Снятие запретов, рекордные убытки и новые аварии – что происходит с Boeing?


Завершение для одного из ведущих мировых авиапроизводителей – корпорации Boeing Со. – длительной «черной полосы», ознаменовавшееся снятием запретов на полеты лайнеров модели 737 МАХ, перечеркнуто сразу двумя новыми авиапроисшествиями, случившимися практически одновременно в разных частях света с самолетами, произведенными этой компанией.


Опять расследования и технические экспертизы, отказ от эксплуатации, возможные судебные иски и претензии... Злой рок продолжает преследовать американскую корпорацию. Попробуем разобраться, что сегодня происходит с авиагигантом и насколько серьезные проблемы он переживает.

«Сгинул, топливо утратив, весь распался на куски...»


Право же, начинает складываться впечатление, что над Boeing довлеет какой-то злой рок. 20 февраля нынешнего года у грузового борта Boeing 747-400F, вылетевшего из голландского аэропорта Маастрихт, один из четырех двигателей внезапно загорелся прямо в воздухе. После этого он начал буквально разваливаться на составные части, посыпавшиеся на головы изрядно опешивших от такого сюрприза местных жителей и их автомобили. Пару человек (пожилую женщину и ребенка) пришлось даже госпитализировать. К счастью, пилотам удалось дотянуть до расположенного в трех десятках километров, но уже на территории соседней Бельгии Льежа и там приземлиться вполне благополучно. Гораздо более драматично в это же самое время развивались события на другом конце планеты – в Соединенных Штатах.

Там пассажирский лайнер Boeing 777-200 компании United Airlines, выполнявший самый обычный рейс из Денвера на Гавайи, успел провести в полете всего полчаса, как у него начались в точности такие же проблемы, как у его грузового «собрата» в небе Европы. Правый двигатель самолета сперва задымился, затем вспыхнул, а далее все пошло по приведенной в подзаголовке цитате из песни Высоцкого. Лайнер, на борту которого находился 231 пассажир и 10 членов экипажа, не сгинул. Но вот куски его двигателя осыпали пространство от Денвера до городка Блумфилд в штате Колорадо. Благодаря профессионализму летчиков аварийную машину удалось вернуть к месту взлета и посадить, да так аккуратно, что не пострадал ни один из пассажиров. Счастливый финал? Не совсем – во всяком случае, для компании Boeing. Ее представители, которые после трагедий в Индонезии и Эфиопии предпочитают сто раз перестраховываться в любой нештатной ситуации, немедленно выступили с призывом прекратить полеты всех до единой 777-х моделей, оснащенных двигателями Pratt & Whitney 4000-112, такими же, как вышедший из строя в Денвере.


По оценкам специалистов, сегодня во всем мире активно эксплуатируется 69 таких машин, еще 59 находятся на консервационном хранении, «приземленные» пандемией коронавируса. Совету Boeing помимо самих United Airlines, имеющих в своем парке 24 таких самолета, также последовали авиаторы Японии и Южной Кореи, являющиеся основными эксплуатантами данной модели за пределами США. В самих Соединенных Штатах к расследованию с максимальной оперативностью подключилось не только Федеральное авиационное управление страны (FAA), но также и Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB). Специалисты последнего, кстати, уже огласили первые предварительные версии причин аварии – скорее всего, к таковой привела усталость металла в лопастях двигателей, которые, саморазрушившись, пробили его внешнюю обшивку и «выстрелили» в окружающее пространство. Что поделаешь, техника есть техника – время от времени она сбоит, подводит и ломается.

Незначительные инциденты с двигателями Pratt & Whitney отмечались на лайнерах Boeing и ранее, правда, в воздухе один из них отказал впервые за всю историю использования. К счастью, компания выпустила всего лишь 128 самолетов, оснащенных ими. Большинство 777-х имеют двигатели GE90 от General Electric. Тем не менее некоторые особо бдительные господа сегодня предлагают запретить полеты всех до единого Boeing 777 и подвергнуть их усиленной проверке на предмет исправности всего, что только можно. Стоит случиться одному реальному инциденту – и тут уж недалеко и до всеобщей паники. Спустя несколько дней после описанных выше происшествий, 23 февраля в США пассажирский лайнер Boeing 757-200 авиакомпании Delta Airlines совершил аварийную посадку в аэропорту Солт-Лейк-Сити. При этом пилоты сообщили на землю о поломке двигателя, однако прибывшие на место приземления техники и пожарные не обнаружили никаких признаков таковой. Эдак скоро летчики начнут шарахаться от одного только слова Boeing...

Не поторопились ли с «амнистией»?


Все эти события являются, мягко говоря, очень несвоевременными для корпорации, в которой едва-едва успели облегченно вздохнуть после того, как реальностью стало возвращение в небо ставшего «изгоем» лайнера Boeing 737 MАХ. Первыми в данном вопросе были авиакомпании США, Канады и Бразилии, в конце прошлого года официально приступившие к эксплуатации на своих линиях этих машин после многих месяцев их вынужденного простоя. Впрочем, настоящим «прорывом» для Boeing Со. стало обнародованное в конце января нынешнего года решение Европейского агентства по безопасности полетов (EASA), окончательно открывшее для 737 МАХ небо Старого Света. По утверждению исполнительного директора EASA Патрика Кая, организация провела собственное тщательное исследование, «совершенно независимое» как от самой Boeing, так и от и Федерального авиационного управления США. При этом на ее специалистов «не было оказано какого-либо давления как в политической, так и в экономической плоскостях». Одним словом – все честно и объективно. В соответствии с выводами экспертов EASA, проведенные Boeing «тщательные доработки» соответствующего программного обеспечения и оборудования, сделали 737 МАХ «абсолютно безопасной» крылатой машиной, которой европейцы могут доверить свои жизни без малейших сомнений.

Надо сказать, что подобный оптимизм не вызвал одобрения со стороны весьма значительной группы людей, имеющих самое непосредственное отношение к вопросу о безопасности «проблемных» лайнеров – родственников жертв авиакатастроф в Индонезии и Эфиопии, принесших 737 МАХ печальную «славу» самолета-убийцы. Они еще в конце прошлого года, когда в Европейском агентстве по безопасности полетов озвучивались лишь предварительные намерения допустить эти лайнеры до полетов в ЕС, обратились к Патрику Каю с официальным письмом, в котором категорически возражали против такого решения.

В документе было сказано, что принимать его лишь на основании горячих заверений американцев в том, что все недостатки машины устранены нельзя ни в коем случае. При этом авторы письма ссылались на доклад членов Сената США, в котором приводились доказательства того, что сговор некоторых представителей FAA с руководством Boeing Со. в процессе испытаний 737 MAX уже имел место, как минимум, один раз. Родственники жертв категорически требовали, чтобы EASA не просто самостоятельно оценивала степень безопасности «доработанных» лайнеров, но и конкретно объяснила их потенциальным пассажирам – как именно способствуют повышению их эксплуатации те изменения, которые были внесены Boeing. Не хотелось бы при этом заподозрить авторов обращения в банальной корысти и желании организовать очередную атаку на репутацию компании с целью получить от нее еще какие-либо компенсации. С одной стороны, Boeing Со. не поскупилась на выплаты семьям погибших – только из специального фонда корпорации им было передано около 50 миллионов долларов. При этом еще такую же сумму компания пообещала «потратить на образование» тех родственников авиакатастроф, которые намерены его получить.

С другой стороны, поскольку все эти компенсации не предусматривают отказа от подачи соответствующих судебных исков, все может обернуться для Boeing намного плачевнее. По оценкам американских юристов, в случае если дела будут рассматриваться в судах штата Иллинойс, где расположена штаб-квартира корпорации, может быть применен закон, в соответствии с которым ей придется платить за каждую минуту предсмертных страданий погибших. В таком случае сумма исковых претензий легко может превысить и миллиард долларов. Причем с достаточно серьезными шансами на их удовлетворение.

Как бы то ни было, согласно официальному финансовому отчету корпорации Boeing Со., опубликованному 27 января нынешнего года, 2020 год стал для одного из крупнейших мировых авиастроительных гигантов не просто провальным, а катастрофическим. Убыток компании достиг цифры, рекордной для всего времени ее существования – почти 12 миллиардов долларов. Выручка снизилась, фактически, на четверть – до объема в 58 с небольшим миллиардов долларов. Еще в 2019 году она превышала 76 с половиной миллиардов, а убытки исчислялись всего лишь 636 миллионами долларов. Фактически, компания «держится на плаву» исключительно благодаря сотрудничеству с Пентагоном и НАСА. Заработок ее подразделений, работающих в оборонной и космической сферах, стал единственным позитивным показателем, увеличившись в 2020 году на 2%, до 6.8 миллиардов долларов. Во всем остальном – от продажи коммерческих лайнеров до сервисного обслуживания – один лишь спад и сплошные убытки. Ситуация с 737 МАХ сыграла во всем этом далеко не последнюю роль – ведь до остановки производства самолетов этой модели в январе 2020 года Boeing успел «наштамповать» четыре сотни таких машин, «повисших» на его балансе мертвым грузом. Снятие с этого лайнера всех подозрений и возвращение его в эксплуатацию жизненно важны для выживания корпорации. При этом даже положительные решения EASA – это еще далеко не окончательная победа.

Не стоит забывать, что примерно 25% продаж как раз именно 737 МАХ в свое время приходилось на Китай. Сегодня в Поднебесной отказываются покупать даже ранее заказанные самолеты этой модели – мол, народу у нас, конечно, много, но лишних людей, чтобы рисковать ими из-за ваших ненадежных машин нет. Вашим заверениям в их безопасности мы не верим, так что лучше построим свои лайнеры. Можно не сомневаться – у такой позиции есть изрядный политический подтекст, обусловленный ведущейся между Вашингтоном и Пекином «торговой войной». Однако и о сохранении жизней собственных сограждан китайские товарищи тоже пекутся. Не спешат снимать запрет на полеты 737 МАХ и в Индии, также представляющей для компании весьма обширный и перспективный рынок.

Естественно, в подобных условиях каждое авиапроисшествие, в новостях о котором фигурируют произведенные ею самолеты, для корпорации – что нож острый. Похоже, она сейчас, как и некоторые ее машины, переживает определенную «усталость» собственных устоев и основ. Удастся ли Boeing преодолеть обрушившуюся на нее «турбулентность» и снова «встать на крыло» – пока неясно.
Объявление
Мы открыты к сотрудничеству с авторами в новостной и аналитический отделы. Обязательным условием является умение быстро анализировать текст и проверять факты, писать сжато и интересно на политические и экономические темы. Предлагаем гибкий график работы и регулярные выплаты. Отклики с примерами работ просьба направлять на olga.hr@vo-media.ru
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Просто Кот Офлайн Просто Кот
    Просто Кот (Баюн) 25 февраля 2021 09:49
    +3
    Это не злой рок, а коррупция. Боинг предпочел дать взятку и купить разрешение на полеты, чем устранять проблемы.
  2. Cyril Офлайн Cyril
    Cyril (Кирилл) 25 февраля 2021 11:13
    -4
    родственников жертв авиакатастроф в Индонезии и Эфиопии, принесших 737 МАХ печальную «славу» самолета-убийцы.
    Они еще в конце прошлого года, когда в Европейском агентстве по безопасности полетов озвучивались лишь предварительные намерения допустить эти лайнеры до полетов в ЕС, обратились к Патрику Каю с официальным письмом, в котором категорически возражали против такого решения.

    В документе было сказано, что принимать его лишь на основании горячих заверений американцев в том, что все недостатки машины устранены нельзя ни в коем случае. При этом авторы письма ссылались на доклад членов Сената США, в котором приводились доказательства того, что сговор некоторых представителей FAA с руководством Boeing Со. в процессе испытаний 737 MAX уже имел место, как минимум, один раз. Родственники жертв категорически требовали, чтобы EASA не просто самостоятельно оценивала степень безопасности «доработанных» лайнеров, но и конкретно объяснила их потенциальным пассажирам – как именно способствуют повышению их эксплуатации те изменения, которые были внесены Boeing.

    Возникает 2 вопроса:

    1. Как, с точки зрения авторов этого письма, можно проверить надежность исправленных авиалайнеров, не доверившись заверениям производителя и не пуская их в эксплуатацию?

    2. Интересно, как авторы письма - напомню, они родственники пассажиров, то есть не инженеры-авиаконструкторы - представляют собой "конкретные объяснения того, какие изменения были внесены в конструкцию лайнера для повышения его надежности"?

    UPD: На удивление спокойная, здравая и взвешенная статья от А. Неукропного. Без агиток и низкосортной пропаганды.
  3. Сергей Латышев (Серж) 25 февраля 2021 12:39
    -1
    Верно. Статья хорошая. Аж странно, что амеров не поливает.
  4. Сергей Латышев (Серж) 25 февраля 2021 13:00
    -1
    Как раз сегодня статья появилась про Авиацию ВС РФ и любимого бывшего воен-министра, заведующего теперь небом....
    "Авиационные КБ – в бомжи. Реформы по Сердюкову"
  5. Michael1950 Офлайн Michael1950
    Michael1950 (Michael) 26 февраля 2021 23:28
    -1
    - Горят - двигатели, а обвиняют - самолёты...
    1. хурмат уфимцев (хурмат уфимцев) 26 февраля 2021 23:52
      +1
      значит двигатели надо менять.
  6. Александр Ульев (Александр Ульев) 28 февраля 2021 23:05
    +1
    Это русские гвоздей в движки накидали.
    1. Пивандер Офлайн Пивандер
      Пивандер (Алекс) 1 марта 2021 14:23
      0
      ..авна скорее soldier