Почему Россию исключили из гонки за «лунные триллионы»?

40

На днях стало известно, что нашу страну исключили из экспертной группы по созданию окололунной станции Gateway. То есть, «Роскосмос» не сам вышел, а его именно исключили с «той стороны», на что глава госкорпорации ответил в духе, что не слишком-то и хотелось. Но, если оставить за скобками эту его фирменную браваду, не останемся ли мы в итоге у разбитого корыта в новой «лунной гонке»?

Проект Lunar Orbital Platform-Gateway является составной частью международной программы «Артемида» (Artemis) по освоению земного спутника. Окололунная посещаемая орбитальная станция должна стать перевалочной базой при освоении самой Луны и форпостом на пути к Марсу и дальнему космосу. Несмотря на свой статус «международной», эта космическая станция по факту является американской, и всем проектом руководит агентство НАСА. Его участниками стали сами США, Канада, Европейское космическое агентство и Япония.



Предполагалось также участие России, но переговоры зашли в тупик. От «Роскосмоса» требовалось создание лишь одного стыковочного модуля для выхода в открытый космос, причем это сделать нужно было по американским стандартам. При этом главными в Lunar Orbital Platform-Gateway объективно были Соединенные Штаты, и на равноправный статус всех иных участников, как в МКС, они не соглашались. Главу отечественной госкорпорации такой формат не устраивал, и в итоге закончились тем, чем закончились, что Дмитрий Рогозин прокомментировал в своем стиле:

Как можно быть исключенным из какой-то «лунной группы», если мы туда никогда и не входили?!

Давайте уберем в сторону эмоции и задумаемся, стоило ли нашей стране принять участие в данном проекте хотя бы на вторых или третьи ролях. Надо понять, для чего сегодня России реально нужна Луна, и нужна ли она вообще. Посмотрим список партнеров США по «Соглашениям Артемиды»: Европейское космическое агентство, Великобритания, Япония, Канада, Австралия, Италия, а также примкнувшие к ним Люксембург, ОАЭ и даже Украина. С первыми все понятно, это самые развитые страны мира, но обращает на себя внимание участие в проекте арабских нефтяных шейхов, «оффшорного кошелька», ну и, прицепом - Украины, которая, к слову, тоже имеет компетенции в области космических технологий. Что могло им всем на Луне понадобиться? Отправить туда женщину и еще одного мужчину? И все, больше других проблем у них нет?

Если серьезно, то земной спутник является кладовой полезных ископаемых на триллионы долларов, которые миллионами лет попадали на него с астероидами. Это и всевозможные редкоземельные металлы, и гелий-3, который потенциально может использоваться в качестве источника получения энергии. Понятно, что при сегодняшнем уровне развития технологий промышленная разработка и доставка на Землю всех этих ресурсов едва ли будет рентабельной. Но это только пока.

Нетрудно догадаться, что основной целью данной лунной программы будет «застолбить» за собой на будущее самые лакомые с точки зрения добычи ресурсов территории. Луна считается общечеловеческой ценностью, но президент Трамп уже издавал нормативный акт, согласно которому США не признают Соглашение о деятельности государств на Луне. Кто успел, тот и съел. Наивно будет ожидать, что попавшие на земной спутник первыми американцы, англичане, французы, итальянцы и прочие господа с богатым историческим опытом колонизации потом поделятся с теми, кто придет после них.

Это прекрасно понимают в Пекине, где стремительными темпами развивают собственную лунную программу. Китайцы уже имеют и свои луноходы, и образцы грунта смогли доставить на Землю, и на обратной стороне Луны побывали. И ракетой-носителем сверхтяжелого класса они активно занимаются. Понятно, что ресурсы Внеземелья будут делить они вместе с США и их сателлитами.

А что Россия? Хороших новостей в этом направлении нет. Проект сверхтяжелой РН «Енисей», рассчитанной на полет к Луне, отложен в долгий ящик. Бюджет «Роскосмоса» постоянно секвестируется. Технологии есть, а вот денег на их реализацию нет. Участие в Lunar Orbital Platform-Gateway было шансом хоть как-то поучаствовать в грядущем разделе космических ресурсов, но он упущен. Что же тогда остается? Наверное, единственным вариантом для России не остаться на обочине у разбитого корыта может оказаться попытка собрать собственную коалицию из стран, не вошедших в список ближайших друзей США, и в формате международной кооперации запустить свой, альтернативный лунный проект.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    28 января 2021 12:13
    Земляне вон еще Антарктиду не освоили.Ничейная Земля.Успеем и с луной разобратся
  2. -1
    28 января 2021 12:24
    Если американцы создают свою компанию с привлечением других, почему России не кооперироватся с Китаем в освоении лунных богатств... Журналисту Д.Рогозину следовало поручить ПР компанию Роскосмоса, а уж делом должны заняться специалисты, не трепачи...
    1. +5
      28 января 2021 13:34
      На кой ляд китайцам это надо. Китай пытается идти путем Советского Союза и хочет делать все сам, что бы потом ни от кого не зависеть.
      1. +4
        28 января 2021 17:02
        Это вы так думаете, и в корне не верно, Китай всегда был готов сотрудничать, чтоб заполучить технологии (у РФ их пока есть) , конечно на для себе выгодных условитях, но это дело торгов и соглашений... В серёзных делах. даже печатники долларов,- Сша подтягивают развитые страны,- Японию и пр...
        1. +3
          28 января 2021 17:10
          В том то и дело, что сотрудничество предполагает равномерное распределение прав, обязанностей и получение результата. А китайцев от нас интересуют только технологии, те, что у нас еще остались.
          1. 0
            29 января 2021 08:07
            Поэтому сотрудничать в космосе надо не с Китаем, а, например, с Индией, которая конкурирует с Китаем в регионе и имеет свои космические амбиции.
            1. +2
              29 января 2021 16:15
              С Индией не получится, она отходит под США из за опасности ставшего более мощным Китая... Мир уже разделен на два лагеря: Китай с РФ и Ираном, и остальными прихлебателями США...
              1. 0
                29 января 2021 16:20
                Ну, Индия сама решит, кого ей использовать. С РФ у нее хорошие конструктивные отношения, а США к себе в Артемиду не пригласили. Про сотрудничество с Ираном хотел написать, но удержался. Представляю, как это будет представлено. fellow
                1. +2
                  29 января 2021 16:33
                  Не надо упускать главного, неизбежного столкновения США и КНР, ( возможно уже начался переход к холодной войне и закучковку союзников, а там всего может случится, особенно если США станут слабеть,- последние события в США). По сему протвостояние только будут накаляться со всеми порследствиями. И Россия с Индией уже по ситуации по разные стороны баррикад...А пока Индия покупает оружие у РФ против КНР, но это скоро закончится...
                  1. +4
                    29 января 2021 16:50
                    Если честно, я не вижу прямо ослабления США.
                    Вижу предпосылки к большому внутреннему конфликту, но армия и экономика у них от этого слабее не стали.
                    России нужно не в одном окопе с КНР оказаться, а свой интеграционный проект на постсоветском пространстве выстраивать. Тогда и другие союзники подтянутся.
                    1. +1
                      29 января 2021 17:13
                      Если разгромят КНР, следущей будет РФ (ранее РФ давили и хотели вывести Россию из игры), и валандатся не станут, сметут одним махом, типичная участь хитрецов, желающих пережить в кустах все перепетии, но таким участь бывает самая плохая...
                      1. +3
                        29 января 2021 17:21
                        Скорее, глобалисты просто заставят китайцев играть по своим правилам экономическим и политическим давлением. Зачем им война с ядерной державой. Аналогично с Россией, тут еще проще будет...
                      2. +1
                        29 января 2021 18:14
                        Проблема в том, что Китай совершенно другой мир и глобалистам ключей не подобрать. Вот они и мечутся, не зная выхода, давя на КНР, а те считают глобалистов обезьянами , недавно слезшими с дерева и желающие всем командовать...
                      3. -1
                        31 января 2021 14:35
                        Проблема в том, что Китай совершенно другой мир и глобалистам ключей не подобрать.

                        Китайцы - точно такие же люди, как и все. Не нужно из них делать каких-то инопланетян.

                        а те считают глобалистов обезьянами , недавно слезшими с дерева и желающие всем командовать...

                        Правда, сами ездят учиться у "обезьян", покупают и воруют технологии "обезьян" и т. д. :)
                      4. +1
                        31 января 2021 17:37
                        Развитие техники и технологий, дело наживное нескольких десятилетий (опыт Японии), многотысячелетняя мораль и самосознание народа, также дело наживное. только нужны тысячалетия... Это для поверхносных суждений лишнее...Для убеждений сиюминутных зачем еще глубины вопроса, достаточно тыкнуть в какой то временной факт...
                      5. -1
                        31 января 2021 17:42
                        многотысячелетняя мораль и самосознание народа, также дело наживное. только нужны тысячалетия.

                        И чем же мораль китайцев глубже морали и самосознания американцев?

                        Это я даже не затрагиваю тему различий между самосознанием китайцев в 19 веке и, например, сегодня.
                      6. +1
                        31 января 2021 17:54
                        Вам приходится всё раскладывать по полочкам, что такое американская мораль , это мораль скопища разного народа без фундамента, когда благополучие построено многомиллиардным дождём долларов, как небесной манны (долг государственный уже сколько триллионов?) , и при первом хорошем потрясении она превращается в ад ( восстание негров в 70-тые), сейчас пойдут противостояния уже трёх сил,- белых, негров и латинос, и когда кризис подожмёт по настоящему и долларовый дождь иссякнет, увидим во всей красе эту американскую мораль..Примечание:.если такие вопросы, так нечего с вами обсуждать, сперва поднять уровень понимания (хотя бы образования)...
                      7. -1
                        31 января 2021 21:46
                        что такое американская мораль , это мораль скопища разного народа без фундамента

                        Ахаха) Если вы думаете, что под понятием "китайцы" скрывается одна народность, то вы не просто невежда, но еще и расист, для которого "все китайцы на 1 лицо".

                        и при первом хорошем потрясении она превращается в ад

                        Вы как-нибудь почитайте про китайские восстания, ну хоть что-нибудь почитайте по этой теме :)
                      8. +2
                        1 февраля 2021 17:31
                        Опять нужно разьяснять : китайцы- ханьцы на одно лицо, так можно сказать, и их 92% населения КНР, не китайцы (уйгуры и прочие) с другими лицами.Так что опять совет,- набираться грамоте с учителями, самому кажется не получается...
  3. 0
    28 января 2021 12:26
    1. Вопрос в том что освоения луны довольно затратный проект даже на начальном этапе.
    2. Экономика даже Ес сегодня находится не в лучшем варианте как и в Сша.
    3. Обладают ли Эта Коалиция всеми компетенциями в данном вопросе, не совсем.
    1. +1
      28 января 2021 13:45
      2. Экономика даже Ес сегодня находится не в лучшем варианте как и в Сша.

      Верно, поэтому кооперацию и выбрали.

      Обладают ли Эта Коалиция всеми компетенциями в данном вопросе, не совсем.

      У этой коалиции в совокупности компетенций больше, чем у других. Американцы имеют опыт пилотируемых полетов на Луну и межпланетных АМС, европейцы с японцами - опыт исследований астероидов, строительства больших жилых и исследовательских модулей для МКС.
      1. 0
        3 февраля 2021 16:13
        Опыт у амеров постройки мкс был получен за счет СССР, и все остальные тоже. Но вот как они справятся это вопрос ?
        Нет, отрицать что они чего-то достигли в этих областях не буду но что-то мне подсказывает что не всё просто так. Ну а если даже мы не будем у них (работах ) участвовать то страшного ничего не случится.
  4. 0
    28 января 2021 12:49
    В проекте "международной" лунной "пилорамы" Россия, должна была играть роль бесплатного донора технологий. Проект Луна - США и шестерки предназначен для финансирования космической программы США и никого другого. Что касается окраинных космических технологий, то максимум на что они могут рассчитывать на поставку стюардесс, если такие понабьются, с учетом опыта работы у дальнобоев.
    1. -2
      29 января 2021 13:17
      Какие сегодня у России есть технологии,донором которых она может быть для США?
  5. -2
    28 января 2021 14:08
    А что Россия? - она стремительно скатывается на уровень стран Третьего мира с низким научно-техническим прогрессом, постоянным увеличением разрыва между бедными и богатыми, является сырьевым придатком мировой экономики, практически отсутствуют свобода рыночной экономики, демократические гарантии и стандарты, экономические и юридические права человека...
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
            2. Комментарий был удален.
            3. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
                1. Комментарий был удален.
                  1. Комментарий был удален.
                    1. Комментарий был удален.
                      1. Комментарий был удален.
                      2. Комментарий был удален.
                      3. Комментарий был удален.
                      4. Комментарий был удален.
                      5. Комментарий был удален.
                      6. Комментарий был удален.
                      7. Комментарий был удален.
                      8. Комментарий был удален.
                      9. Комментарий был удален.
                      10. Комментарий был удален.
                      11. Комментарий был удален.
                      12. Комментарий был удален.
                      13. Комментарий был удален.
                      14. Комментарий был удален.
                      15. Комментарий был удален.
                      16. Комментарий был удален.
                      17. Комментарий был удален.
                      18. Комментарий был удален.
                      19. Комментарий был удален.
          2. Комментарий был удален.
        2. Комментарий был удален.
        3. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
  6. +1
    28 января 2021 14:14
    Главная причина, я думаю, это не допустить Россию к высоким технологиям. Россия уже ,сама ничего построить не может, в космосе. Лет 10 точно. Хорошо хоть что-то летает. Статья, очередная констатация факта, что руководят нами бездари!

    Дно океана, как остров Монте-Кристо,
    как в космосе звезда, там богатства для народа
    хватит лет на триста, а может навсегда.
  7. Комментарий был удален.
  8. 0
    28 января 2021 17:26
    Есть микромир, мы наблюдаем его через микроскоп. И есть макромир, мы на него можем полюбоваться в телескоп. Корабли в микромир не строят и лететь туда никто не собирается, слава богу.

    Зато с макромиром, Космосом, картина совершенно другая. Люди не понимают, что Космос, как и микромир не для них. Космос интересен в основном учёным.

    Сейчас человеку там делать нечего. Космос ждёт, когда прилетит ИИ. Это не значит, что дорога в другие миры человеку закрыта, просто эту дорогу надо искать в другом месте, на Земле.

    smile А почему бы не поискать? Иисус открыто и не однократно произносил интересную фразу, и это зафиксировано в разных источниках.

    - Я, говорил он, не от мира сего!

    В то время это посчитали сумасшествием, но мы-то с вами люди образованные, не так ли? drinks
    1. -2
      31 января 2021 14:36
      но мы-то с вами люди образованные,

      Вы - нет, конечно :)
      1. +1
        31 января 2021 18:09
        Cyril, будьте мужчиной, умейте проигрывать. laughing
  9. +1
    28 января 2021 20:36
    Освоение Луны это очень дорогое удовольствие. Освоение начнётся тогда, когда затраты будут окупаться и компании или концерны начнут получать "нулевую" прибыль! Пока окупается то, что связано с телекоммуникациями, связью... Добывать ресурсы на Луне ... себестоимость будет золотой! ... Да и втягиваться в лунную гонку по добыче ресурсов России не стоит. Тем более на вторых или третьих ролях.
  10. +1
    29 января 2021 03:03
    Имхо, обитаемая станция на луной орбите, а ля МКС, бестолковая затея. Как там с радиацией будет без магнитного пояса земли? Какого физическое состояние космонавтов будет после длительного там прибывания? Что там делать, если даже на МКС космонавты по большому счёту дурака валяют.
  11. -2
    29 января 2021 14:14
    От «Роскосмоса» требовалось создание лишь одного стыковочного модуля для выхода в открытый космос, причем это сделать нужно было по американским стандартам. При этом главными в Lunar Orbital Platform-Gateway объективно были Соединенные Штаты, и на равноправный статус всех иных участников, как в МКС, они не соглашались. Главу отечественной госкорпорации такой формат не устраивал...

    - Не устраивал - почему?
  12. -1
    29 января 2021 16:17
    Зачем публиковать бредовую заметку? Редкоземельные элементы концентрируются на луне посредством падения АСТЕРОИДОВ. Не метеоритов, а именно астероидов? В течении миллионов лет - странно - луне 4,5 млрд, а астероиды падали только миллионы. При столкновении с астероидом с луны выбрасывается объем вещества больший чем у самого астероида - законы физики. Гелий-3, прибывающий на луну на астероидах вообще шедевр. С солнечным ветром - куда ни шло.
    Короче, Россия, судя по всему, займется разведением яблок на марсе, минуя разработки гелия 3 на луне (которого хренова туча - 1гр. на 100!!! тонн в тончайшем слое поверхности).
    Если отбросить весь бред про разработки ископаемых, на сегодня луна имеет смысл только для отработки технологий и в военных целях.
    1. +1
      29 января 2021 16:57
      Цитата: AlexZN
      В течении миллионов лет - странно - луне 4,5 млрд, а астероиды падали только миллионы.

      Миллиарды складываются из миллионов. Не получается у вас тонко ерничать, глупо выходит.

      Гелий-3, прибывающий на луну на астероидах вообще шедевр. С солнечным ветром - куда ни шло.

      Ну да, потому что это вы и сочинили, в статье такого не было написано. laughing
    2. При столкновении с астероидом с луны выбрасывается объем вещества больший чем у самого астероида - законы физики.

      Вопрос.. куда выбрасывается? У луны тоже есть гравитация. Не как у Земли, но всё таки.. так куда выбрасывается?
      1. +1
        30 января 2021 21:21
        Выбрасывается в открытый космос и именно отсутствие атмосферы приводит к тому, что при ударе АСТЕРОИДА (а это минимум 30 м) образуется достаточно большой кратер и облако из пыли и осколков астероида. Столб настолько большой, что превращается в "хвост" луны и пыль не успевает оседать на поверхности. Вот метеориты - да, обычно просто зарываются в пыли.
        1. Выбрасывается в открытый космос и именно отсутствие атмосферы

          Да, но гравитация то есть. И она «всего» в шесть раз ниже гравитации земли.

          О каком «вылете в открытый космос» вы говорите? Всё оседает назад.. Гравитация! Ведь те же астероиды, именно гравитацией к луне и притягиваются.(а то глядишь бы, и мимо - в землю прилетели.

          Иначе, по вашему, что от той луны осталось бы?)
  13. -2
    29 января 2021 16:47
    Нас не взяли из-за новейшего суперпроцессора Baikal-M, выпускаемого по техпроцессу 28 нм, что реально утяжелит модуль на несколько тонн.
  14. 0
    29 января 2021 17:27
    Цитата: Маржецкий
    Цитата: AlexZN
    В течении миллионов лет - странно - луне 4,5 млрд, а астероиды падали только миллионы.

    Миллиарды складываются из миллионов. Не получается у вас тонко ерничать, глупо выходит.

    Гелий-3, прибывающий на луну на астероидах вообще шедевр. С солнечным ветром - куда ни шло.

    Ну да, потому что это вы и сочинили, в статье такого не было написано. laughing

    Тогда уж в течение секунд - из них складываются минуты, часы...

    Если серьезно, то земной спутник является кладовой полезных ископаемых на триллионы долларов, которые миллионами лет попадали на него с астероидами. Это и всевозможные редкоземельные металлы, и гелий-3
  15. +1
    30 января 2021 21:49
    Цитата: Уважаемый диванный эксперт.
    Выбрасывается в открытый космос и именно отсутствие атмосферы

    Да, но гравитация то есть. И она «всего» в шесть раз ниже гравитации земли.

    О каком «вылете в открытый космос» вы говорите? Всё оседает назад.. Гравитация! Иначе, по вашему, что от той луны осталось бы?)

    Нет не оседает! Точнее не в полном объеме. Это обычная физика. При падении объекта в массой тысячи\ миллионы тонн выброс столба будет столь мощным, что... Если усложнять, то там надо принимать в расчет сколько пыли утянут земля и солнце дающие максимальное гравитационное возмущение. Год назад метеорит с весом 45 кг оставил воронку в 15 м врезавшись со скоростью 17 км\сек. Представьте что будет если врежется астероид с массой 100 000 тонн на этой скорости. Ответному выбросу достаточно 2,4 км\сек чтобы преодолеть гравитацию.