Какие «подводные камни» таит транспортный проект в Закавказье
Москва, Баку и Ереван активно обсуждают между собой открытие нового транспортного коридора, который должен соединить Россию, Армению, Азербайджан, Турцию и Иран железной дорогой. Не теряя времени даром, азербайджанская сторона уже приступила к строительству своего участка и намерена добиться от партнеров по переговорному процессу разрешения на автомобильное шоссе до Турции через армянскую территорию. Какие же заманчивые перспективы и «подводные камни» несет этот инфраструктурный проект?
Вопрос не вполне однозначный, и на него есть два противоположных взгляда. Рассмотрим их подробнее и попытаемся «примирить». Согласно оптимистической точки зрения, данный инфраструктурный проект принесет только большую пользу всем государствам Южного Кавказа и России. Железнодорожная магистраль пройдет из Дагестана в Баку, затем в армянский Мегри, оттуда в азербайджанскую Джульфу, где уже имеется ветка в Иран, потом в азербайджанский территориальный эксклав Нахичевань, граничащий с Турцией, и в столицу Армении Ереван. Тем самым, наша страна фактически пробивает транспортную блокаду в Закавказье со стороны недружественной Грузии и получает сухопутный транспортный коридор в союзную Армению и в Турцию, которая является достаточно крупным российским торговым партнером, а также в Иран. Также Москва упрощает снабжение своей военной базы в Гюмри и, соответственно, миротворцев в Нагорном Карабахе.
Тбилиси же, напротив, от реализации этого проекта многое потеряет. Турция и Азербайджан, которые демонстративно объявили себя двумя государствами и одним народом, получают общую транспортную связность между собой, Анкара обретает через союзника выход на Каспийское море и далее в Среднюю Азию. «Пантюркистскую» угрозу для России оптимисты считают несколько преувеличенной, дескать присутствие турок в регионе будет чисто символическим, и Азербайджан не допустит открытие у себя иностранных военных баз.
Но есть и более пессимистичный взгляд на данный вопрос:
Во-первых, к пантюркистским амбициям президента Эрдогана не стоит относиться так легкомысленно. Озвученное министром Лавровым желание России, где проживает 11 миллионов граждан тюркской группы, вступить в Тюркский совет, не вызвало особого энтузиазма у «застрельщика проекта» Анкары, поясняет турецкий политолог Энгин Озер:
Правда в том, что Турция сегодня изменилась, она стала сильным и самостоятельным государством, является флагманом, на который равняются тюркоязычные государства, она занимает доминирующее положение в азиатском пространстве. Россия же считает, что, если не будет участвовать в этой организации, она может оказаться в позиции стороннего наблюдателя.
Выход Турции на Каспий открывает ей дорогу к созданию «логистической супердержавы», которая свяжет в единое экономическое пространство всю Среднюю Азию. Под эгидой Анкары, естественно, которая заберет у Москвы значительную часть грузопотоков из Китая в Европу и станет «окном Пекина на Средиземное море». Можно делать хорошую мину при плохой игре, но правда состоит в том, что интересы наших стран объективно противоречат друг другу. Некий военный союз тюркских стран будет закономерным следствием необходимости оборонять этот инфраструктурный проект от «северного соседа».
Во-вторых, транспортный коридор через Азербайджан в Армению может быть заблокирован в любой момент со стороны Баку. Конфликт в Нагорном Карабахе не урегулирован и может быть разморожен в любой момент после вывода оттуда российских миротворцев. Напомним, что крайний срок их пребывания составляет 5 лет. Перманентная «армянская угроза» является основанием для нахождения и усиления турецкого военного присутствия в Азербайджане. Очевидно, что это время будет использовано президентами Алиевым и Эрдоганом для строительства железнодорожных и автомобильных магистралей. Прямо скажем: «все хорошо только пока все хорошо».
Так как же стоит вести себя нашей стране в отношении открывающихся транспортных коридоров? При всех имеющихся «подводных камнях» они дают некоторые возможности, упускать которые было бы глупо. Вопрос лишь в том, в каком именно формате Россия должна в них участвовать. Пока что нам милостиво отводится почетная роль «охранников», которые на что-то там якобы могут повлиять. Вот радость-то какая.
Наверное, было бы правильно создать международный консорциум по строительству и управлению транспортной инфраструктурой в Закавказье, полноправным партнером в котором должна будет стать и наша страна. Вот тогда и разговор другой пойдет, если кто-то попытается что-то там в одностороннем порядке заблокировать. А пока что Россия там на птичьих правах.
Информация