Why did Russia need to replace the secret "Cutter"


In 2014, a beautiful myth was suddenly born about how the Russian Su-24 single-handedly, with the help of an electronic warfare attack, drowned out the Aegis missile defense system of the American destroyer Donald Cook on the Black Sea. Alas, he basically could not do it, but the Russian Aerospace Forces really has a specialized aircraft that can really jam air defense systems, communications centers, reconnaissance aircraft, air command posts and tactical aircraft of the enemy, by which we mean the NATO bloc ... It is called the Il-22PP "Cutter".


In a war with such a high-tech adversary as the North Atlantic Alliance, it is necessary to be able to jam its operational communications, as well as to "put" a communication channel with space satellites that issue target designation to the troops. Due to this, it is possible to disorganize and even disrupt the offensive. This goal is achieved by establishing the frequencies used by it and their subsequent suppression by active radio interference. Work in this direction was actively going on in the 60s of the last century. An-5B-I planes were the first to receive forward noise interference stations of the SPS-12 "Fasol" family. The disadvantages of this electronic warfare complex could be attributed to the manual control mode, insufficient power and the fact that they could hit their own. V.D. Kalmykov, who headed the Ministry of the Radio Industry at that time, joked gloomily:

The only thing they can do is interfere with the work of our ministry.

The identified shortcomings were attempted to be eliminated on the modernized An-12BK-IS, which were equipped with "Barrier" radiation warning stations, "Siren-D" stations, as well as automatic dipole reflectors dropping. 105 electronic warfare aircraft were created in this modification. Also, the system of automatic jamming "Bouquet" and "Lilac" were equipped with the Soviet Tu-16P, which were removed from service in the early nineties.

Given the aging of the specialized aircraft fleet, the RF Ministry of Defense faces a very serious problem. On the basis of the Il-22 "Bizon" (an air command post based on the Il-18) in 2009 it was decided to create a new jamming aircraft, which was named Il-22PP "Porubshchik". The name immediately makes it clear what its purpose is. The secret equipment placed in the fairings on the sides is capable of jamming enemy signals without interrupting their own. The plane rises into the air, the equipment automatically finds the desired frequency and disrupts the communication channel between the transmitting and receiving technique enemy. Even one such "flying jammer" can, if not paralyze, then seriously complicate the activities of enemy troops. Unlike the Su-24, the "Cutter" with the "Donald Cook" really could cope.

But there are problems. Firstly, we have only 3 such aircraft. For comparison, the US Air Force has 15 similar jammers. Secondly, at the end of the 22s, the military was forced to re-equip on the basis of the Il-10 Bizon, which was already very old by that time. It was believed that no other aircraft can compare with air command posts in terms of flight duration and other technical characteristics. But now, even after deep modernization and overhaul, they will be able to serve at best for another XNUMX years. For this reason, the RF Ministry of Defense has now set a goal to create a completely new electronic warfare aircraft.

The main requirements for the platform are a long flight duration and a capacity that will allow all the necessary equipment to be placed on board. Three aircraft are named as contenders at once. These are the civilian Tu-214, the Il-76 military transport aircraft and even the promising Il-276 military transport aircraft. Most likely, given the need to land and take off from military airfields, the choice will be made between the two Il, and the latter may be preferred. The aircraft will occupy an intermediate link between the Il-76 and Il-112, the range of its flight will be 2700 kilometers, the cost - from 35 to 40 million dollars. It should go into the series from 2026.

Of greatest interest is the electronic equipment that will be installed on it. The new jammer will have to effectively jam not only AWACS aircraft, manned and unmanned aircraft, air defense systems, ground equipment, but also signals from the enemy's satellite grouping. To do this, the RF Aerospace Forces will need several squadrons to replace the aging before the eyes of the "Cutters".
10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. amateur Offline amateur
    amateur (Victor) 16 February 2021 15: 15
    0
    secret antennas capable suppressesb signals of the enemy,

    For the information of the author, who considers himself a major specialist in journalism, analysis and jurisprudence, no antenna can drown anything.

    The antenna in the transmission mode converts the energy coming from the radio transmitter of the electromagnetic wave into an electromagnetic wave propagating in space. The antenna in the receiving mode converts the energy of an electromagnetic wave incident on the antenna into an electromagnetic oscillation that enters the radio receiver. Thus, the antenna is a converter of the electromagnetic oscillation supplied to it through the feeder (alternating electric current, channeled in the waveguide of the electromagnetic wave) into electromagnetic radiation and vice versa.
    (Wikipedia)

    So what "muffles" the transmitter, and "what to jam" is determined by the receiver. In addition, a lot of "clever" blocks are needed that analyze the characteristics of the received signals and form the necessary amplitude-frequency characteristics of the emitted interference signal.
    1. steelmaker Offline steelmaker
      steelmaker 16 February 2021 16: 30
      0
      Then the Americans are already 15 pieces. riveted. The money can be seen nowhere to go?
    2. The comment was deleted.
    3. Marzhecki Offline Marzhecki
      Marzhecki (Sergei) 17 February 2021 09: 08
      +1
      Quote: layman
      secret antennas are capable of jamming enemy signals,

      There was not a word about "secret antennas" in the article, if that. hi
      And antennas are actually part of that very secret equipment.
      1. amateur Offline amateur
        amateur (Victor) 17 February 2021 09: 20
        -1
        secret equipment is capable of jamming enemy signals,

        You cheat, Mr. Marzhetsky. In the first version there were "antennas", now it has been replaced by the word "equipment". The error was fixed. But why "climb into the bottle"?
    4. Oleg812 Offline Oleg812
      Oleg812 (Oleg812) April 19 2021 11: 49
      +1
      The antenna in the transmission mode does NOT convert the energy received from the radio transmitter of the electromagnetic oscillation, but propagates it in space in the form of an electromagnetic wave.
      The antenna does NOT have a radio transmitter energy conversion device.
      So it is the antenna that mutes, and the transmitter generates a signal for it.
    5. Oleg812 Offline Oleg812
      Oleg812 (Oleg812) April 19 2021 11: 55
      +1
      So what "muffles" the transmitter, and "what to muffle" is determined by the receiver.

      And again a mistake. It is the antenna that is jamming, because it is she who directs the emitted lobe towards the target, and the transmitter does not even move.
  2. steelmaker Offline steelmaker
    steelmaker 16 February 2021 16: 28
    0
    In the series, he should go from 2026.

    And we have been doing this for 20 years. What was needed yesterday will be in a few years.
  3. The comment was deleted.
  4. Michael1950 Offline Michael1950
    Michael1950 (Michael) 18 February 2021 03: 36
    -2
    Unlike the Su-24, the "Cutter" with the "Donald Cook" could really cope.

    - T-shch Marzhetsky, you are not ashamed to flog this nonsense? Are you sure it won't hurt your reputation?
  5. Nicholai Ivanitsky (Nicholai Ivanitsky) April 18 2021 11: 53
    -1
    The author did not indicate what type he brings in 15 aircraft from the United States? Orion is based on the Lockheed L-188 Electra, which is just as ancient.
    If you need a low speed, then you need to write it. What does the range have to do with it?
    The USA is replacing the system with the Boeing P-8 Poseidon, which is based on the 737.
    Then what's the problem? Tu-204 fits.
    Sorry, but chewing is better than writing like that.
  6. Oleg812 Offline Oleg812
    Oleg812 (Oleg812) April 19 2021 11: 52
    0
    I believe that such jammer planes should accompany and jam foreign planes exploring the territory of Russia.

Почему России понадобилась замена секретному «Порубщику»


В 2014 году неожиданно родился красивый миф о том, как российский Су-24 в одиночку смог при помощи РЭБ-атаки заглушить систему ПРО «Иджис» американского эсминца «Дональд Кук» на Черном море. Увы, ему это в принципе было не под силу, однако в ВКС РФ действительно имеется специализированный самолет, который способен реально глушить комплексы ПВО, узлы связи, самолеты-разведчики, воздушные командные пункты и самолеты тактической авиации противника, под которым у нас подразумевают блок НАТО. Называется он Ил-22ПП «Порубщик».


В войне с таким высокотехнологичным противником, как Североатлантический альянс, необходимо иметь возможность заглушить его оперативную связь, а также «положить» канал связи с космическими спутниками, которые выдают войскам целеуказание. За счет этого можно дезорганизовать и даже сорвать наступление. Достигается данная цель путем установления используемых им частот и их последующего подавления активными радиопомехами. Работы в данном направлении активно шли еще в 60-е годы прошлого века. Первыми станции прямошумовых помех семейства СПС-5 «Фасоль» получили самолеты Ан-12Б-И. К недостаткам данного РЭБ-комплекса можно было отнести ручной режим управления, недостаточную мощность и то, что они могли ударить и по своим. В.Д. Калмыков, возглавлявший в тот период министерство радиопромышленности, мрачно шутил:

Единственное, что они могут делать, – это создавать помехи работе нашего министерства.

Выявленные недостатки попытались устранить на модернизированном Ан-12БК-ИС, которые были оснащены станциями предупреждения об облучении «Барьер», станциями «Сирень-Д», а также автоматами сбрасывания дипольных отражателей. Было создано 105 РЭБ-самолетов в такой модификации. Также системой автоматической постановки помех «Букет» и «Сирень» были оборудованы советские Ту-16П, которые были сняты с вооружения в начале девяностых годов.

С учетом старения специализированного авиапарка у Минобороны РФ возникла очень серьезная проблема. На базе Ил-22 «Бизон» (воздушный командный пункт на основе Ил-18) в 2009 году было решено создать новый самолет-постановщик помех, который получил название Ил-22ПП «Порубщик». По названию сразу становится понятно, каково его предназначение. Размещенное в обтекателях на бортах секретное оборудование способно глушить сигналы противника, не перебивая при этом свои. Самолет поднимается в воздух, аппаратура автоматически находит нужную частоту и нарушает канал связи между передающей и принимающей техникой противника. Даже одна такая «летающая глушилка» способна если не парализовать, то серьезно осложнить деятельность вражеских войск. В отличие от Су-24, «Порубщик» с «Дональдом Куком» реально смог бы справиться.

Но есть проблемы. Во-первых, у нас всего 3 таких самолета. Для сравнения, в ВВС США аналогичных помехопостановщиков 15. Во-вторых, в конце «нулевых» военные вынужденно решили провести переоборудование на основе уже очень возрастных к тому времени Ил-22 «Бизон». Считалось, что ни один другой самолет не может сравниться с воздушными командными пунктами по продолжительности полета и прочим техническим характеристикам. Но сейчас даже после глубокой модернизации и капитального ремонта они смогут прослужить в лучшем случае еще лет 10. По этой причине Минобороны РФ теперь поставило целью создать абсолютно новый РЭБ-самолет.

Главные требования к платформе – это большая продолжительность полета и вместимость, которая позволит разместить на борту все необходимое оборудование. В качестве претендентов называются сразу три самолета. Это гражданский Ту-214, военно-транспортный Ил-76 и даже перспективный военно-транспортный самолет Ил-276. Вероятнее всего, с учетом необходимости садиться и взлетать с военных аэродромов, выбор будет сделан между двумя Илами, и предпочтение может быть отдано последнему. Самолет займет промежуточное звено между Ил-76 и Ил-112, дальность его полета составит 2700 километров, стоимость – от 35 до 40 миллионов долларов. В серию он должен пойти с 2026 года.

Наибольший интерес представляет радиоэлектронное оборудование, которое будет на нем установлено. Новый помехопостановщик должен будет эффективно глушить не только самолеты ДРЛО, пилотируемую и беспилотную авиацию, системы ПВО, наземную технику, но и сигналы спутниковой группировки противника. Для этого ВКС РФ понадобится несколько эскадрилий взамен стареющих на глазах «Порубщикам».
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. дилетант Офлайн дилетант
    дилетант (Виктор) 16 февраля 2021 15:15
    0
    секретные антенны способны глушить сигналы противника,

    К сведению автора, считающего себя крупным специалистом в журналистике, анализу и юриспруденции, ни одна антенна не способна ничего заглушить.

    Антенна в режиме передачи преобразует энергию поступающую от радиопередатчика электромагнитного колебания в распространяющуюся в пространстве электромагнитную волну. Антенна в режиме приёма преобразует энергию падающей на антенну электромагнитной волны в электромагнитное колебание, поступающее в радиоприёмник. Таким образом, антенна является преобразователем подводимого к ней по фидеру электромагнитного колебания (переменного электрического тока, канализированной в волноводе электромагнитной волны) в электромагнитное излучение и наоборот.
    (Википедия)

    Так что "глушит" передатчик, а "что глушить" определяет приемник. Кроме того необходимо множество "хитроумных" блоков, которые анализируют характеристики принимаемых сигналов и формируют необходимие амплитудно-частотные характеристики излучаемого помехового сигнала.
    1. сталевар Офлайн сталевар
      сталевар 16 февраля 2021 16:30
      0
      То то американцы аж 15 шт. на клепали. Деньги видно девать некуда?
    2. Комментарий был удален.
    3. Маржецкий Онлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 17 февраля 2021 09:08
      +1
      Цитата: дилетант
      секретные антенны способны глушить сигналы противника,

      Про "секретные антенны" в статье не было ни слова, если что. hi
      И антенны вообще-то являются составной частью того самого секретного оборудования.
      1. дилетант Офлайн дилетант
        дилетант (Виктор) 17 февраля 2021 09:20
        -1
        секретное оборудование способно глушить сигналы противника,

        Мухлюете, г-н Маржецкий. В первом варианте были "антенны", сейчас заменено на слово "оборудование". Ошибку исправили. Но зачем "в бутылку лезть"?
    4. Олег812 Офлайн Олег812
      Олег812 (Олег812) 19 апреля 2021 11:49
      +1
      Антенна в режиме передачи НЕ преобразует энергию поступающую от радиопередатчика электромагнитного колебания, а распространяет ее в пространстве в виде электромагнитной волны.
      В антенне ОТСУТСТВУЕТ устройство преобразования энергии радиопередатчика.
      Так что глушит именно антенна, а передатчик формирует для нее сигнал.
    5. Олег812 Офлайн Олег812
      Олег812 (Олег812) 19 апреля 2021 11:55
      +1
      Так что "глушит" передатчик, а "что глушить" определяет приемник.

      И опять ошибка. Глушит именно антенна, т.к. именно она направляет излучаемый лепесток в сторону объекта воздействия, а передатчик даже не шевелится.
  2. сталевар Офлайн сталевар
    сталевар 16 февраля 2021 16:28
    0
    В серию он должен пойти с 2026 года.

    А у нас так уже 20 лет. То что нужно было ещё вчера, будет через несколько лет.
  3. Комментарий был удален.
  4. Michael1950 Онлайн Michael1950
    Michael1950 (Michael) 18 февраля 2021 03:36
    -2
    В отличие от Су-24, «Порубщик» с «Дональдом Куком» реально смог бы справиться.

    - Т-щ Маржецкий, Вам не стыдно эту чушь пороть? Уверены, что это не повредит Вашей репутации?
  5. Nicholai Ivanitsky Офлайн Nicholai Ivanitsky
    Nicholai Ivanitsky (Nicholai Ivanitsky) 18 апреля 2021 11:53
    -1
    Автор не указал, какой именно тип он вносит в 15 самолётов у США? Если Orion - так он базируется на Lockheed L-188 Electra, который столь же древний.
    Если нужна невысокая скорость, то так и нужно написать. Дальность тут при чём?
    США заменяют систему на Boeing P-8 Poseidon, который на базе 737-го.
    Тогда в чём проблема? Ту-204 подходит.
    Простите, но лучше жевать, чем так писать.
  6. Олег812 Офлайн Олег812
    Олег812 (Олег812) 19 апреля 2021 11:52
    0
    Считаю, что такие самолеты-глушители должны сопровождать и глушить иностранные самолеты, разведывающие территорию России.