В планах перевооружения российской армии отсутствует логика
На фоне новостей о долгожданном старте в 2022 году серийного производства танка Т-14 «Армата» крайне любопытным выглядит сообщение о грядущих поставках бронетехники в 2021 году. Так, по информации Минобороны РФ до конца текущего года в соединения и воинские части Сухопутных войск ВС РФ спланировано к поступлению более 800 единиц новой и модернизированной бронетанковой техники. Всего, по данным военного ведомства, в войска поступят более 90 танков Т-72Б3М, порядка 80 единиц Т-80БВМ с газотурбинной силовой установкой, партия танков Т-90М «Прорыв», часть из которой будет передана заводом-изготовителем в Казанское высшее танковое командное училище для обучения будущих офицеров танкистов. Кроме того, в соединения и воинские части поставят более 120 боевых машины пехоты БМП-3, свыше 280 модернизированных БМП-2М с боевым отделением «Бережок», а также порядка 300 бронетранспортеров БТР-82А и БТР-82АМ.
Казалось бы, на первый взгляд впечатляющие темпы поставок: порядка 200 единиц одних только танков. Для сравнения, это почти столько же, сколько всего есть танков в наличии у германского Бундесвера (245 ед.) или у ВС Великобритании (227 ед., планируется сократить до 148). Однако при таком планировании перевооружения танкового парка есть существенный изъян – это сохранение советских проблем с разнотипностью техники: так, вместе с Т-14, установочная партия которого должна поступить в войска уже в этом году, в сухопутных силах длительное время будут эксплуатироваться ещё несколько типов основных боевых танков (Т-72Б3/Б3М, Т080БВМ, Т-80У, Т-90М). С учётом долгожданного выхода промышленности на серийное производство современных машин Т-90М и Т-14, сложно понять логику военного ведомства, продолжающего модернизацию советских Т-72Б в поистине промышленных масштабах. При этом, судя по заявлениям С. Шойгу, в планах подвергнуть модернизации весь парк Т-72Б* до уровня Т-72Б3М, т.е. с учётом существующих темпов и численности парка Т-72Б/Б3 модернизация будет проводиться как минимум ещё целое десятилетие.
Само собой, Минобороны может руководствоваться соображениями экономии и пытаться «выжать» из платформы Т-72 максимум возможного, частично закрывая потребности армии в современных машинах. Но в таком случае возникает куда больше вопросов по поводу модернизации другого танка - Т-80БВМ, стоимость эксплуатации которого на порядок выше любой дизельной бронетехники. Дабы не быть голословным, стоит обратиться к сборнику И. Н. Баранова «Главный конструктор В.Н. Венедиктов – Жизнь отданная танкам», где о газотурбинном Т-80 написано буквально следующее:
В целом Т-80 был бы идеальным танком, если бы не две его особенности: чудовищный реальный расход топлива и невообразимая стоимость. В ТТХ танка Т-80 запас хода выглядит вполне прилично. Однако в реальности умноженный на коэффициент средней квалификации мехвода и условия движения в колонне запас хода превращается в мизерную величину. Мне известны случаи, когда полностью заправленные батальоны Т-80 вставали «сухими» через 160-180 км. Вторая проблема – стоимость. Уверен, что если бы, не дай Бог, началась большая война, на следующий день все заводы перешли бы на выпуск Т-72. А Т-80 в лучшем случае хватило бы на одну операцию начального периода войны. Как танкист – член экипажа я был в восторге от возможностей Т-80У и до сих пор считаю его лучшим танком для сдачи итоговых проверок. Но как танковый командир, я понимаю, что Т-80 – не «военный» танк. Был ли смысл сохранять производство Т-80 ранее или восстанавливать его сейчас? Мне кажется, что смысла в этом нет.
Подобная характеристика вызывает много вопросов о том, зачем понадобились эти «прожорливые» боевые машины российской армии (пусть и заметно обновлённые), ведь от них еще в 2009 г. планировалось полностью отказаться в целях унификации танкового парка! Куда более рационально было бы перенаправить финансовые ресурсы на масштабное строительство новых и современных танков, замещая ими устаревшие образцы, чем модернизировать 40-летних (а то и старше!) советских «ветеранов». Тем более, что УВЗ (производитель Т-90М и Т-14) уже пообещал снизить стоимость своей продукции в ходе серийного производства**.
Но гораздо большее недоумение вызывает недавно стартовавшая модернизация БМП-2 в вариант БМП-2М, а также непрекращающаяся закупка новых БТР-82А и модернизация старых БТР-80 до уровня БТР-82АМ. Эти бронированные боевые машины (ББМ) безнадёжно устарели морально и конструктивно, особенно по части защиты экипажа и десанта, в силу чего никакая модернизация не может принципиально что-то поменять в этом отношении. Так, все перечисленные ББМ имеют лишь противопульное бронирование. Со времён Афганистана известны случаи, когда БТР-80 (а бронирование БТР-82 почти ничем не отличается от предшественника) пробивали из 7,62-мм пулемёта в борт! БТР-82 в силу своего низкого профиля лишен V-образного днища и «подвешиваемых» кресел, а потому взрыв мины под днищем приводит к роковым последствиям, в силу чего пехота предпочитает передвигаться на броне БТР. Аналогичные проблемы наблюдаются и у БМП-2. Упорство Минобороны в насыщении и модернизации бронепарка мотострелковых войск этими устаревшими образцами ещё меньше поддаётся разумному объяснению, учитывая наличие двух готовых современных платформ – «Курганец-25» и «Бумеранг», лишённых большей части недостатков советских ББМ и фактически находящихся на стадии государственных испытаний.
Сомнительная логика текущих планов перевооружения российской армии всё чаще становится темой для внимания авторитетных экспертов. Громкие заявления о высоких процентах современной техники в сухопутных войсках на проверку имеют мало общего с действительностью, так как те же вышеупомянутые модернизированные ББМ современными не могут являться по определению. В свою очередь ситуация с разнотипностью бронетехники по мере поступления целой линейки бронемашин на базе новых боевых платформ в войска будет только усугубляться и с учётом проводимой Минобороны закупочной политики перспектив для её исправления в обозримом будущем не предвидится.
* Модернизация до уровня Т-72Б3М осуществляется только на базе имеющихся Т-72Б, модернизация более ранних версий Т-72 до уровня Т-72Б3М невозможна.
** Стоимость одного ОБТ Т-14 на базе «Арматы» в настоящий момент составляет 250 млн руб., цену планируется снизить за счёт серийности выпуска, отработки технологии, снижении трудоемкости и повышении технологичности.
Информация