Освоение Арктики дало вторую жизнь танкам Т-80
В 2021 году исполняется 45 лет танку Т-80, одной из самых мощных боевых машин «холодной войны». В связи с этим интересно выяснить, есть ли будущее у этого тяжелого газотурбинного монстра, пишет американское издание Military Watch.
Т-80 был разработан на основе ОБТ Т-64, но в отличие от Т-72, более легкого и дешевого варианта, Т-80 был дорог и тяжел. Этот танк предназначался исключительно для военных СССР и не экспортировался до развала сверхдержавы.
Это первый в мире танк с газотурбинным двигателем, что дало ему как преимущества, так и недостатки. Боевая машина получилась вынослива, эффективна и живуча в суровом арктическом климате. Однако танк вышел «прожорлив» по топливу и эксплуатационным расходам, впрочем, это не удивительно.
На нем было установлено 125-мм гладкоствольное орудие 2А46, которое могло стрелять как обычными боеприпасами, так и управляемыми ракетами. Одной из его особенностей является высоконадежный автомат заряжания «Корзина», который сократил экипаж до трех человек.
За прошедшие десятилетия конструкция танка претерпела ряд изменений. Боевая машина обзавелась большим количеством разнообразного оборудования с множеством функций. Т-80БВМ может смело похвастаться тем, что разрабатывалось для Т-90. Например, реактивная броня «Реликт», усовершенствованная 125-мм пушка 2А46М-4, новая СУО, улучшенная композитная броня, прицел наводчика ПНМ «Сосна-У» и другое оборудование.
На вооружении России остаются около 330 единиц Т-80БВ и 150 единиц Т-80БВМ. Причем россияне упорно модернизируют Т-80БВ до варианта «БВМ». Освоение Арктики дало вторую жизнь этим танкам. Именно на варианты Т-80 в значительной степени полагаются российские войска на Крайнем Севере, силовые агрегаты которых нормально переносят суровый климат.
Развал СССР помешал осуществить амбициозную программу переоснащения танка на новую 152-мм пушку для повышения огневой мощи. Но уникальная пригодность Т-80 для работы в экстремальных климатических условиях означает, что он останется на вооружении России, по крайней мере, до конца 2040-х годов, совершенствуясь в процессе эксплуатации, подытожило издание из США.
Информация