«Смотрины» Су-57Э: Индия возвращается к вопросу покупки российского истребителя
В индийском городе Бангалоре открывается международная выставка Aero India-2021, где образцы своих вооружений придирчивым заказчикам из Нью-Дели представят сразу 14 стран. Среди них будет и Россия, на долю которой придется свыше 200 видов оружия из 601 заявленного к участию. Несомненно, особое внимание будет привлечено к экспортному варианту нашего истребителя пятого поколения Су-57Э.
Повышенный интерес Индии к самым современным образцам иностранных вооружений обусловлен опасным соседством с Пакистаном и поддерживающим его Китаем. Нью-Дели с удовольствием приобретает оружие, при этом придерживается принципов диверсификации поставщиков, чтобы не зависеть от кого-то одного, а также постепенной локализации их производства у себя дома. Ярким примером служит совместный проект лицензионного производства российского танка Т-90С. Наша страна является давним партнером для Индии, которая высоко ценит российское оружие за высокое качество при относительно невысокой цене. В Бангалор мы привезли на показ ЗРК С-400 «Триумф» и «Викинг», бронетранспортёр К-16 и БМП К-17, вертолеты Ка-52 и Ка-31, перспективный многоцелевой легкий вертолёт Ка-226Т, а также Ми-28НЭ, Ми-171Ш и Ми-17В-5. Из самолетов будут представлены отечественные истребители МиГ-35Д и Су-35, экспортная версия военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А (Э) и самолёт-заправщик Ил-78МК-90А. Также индусы с большим интересом посмотрят на российский истребитель пятого поколения Су-57Э.
В «Ростехе» вполне обоснованно рассчитывают на углубление сотрудничества с Нью-Дели в области боевой авиации. Имея под боком такого опасного соседа, как Пакистан, и давнюю территориальную проблему со штатом Кашмир, Индия остро нуждается в возможности доминировать в воздушном пространстве. Советские МиГ-21 индусы начали закупать еще в далеком 1962 году, а в 1967-м приступили к их собственному производству. В целом, это и определило общий вектор развития тамошнего военного авиастроения. Почти 80% авиапарка ВВС Индии представлены самолетами советского и российского производства. Также имеются 50 французских многоцелевых Mirage 2000 (H /TH) и сотня франко-британских истребителей-бомбардировщиков Jaguar. Из современных стоит упомянуть истребители Rafale, контракт на закупку которых на сумму 7,87 миллиарда евро Нью-Дели подписал с Парижем несколько лет назад. Такая вот диверсификация поставщиков.
Правда, необходимо упомянуть, что французский Rafale обходится индусам в 218 миллионов долларов каждый, а российский Су-30МКИ поколения 4+ местной сборки – в 83 миллиона. Последний представляет собой продукт совместной кооперации, когда Индия получила многофункциональный истребитель под свои требования и собирает самолеты на своей территории. Почему Нью-Дели вдруг начал воротить нос от российских самолетов? Недоброжелатели скажут, что из-за их недостаточно высокого качества, но представляется, то с индийской стороны это, скорее, маркетинговый ход, направленный на то, чтобы выбить для себя наилучшие условия. Так, специализированные военные издания Индии отмечают, что закупка у России 110 МиГ-35 и 114 истребителей Су-35 может быть связана с условием по передаче технологий и локализации производства самим заказчиком. Также имеющиеся в ВВС Индии 222 истребителя Су-30МКИ могут быть модернизированы по варианту «Super Sukhoi».
И мы снова возвращаемся к экспортной версии Су-57. Напомним, что изначально это должен был быть совместный российско-индийский истребитель пятого поколения FGFA. Однако Нью-Дели из данного проекта вышел, и нашей стране пришлось доводить его до ума самостоятельно. Якобы взыскательных индусов не устроили недостаточные характеристики самолета, что с радостью повторяют на все лады наши недоброжелатели. Действительно, Су-57 имел свои «детские болезни», которые было необходимо выявить и устранить. Правда, индийская ежедневная газета The Economic Times со ссылкой на свои источники объяснила это решение совсем иными мотивами. Организацию оборонных исследований и разработок Индии (DRDO) в первую очередь интересовали технологии истребителей пятого поколения для их самостоятельного производства. В Нью-Дели тогда посчитали, что они либо уже имеются, либо находятся на завершающей стадии разработки. То есть, проблема заключалась не в низком качестве российских истребителей пятого поколения, а, скорее, в правах интеллектуальной собственности.
Не исключено, что своими силами сделать боевой самолет такого уровня для Индии оказалась несколько более сложной задачей, чем представлялось изначально. Недавно по поводу условий приобретения Су-57 у России высказался маршал авиации ВВС Индии Бирендер Сингх Дханова:
Когда он уже будет поставлен к вам на вооружение – только тогда мы сможем принять для себя решение. Мы готовы рассматривать его на предмет приобретения после того, как увидим его в деле, и он будет предоставлен нам на рассмотрение – проведение оценки.
То есть, индусы крест на проекте вовсе и не поставили, а только временно самоустранились из него, позволив Москве за свой счет устранить все его «детские болезни». Цинично, но довольно практично. И вот теперь Нью-Дели сам попросил привезти экспортную версию российского истребителя пятого поколения ему на «смотрины». Со своей стороны, наша страна явно готова к более гибкому сотрудничеству с придирчивым партнером. Андрей Ельчанинов, первый заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, в прошлом году заявил:
Рассматриваются различные варианты поставки: отдельно самолета и самолета с полным комплексом вооружения, с системой послепродажного обслуживания. Кроме того, по требованию заказчика облик самолета может быть доработан. Так что мы с уверенностью говорим об экспортных перспективах Су-57.
Вполне возможно, что в «Ростехе» уже дозрели до передачи технологий и локализации производства Су-57Э в Индии, и этот истребитель имеет более радужные перспективы, чем это видится со стороны нашим недругам.
Информация