нужной точке на карте. Для этого Турция собирается строить свой авианосец, уже второй по счету.
Благодаря своей агрессивной внешней политике, «султан» Эрдоган нажил немало врагов в Восточном Средиземноморье и серьезно усложнил отношения с Россией на Черном море. Для сдерживания потенциальных противников Анкара активно наращивает свой боевой флот.
В частности, Турция максимально локализовала производство субмарин немецкого проекта «Тип 214», разработанных Howaldtswerke-Deutsche Werft (HDW). Каждая такая подлодка с воздухонезависимой двигательной установкой (AIP) имеет автономность в 84 дня и способна погружаться на глубину до 400 метров. Совместный проект «Тип 214TN» (Turkish Navy) на 80% состоит из комплектующих турецкого производства, остальные 20% – это немецкие силовая установка и топливные элементы, которые будут доставляться из ФРГ. Первая подлодка данной серии под названием «Piri Reis» уже спущена на воду, а к 2022 году их в строю уже должно быть шесть. Если к ним добавить еще тринадцать, что ранее были приобретены у Германии, получается довольно внушительная сила, с которой придется считаться и нашему ЧМФ РФ, и соседям по Восточному Средиземноморью.
Но главным подтверждением «имперских» амбиций Анкары можно считать строительство авианосца. Об этом «султан» Эрдоган заявил еще в 2016 году:
После создания корабля-амфибии, Турции будет под силу построить отечественный авианосец. И мы построим его. ВС Турции будут иметь собственный авианосец. Мы этого достигнем. Никаких препятствий на этом пути нет.
К слову, свой легкий авианосец у Турции уже есть, этот тот самый «корабль-амфибия», как его назвал Реджеп Эрдоган, или универсальный десантный корабль «Анадолу». Технически он представляет собой копию испанского УДК-авианосца «Хуан Карлос I». Тот, в свою очередь, концептуально близок к американским Универсальным десантным кораблям типа «Уосп». Водоизмещение турецкого легкого авианосца составляет 27,7 тысячи тонн. На его борту могут разместиться 12 американских истребителей F-35 и 12 ударных вертолетов NHI NH90, а также БПЛА Anka или Bayraktar. Поскольку формально это десантный корабль, «Анадолу» сможет перебросить до 500 морпехов, а также 46 танков, либо 77 единиц колесной бронетехники. На воду он был спущен в 2019 году.
Такой себе инструмент по «проецированию» турецкой силы, например, в Ливии или на спорных греческих островах. Или еще где, уже на Черном море. Раз по бумагам это не авианосец, а УДК, «Анадолу» спокойно сможет проходить Дарданеллы и Босфор. А теперь еще и полноценный авианосец запланирован. Пока неизвестно, по какому проекту он будет построен, с какой силовой установкой и какие самолеты на нем будут размещены. После исключения из программы F-35 с последним у Турции появились затруднения, которые, возможно, будут разрешены при новой администрации в Вашингтоне.
Не исключено, что со строительством своего полноценного авианосца Анкаре окажут помощь американцы или англичане. Растущие аппетиты турок в Восточном Средиземноморье многих напрягают, но в НАТО будут явно не против, если у их союзника появится палубная авиация на Черном море для сдерживания России. Обойти ограничения Конвенции Монтре по заходу кораблей такого класса президенту Эрдогану может помочь строительство обходного канала «Стамбул».
Информация