Нефть снова становится «черным золотом»: плюсы и минусы для России
Повышение мировых цен на нефть до уровня, еще недавно казавшегося совершенно нереальным абсолютному большинству экономических аналитиков, заставляет задуматься о дальнейшей динамике стоимости энергоносителей и последствиях таковой.
Тем более, что тут есть над чем помозговать – к нашим услугам как ряд свежих прогнозов по данному направлению, так и некоторые попытки предсказать ситуацию, делавшиеся ранее. Впрочем, главное в данном случае – это те перспективы, которые подорожание углеводородов сулит конкретно российской экономике.
«Баррель по 60 – фантастика...» А по сотне не хотите?!
Всем нам памятно ужасающее обрушение биржевых цен на «черное золото», вызванное пандемией коронавируса и «нефтяной войной» между Саудовской Аравией и Россией, последовавшей за провалом их попыток достигнуть договоренностей в рамках ОПЕК+. После тех лет, на протяжении которых стоимость пресловутой бочки исчислялось суммой, превышающей сотню долларов или не сильно от нее отличавшейся, 25 долларов за баррель Brent звучали смертным приговором всей мировой «нефтянке». Это, вполне ожидаемо, породило целую волну апокалиптических прогнозов относительно «разорения», «обнищания» и даже «развала» России, которые усердно генерировали некоторые экспертные центры и с упоением смаковали западные СМИ. Выстояли, выдержали, не сломались... С саудитами, из-за собственных попыток путем примитивного демпинга «зачистить» и захватить мировые рынки нажившими себе беды побольше, чем выпало на нашу долю, удалось договориться. Горячие восточные шейхи оказались людьми вменяемыми, и, познав на собственном горьком опыте смысл русской поговорки о худом мире и доброй ссоре, дружно и дисциплинированно «прикрутили краны» на собственных буровых.
Увы, так же пришлось поступить и нам, но тут уж было не до жиру... С мая по июль 2020 года мировая добыча нефти была сокращена на 9.7 миллиона баррелей. Нефть постояла-постояла на минимальных ценовых значениях, да и двинулась потихоньку вверх. Каждый ее робкий «шажок» от отметки в 40 долларов за баррель, которая была преодолена в ноябре 2020 года, вызывал энтузиазм в странах-экспортерах и питал их надежды на то, что «все образуется». К середине декабря прошлого года был взят «рубеж» в полсотни долларов за бочку и сердца нефтяников забились быстрее в предвкушении...
При этом еще в начале нынешнего месяца финансовые аналитики из таких серьезных учреждений, как международное рейтинговое агентство Fitch и Saxo Bank, с ужасно умным видом (а каким ему еще быть у этих господ?) рассуждали о бренности бытия и превратностях судьбы стран – экспортеров углеводородов. «Мировые цены на нефть, конечно, демонстрируют определенную позитивную динамику на фоне остающегося стабильным снижения уровня добычи и надежд на скорое начало массовой вакцинации от коронавируса», но 60 долларов за баррель – это чистая фантастика. Нет, нет, нет, господа! «Спрос нестабилен, ситуация с прививками пока неясна», так что стоимость барреля вполне может, чего доброго, еще и упасть «в краткосрочной перспективе». 60 долларов, по мнению этих экспертов, представляли собой «слишком важный психологический барьер», чтобы его можно было преодолеть вот так вот легко и быстро. Преодолели... При этом посрамлены оказались и «пророки» из Всемирного банка, которые несколько ранее строили следующую ценовую «цепочку»: 41 доллар за баррель в 2020 году, 44 – в 2021, а уж полсотни, в самом лучшем случае – в году 2022-м. Как видим, «черное золото» все эти отметки с легкостью «проскочило» и, судя по всему, только начинает «набирать скорость» на мировых биржах. И вот со всех сторон зазвучали прогнозы совершенно иного толка. Главный аналитик одного из крупнейших и наиболее авторитетных в финансовом мире американских банков JPMorgan по нефтегазовому сектору Кристиан Малек заявляет, что в самом ближайшем времени мир ожидает вовсе не переизбыток, а дефицит нефти! И, вполне возможно, совсем скоро нам предстоит увидеть цену за баррель в старые добрые 100 долларов, а то и выше! 80 за бочку, по мнению Карри – это более, чем реальная перспектива уже для нынешнего года.
Не утонуть бы в «нефтедолларах»...
Большую статью на данную тему, в которой пространно цитируется и Малек и полностью разделяющие его мнение коллеги из другого ведущего банка США – Goldman Sachs, недавно опубликовал «флагман» мировой экономической прессы – Financial Times. Согласно отстаиваемой на страницах этого издания теории, дело мы имеем вовсе не со случайным стечением обстоятельств или некими временными колебаниями конъюнктуры. По твердому убеждению уважаемых финансистов мировая экономика на наших глазах вступает в новых «нефтяной суперцикл», который несет странам, экспортирующим «черное золото», совершенно фееричные перспективы. В оценках временных рамок предыдущего такого периода специалисты расходятся, впрочем, незначительно: кто-то считает, что начался он в конце 90-х, со стартом бурного промышленного развития Китая и прочих стран Азии, а закончился в кризисном 2008-м. Кто-то склонен исчислять его с 2003 по 2014 годы, до момента, когда нефтяные цены начали небольшое, но стабильное снижение.
Так или иначе, но по мнению аналитиков, нынешние правительственные программы, направленные на преодоление негативных экономических последствий пандемии, стоимость которых в мировых масштабах уже исчисляется десятками триллионов долларов, непременно приведут к тому, что на планете возникнет серьезнейший дефицит энергоносителей, и нефти – прежде всего. Финансовые эксперты довольно убедительно обосновывают такие свои выводы, базируясь на понятных каждому бытовых моментах. «Восстановительные» программы государств, пытающихся поднять изрядно «просевшие» из-за «коронакризиса» собственные экономики, направлены, как они полагают, по большей части на поддержку хозяйств со средним и даже более низким уровнем доходов. «Люди такого уровня ездят не на Tesla, а на внедорожниках и пикапах, а значит, бензина потребуется очень много» – утверждают в том же Goldman Sachs, имея в виду собственных соотечественников.
В любом случае в нынешних непростых условиях большинство стран будут стараться «выжать максимум» из традиционных энергетики и транспорта, не требующих масштабных преобразований и дорогостоящих дополнительных вложений. Пример тому – все тот же Китай, снова скупающий «черное золото» сотнями миллионов баррелей. Тот самый дефицит углеводородов, который способен заставить взлететь цены на них до небес, возникнет, если мировое потребление вырастет на 1.2 – 1.4 миллиона баррелей в сутки. Реально ли это? Еще недавно подобные вещи казались фантастикой – ведь пандемия коронавируса снизила ежесуточное потребление нефти на 10 миллионов баррелей – в 2020 году в сравнении с 2019-м.
По самым оптимистичным прогнозам Международного энергетического агентства и ОПЕК, спрос в 2021 году сможет достичь объема в 96 – 96.5 миллионов баррелей в сутки. Докризисное ежедневное потребление в 100 миллионов условных «бочек» пока недостижимо. Так откуда же дефицит? Он неминуемо возникнет, если страны-экспортеры и далее будут так же честны друг с другом и продолжат столь же неуклонно придерживаться в вопросе восстановления добычи принципов умеренности и аккуратности. Пока что так оно и происходит – с 1 января нынешнего года объемы поставляемой на мировой рынок нефти должны были вырасти почти на 2 миллиона баррелей в сутки. Однако сама вероятность начала на планете второй волны коронавируса, о которой заговорили медики, заставила экспортеров вчетверо уменьшить это количество – страны ОПЕК+ продолжают свою деятельность в условиях ежесуточного сокращения добычи на 7.2 миллиона баррелей, прекрасно помня уроки недавнего прошлого и избегая ненужного риска. Ведь после нового обрушения рынок будет восстанавливаться еще дольше и тяжелее...
Между прочим, все происходящее сейчас вполне вписывается в рамки достаточно недавнего прогноза, делавшегося Управлением энергетической информации министерства энергетики США (EIA). Там, как принято у профессионалов, разработали три сценария развития ситуации с ценами на энергоносители, пытаясь просчитать их динамику аж до 2050 года. В так называемом «базовом» или среднем варианте стоимость нефти составит в будущем 95 долларов за баррель. При наиболее негативном стечении обстоятельств «скатится» до 48 долларов. А при позитивном ходе событий, предусматривающем стабильное восстановление мировой экономики, дойдет и до 173 долларов за бочку. Так что, дорогие соотечественники, отставить уныние и неуверенность в завтрашнем дне – вопреки прогнозам многочисленных злопыхателей, все для отечественной экономики потенциально складывается очень даже неплохо.
Правда, при этом возникает целый ряд проблем иного, более глобального и долгосрочного характера. Стабильный и неуклонный рост стоимости «черного золота» вне всяких сомнений будет щедро наполнять казну России, позволит государству выполнять и даже наверняка повышать собственные социальные обязательства перед гражданами, крепить обороноспособность страны... Вот только не забыть бы о том, что за любым подъемом неизбежно следует спад, и поток «нефтедолларов» вовсе не будет неиссякаемым и нескончаемым. Все перечисленные выше моменты, безусловно, важны, но если значительную часть доходов от экспорта энергоносителей наша страна не вложит в снижение зависимости собственной экономики от него же, рано или поздно быть беде. Да и сама по себе отечественная нефтедобывающая отрасль нуждается в серьезнейшей модернизации и модификации.
Запасы легкоизвлекаемых энергоносителей тают, и со временем Россия рискует остаться с «кладовыми» нефти и газа, которые будут попросту нерентабельны при нынешних методах и способах их добычи. Не так давно Международный валютный фонд, которому традиционно не дают покоя наши богатства, подготовил обширный доклад на данную тему, в которой не без явного злорадство указывалось на то, что «длительный период цен на нефть на уровне 40 долларов за баррель и ниже», скорее всего, нанесет отечественному нефтегазовому сектору «непоправимый ущерб». Как видим, долгим этот период, как бы того кому-то не хотелось, не будет. Судьба снова дает нам прекрасный шанс – осталось только с умом им воспользоваться.
Информация