Какие «подводные камни» таит транспортный проект в Закавказье


Москва, Баку и Ереван активно обсуждают между собой открытие нового транспортного коридора, который должен соединить Россию, Армению, Азербайджан, Турцию и Иран железной дорогой. Не теряя времени даром, азербайджанская сторона уже приступила к строительству своего участка и намерена добиться от партнеров по переговорному процессу разрешения на автомобильное шоссе до Турции через армянскую территорию. Какие же заманчивые перспективы и «подводные камни» несет этот инфраструктурный проект?


Вопрос не вполне однозначный, и на него есть два противоположных взгляда. Рассмотрим их подробнее и попытаемся «примирить». Согласно оптимистической точки зрения, данный инфраструктурный проект принесет только большую пользу всем государствам Южного Кавказа и России. Железнодорожная магистраль пройдет из Дагестана в Баку, затем в армянский Мегри, оттуда в азербайджанскую Джульфу, где уже имеется ветка в Иран, потом в азербайджанский территориальный эксклав Нахичевань, граничащий с Турцией, и в столицу Армении Ереван. Тем самым, наша страна фактически пробивает транспортную блокаду в Закавказье со стороны недружественной Грузии и получает сухопутный транспортный коридор в союзную Армению и в Турцию, которая является достаточно крупным российским торговым партнером, а также в Иран. Также Москва упрощает снабжение своей военной базы в Гюмри и, соответственно, миротворцев в Нагорном Карабахе.

Тбилиси же, напротив, от реализации этого проекта многое потеряет. Турция и Азербайджан, которые демонстративно объявили себя двумя государствами и одним народом, получают общую транспортную связность между собой, Анкара обретает через союзника выход на Каспийское море и далее в Среднюю Азию. «Пантюркистскую» угрозу для России оптимисты считают несколько преувеличенной, дескать присутствие турок в регионе будет чисто символическим, и Азербайджан не допустит открытие у себя иностранных военных баз.

Но есть и более пессимистичный взгляд на данный вопрос:

Во-первых, к пантюркистским амбициям президента Эрдогана не стоит относиться так легкомысленно. Озвученное министром Лавровым желание России, где проживает 11 миллионов граждан тюркской группы, вступить в Тюркский совет, не вызвало особого энтузиазма у «застрельщика проекта» Анкары, поясняет турецкий политолог Энгин Озер:

Правда в том, что Турция сегодня изменилась, она стала сильным и самостоятельным государством, является флагманом, на который равняются тюркоязычные государства, она занимает доминирующее положение в азиатском пространстве. Россия же считает, что, если не будет участвовать в этой организации, она может оказаться в позиции стороннего наблюдателя.

Выход Турции на Каспий открывает ей дорогу к созданию «логистической супердержавы», которая свяжет в единое экономическое пространство всю Среднюю Азию. Под эгидой Анкары, естественно, которая заберет у Москвы значительную часть грузопотоков из Китая в Европу и станет «окном Пекина на Средиземное море». Можно делать хорошую мину при плохой игре, но правда состоит в том, что интересы наших стран объективно противоречат друг другу. Некий военный союз тюркских стран будет закономерным следствием необходимости оборонять этот инфраструктурный проект от «северного соседа».

Во-вторых, транспортный коридор через Азербайджан в Армению может быть заблокирован в любой момент со стороны Баку. Конфликт в Нагорном Карабахе не урегулирован и может быть разморожен в любой момент после вывода оттуда российских миротворцев. Напомним, что крайний срок их пребывания составляет 5 лет. Перманентная «армянская угроза» является основанием для нахождения и усиления турецкого военного присутствия в Азербайджане. Очевидно, что это время будет использовано президентами Алиевым и Эрдоганом для строительства железнодорожных и автомобильных магистралей. Прямо скажем: «все хорошо только пока все хорошо».

Так как же стоит вести себя нашей стране в отношении открывающихся транспортных коридоров? При всех имеющихся «подводных камнях» они дают некоторые возможности, упускать которые было бы глупо. Вопрос лишь в том, в каком именно формате Россия должна в них участвовать. Пока что нам милостиво отводится почетная роль «охранников», которые на что-то там якобы могут повлиять. Вот радость-то какая.

Наверное, было бы правильно создать международный консорциум по строительству и управлению транспортной инфраструктурой в Закавказье, полноправным партнером в котором должна будет стать и наша страна. Вот тогда и разговор другой пойдет, если кто-то попытается что-то там в одностороннем порядке заблокировать. А пока что Россия там на птичьих правах.
Объявление
Мы открыты к сотрудничеству с авторами в новостной и аналитический отделы. Обязательным условием является умение быстро анализировать текст и проверять факты, писать сжато и интересно на политические и экономические темы. Предлагаем гибкий график работы и регулярные выплаты. Отклики с примерами работ просьба направлять на olga.hr@vo-media.ru
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 123 Офлайн 123
    123 (123) 29 января 2021 12:29
    +3
    транспортный коридор через Азербайджан в Армению может быть заблокирован в любой момент со стороны Баку

    1) Почему коридор через Азербайджан может быть заблокирован, а коридор через Армению нет? В чем отличия?

    Перманентная «армянская угроза» является основанием для нахождения и усиления турецкого военного присутствия в Азербайджане.

    2) Или скажем перманентная «азербайджанская угроза» является основанием для нахождения и усиления российского военного присутствия в Армении.

    Очевидно, что это время будет использовано президентами Алиевым и Эрдоганом для строительства железнодорожных и автомобильных магистралей.

    3) И они по прежнему будут на армянской территории. Смотрим пункт 1.

    Пока что нам милостиво отводится почетная роль «охранников», которые на что-то там якобы могут повлиять. Вот радость-то какая.

    Или скажем мы великодушно согласились осуществлять контроль за процессом.

    Наверное, было бы правильно создать международный консорциум по строительству и управлению транспортной инфраструктурой в Закавказье, полноправным партнером в котором должна будет стать и наша страна. Вот тогда и разговор другой пойдет, если кто-то попытается что-то там в одностороннем порядке заблокировать. А пока что Россия там на птичьих правах.

    Какой еще консорциум? В случае блокирования трассы предлагаете трясти бумагой с договором и качать права? laughing Лучший контролер - совесть... российских танкистов. winked
    1. Маржецкий Офлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 29 января 2021 14:17
      -2
      Почему коридор через Азербайджан может быть заблокирован, а коридор через Армению нет? В чем отличия?

      Так кому этот коридор то нужен? Он России и Армении нужен.

      Какой еще консорциум? В случае блокирования трассы предлагаете трясти бумагой с договором и качать права? laughing Лучший контролер - совесть... российских танкистов.

      Можно сперва и потрясти, а когда не поможет, позвать танкистов. Иначе, какие могут быть вообще претензии к Баку у России? Внутреннее дело Азербайджана и личные разборки с Арменией.

      И если речь идет о консорциуме, то партнер будет иметь право на часть доходов от его деятельности, разве нет?
      1. 123 Офлайн 123
        123 (123) 29 января 2021 14:52
        +1
        Так кому этот коридор то нужен? Он России и Армении нужен.

        Вы про какой коридор? Азербайджан-Турция?

        Можно сперва и потрясти, а когда не поможет, позвать танкистов. Иначе, какие могут быть вообще претензии к Баку у России? Внутреннее дело Азербайджана и личные разборки с Арменией.

        А зачем трясти и звать? Они уже там. Так и надежней и трясти ничем не надо. Ни надо ни каких претензий. России закрывают доступ в Армению, автоматически Азербайджан теряет доступ в Нахичевань и далее Турцию.

        И если речь идет о консорциуме, то партнер будет иметь право на часть доходов от его деятельности, разве нет?

        Я думаю прибыль здесь не первична, с ней как нибудь договорятся. В любом случае договоренности будут не на словах. Консорциум подразумевает участие России в строительстве и эксплуатации маршрута. Будет ли это участие мне не известно.
        1. Маржецкий Офлайн Маржецкий
          Маржецкий (Сергей) 29 января 2021 17:01
          -1
          Цитата: 123
          России закрывают доступ в Армению, автоматически Азербайджан теряет доступ в Нахичевань и далее Турцию.

          Каким образом Азербайджан теряет доступ?
          1. 123 Офлайн 123
            123 (123) 29 января 2021 17:49
            +4
            Каким образом Азербайджан теряет доступ?

            Элементарно. Перекрывают трассу и все. Или это только Азербайджан может нам доступ к Армении перекрыть, а Армения подобным образом поступить не догадается?
            1. Маржецкий Офлайн Маржецкий
              Маржецкий (Сергей) 29 января 2021 18:01
              0
              Армению азербайджанцы только что разбили в пух и прах в НКР, что и сделало возможным открытие транспортного коридора на юге отнюдь не по доброй воле Еревана. Перекрытие коридоров сторонами возможно в случае возобновления войны в Карабахе.
              Вы не допускаете, что они могут повторить, заодно решив вопрос с безопасностью коридора между Нахичеванью и Азербайджаном силовым путем? Это же принципиальный вопрос теперь, введут ограниченный контингент для обеспечения безопасности жд магистрали и автотрассы. Правда думаете, мы с ними из-за этого воевать начнем?
              1. 123 Офлайн 123
                123 (123) 29 января 2021 19:26
                +3
                Вы не допускаете, что они могут повторить, заодно решив вопрос с безопасностью коридора между Нахичеванью и Азербайджаном силовым путем?

                Допускаю yes Вопрос, смогут ли? Бывает что два раза один и тот же трюк провернуть сложно, головокружение от успехов вредит. К компании готовились долго, на повтор времени уйдет не меньше, незаметным это не останется. А без подготовки.... К тому же там российские войска, а Азербайджан в этом случае будет не невинной овечкой, ведь ситуацию спровоцирует он, первым нарушив договоренности. И он будет не освобождать свою территорию, а захватывать чужую. А это попадает под договор ОДКБ.

                Это же принципиальный вопрос теперь, введут ограниченный контингент для обеспечения безопасности жд магистрали и автотрассы. Правда думаете, мы с ними из-за этого воевать начнем?

                Что вы, мы не начнем, но и Азербайджан тоже.
      2. Владимир Тузаков (Владимир Тузаков) 29 января 2021 16:57
        0
        Вообще из римского права: разделяй и властвуй, такие описанные коридоры для РФ не нужны. Вот коридор РФ-Азербайджан-Иран с выходом в порт Индийского океана первейшим необходим, вот это должно главенствовать, как прямая выгода России и Ирана. Всё остальное в предлагаемых маршрутах, только головная боль и проблемы для России (Туранский проект и прочие мусульманские замашки в туркоманской среде РФ и Ср. Азии)...
  2. Bakht Офлайн Bakht
    Bakht (Bakhtiyar) 29 января 2021 21:07
    +1
    Из Турции в Россию по БТК пущен первый грузовой состав
    https://ru.oxu.az/economy/462500
    1. oderih Офлайн oderih
      oderih (Алекс) 30 января 2021 10:24
      +1
      Так это "грузинский" коридор".А речь идет про коридор через Мегри.Т.е. Армению
      1. Bakht Офлайн Bakht
        Bakht (Bakhtiyar) 30 января 2021 10:39
        +2
        В данном случае это конечно же "грузинский коридор". Трасса через Мегри еще не построена. Вопрос в другом. "Какие подводные камни несут новые транспортные проекты в Закавказье"?
        Наверное сокращение сроков транспортировки и уменьшение цены за счет исключения расходов на страны-транзитеры.
        1. Петр Владимирович (Петр) 31 января 2021 14:51
          +1
          Привет! Камни как-то не просматриваются. Главный бенефициар этой жд, которую ещё нужно восстановить - Армения, у которой основной торговый партнёр РФ и экспорт идёт грузовиками через Грузию и туннель Нижний Ларс. Второй - Азербайджан, который получит жд сообщение с Нахичеванской АР. В настоящее время только грузовики через территорию Ирана.
          Турция. Грузопоток с Азербайджаном и далее паромами в Актау и Туркмен Баши осуществляется на плече Карс-Тбилиси-Баку, жд вполне справляется.
          Россия. Интереса нет вообще. Газ идёт по трубе, нефтепродукты,
          ТВЭЛы и тп. переваливаются в Батуми, базис поставок FOB.
          Иран. Только потеряет на прекращении транзита автотранспортом между Нахичеванью и АР.