Через 5 лет Россия сможет полностью вернуть себе гражданское авиастроение

22

Сегодня Boeing и Airbus несомненно доминируют в российском небе. Однако события 2014 года и последующие за ними наглядно продемонстрировали, что целиком и полностью полагаться на импортную продукцию никак нельзя. По политическим мотивам западные корпорации могут просто перестать обслуживать уже поставленные самолеты и продавать нам новые, и тогда авиасообщение внутри огромной страны будет просто прервано. Отечественное гражданское авиастроение России необходимо, и большие шаги в этом направлении уже проделаны. В течение пяти лет наша страна может полностью восстановить некогда утраченные позиции в гражданской авиации.

Давайте пройдемся по основным рыночным сегментам и посмотрим, что у нас в них есть уже сейчас или появится в самом ближайшем будущем.



«Суперджет-100»


По этому многострадальному ближнемагистральному лайнеру еще не оттоптался только ленивый. И правда, его действительно есть за что критиковать. Это и чрезвычайно высокая доля импортных комплектующих, и некачественные двигатели SaM146 совместной с французами разработки, и совершенно не отлаженная система постпродажного обслуживания, которая привела к отказу от эксплуатации самолета всеми иностранными заказчиками. Наконец, критики проекта вполне справедливо указывают на то, что рыночный сегмент в 100 пассажирских кресел, на который нацелились изначально разработчики, весьма узок.

При всем этом есть и хорошие новости. Они состоят в том, что в России разработан собственный авиадвигатель ПД-14, который успешно прошел международную сертификацию, а на его базе будет создана младшая версия, ПД-8. Именно эта силовая установка и будет устанавливаться в дальнейшем на «Суперджете-100», а заодно, вероятно, и на самолете-амфибии Бе-200. Иначе говоря, ключевую проблему с зависимостью от Франции в ремонте и обслуживании двигателей мы уже практически решили. Также позитивным можно считать решение президента страны Владимира Путина довести локализацию производства комплектующих ближнемагистрального лайнера до 97%. Произойти это должно уже к 2024 году. То есть, «Суперджет-100» через несколько лет полностью обрусеет и не будет зависеть от прихотей иностранных поставщиков.

Ил-114-300



Пожалуй, последнюю реальную проблему «Суперджета» с неверным попаданием в рыночный сегмент может решить другой российский самолет, Ил-114-300. Это реинкарнация советского ближнемагистрального турбовинтового лайнера, способного перевозить до 60 пассажиров. Он вынослив и неприхотлив, сможет использовать даже не самые качественные взлетно-посадочные полосы. Но самое главное состоит в том, что возрожденный авиалайнер будет оснащен модернизированным отечественным двигателем ТВ7-117. Стало быть, своими силами Россия в состоянии закрыть сегмент ближнемагистральных воздушных перевозок, повысив транспортную связность огромной страны.

МС-21



Это «наше все» в сегменте среднемагистральных авиаперевозок. Самолет хорош, он хорош настолько, что США ввели против него целый комплекс ограничительных мер, целью которых является максимально затянуть реализацию проекта. Первой жертвой западных санкций стали «черные крылья» МС-21, которые были одним из его конкурентных преимуществ, дававшим существенную экономию топлива и увеличение места в салоне для пассажиров. Пришлось импортозамещением композитных материалов заниматься корпорации «Росатом». Затем под санкции попали другие российские предприятия авиационной отрасли. Это означает новые задержки по времени и новые препоны, которые придется преодолевать. Но, несомненно, в итоге мы их преодолеем. МС-21 будет востребован не только в нашей стране, у него есть хорошие шансы забрать определенную долю международного рынка у Boeing и Airbus. Понятно, что один этот лайнер западных гигантов не разорит, но для отечественного гражданского авиастроения это большой шаг вперед.

ИЛ-96-400



Что касается дальнемагистрального сегмента, то у нас даже есть кое-какой выбор. Совместно с КНР Россия разрабатывает широкофюзеляжный лайнер CR929. Правда, производиться он по большей часть будет в Китае, а на долю нашей страны придутся только его крылья, поэтому в рамках данного обзора, посвященного национальному авиастроению, оставим этот проект за скобками. Гораздо больше интереса может представлять возрожденный ИЛ-96-400.

Считается, что Россия упустила так называемую революцию дальнемагистральных лайнеров. Советский широкофюзеляжный Ил-96-300 оснащался четырьмя уже устаревшими двигателями ПС-90, которые не в состоянии обеспечить экономическую эффективность по сравнению с конкурентами от Boeing и Airbus. Также минусом считается наличие вместо двух трех членов экипажа, включая бортинженера. Однако большим плюсом является то, что широкофюзеляжный лайнер полностью производится из отечественных комплектующих. К слову, именно на таком самолете летает президент Путин.

Следует отдать должное Дмитрию Рогозину, который в бытность вице-премьером лично пролоббировал возрождение производства этих самолетов в версии ИЛ-96-400. Предполагалось создание небольшой серии из шести лайнеров, однако изменение политической ситуации вокруг России может открыть лайнеру новые возможности. Так, на полном серьезе рассматривается возможность замены прежних двигателей на ПД-14, что в этом случае повысит топливную эффективность. Улучшит привлекательность самолета также удлинение фюзеляжа, что приведет к увеличению количества пассажирских мест в салоне. В разных модификациях ИЛ-96-400 сможет перевезти от 350 до 370 человек.

Ну, и совсем шикарные перспективы появятся перед обновленным дальнемагистральным лайнером, когда в серию пойдут сверхмощные отечественные двигатели ПД-35. Благодаря их возросшей совокупной тяге, ИЛ-96 сможет превратиться из четырехмоторного в двухмоторный самолет. Это приведет к снижению расходов на содержание и ремонт российского лайнера, по праву поставив его в один ряд с продукцией Boeing и Airbus.

Отметим, что появление ПД-35 также может сделать реалистичным и реинкарнацию тяжелого грузового Ан-124 «Руслан» в России под новым именем.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    23 февраля 2021 18:10
    Дорогу осилит идущий. Успехов российским авиаинженерам good
    1. -2
      24 февраля 2021 07:42
      Спасибо за адекватный коммент
      1. 0
        24 февраля 2021 09:33
        Но вы же понимаете, что это просто пожелание. Реальность может быть, к сожалению, совсем иной.
    2. 0
      27 февраля 2021 11:24
      Это Сердюков проводит реформы.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
  2. +3
    23 февраля 2021 18:36
    Через 5 лет Россия сможет полностью вернуть себе гражданское авиастроение

    Хватит хрень тиражировать. Сначала надо вернуть, а потом рассуждать. Нам этих проектов за 30 лет столько настряпали...Проглотить не можем.
  3. -4
    23 февраля 2021 19:41
    Это как раз тот случай, когда лучше делать ,чем говорить. До сих пор получается наоборот!
  4. 0
    23 февраля 2021 22:32
    Каждую неделю подобную обещалку читаем...
    1. -1
      24 февраля 2021 10:02
      Особенно про космос от Рогозина, шутка с батутом не удалась. Рогозин даже удалил из соцсетей свою карикатуру с марсианами на Маска.Зато у нас нет аварий, как он сказал Путину.
  5. -5
    23 февраля 2021 23:37
    Если вспомнить о судьбе всех без исключения "национальных проектов" в РФ за последние пару десятков лет, то не совсем понятно на чем основан оптимизм автора в отношении перспектив "возрождения" российской авиации.
    1. 0
      28 февраля 2021 10:25
      Основана на санкциях которые ввели против страны.
      1. -1
        28 февраля 2021 10:56
        Основана на санкциях которые ввели против страны

        Лишения внушают оптимизм? Партнёров нам заменит она-м?
        1. Комментарий был удален.
  6. +1
    24 февраля 2021 08:12
    Жаль только – жить в эту пору прекрасную уж не придется – ни мне, ни тебе

    А ещё Ка-60 вот вот обещают и конечно, не имеющий аналогов в мире ил-112 забыли
  7. +1
    24 февраля 2021 16:48
    Разработать вовсе не означает смочь массово производить. Именно с последним у нас большие проблемы. Крайне слабо верится в столь быстрое восстановление авиапромышленности при сохранении нынешнего экономического курса. Примеров - тьма...
    1. 0
      27 февраля 2021 11:28
      С разработкой тоже проблемы, Сердюков решил "оптимизировать" самолетостроение и выслать все КБ из Москвы, а площади продать под застройку. Процесс стартует с 1 марта.
  8. -2
    24 февраля 2021 22:43
    Для себя , сколько угодно. СССР жил на своем автопроме и народ дрался за тот металлолом. Сейчас РФ открытая страна для конкуренции. Можно сколько угодно много делать , но это будет для себя и дериктивно, по приказу Президента в РФ востребовано. А там за Бугром возьмут ? Самолеты делают не только ЕС и США и Бразилия и Канада. Хотя зная современную РФ , даже продав один самолет можно раздуть такую эпопею что весь Шарик на нем только и хочет летать.
    Завтраки, завтраки все завтраки. Когда будет что то реальное ?
  9. 0
    24 февраля 2021 22:45
    Цитата: Владимир Хребтов
    Особенно про космос от Рогозина, шутка с батутом не удалась. Рогозин даже удалил из соцсетей свою карикатуру с марсианами на Маска.Зато у нас нет аварий, как он сказал Путину.

    Если перестать запускать , то аварий вообще не будет ))).
  10. 0
    25 февраля 2021 15:31
    Автор утверждает что

    Через 5 лет Россия сможет полностью вернуть себе гражданское авиастроение

    Он как Ельцин в свое время тоже готов лечь на рельсы?
    1. 0
      27 февраля 2021 11:20
      Анатолий Сердюков возглавил Объединенную Авиационную Корпорацию и уже решил ее "отимизировать" т.е. выслать все авиа КБ из Москвы, а площади продать под застройку.
  11. +1
    25 февраля 2021 22:20
    Думаю сейчас нам Табуреткин наделает новых реформ с КБ немного поколдует, и пойдем мы строить дельтапланы, по китайской технологии.
    1. -1
      27 февраля 2021 11:23
      Уже с первого марта Сердюков начнет выселять из Москвы все авиа КБ, а площади продаст под застройку
      Из разговора со специалистом фирмы «Ильюшин»:

      — В 41-м, когда была угроза захвата Москвы и предприятия эвакуировали, «Ил» должен был уехать в Самару. Но Ильюшин сам пошел к вождю и сказал, что в этом случае придет конец его КБ. «Ил» не тронули. С тех пор он оставался на старом месте, в районе Ходынского Поля. Теперь вот и войны нет, а «Ил» «эвакуируют». Отстоять его больше некому... За 81 год жизни предприятия было три генеральных конструктора. А с 2014 года, с тех пор как ушел из жизни Виктор Ливанов, за шесть лет — уже седьмой! И так везде. На «Иркуте», офис которого находился на месте КБ Яковлева, в районе Сокола, убрали Олега Демченко. Мешал менеджерам. Им нужны площади в столице под застройку. При чем тут российская авиация? Будем летать на «Боингах».

      https://www.mk.ru/politics/2021/02/23/ocherednaya-reforma-serdyukova-grozit-pokhoronit-nadezhdy-na-razvitie-otechestvennogo-aviastroeniya.html
  12. Комментарий был удален.
  13. -1
    27 февраля 2021 11:17
    Это с Сердюковым во главе?
    Очередная реформа Сердюкова грозит похоронить надежды отечественного авиастроения
    Прощай, авиапром
    SOS — помогите! На прошлой неделе так начинался каждый разговор, когда раздавался телефонный звонок от моих давних знакомых из авиационных фирм. Всех волновало одно: совещание пяти начальников от авиапрома, состоявшееся 2 февраля в Москве. Известно о нем стало недавно, после того как кто-то из умельцев выудил протокол этой встречи в Интернете и разослал друзьям.

    Из документа следует, что уже в этом году все авиационные фирмы — «Сухой», «МиГ», «Иркут», «Туполев» — будут выселены из Москвы. Процесс стартует 1 марта. По мнению специалистов, делается это для того, чтобы продать земли и всю столичную собственность авиапредприятий под застройку и таким образом рассчитаться с многомиллиардными долгами «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК). Приведет это к тому, что авиапром, который на протяжении всех постсоветских лет, как ни старались, не смогли задушить реформами, теперь наконец-то отмучается. Окончательно и навсегда.

    https://www.mk.ru/politics/2021/02/23/ocherednaya-reforma-serdyukova-grozit-pokhoronit-nadezhdy-na-razvitie-otechestvennogo-aviastroeniya.html
  14. +1
    28 февраля 2021 10:29
    Тот кто хочет что то делать тот ищет возможность все преодолеть. А тот кто сидя на диване хочет только пищать то он будет искать причины что бы ничего не делать.