Ставка на ВДВ: зачем Минобороны РФ сотня новых Ил-76МД-90А
Несмотря на обещания Вашингтона перестать «экспортировать демократию» по всему миру при помощи военной силы, поверить в это весьма затруднительно. Одним из основных инструментов внешней политики Демократической партии, недавно пришедшей к власти в США, является насильственное свержение неугодных режимов и организация вооруженных конфликтов на границе потенциальных противников «гегемона», к коим теперь официально относятся не только Россия, но и Китай. В такой ситуации необходимо иметь возможность экстренно «затушить пожар», оперативно перебросив в проблемную точку на карте войска и боевую технику. Судя по всему, Минобороны РФ стремится максимально нарастить возможности своей Военно-транспортной авиации и делает ставку на ВДВ.
Сперва стоит сказать несколько слов про американских десантников и самолеты ВТА, которые использует Пентагон. В отличие от наших, ВДВ США не являются отдельным родом войск, но считаются одними из самых боеспособных. Это по своей сути небольшая армия, обладающая максимальным оперативным темпом развертывания. Получив приказ, десантно-штурмовой батальон ВС США должен быть переброшен и развернут на театре военных действий (ТВД) уже через 18 часов. После десантирования первоочередной задачей является взятие под контроль окружающей местности и обеспечение прибытия дополнительных сил. Все необходимое может быть сброшено с парашютом, включая автоматические станковые гранатометы Mk 19, ПТУР «Тоу» и БМП М2 «Брэдли». Более тяжелое вооружение, например, буксируемую 155-мм гаубицу М777, легко перебросить вертолетом. РСЗО M142 HIMARS, которыми также располагают американские десантники, перевозятся тяжелыми транспортными самолетами C-130 Hercules.
Получается, что для эффективной работы ВДВ критически важно иметь достаточное количество грузовых самолетов Военно-транспортной авиации (ВТА). К ним можно отнести уже упомянутые турбовинтовые C-130 Hercules, являющиеся самыми распространенными военными транспортниками в мире, и турбореактивные Boeing C-17 Globemaster III. Последние были созданы для воздушной перевозки войск и боевой техники, сбрасывания грузов. Globemaster III состоят на вооружении США, блока НАТО и множества других стран, куда поставлялись на экспорт. Однако в 2015 году Boeing принял решение прекратить их производство.
В нашей стране все обстоит несколько иначе. Российские ВДВ – это самостоятельный род вооруженных сил, предназначенный для решения очень широкого круга задач. Среди них: десантирование в тыл противника и нарушение управляемости его войск, тыла и коммуникаций, срыв его планов по выдвижению и развертыванию резервов, уничтожение наземных элементов высокоточного оружия, противодействие высаживанию и уничтожение вражеского десанта, прикрытие открытых флангов и направлений, сдерживание прорвавшегося противника и т.д. По своей сути, воздушно-десантные войска - это настоящая армейская элита, которая может эффективно использоваться как силы быстрого реагирования. На театр военных действий ВДВ могут доставляться как парашютным, так и посадочным способом.
Российская ВТА представлена легкими самолетами Ан-26, средними Ан-12, тяжёлыми Ил-76 и сверхтяжёлыми Ан-124 «Руслан». Последних у нас всего 16 штук, потому основной «рабочей лошадкой» в тяжелой весовой категории являются старые советские Ил-76. Для своего времени это был прекрасный и неприхотливый самолет, который мог доставить до четырех единиц бронетехники парашютным или посадочным способом, но теперь он довольно сильно уступает своим более молодым конкурентам. Также большой проблемой было то, что их производство осталось в независимом Узбекистане. В 2010-м оно было перенесено из Ташкента в Ульяновск на завод «Авиастар-СП». За минувшие годы было сделано множество модификаций Ил-76: летающая лаборатория, пожарный самолет, имитатор невесомости для тренировок космонавтов, самолет-госпиталь, постановщик помех, стратегический воздушный командный пункт, самолет-заправщик, самолет ДРЛО, самолет, приспособленный для эксплуатации в условиях Арктики и Антарктиды и т.д.
Наибольший интерес в контексте ВТА представляют версии Ил-76МД-М и Ил-76МД-90А. В планах Минобороны было довести до уровня Ил-76МД-М сотню старых Ил-76, продлив их эксплуатацию еще минимум на 15 лет. Благодаря внесенным изменениям, серьезно улучшились эксплуатационные характеристики этого самолета. Установлена новая оптико-электронная визирная система, транспортник оснащен всеми системами активной и пассивной защиты, тепловыми ловушками. Старая «рабочая лошадка» еще «попашет». Но самые основные свои надежды российские военные, несомненно, возлагают на Ил-76МД-90А.
Это не просто продукт глубокой модернизации Ил-76, они строятся сейчас с нуля. Внешне транспортный самолет похож на своего предшественника, но при его производстве использованы современные материалы, авионика, более мощные двигатели, соответствующие самым новым экологическим стандартам. Изначально в него заложен большой ресурс, позволяющий прослужить 30 лет, и его в дальнейшем можно будет продлить модернизацией. Обновленный самолет сохранил достоинства прототипа, которые давали ему возможность эксплуатироваться на грунтовых ВПП, летать в высокогорье и самом широком температурном диапазоне, от арктических холодов до жарких тропиков. Тяжелый транспортник может поднять до 60 тонн, включая 125 десантников или 225 человек личного состава, а также весь перечень боевой техники, используемой ВДВ, а именно: БМД, БТРД, САУ и проч. Вдобавок, Ил-76МД-90А пригоден для использования в качестве самолета-госпиталя и пожарного самолета.
В планах Минобороны РФ приобрести к 2030 году до сотни Ил-76МД-90А, а также модернизировать до уровня Ил-76МД-М такое же количество «ветеранов». С ними возможности ВДВ и ВТА значительно возрастут, а российские войска станут более аэромобильными.
Информация