Нужно ли достраивать фрегат «Адмирал Корнилов» для российского флота

35

На фоне недавних предложений завода «Янтарь» для Минобороны по достройке, пожалуй, самого красивого проекта флота – фрегата пр. 11356 (шифр «Буревестник») «Адмирал Корнилов», я решил предметно разобрать вопрос о том, насколько целесообразно заканчивать четвёртый по счёту корабль для российского ВМФ в существующем виде.

Вопрос требует обсуждения, поскольку в адрес фрегатов данного проекта (хотя формально они всё же классифицируются как сторожевые корабли – СКР) уже неоднократно высказывалась критика из ряда источников о довольно посредственных тактико-технических характеристиках (ТТХ), в первую очередь, по части вооружения. В этой связи остановимся на основных боевых системах корабля: ударном вооружении, ПВО и ПЛО.



Тактическое ударное вооружение


При достаточно внушительной размерности в 3620 тонн стандартного водоизмещения и 4035 тонн полного, фрегат располагает всего одной вертикальной пусковой установкой 3С14 на 8 ячеек. Т.е. корабль дальней морской зоны несёт столько же крылатых ракет, сколько впятеро меньший по водоизмещению МРК «Каракурт» пр. 22800 с его 870 тоннами водоизмещения! Что ещё больше «удивляет», так это усечённые возможности пусковой установки 3С14: согласно данным ОАО «Конструкторское бюро специального машиностроения» пусковая установка фрегата обеспечивает размещение только ракет семейства «Калибр» 3М14, но не позволяет размещение изделий комплексов 3М55 (ПКР «Оникс») и 9К. Тем самым, «Буревестник» уступает по своим ударным возможностям тому же «Каракурт» или корвету пр. 20385. На фоне же фрегата типа «Горшков» с его 16 крылатыми ракетами на кораблях первой серии и 32 ракетами на кораблях второй серии проект 11356 выглядит совсем-таки бледно. А между тем, даже неспециалисту очевидно, что на носовой палубе «Буревестника» более чем достаточно места для размещения одной или двух дополнительных установок УКСК (при условии смещения РБУ-6000).


Система противовоздушной обороны


К слову, ПВО данного корабля является, пожалуй, его наиболее сильной стороной, поскольку основным средством обороны от воздушного противника служит современный многоканальный ЗРК средней дальности «Штиль-1», пригодный для отражения массированных воздушных атак с одновременным наведением на каждую цель до трёх ракет 9М317М и зоной поражения по дальности до 50 км. Эффективность данного ЗРК автор не ставит под сомнение, учитывая, что он по сути был «выстрадан» в ходе заводских испытаний «Григоровича» и «Эссена». Другое дело, что количество зенитных ракет (24 ед.) вызывает вопросы относительно их достаточности, особенно в условиях несения данными фрегатами одиночной службы на большом удалении от военно-морских баз (ВМБ). При этом ПВО ближней зоны в виде двух зенитных установок АК-630М, расположенных побортно, дают очень малый прирост боевой устойчивости корабля при обороне от средств воздушного нападения в силу ряда причин.


Так, круговое вероятное отклонение (КВО) снарядов комплекса АК-630М по информации, изложенной в специализированной литературе, находится в пределах 4,0-4,28 мРад. Т.е. на дальности 1500 м от корабля разлёт снарядов от точки прицеливания составляет от 4 до 4,28 м, а площадь рассеивания достигнет величины в 40 квадратных метров. Тем самым, в теории, на каждые 1000 выстрелов, произведённых из АК-630М в т.н. мидель ПКР, попадёт +/- 4 снаряда, чего должно быть достаточно для разрушения ракеты в полёте. Но при максимальной скорострельности 5000 выстрелов в минуту на очередь в 1000 снарядов требуется 12 секунд. За данный временной промежуток даже дозвуковая ПКР пролетит не менее 3000 метров, сверхзвуковая – минимум вдвое больше. При максимальной дальности действия АК-630М в 5 км (эффективная 4 км) становится понятно, что бороться с современными ПКР (особенно со сверхзвуковыми) этот зенитный автомат даже в теории может на грани своих возможностей. И это ещё без учёта значительного времени реакции комплекса на обнаруженные цели, а также трудностей с обнаружением малозаметных ПКР устаревшим радаром ЗАК.

Учитывая, что на индийских версиях фрегата пр. 1135.6 «Тальвар» вместо АК-630М располагаются ЗРАК «Каштан», следовательно места на палубе и подпалубного пространства достаточно для размещения аналогов. Само собой напрашивается вариант с установкой современных комплексов типа «Палаш»/«Панцирь-М», которые значительно усилят возможности самообороны корабля.

Система противолодочной обороны


Самая большая претензия к «Буревестникам» – это гидроакустический комплекс. Устаревший (правильнее сказать архидревний) подкилевой ГАК МГК-335ЭМ-03 «Платина» согласно официальным данным АО «Концерн Океанприбор» имеет дальность обнаружения подводной лодки (с Rэ = 10 м) всего лишь 10–12 км. В то же время относительно современные ГАС «Заря» на проектах 20380/22350 позволяют вести обнаружение подлодок на удалении до 45 км. Фрегат напрочь лишён буксируемой ГАС! Фактически посылать такой корабль в открытое море без противолодочного прикрытия – означает заведомо посылать его на убой. Видимо именно потому на фрегате 11356 отсутствует и современный противолодочный и противоторпедный комплекс, а размещены антикварные торпедные аппараты ПТА-53: нормальное целеуказание выдать нечем, поэтому нет смысла тратиться на тот же «Пакет-НК».


Ситуацию никак не исправляет размещение на корабле палубного вертолёта Ка-27ПЛ/М, поскольку он, во-первых, не может осуществлять постоянное дежурство, во-вторых, его опускаемая ОГАС способна обнаруживать подводные цели на ещё меньших расстояниях, чем сам корабль – реально не более 8 км. На версиях Ка-27М прицельно-поисковое устройство отсутствует от слова «совсем», ввиду чего осуществить вывод вертолёта на цель даже при условии обнаружения противника невозможно. Фактически вся надежда фрегата в плане противоторпедной обороны – это установка РБУ-6000, которая может своим залпом создать сплошное поле поражения на пути атакующих торпед противника. Однако эти торпеды надо ещё обнаружить...

В качестве резюме


В целом, очевидно, что фрегаты пр. 11356 в существующем виде имеют критические недостатки, без устранения которых рассчитывать на успешное выполнение ими в реальной войне реальных боевых задач (или хотя бы их выживание) бессмысленно.

Требуется незамедлительная модернизация с заменой практически всех ключевых боевых систем (за исключением ЗРК «Штиль-1»), в противном случае наличие в составе ЧФ трёх этих кораблей (в тем более возможную достройку четвёртого) можно считать условным. Без сомнения, тратить бюджетные деньги на «Адмирала Корнилова» без его глубокой модернизации неразумно. Возможно, гораздо более рациональным будет вложить их в программу постройки фрегатов 22350.
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    28 февраля 2021 15:26
    На фоне недавних предложений завода «Янтарь» для Минобороны по достройке, пожалуй, самого красивого проекта флота – фрегата пр. 11356 (шифр «Буревестник») «Адмирал Корнилов»,

    Как я понял, на этот проект деньги уже выделялись. А если прекратят достраивать, когда ещё деньги выделят? Автор всё правильно рассуждает, но у нас сейчас не Советские времена. Кораблей катастрофически не хватает. Я согласен на этот, но по быстрей!
  2. +4
    28 февраля 2021 16:52
    Понятно, что постройка фрегатов 13356 была временным решением. Но настолько усеченным, тем более по сравнению с "Тальвар"-ами?.. Достройка "Адмирала Корнилова" как прообраз последующей модернизации его собратьев имеет смысл.
  3. +1
    28 февраля 2021 18:16
    Сейчас в составе ВМФ РФ находятся три из шести заказанных флотом кораблей этого класса. Фрегаты «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» успели получить украинские двигатели и вошли в состав Черноморского флота (точнее, два первых вошли и уже успели отметиться в Сирии, а «Адмирал Макаров» проходит последние испытания). Три оставшихся фрегата «адмиральской» серии – «Бутаков», «Истомин» и «Корнилов» находятся в разной степени готовности в консервации на калининградском заводе «Янтарь». Они предназначались для Балтийского флота. Но их строительство было заморожено из-за отказа Украины поставить ранее оплаченные Россией силовые установки М7Н пр-ва «Зоря-Машпроект» (установка состоит из двух газотурбинных двигателей ДС71 мощностью 8,45 тыс л.с. и двух газотурбинных двигателей Д090 мощностью 22 тыс л.с., общая суммарная мощность установки – 60,9 тыс л.с.). Ввиду этого рассматривалась даже их возможная продажа ВМС Индии.

    Речь идет о фрегатах модифицированного проекта 11356 типа «Буревестник». «Адмирал Бутаков», заложен в июле 2013 года, строительство заморожено, готовность 100%, но нет двигателя, законсервирован у стенки. «Адмирал Истомин», заложен в ноябре 2013 года, ситуация та же, разве что в еще менее продвинутом состоянии строительства. Там монтаж многих агрегатов, особенно связанных с машинным отделением, даже не начинался. Шестой фрегат серии, «Адмирал Корнилов» только заложили в этом году, но подготовленные агрегаты и конструкции были законсервированы из-за невозможности продолжать постройку. Никто никуда уже не торопится - нет ГЭУ (главной энергетической установки) корабля. Завод простаивает, поскольку стапеля заняты замороженными фрегатами, и несет убытки. Флот не получил корабли океанского класса, так необходимые ему сейчас в Сирии. А Украина радостно потирает руки, поскольку деньги за свои газотурбинные установки уже получила в качестве предоплаты и возвращать их не собирается (пусть вначале Крым ей вернут). Американцы тоже за этим наблюдают с плохо скрываемой радостью.

    Разработка же собственных газотурбинных силовых установок пр-ва рыбинского ПАО «ОДК-Сатурн» пока находится в стадии ОКР. Ярославские моторостроители оперативно предложили для этих целей использовать разрабатываемую ими всережимную газотурбинную установку МА4, состоящую из четырех газотурбинных двигателей М70ФРУ, максимальной мощностью 14 тыс. л.с. каждый, скомпонованных по схеме 2+2, общей суммарной мощностью 56 тыс. л.с., но с учетом необходимости времени для разработки редукторов к ней, производство и разработка которых поручены ПАО «Звезда» (Санкт-Петербург), а также времени для доводки означенных двигателей до серии (пока идут только стендовые испытания), установку рыбинских ГЭУ на недостроенные фрегаты можно ожидать не ранее, чем через несколько лет.

    Это я писал пару лет назад. Вопрос к автору - какова судьба "Истомина" и "Бутакова"? Похоже, что их продали таки Индии? А та поставила на них украинские ГТУ (газо-турбинные установки), что позволило небратьям продать одни те же движки дважды. Обращаю внимание всех, кто считает, что мы Украину уже похоронили - пока, что она хоронит нас со своими движками. "Адмиралы" стоят у стенки уже 7 лет, занимая стапеля. Про деньги уже молчу. Такие ж проблемы и у тяжелых фрегатов пр. 22350, и у корветов пр. 20380/20385 (на последних силовую нам не поставила уже Германия). США знали, куда били в 2014 - мы остановились в развитии своего надводного флота дальней морской зоны на 10 лет. Если бы забрали Николаев себе, то таких бы проблем не было.
    1. -3
      28 февраля 2021 20:38
      Вы так всё открыто рассказали. И как вы можете позор нации с пеной у рта так защищать?
      1. -1
        28 февраля 2021 20:51
        Потому что, дорогой товарищ сталевар, вы видите картину мира только со своей стороны - с окопа, поднимитесь выше - на КП, оттуда ситуация будет уже казаться другой. Поэтому все советы Кремлю, как ему следует поступать, от ваших коллег диванных аналитиков и даже от меня можно спокойно делить на 38. Короче, завтра-послезавтра выйдет текст, там все популярно объясняю. К сожалению, он вышел длинный - пришлось разорвать пополам. Завтра выйдет часть, объясняющая события 7-летней давности с точки зрения геополитики (тот самый КП, где вы не побывали, я и сам до этого дошел токо пару лет назад - в 2018, сейчас окончательно пазлы сошлись). В след. тексте будет анализ существующего положения и мой прогноз на краткосрочную перспективу. Лес рубят - щепки летят. Украина оказалась щепкой. РФ - лесом. Лесоруба вы знаете.
        1. +1
          28 февраля 2021 21:09
          Значит про двигатели вы из окопа информацию получили? При Сталине такой информации было бы достаточно, чтобы всех причастных, к "стенке" поставить! Так что не старайтесь, натянуть сову на глобус, не выйдет.
          1. -3
            28 февраля 2021 21:17
            а кого к стенке ставить? украинцев, которые отказали агрессору в поставках ГТУ? думать надо было раньше, когда проектировали корабли с локализацией 85%, вот вам 15% и отрубили, думали Украина ваш друг? как видите, американцы так не считали. Надо было брать Николаев вместе с Крымом хотя бы в 2014-м, заодно и воду для крымчан оставили бы днепровскую
            1. -1
              28 февраля 2021 21:23
              А, "надо было" это вы мне говорите? А Путин типа не причём? Вы сами из окопа хотя бы голову подымите и сразу увидите виноватого!
              1. 0
                28 февраля 2021 21:26
                дождитесь завтрашнего текста
                1. 0
                  28 февраля 2021 21:27
                  Хорошо. Посмотрим, как сову на глобус натягивать будите!
                  1. +2
                    1 марта 2021 00:44
                    Очень жаль, что люди знающие как управлять государством уже работают парикмахерами, таксистами и.... сталеварами.
              2. 0
                1 июля 2024 23:00
                Вам бы с дивана слезть для начала и уж точно не курить на нем ,а то взорвется. Взрослый человек , а такую чушь пишите!
      2. +1
        5 марта 2021 03:36
        Позор какой нации, и в чём?! Если то, что землю свою вернули не полностью, то да, гордиться нечем. А если ты про то, про что воют вна окраине, то позор той нации, которая стоит за всем этим, в том числе и за тем, что Донбасс до сих пор страдает и Николаев не забрали! Надо рассказывать, что за нация.
      3. 0
        6 апреля 2024 00:19
        "Позор нации ..." вы что ли мерилом себя считаете?
    2. +1
      28 февраля 2021 21:09
      Такие ж проблемы и у тяжелых фрегатов пр. 22350....

      А разве в Рыбинске не сделали новую энергетическую установку для этих фрегатов? В "Адмирале Касатонове" разве не используется эта установка?
      1. +3
        28 февраля 2021 21:23
        «Адмиралу Касатонову» еще повезло – ему движок достался от украинцев еще до событий 2014 года, а вот другим двум «адмиралам» придется ждать рыбинских ГТД и они их получат в первую очередь, а уже потом достанется всем остальным. «По газотурбинным двигателям у нас работа идет в соответствии с планом, первыми двигатели производства НПО «Сатурн» получат фрегаты проекта 22350, затем корветы, суда с динамическим принципом поддержания, и к середине 2018 года они пойдут на фрегаты проекта 11356», - заявил еще в декабре 2016 президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. Пока планы не расходятся с делом.
    3. Комментарий был удален.
    4. 0
      14 июля 2022 22:31
      Языком мелить и столько чуши писать ты мастер видимо хороняка . Вот сейчас во время войны на Украине очень наглядно видно кто фашист, агрессор и террорист. Проблемы с движками и турбинами уже позади , а Николаев видимо скоро Россия заберёт , а слово Украина все забудут. Всю твою не дальновидность и бестолковость сегодня видно без микроскопа.
  4. 0
    28 февраля 2021 21:14
    Гдето я уже это читал...
    А, с месяцок на ВО!!!
  5. +1
    28 февраля 2021 21:14
    Цитата: Волконский
    Вопрос к автору - какова судьба "Истомина" и "Бутакова"? Похоже, что их продали таки Индии?

    Касаемо "Истомина" и "Бутакова" - то их достраивают для Индии, решение принято уже давно.
    1. 0
      28 февраля 2021 21:27
      я в курсе, двигатели чьи? все те же - украинские?
  6. +1
    28 февраля 2021 21:20
    Цитата: wolf46
    Понятно, что постройка фрегатов 13356 была временным решением. Но настолько усеченным, тем более по сравнению с "Тальвар"-ами?.. Достройка "Адмирала Корнилова" как прообраз последующей модернизации его собратьев имеет смысл.

    В том то и дело, что ни о какой модернизации даже речи не идёт. Хотя довести эти корабли до ума вполне реально, и это не потребует каких-то непомерных затрат. На выходе можно будет получить группировку из 4 серьёзных кораблей (с учётом Корнилова), которые действительно будут представлять боевую ценность, а не демонстрировать флаг.
  7. 0
    28 февраля 2021 21:24
    Цитата: Сергей Латышев
    Гдето я уже это читал...
    А, с месяцок на ВО!!!

    Исключено
  8. 0
    28 февраля 2021 21:33
    Цитата: Волконский
    я в курсе, двигатели чьи? все те же - укровские?

    Да, индусы хотели выкупить проплаченные Россией и изготовленные двигатели
  9. 0
    28 февраля 2021 21:39
    А что с двигателем? Этот вопрос вообще не рассмотрен в материале. Если главный силовой агрегат там присутствует, ну хоть на складе, то модернизация такого корабля возможна и желательна. Если двигатель на Украине, то потраченных денег на корабль хоть и жаль, но дешевле будет использовать его как донора для других кораблей.
    1. +3
      1 марта 2021 22:10
      Движки уже есть в РФ,нужно лишь их серийное производство,а его все одно придется налаживать,ибо такие же движки,как на 11356 собираются ставить на новые десантные корабли
  10. 0
    28 февраля 2021 22:34
    Цитата: greenchelman
    А что с двигателем? Этот вопрос вообще не рассмотрен в материале. Если главный силовой агрегат там присутствует, ну хоть на складе, то модернизация такого корабля возможна и желательна. Если двигатель на Украине, то потраченных денег на корабль хоть и жаль, но дешевле будет использовать его как донора для других кораблей.

    Двигатели в Рыбинске для 22350 худо-бедно сделали, так что и для 11356 проекта их адаптировать можно. А вот в качестве донора ЗИП Корнилова использовать не получится, он пока существует только в виде голого корпуса. Что касается статьи, то рассматривались только боевые системы уже построенной серии кораблей. Претензии к ним, а не к силовой установке.
  11. +2
    1 марта 2021 12:08
    Естественно боевая единица с Цирконом будет весить в морском сражении значительно. Поэтому Корнилова я бы достроил при первой возможности.
  12. -1
    1 марта 2021 15:36
    Цитата: Артемий Громов
    Двигатели в Рыбинске для 22350 худо-бедно сделали, так что и для 11356 проекта их адаптировать можно.

    Для одного корабля никто не будет этого делать. В Калининградской области уже второе десятилетие ржавеют корпуса "Туман" (проект 11540) и "Бородино", которые также не были достроены на "Янтаре".
    Одну двигательную установку проще купить на Украине (пусть с переплатой и через фирмы-прокладки), нежели три - коррупция на Незалежной никуда не исчезла.
    1. +2
      1 марта 2021 22:08
      На новые десантные корабли собираются ставить такие же движки,как на 11356,так что движки в серию запускаются по любому
  13. +3
    1 марта 2021 22:07
    По логике автора строить корветы проекта 20380 нет смысла,так как ракето-торпед Калибр он не несет,а Пакет имеет смехотворную дальность,которой хватит для самообороны корабля от идущей на него торпеды,но не хватит для атаки подводной лодки. С Каракуртом все еще хуже. Противолодочного вооружения на нем нет,ЗРК только ближнего боя,что позволяет отбиваться от ракет противника,не не позволяет сбивать атакующие его самолеты....Причем на первых двух Каракуртах ПВО состоит как раз лишь из 30 мм автоматов и все,а на Буянах-М,на которых тоже нет противолодочного оружия,30 мм пушки ПВО дополнены лишь ПЗРК.....Что до фрегата 11356,то на западе его классифицируют как фрегат ПВО. Он имеет рабочий ЗРК средней дальности и тут уж можно бить и по атакующим корабль самолетам,а не только по их ракетам,как на Каракуртах. В корвет 20380 тоже можно загрузить ракеты ЗРК средней дальности,но будет их еще меньше,всего 12 штук,против 24 у фрегата 11385,а хваленый фрегат 22350 несет всего 32 ракеты ПВО средней дальности,что для отражения массированного авионалета на одиночный корабль все равно не достаточно,а ракетами ближнего боя самолеты противника не достать. ....11356 имеет РБУ-6000 ,для самообороны от торпед противника идущих на корабль хватит,а торпедами 533 мм можно попытаться достать подлодку противника,все же дальность у них больше,чем у Пакета....Как по мне 11356 достраивать нужно и достраивать для флота РФ,которому кораблей морской и океанской зоны не хватает катастрофически.
  14. -1
    2 марта 2021 08:17
    Цитата: Tektor
    Естественно боевая единица с Цирконом будет весить в морском сражении значительно. Поэтому Корнилова я бы достроил при первой возможности.

    Чтобы фрегаты могли использовать "Циркон" их необходимо модернизировать. При том скорее всего с заменой всего УКСК, а также ставить современную БИУС "Сигма" вместе с более современным радаром миллиметрового диапазона для повышения точности целеуказания. В текущей конфигурации использовать ПКР "Циркон" с проекта 11356 невозможно.
  15. 0
    24 ноября 2021 13:36
    авторь вы используете не подтвержденные википедийные слухи в своей статье. На корабле установлен полноценный УКСК ЗС14. Если вы заметили , что парапет для установки УКСК выше уровня палубы почти на 2 метра . ПКР 3М-54 8.22м, 3М55 Оникс 8.6м, 3Ь54Э 6.5м . Да согласен , что легко уместится еще одна установка вместо рбу-6000. Но 8 пкр в ядерном исполнении это конец авианосному соединению. Тем более наверняка Цирконы уже поставили. При модернизации будет 16 ракет и противолодочный калибр пл , буксируемая ГАС.
  16. 0
    14 августа 2022 14:44
    Этот проект необходимо достроить для нужд ВМФ России. Даже в том виде в каком находится проект сейчас это отличный корабль и боевая единица. А если достроят с небольшими изменениями как установка Пакет-нк на 8 - 16 торпед, два укск и дополнительно зрк панцирь -м , то корабль даст фору много кому. И там явно все это помещается.
  17. 0
    19 августа 2022 19:52
    Интересно , кто пустил этот фейк на счет усеченных возможностей кораблей проекта 11356 ?! И автор к этому присосался. У проекта Буревестник стоят нормальные УКСК , успокойтесь. Особенно нравиться , что автор оценивает ТТХ корабля только наличием УКСК , а про назначение, про мореходность и другое вооружение не слова. Хочется спросить - он когда-нибудь ходил на корабле типа каракурта в шторм 7-8 балов на расстояние хотя бы в 1000миль ?! Или только языком трепать!
  18. 0
    22 октября 2022 22:14
    Вообще корабли этого проекта просто отличные . По мере строительства с изменениями , дополнительным УСКС , Пакет-нк эффективность только повысится. Морозить его наоборот преступление. Денег уйдет меньше чем на новый.