The planned economy works: proven in the USSR


Capitalist proponents often argue that planned economy does not work. In their opinion, it is impossible to take into account everything and there is no alternative to the flexibility of the market. They cite the economic recession and total deficit in the late USSR as their arguments.


In addition, the development of production in the Soviet Union is often compared with that in Nazi Germany, which also had a planned economy. However, in this case, the opponents of the USSR are deliberately keeping silent about the colossal difference in approaches.

In the Third Reich, all industry worked for a certain group of people, not taking into account the needs of the majority of the country's population. In the Soviet Union, on the contrary, in the course of drawing up the plan, the main emphasis in the development of industry was placed on the needs of the whole society.

So, on the basis of the general state plan, which determines the direction of development throughout the country, plans were drawn up for each of the republics, and then adjustments were made at the regional level. At the same time, not only the directives of the leadership were taken into account, but also the proposals coming from the workers themselves. For example, in 1965 more than 30 million workers took part in the conferences throughout the USSR and more than 1,5 million proposals were accepted.

The compilation of each five-year plan was based on three questions: “What is there now? What do you need in the future? How to efficiently go from the present to the future? It was thanks to a clear development plan that the Soviet Union was able to turn from a weak agrarian state into an industrial monster, which in many sectors overtook the capitalist countries.

As for the deficit in the late USSR, it was caused not by the planned economy, but by such a phenomenon as syndicalism. According to this concept, workers, industrial sectors and organizations should be systematized into confederations or syndicates, and this is already a step towards a market economy.

The final blow to the state plan was the law "On cooperation in the USSR", adopted in 1988.

16 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Vladest Offline Vladest
    Vladest (Vladimir) 5 March 2021 10: 32
    -5
    As a result of the application, the patient died ((((
  2. Cyril Offline Cyril
    Cyril (Kirill) 5 March 2021 10: 42
    -4
    In the Third Reich, all industry worked for a certain group of people, not taking into account the needs of the majority of the country's population. In the Soviet Union, on the contrary, in the course of drawing up the plan, the main emphasis in the development of industry was placed on the needs of the whole society.

    The statement is absolutely false. In the Third Reich, before the war, there was a very developed social policy. Compared to the USSR of those years, this policy was much deeper and more elaborate, because it was based on the practice of the Bismarck times.

    The planned economy works: proven in the USSR

    laughing laughing It is difficult to think of a "better" advertisement for the State Planning Commission than from the USSR that did not exist for a century.
  3. Mihail55 Offline Mihail55
    Mihail55 (Michael) 5 March 2021 11: 32
    +1
    The article is too optimistic. Now, I am also in favor of intelligent planning on a national scale. The same bourgeois needs to set certain goals, in some cases even help. The return of PROFI to the pinnacle of power is badly needed. The market hasn't done EVERYTHING!
    But the plan itself is not a panacea. The blockage of clothes and shoes is not a sign of prosperity ... decent, good things had to be obtained somehow. Everything must always be approached rationally ... otherwise, as they say ... make the fool pray to God, he will break his forehead.
  4. Jacques sekavar Offline Jacques sekavar
    Jacques sekavar (Jacques Sekavar) 5 March 2021 13: 01
    +1
    Planned Economy Works: Proven in the PRC!
    Lenin wrote about the Soviet planned economy - our economic policy at its top turned out to be torn off from the bottom and that is why he proposed a New Economic Policy, which after the death of Lenin was forced to be abandoned.
    Due to the impending war, the XIV Congress of the AUCPB adopted the so-called. the program of "industrialization" - the creation of heavy industry, the production of means of production, the construction of power facilities, the development of agriculture, etc.
    After the death of J.V. Stalin, the so-called. The “Stalinist economy”, without changing its essence, actually existed until the collapse of the USSR and eventually became its main reason.
    Lenin warned that the economic defeat is more serious and dangerous than anything else, more serious and dangerous, and he was right.
    This suggests that the leadership of the CPSU and the USSR had party-state careerists and formalists who preached Marxism from high tribunes but did not understand anything about it themselves. As Vladimir Putin said, they did not know what to do.
    The return to Lenin's New Economic Policy took place after the Yeltsin coup d'etat and the coming to power of V.V. Putin, who did not completely destroy the Yeltsin legacy, but subordinated big capital to state interests and therefore did not become Above the state, as in all so-called. “Democratic” states of the “west”, but built large industries that determine the economy on a personal interest in the success of their leaders, created a system of state regulation of money circulation, lending, taxation, entrepreneurship, trade, social protection, etc., etc. - exactly what was envisaged by the Leninist New Economic Policy, with the only difference that the Leninist program and the Chinese economic policy relied and are based on a political party, the dictatorship of the proletariat, and V.V. Putin and his economic policy do not have such support, which is early or later predetermines the transition of RF capitalism to the "western" rails and the only question is how it will turn out for the state and its population.
    1. Cyril Offline Cyril
      Cyril (Kirill) 5 March 2021 13: 23
      -1
      Planned Economy Works: Proven in the PRC!

      It is mixed there, not planned. While the economy in the PRC was purely planned - the country melted low-quality steel in self-made furnaces in the gardens
      1. Jacques sekavar Offline Jacques sekavar
        Jacques sekavar (Jacques Sekavar) 5 March 2021 15: 47
        +2
        It is mixed there, not planned

        Did you understand what you wrote?
        They are not half pregnant.
        The five-year development plans are approved by the Congress of the Chinese Communist Party and the government is guided by the planning targets.
        The 13th five-year plan completed the creation of the Foundations of Socialism, and in the current 14th five-year plan, the emphasis has been shifted from volumetric to quality indicators - education, science, health care, ecology, the level and quality of life, etc., etc., with a general the goal of building a powerful socialist economy designed for more than one five-year period.
        1. Cyril Offline Cyril
          Cyril (Kirill) 5 March 2021 15: 54
          0
          Did you understand what you wrote?
          They are not half pregnant.

          Generally, from a medical point of view, there are - for example, with a frozen pregnancy.

          Secondly, pregnancy and the economy are somewhat different phenomena.

          In China, planning is combined with market controls. Exactly the same system was in the United States during the Second World War, and in South Korea until the 90s.
  5. Cucumbers Offline Cucumbers
    Cucumbers (Cucumbers) 5 March 2021 15: 37
    0
    Type it is necessary to work for the slogan, but for free but for the capitalist. Save 3 years for a refrigerator, for a car all your life. No, really. If capitalism - then pay as you should, so that there is enough. If socialism - then there is a perspective. good jobs, wealth grew. And then they save on the health of workers. Working conditions are terrible, wages are scanty
    1. Jacques sekavar Offline Jacques sekavar
      Jacques sekavar (Jacques Sekavar) 5 March 2021 16: 00
      +3
      The state is the political organization of the ruling class, the capitalists.
      The goal of the capitalists is profit, personal enrichment, which is due to the appropriation of a part of the surplus value created by the slaves bought on the markets. It follows from this that it is impossible to pay slaves “as it should”, because if they pay “as it should”, then there will be nothing to appropriate and enrich. Therefore, they pay exactly as much as the slaves are enough "to maintain their pants", so that they do not riot and do not pester with stupid things - pay "as it should"
  6. Alexander Ra Offline Alexander Ra
    Alexander Ra (Alexander) 5 March 2021 15: 54
    0
    Capitalist proponents often argue that a planned economy does not work

    Supporters assert so, realizing that they have no place in the "planned economy", in which, in particular, there was an article for parasitism. The fundamental difference between the USSR and the cap. countries are not described by the words "plan" and "market". A strange opposition of the plan to the market (capitalism). Is there at least one capitalist businessman acting without a plan?
  7. Drinevsky A. Offline Drinevsky A.
    Drinevsky A. (Andrei) 5 March 2021 16: 09
    -4
    Hey, author .... The USSR bent down after living a life less than that of a person. What "achievements" did he bring? Hunger, poverty, total scarcity, fear for the future and a sense of disgust for work! That is all the successes of communism. How glad I am that there is no more this unfinished !!!!
    1. Georgij Offline Georgij
      Georgij (Yuri) 12 March 2021 21: 04
      +1
      Drinevsky A., and besides the slogans of the liberals, what do you personally know about the USSR? Personally, you experienced the hard way, and not a parrot? Here's a simple situation - a police officer detained a robber. From the victim's point of view, the policeman is good, and from the point of view of the robber, the policeman is bad. Whose side are you on? Or are you waiting for a hint? Or did you not understand anything?
      1. Drinevsky A. Offline Drinevsky A.
        Drinevsky A. (Andrei) 16 March 2021 06: 36
        -1
        I am born in 1971 and remember the time of the USSR very well. I am on the side of the conservatives. And I wait and with my personal labor I am preparing the decommunization of Russia. The sooner we cleanse ourselves of the Soviet mud, the sooner we will recover as a great country.
        1. Georgij Offline Georgij
          Georgij (Yuri) 16 March 2021 08: 40
          0
          I really feel it. By the way, why not take a ride to Ukraine? Its central part. There already, well, ochchchchchen cleared of what you call dirt. I look forward to objective stories about the great life of the great ukrov. That's just about the conservatives, I'm sorry, probably stupid, I didn't understand anything.
  8. steelmaker Offline steelmaker
    steelmaker 5 March 2021 21: 06
    +1
    All ingenious is simple! A planned economy, a genius could have come up with! And to realize it GOD! Take an ordinary person or an ordinary family. That they live in a market economy? Here you have a bite! Sold - bought, and then the grass does not grow? Show me such a moron? There is always a stash and everything is planned for years. Who here confesses that he lives in one day? But in order to implement all this at the state level, what kind of brain do you need to have? In order to provide millions of people with jobs, then the sale of products and so that people do not run around the country. And while everything is fair. “Cadres decide everything!” - it was not by us that it was said, but we are to blame that mediocrity has ruled us for 30 years !!!
  9. Anton Sibiryak Offline Anton Sibiryak
    Anton Sibiryak (Anton Sibiryak) April 11 2021 10: 01
    0
    The planned economy works:

    but not effectively and not for long under the bourgeois state system, autocracy.
    The planned economy needs de-mo-kra-tiya!

Плановая экономика работает: доказано в СССР


Сторонники капитализма часто утверждают, что плановая экономика не работает. По их мнению, невозможно учесть все и гибкости рынка нет альтернативы. В качестве доводов они приводят экономический спад и тотальный дефицит в позднем СССР.


Кроме того, развитие производства в Советском Союзе нередко сравнивают с таковым в фашистской Германии, где также была плановая экономика. Однако в данном случае противники СССР намерено умалчивают о колоссальной разнице в подходах.

В Третьем Рейхе вся промышленность работала на определенную группу лиц, не учитывая нужды большинства населения страны. В Советском Союзе, наоборот, в ходе составления плана основной упор в развитии промышленности делался на потребности всего общества.

Так, на основе общего госплана, определяющего направление развития в масштабах всей страны, составлялись планы для каждой из республик, а затем вносились коррективы на уровне областей. При этом учитывались не только директивы руководства, но и предложения, поступающие от самих рабочих. Например, в 1965 году по всему СССР в совещаниях приняли участие более 30 млн. рабочих и было принято более 1,5 млн. предложений.

Составление каждой пятилетки опиралось на три вопроса: «Что есть сейчас? Что нужно в будущем? Как эффективно пройти путь от настоящего к будущему?». Именно благодаря четкому плану развития Советский Союз смог превратиться из слабого аграрного государства в индустриального монстра, во многих отраслях обогнавшего капиталистические страны.

Что же касается дефицита в позднем СССР, он был вызван не плановой экономикой, а таким явлением как синдикализм. Согласно данной концепции рабочие, промышленные отрасли и организации должны быть систематизированы в конфедерации или синдикаты, а это уже шаг в сторону рыночной экономики.

Окончательным ударом по госплану стал закон «О кооперации в СССР», принятый в 1988 году.

Объявление
Мы открыты к сотрудничеству с авторами в новостной и аналитический отделы. Обязательным условием является умение быстро анализировать текст и проверять факты, писать сжато и интересно на политические и экономические темы. Предлагаем гибкий график работы и регулярные выплаты. Отклики с примерами работ просьба направлять на olga.hr@vo-media.ru
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Владест Офлайн Владест
    Владест (Владимир) 5 марта 2021 10:32
    -5
    В результате применения пациент умер ((((
  2. Cyril Офлайн Cyril
    Cyril (Кирилл) 5 марта 2021 10:42
    -4
    В Третьем Рейхе вся промышленность работала на определенную группу лиц, не учитывая нужды большинства населения страны. В Советском Союзе, наоборот, в ходе составления плана основной упор в развитии промышленности делался на потребности всего общества.

    Утверждение абсолютно лживое. В Третьем Рейхе до войны была очень развитая социальная политика. По сравнению с СССР тех же лет, эта политика была куда более глубокая и проработанная, потому что основывалась еще на практике времен Бисмарка.

    Плановая экономика работает: доказано в СССР

    laughing laughing "Лучшей" рекламы Госплана, чем от не просуществовавшего и века СССР, сложно придумать.
  3. Михаил55 Офлайн Михаил55
    Михаил55 (Михаил) 5 марта 2021 11:32
    +1
    Статья слишком оптимистичная. Сейчас, я тоже за разумное планирование в масштабах страны. Тому же буржуину надо ставить определенные цели, в некоторых случаях даже помогать. Очень нужно возвращение ПРОФИ на вершину власти. Рынок не сделал ВСЕ!
    Но и план, как таковой - не панацея. Завал одежды и обуви не признак достатка... приличное, хорошее приходилось как то добывать. Ко всему надо всегда подходить разумно...а то как говорится...заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.
  4. Jacques Sekavar Офлайн Jacques Sekavar
    Jacques Sekavar (Jacques Sekavar) 5 марта 2021 13:01
    +1
    Плановая экономика работает: доказано в КНР !
    О советской плановой экономики В.И.Ленин писал - наша хозяйственная политика в своих верхах оказалась оторванной от низов и именно потому предложил Новую Экономическую Политику, от которой после смерти В.И.Ленина вынужденно пришлось отказаться.
    В силу надвигавшейся войны XIV съезд ВКПб принял т.н. программу “индустриализации” – создание тяжёлой промышленности, производства средств производства, строительства объектов электроэнергетики, подъёма с/хоз-ва и т.д.
    После смерти И.В.Сталина, т.н. “Сталинская экономика”, не меняя своей сути, фактически просуществовала до самого распада СССР и в итоге стала его главной причиной.
    В.И.Ленин предупреждал, что экономическое поражение более серьезное и опасное чем какое бы то ни было, более серьезное и опасное, и оказался прав.
    Это говорит о том, что у руководства КПСС и СССР стояли партийно-государственные карьеристы и формалисты, проповедовавшие марксизм с высоких трибун но ничего в нём сами не понимавшие. Как сказал В.В.Путин, они не знали что делать.
    Возврат к Ленинской Новой Экономической Политике произошёл после ельцинского госпереворота и приходом к власти В.В.Путина, который не стал разрушать до основания ельцинское наследие, но подчинил крупный капитал государственным интересам и потому не стал Над государством как во всех т.н. “демократических” государствах “запада”, но выстроил крупные определяющие экономику отрасли на личной заинтересованности в успехе их руководителей, создал систему государственного регулирования денежного обращения, кредитования, налогообложения, предпринимательства, торговли, соцзащиты и т.д., и т.п. – в точности то, что предусматривалось Ленинской Новой Экономической Политикой, с той лишь разницей что Ленинская программа и Китайская экономическая политика опирались и опираются на политическую партию, диктатуру пролетариата, а В.В.Путин и его экономическая политика такой опоры не имеют, что рано или поздно предопределяет переход РФовского капитализма на “западные” рельсы и вопрос только в том, чем это обернётся для государства и его населения.
    1. Cyril Офлайн Cyril
      Cyril (Кирилл) 5 марта 2021 13:23
      -1
      Плановая экономика работает: доказано в КНР !

      Она там смешанная, а не плановая. Пока экономика была в КНР чисто плановой - страна плавила низкокачественную сталь в самопальных печах на огородах
      1. Jacques Sekavar Офлайн Jacques Sekavar
        Jacques Sekavar (Jacques Sekavar) 5 марта 2021 15:47
        +2
        Она там смешанная, а не плановая

        Сами то поняли что написали ?
        Наполовину беременными не бывают.
        Пятилетние планы развития утверждаются съездом Коммунистической партии Китая и правительство руководствуется плановыми заданиями.
        13-я пятилетка завершила создание Основ социализма, а в текущей 14-й пятилетке упор перенесён с объемных на качественные показатели – образование, наука, здравоохранение, экология, уровень и качество жизни и т.д., и т.п., с общей целью построения мощной социалистической экономики расчитаной не на одну пятилетку.
        1. Cyril Офлайн Cyril
          Cyril (Кирилл) 5 марта 2021 15:54
          0
          Сами то поняли что написали ?
          Наполовину беременными не бывают.

          Вообще-то, с медицинской точки зрения, бывают - например, при замершей беременности.

          Во-вторых, беременность и экономика - явления несколько разные.

          В Китае планирование сочетается с рыночными элементами управления. Точно такая же система была и в США в годы Второй Мировой, и в Южной Корее до 90-х годов.
  5. Огурцов Офлайн Огурцов
    Огурцов (Огурцов) 5 марта 2021 15:37
    0
    Типа надо работать за лозунг, задарма но на капиталиста. На холодильник копить 3 года, на машину всю жизнь. Нет уж. Если капитализм - то платите как надо, чтоб хватало. Если социализм - тогда, чтобы перспектива была . хорошие рабочие места, росло благосостояние. А то экономят на здоровье работников. Условия труда - ужасные, оплата мизерная
    1. Jacques Sekavar Офлайн Jacques Sekavar
      Jacques Sekavar (Jacques Sekavar) 5 марта 2021 16:00
      +3
      Государство - политическая организация правящего класса, капиталистов.
      Цель капиталистов - прибыль, личное обогащение, которое за счёт присвоения части прибавочной стоимости создаваемой купленными на рынки холопами. Из этого следует невозможность платить холопам "как надо", потому как если будут платить "как надо", то нечего будет присваивать и обогащаться. Потому платят ровно столько, сколько хватает холопам "на поддержание штанов", чтобы не бунтовали и не приставали с глупостями - платите "как надо"
  6. Александр Ра (Александр) 5 марта 2021 15:54
    0
    Сторонники капитализма часто утверждают, что плановая экономика не работает

    Сторонники так утверждают, понимая, что им нет места в «плановой экономике», в которой, в частности, была статья за тунеядство. Принципиальное различие СССР и кап. страны не описывается словами «план» и «рынок». Странное противопоставление плана рынку (капитализму). Найдется ли хотя бы один бизнесмен-капиталист, действующий без плана?
  7. Дриневский А. (Андрей) 5 марта 2021 16:09
    -4
    Эй, автор .... СССР загнулся прожив жизнь меньшую чем у человека. Какие он принес "достижения"? Голод, нищету, тотальный дефицит, страх за будущее и чувство отвращения к труду! Вот и все успехи коммунизма. Как я рад, что больше нет этой недостраны!!!!
    1. Georgij Офлайн Georgij
      Georgij (Юрий) 12 марта 2021 21:04
      +1
      Дриневский А., а помимо лозунгов либералов, что лично ты знаешь об СССР? Лично ты испытал на своей шкуре, а не попугайничаешь? Вот простая ситуация - полицейский задержал грабителя. С точки зрения пострадавшего - полицейский хороший, а с точки зрения грабителя - полицейский плохой. Ты на чьей стороне? Или ждёшь подсказки? Или ничего не понял?
      1. Дриневский А. (Андрей) 16 марта 2021 06:36
        -1
        Я 1971 г/р и очень хорошо помню время СССР. Я на стороне консерваторов. И жду и личным трудом своим готовлю декоммунизацию России. Чем скорее мы очистимся от советской грязи, тем быстрее восстановимся как великая страна.
        1. Georgij Офлайн Georgij
          Georgij (Юрий) 16 марта 2021 08:40
          0
          Сочччччччуствую. Кстати, а не прокатиться ли тебе в Украину? Центральную её часть. Там уже ну очччччень очистились от того, что ты называешь грязью. Жду объективных рассказов о великой жизни великих укров. Вот только насчёт консерваторов, извини, наверно глупый, ничего не понял.
  8. сталевар Офлайн сталевар
    сталевар 5 марта 2021 21:06
    +1
    Всё гениальное просто! Плановую экономику, мог придумать гений! А реализовать ее БОГ! Возьмите обычного человека или обычную семью. Что они живут по рыночной экономике? Нате выкусите! Продал - купил, а дальше трава не расти? Покажите мне такого дэбила? Заначка всегда есть и планируется всё на года. Кто здесь сознается, что живёт одним днём? А вот чтобы всё это реализовать на уровне государства, это какой мозг иметь надо? Чтобы млн.человек обеспечить работой, потом сбыт продукции и чтобы люди не бегали по стране. И при этом чтобы всё было справедливо. "Кадры решают всё!"- не нами было сказано, но мы виноваты, что нами 30 лет бездари правят!!!
  9. Антон Сибиряк (Антон Сибиряк) 11 апреля 2021 10:01
    0
    Плановая экономика работает:

    но не эффективно и не долго при Буржуазной гос.системе, автократии.
    Плановой экономике необходима де-мо-кра-тия!
  10. Александр Дмитриев_2 (Александр Дмитриев) 24 мая 2021 17:17
    0
    В статье столько откровенной антиисторической и антиэкономической лжи..
    зы: я как раз коммунист и сталинист,
  11. Александр Дмитриев_2 (Александр Дмитриев) 24 мая 2021 17:18
    0
    Цитата: Cyril
    В Третьем Рейхе вся промышленность работала на определенную группу лиц, не учитывая нужды большинства населения страны. В Советском Союзе, наоборот, в ходе составления плана основной упор в развитии промышленности делался на потребности всего общества.

    Утверждение абсолютно лживое. В Третьем Рейхе до войны была очень развитая социальная политика. По сравнению с СССР тех же лет, эта политика была куда более глубокая и проработанная, потому что основывалась еще на практике времен Бисмарка.

    Плановая экономика работает: доказано в СССР

    laughing laughing "Лучшей" рекламы Госплана, чем от не просуществовавшего и века СССР, сложно придумать.

    Так все и есть. Кроме этого кучи других ошибок в статье.
  12. saturn6602 Офлайн saturn6602
    saturn6602 (Сергей Иванович) 27 мая 2021 12:21
    0
    Вот какой то сказал об отсутствии плана в экономике, хоть кто то задумался вообще над смыслом такой фразы: "отсутствие плановой экономики".
    Простой быт, вам нужно переодеть штаны, попробуйте без плана, как придется, только не по плану, получиться? Сомневаюсь. Попробуйте сходить в магазин без всяких планов, а вы туда дойдете? Вот и получается, что без плана появляются только выкидыши, которые потом воду мутят. А мы даже не соображая бурно дискутируем десятилетиями. Может хватит дурью маяться. Даже развал страны и тот идет по плану, сразу на дурака такую мощь не свалить.