Что представляли собой корабли «Судного дня», которые предшествовали самолетам
В разгар «холодной войны», когда мир балансировал на грани ядерной конфронтации между СССР и США, в Вашингтоне озаботились созданием кораблей «Судного дня» для непрерывности проведения операций. Эта программа была официально известна как Национальный чрезвычайный командный пункт на плаву (NECPA), пишет американское онлайн-издание The Drive.
Если бы «холодная война» перешла в полноценную, то руководство США перебралось бы на эти замечательные «плавающие Белые дома», пока советские ракеты уничтожали американские города в ходе обмена ядерными ударами. У США было два таких специально оборудованных судна. Первым стал USS Northampton (CLC-1), вторым был USS Wright (CVL-49). Эти удивительные корабли, переделанные из устаревших боевых единиц, являются предшественниками современных воздушных командных пунктов – самолетов «Судного дня».
USS Northampton был командирским легким крейсером – флагманом Атлантического флота, спущенным на воду в 1953 году. В 1962 году у него началась другая жизнь. Его адаптировали для задач NECPA. Крейсер был реклассифицирован и получил кодовое имя «Морской правитель». Во время Карибского кризиса президент и его ближайшие помощники были эвакуированы на него вертолетами Корпуса морской пехоты.
Модернизация корабля для выполнения предстоящей роли в потенциальном армагеддоне была обширной, ведь американское правительство заботилось о себе, пока другим было уготовано умереть. Более сорока тонн специального оборудования, включая шестьдесят передатчиков и приемников, позволяло ему обрабатывать 3000 сообщений в день (что в то время считалось настоящим прорывом). Мощная система связи позволила кораблю установить мировой рекорд скорости по отправке сообщений по всему миру, занимавшее всего восемь десятых секунды.
Через год к нему добавился второй «плавучий Белый дом» – USS Wright, получивший кодовое название «Зенит». Он также базировался в Норфолке. Этот военный корабль был построен как легкий авианосец класса Saipan, поступивший на вооружение в 1947 году. В 1956 году его списали, а затем переоборудовали для NECPA.
Размеры авианесущего корабля позволили оборудовать его еще более серьезно. Он стал самой сложной коммуникационной платформой, находившейся в море в те времена. Палуба была утыкана антеннами, самая высокая из которых представляла собой набор 156-футовых мачт, украшенных антеннами тропосферного рассеяния.
«Голос командования» с USS Wright был слышен на кораблях, самолетах и станциях по всему миру. Помещения корабля были оснащены самым современным оборудованием с огромными киноэкранами. На корабле имелись комнаты для проведения разных мероприятий, брифингов, планирования, анализа, построения графиков и решения чрезвычайных задач. Целая комната была отведена под корабельные телетайпы, каждый из которых был способен принимать входящие сообщения со скоростью 100 слов в минуту.
Ангар был заполнен оперативными центрами, рабочими зонами и жилыми помещениями для 200 связистов. Экипаж корабля состоял из 1000 человек. В случае необходимости экипаж можно было увеличить.
В случае повреждения антенн, корабль мог поддерживать связь с тремя специально построенными объектами на берегу при помощи уникального беспилотного вертолета QH-43 Huskie, имевшего сверхнизкочастотную антенну, которую поднимал на высоту в несколько километров, предоставляя связь даже с подлодками по всему миру. На палубе могли разместиться три вертолета. Для операций в радиоактивной среде корабль был оснащен специальными воздушными фильтрами, а палубы промывались гидросистемой с соленой водой.
Были также планы переоборудовать другой авианосец класса Saipan под NECPA, но от этого отказались. Кроме того, военные хотели переоборудовать под NECPA атомную подлодку USS Triton, но дальше исследований дело не пошло.
Принцип работы, лежащий в основе NECPA, предусматривал, чтобы один из двух кораблей постоянно находился в море, и они менялись каждые две недели. Таким образом, один из них получал защиту от внезапного нападения СССР.
Насколько живучи корабли были в реальности, остается открытым вопросом. Они должны были избегать любых столкновений с ВМФ СССР, который в тот период наращивал свои возможности в открытом море. Оба корабля имели ограниченное вооружение, поэтому, вероятно, они стали бы легкой добычей советских военных моряков. В связи с этим, их сопровождали крупные боевые корабли и АПЛ.
Информация