Во что обойдется России перевод белорусского транзита в свои порты

12

В последние несколько лет Россия активно развивает свою портовую инфраструктуру с тем, чтобы избавиться от зависимости со стороны Прибалтики и иных недружественных посредников. Сопутствующей задачей является переманить на свою сторону Белоруссию, которая транспортно завязана на соседнюю Литву. После ссоры Минска с Вильнюсом шансы сделать это резко возросли, но во что это обойдется в денежном выражении самой Москве?

О намерении проучить литовские власти за их позицию в недавнем политическом кризисе в Беларуси заявил сам президент Лукашенко:



30% литовского бюджета формируют наши грузопотоки через Литву. Что еще надо? Зажрались. Поэтому поставим на место.

Правда, следует уточнить, что 30% относятся, скорее, к бюджету портовой Клайпеды, а не Литвы в целом, но все равно цифры получаются приличные, для маленькой республики весьма ощутимые. Начат процесс постепенной переориентации транзита белорусских нефтепродуктов из литовских терминалов в российский порт на Балтике Усть-Луга. Для того чтобы Минск не потерял в деньгах из-за необходимости доставки на большее расстояние, Москва щедрой рукой готова предоставить ему скидку в 50% на перевалку грузов по нашим железным дорогам. Что поделать, за лояльность союзника приходится платить из федерального бюджета.

Теперь примеру белорусских нефтяников может последовать и «Беларуськалий». Ранее это было практически невозможным из-за дефицита портовых мощностей. Минеральные и химические удобрения являются одним из самых востребованных товаров. Во времена СССР значительная часть нашего экспорта шла через «западные ворота» в лице Прибалтики, где была создана вся необходимая инфраструктура и отлажена логистика. Ничего удивительного, что Белоруссии было удобно пользоваться соседней Клайпедой, да и треть российского экспорта минеральных удобрений еще в 2019 году шла через прибалтийские порты. С отгрузкой через отечественные порты была масса проблем. Основной грузопоток идет через Санкт-Петербург, Усть-Лугу и Мурманск, небольшие ручейки – через Новороссийск и Туапсе, совсем «капелюшка» на общем фоне – через Владивосток. При этом рентабельность такого экспорта была существенно выше, чем у конкурентов, из-за отсутствия специализированных насыпных терминалов. Приходилось пользоваться универсальными, применяя одновременно различные схемы перегрузки минеральных удобрений, даже контейнерные.

Хорошая новость состоит в том, что ситуация быстро меняется. На Дальнем Востоке планируется строительство «Находкинского завода минеральных удобрений», чья продукция пойдет на экспорт через порт Восточный. В Азовско-Черноморском бассейне строится Таманский терминал навалочных грузов (ТТНГ), чья мощность составит 50 миллионов тонн угля в год, 5 миллионов тонн серы и 5 миллионов тонн минеральных удобрений. В Арктической зоне под Мурманском планируется создание универсального перегрузочного комплекса с мощностью в 4 миллиона тонн минеральных удобрений в год. На 7 миллионов тонн рассчитан «Приморский УПК» в Ленинградской области. Чуть более 6 миллионов тонн сможет перевалить терминал компании «ЕвроХим» в Усть-Луге.

И, наконец, венец этого строительства - терминал «Ультрамар» в Усть-Луге, чья мощность изначально составит 5 миллионов тонн в год, но до конца 2021-го вырастет до 12 миллионов. А в перспективе ее можно будет расширить до 20 миллионов тонн. Комплекс связан одновременно с железной дорогой и морской частью, способен выполнять все операции по перевалке. Хранилища визуально выглядят как гигантские купола, которые рассчитаны на разные виды минеральных удобрений. Стоимость проекта оценивается в 30 миллиардов рублей, срок окупаемости в 6-7 лет.

Первая очередь терминала «Ультрамар» на днях введена в строй. Это означает, что Россия, наконец, получит всю необходимую транспортную инфраструктуру, которой хватит и ей самой, и союзной Белоруссии. Есть только один неясный вопрос, который заключается в том, кто и как будет оплачивать услуги по перевалке. Все перечисленные проекты являются частными, строительство того же «Ультрамара» велось на заемные средства, которые необходимо возвращать. При этом губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко дал понять, что новых проектов пока ожидать не стоит:

Мы решаем вопрос отгрузки удобрений через «одно окно». Не нужно больше выделять участки на побережье, этого достаточно для крупнейших производителей. Проект позволяет проводить всю экспортную перевалку удобрений в российских портах.

Некоторые эксперты связывают данное решение с тем, что власти региона идут навстречу бизнесу, который заинтересован в скорейшем отбитии вложений. Мировые цены на удобрения сейчас просели, доходы предпринимателей уменьшились, а проценты по кредитам возвращать надо. Это означает, что благотворительностью они по отношению к белорусским партнерам заниматься точно не будут. Таким образом, либо Минску придется платить, как все, по рыночным ценникам за оказанные услуги, либо он поставит вопрос перед Кремлем о компенсации ему дополнительных накладных расходов. И ведь никуда не денемся, придется бюджету за белорусов и тут доплачивать.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    4 февраля 2021 16:17
    Почему забывается Калининградские порты, что для Беларуси и западных областей РФ более выгодно, нежели Клайпеда и латышский Венспилс, не говоря на отдалённые порты Луги. Ленинградские порты для глубинных областей РФ выходом на Балтику.... До калиниградских портов транзит по Литве из Беларуси не более 230 км и по Калиниградской области до 180 км, тем более,что ход по морю на запад экономится также до 200 км.
    1. 0
      4 февраля 2021 19:01
      Все очень просто.Русофобы не должны вонять за наши деньги
      1. 0
        4 февраля 2021 19:07
        Отдадим копейку, экономим себе и друзьям на рубль, и нет надобности становится упрямым бараном себе в убыток. Действовать на свою пользу расчётливо и грамотно...
        1. 0
          4 февраля 2021 19:10
          Россия развивает свои порты и ЖД инфраструктуру.Играет на перспективу.Некоторым баранам это не понять.
          1. +1
            4 февраля 2021 19:14
            Калининград также Россия и порты не замерзающие, баранов географии не учат?
            1. 0
              4 февраля 2021 19:22
              Ага.Вот везет мужик удобрение в Калининград и тут на тебе на пути чухонский баран требует теньгу за провоз.Калининград с Балтимором имеет некоторые другие стратегические функции.
  2. 0
    4 февраля 2021 19:08
    Аналитически статья хорошая и информативная. Не очень только, по-моему, адекватна сама постановка вопроса

    Во что обойдется России перевод белорусского транзита в свои порты

    Есть понятие стратегии государства, при анализе которого чисто коммерческий подход просто вреден. Армия нам тоже дорого стоит, и с коммерческой точки зрения её содержание вроде-как невыгодно. "Вроде как" потому что и это , в конечном итоге, неправда. Поэтому рассмотрение этого вопроса с точки зрения "сколько стоит" считаю вообще изначально неправильным. Хотя лично я убеждён в том, что в долгосрочной перспективе это будет выгодно для РФ и с чисто финансовой стороны. Про политику и безопасность уже молчу...
    1. +1
      4 февраля 2021 20:32
      Убить экономику Прибалтики и повесить ее на бюджет ЕС это огромная победа. Плюсов намного больше, чем минусов.
      Войны без потерь не бывает. Но если враг убит, а ты ранен, то победа за тобой.
      1. 0
        4 февраля 2021 20:37
        Согласен. А экономика Прибалтики и так висит на бюджете ЕС, как раньше висела на советском.
    2. 0
      5 февраля 2021 08:03
      Цитата: Пишенков
      Есть понятие стратегии государства, при анализе которого чисто коммерческий подход просто вреден. Армия нам тоже дорого стоит, и с коммерческой точки зрения её содержание вроде-как невыгодно. "Вроде как" потому что и это , в конечном итоге, неправда.

      Ну, таков современный тренд: считать, как бухгалтера. Я тоже не считаю такой подход верным, но сейчас это новая норма.
    3. 0
      6 февраля 2021 10:05
      Хорошо сказано. Я тоже считаю, что лучше отдать 100 рублей брату, чем те же 100 рублей соседу, который постоянно чем-то недоволен.
  3. -1
    5 февраля 2021 15:55
    Во что обойдется России перевод белорусского транзита в свои порты

    - Лично Я не понимаю... - о чём может ещё идти разговор ; кроме как о перевозке грузов из Беларуси , по территории России ... - до портов Петербурга (ну , есть ещё порты Архангельска , Мурманска и тд... - но это уже ...- вряд ли ; хотя может быть и так) ... - Вот ... - это реальный и единственный вариант...
    - И какие это ещё могут быть "порты Калининграда" ??? - Как в эти "порты Калининграда попасть"??? - Через территорию Литвы ; а может Польши ; или из портов Петербурга ???
    - Зажатый между Литвой и Польшей ... - Калининград (область) , расположен настолько неудачно (для России) ; что его (калининградские порты) мало что могут играть в экономике России в целом... - Тут уж ...- дай , Бог... - сам Калининград "прокормить" за счёт этих калининградских портов ... - а уж о России тут речь вообще не идёт... - Только не надо тут...тут...тут...тут начинать "патриотическую полемику" про Калининград ; про калининградские заводы , фабрики и тд... - расположение Калининграда (области)... - для России настолько неудачно ; что просто глупее и неудачнее... - трудно придумать...
    - Что касается Беларуси ... - то единственный вывоз белорусской продукции к российским портам ... - это ... - сначала по территории России ; а потом уж в российские порты... -Это , если "игнорировать" все порты Прибалтики... - о чём и здесь идёт речь...
    - И не надо ... - пытаться "изобретать велосипед"...